Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
статья по теме
В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_socialnogo_pedagoga._2012g..doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 87 Тракторозаводского района г.Волгограда
2012г.
Дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации
подготовила
Социальный педагог
Колотилина Наталья Анатольевна
«Будущее любой страны заключается в её детях». Известная истина, часто повторяющаяся в педагогической литературе. Давайте посмотрим вокруг – мир полон детей. Приходя в мир, ребенок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Жизнь идет и вместе с особенностями развития у ребенка проявляются также и социально-психологические трудности, а у родителей и педагогов возникают многочисленные вопросы.
В последнее время проблема общения с «трудными» детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность таких детей неуклонно растет. Они уходят из дома, начинают бродяжничать, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются себе, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером.
Если в раньше «трудными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение «трудный ребенок».
Стоит ребенку однажды попасть в список «трудных» детей, часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или в школу, включать в детский коллектив или дружескую компанию. Перед ним всюду возникает стена, запрет или отказ.
Основа работы с трудными - это вопрос: "Как выйти из кризиса?" Первое, нам с учеником, второе, ученику с его окружением.
Что делать? Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей. Но нередко поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории "трудных".
Когда говорят о трудных детях, обычно имею в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Что же делать педагогу? Относиться к школьным трудностям спокойно. Не считать любую трудность непреодолимой преградой. Разобраться в её причинах и, если возможно, объяснить это ученику.
При работе с трудными детьми мы должны помнить о ряде условий, которые помогут достичь успеха в работе:
первое - установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать. Познание ребенка - это второе, о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления, реакции. Третье - установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации.
Мы должны: быть терпеливыми в стремлении помочь ребенку, быть предельно доброжелательными в общении с ним; не проявлять негативного отношения к ученику ни словом, ни жестом, ни выражением лица; избегать оценочных суждений; не сравнивать ребенка со сверстниками; хвалить ребенка при всех, обсуждать его проблемы наедине с ним.
При работе с трудными детьми отмечается необходимость взаимодействия работников всей социально-педагогической службы школы: заместитель директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога. Все направления и виды работы должны планироваться единым координационным планом. Работа, безусловно, должна начинаться с составления плана совместной деятельности. Планируется выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, находящихся в социально-опасном положении.
Выявление трудных детей, сбор аналитической информации от родителей, педагогов, врача школы проводится параллельно всеми участниками учебно-воспитательного процесса: классными руководителями, социальным педагогом, психологом.
Коррекционная работа по профилактике правонарушений в нашем образовательном учреждении планируется с самого раннего возраста, начиная с первого класса. Уже в начальной школе мы говорим на классных часах, проводим беседы, организовываем конкурсы рисунков по темам "Профилактика вредных привычек", "Здоровьесбережения", по профилактике правонарушений. Классные руководители организуют встречи с фельдшером школы, проводят уроки здоровья, организуют театрализованные представления, ролевые игры.
Безусловно, основная профилактическая работа как с обучающимися, так и с родителями выполняется по общему плану. В этой работе мы стараемся объединить усилия педагогов дополнительного образования, классных руководителей. Совместные проведения мероприятий - акции, организация факультативов, кружков, клубов - это возможность психолого-педагогической реабилитации и профилактики асоциального, проблемного поведения.
Только совместными усилиями мы можем добиться успеха и наша работа принесет желаемый результат.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....
Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...
Предупреждение социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В статье рассказывается об опыте работы школы по предупреждению социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации....
Доклад «Дополнительное образование для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
доклад на РМО для педагогов дополнительного образования о трудовом воспитании детей детского дома....
РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономический кризис 1990-х годов в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...
Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...