Статья: "Эмоциональное выгорание педагога"
статья по психологии

Профессиональный труд школьного педагога, как показывает анализ, отличает высокая эмоциональная напряжённость.

Как избежать «выгорания»?

Как выработать модель поведения, предотвращающую выгорание?

Осознанные размышления помогают дистанцироваться по отношению к повседневным проблемам. Зачастую существенную помощь оказывают невольно спровоцированные кризисы. Тот, кто размышляет, изменяет свою точку зрения в отношении следующих тем:

• времени и его экономии;

• собственной незаменимости.

Чтобы выбраться из болота под названием «выгорание», необходимо создать противовес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie_pedagoga.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное выгорание педагога

Профессиональный труд школьного педагога, как показывает анализ, отличает высокая эмоциональная напряжённость. Трудно даже перечислить все эмоциогенные факторы деятельности учителя, которые по своей природе могут быть как объективными, так и субъективными.

Проще говоря, выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдает слишком много энергии и практически не восполняет ее. В принципе нечто подобное происходит с автомобилем, когда включены фары, стеклоочистители, радио и т. д., то есть все, что потребляет энергию, но аккумулятор не заряжается, то есть энергия в него не поступает. Это не может продолжаться долго, и в какой-то момент машина перестает двигаться. Но в машине всегда есть лампочка контроля, которая сразу же показывает, что энергия в аккумулятор больше не поступает. Что такое синдром выгорания? В случае с человеком проблема заключается в том, что у него подобной лампочки контроля нет. Зачастую мы не замечаем, что уже давно перестали получать энергию. Вместо этого мы, как и прежде, продолжаем работать в заданном направлении. Люд и замечают, что что-то у них не в порядке и что их дела обстоят неважно, но, как правило, они полагают, что смогут с этим справиться благодаря еще большим усилиям. И в какой-то момент они обнаруживают, что сил что-либо делать больше нет.

По существу, эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда. Причем спектр эмоций весьма разнообразен: это и удовлетворение от удачно проведенного урока, и удовольствие от похвалы коллеги, и радость от успехов своих подопечных или коллег, и огорчение от сорванного урока, и сожаление из-за неподготовленности ученика к уроку, гордость избранной профессией или разочарование в ней и т.п.

Именно на нарастающее чувство неудовлетворенности избранной профессией или отсутствие перспективы профессионального роста списывают обычно, руководствуясь «здравым смыслом», резкое снижение уровня квалификации работающих учителей и повышение фактора риска психосоматических расстройств. Хотя не исключено, что испытание на эмоциональную прочность происходит при переживании не только отрицательных, но и положительных моментов. Однако в любом случае остается открытым вопрос: являются ли эмоциогенные формы профессиональной дезадаптации работающих учителей характерным признаком организации данного вида труда или проявлением их профессиональной непригодности.

Проведенное еще в 20-х гг. изучение динамики работоспособности учителей подтвердило существование «латентных» факторов индивидуальности, предрасполагающих или препятствующих развитию психической усталости у работающих учителей. Исследования по охране труда, выполненные группой А.С. Шафрановой, следует отнести к наиболее продуктивным. Эта группа исследователей, попытавшаяся отыскать «общий критерий трудности и вредности» педагогической деятельности, впервые довольно детально изучила условия и механизмы возникновения профессиональной дезадаптации учителей.

В построенной А.С. Шафрановой классификации профессий, на основе полученных данных в особую группу выделены профессии, относящиеся к области искусств и просвещения, на основании «преобладающего присутствия творческого начала». Позднее она добавила в эту группу врачей, инженеров, ответственных профсоюзных работников. Этой группе дается название «профессии высшего типа» по признаку «необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой» (профессии среднего (ремесленного) типа подразумевают работу только над предметом, а профессии низшего типа после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом).

Три основные стадии профессионального выгорания у педагога: – на первой, начальной, стадии у педагога наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ребенку, планируемый вопрос, что обучающийся ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности; – на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится вечно», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать); – третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы, и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.

Анализ показал, что группа высших профессий «совершенно особая», если обратить внимание на:

1) моменты и условия работы;

2) аппарат, производящий эту работу;

3) значение для производства каждого отдельного работника;

4) роль, которую работа играет в психофизиологической жизни каждого работника.

Первая особенность состоит в том, что работа «всегда новая», ряд моментов совершенно не доступен внешнему наблюдению и учету, а доступные моменты требуют особого психологического анализа: механические элементы подчинены творческому началу (их увеличение свидетельствует или о чрезвычайной ненормальности условий, или о профнепригодности). Вторая — в том, что у работников механического труда свойства продукта определяются орудием производства, а здесь — характером и свойствами самого исполнителя, причем, «наличие всех особенностей психологического профиля не делает человека педагогом-творцом», так как еще необходимо и призвание; каждый создает индивидуальную ценность и любое орудие делает выразителем своей индивидуальности. Третья — в том, что необходимо путем специальной подготовки развивать до совершенства психические и физиологические способности, ибо в противном случае совершается «насилие над психикой» и как результат — «подавленность, измученность, раздражительность». Четвертая — в том, какие, кроме названных эмоций, могут быть психофизиологическим следствием такой работы: в первую очередь следует отметить переутомление из-за «высокого участия волевого стимула» и постоянной активной работы сознания; переутомление объясняется также большим количеством внеурочной работы и сложностью комплекса рабочих действий; вышеперечисленное усугубляется частой напряженностью в виде «специфических эмоций».

Большие нагрузки на эмоциональную сферу отмечал и М.М. Рубинштейн, выделяя в «структуре учителя» как важнейшие следующие качества: любовь к детям и оптимизм. Основное значение во взаимоотношениях учителя и детей М.М. Рубинштейн придавал «нерассудочному влиянию», поэтому для него была важна не просто «эмоционально-волевая окраска материала», но и сама личность учителя. Противоречивость сочетаемых личностных качеств он объяснял тем, что эмоциональная сфера редко осознается и трудноуправляема. Например, умение «вживаться в чужую психику, даже перевоплощаться..., но не растворяться в ней». Или из-за того, что «оба фактора нерассудочны» (каковыми являются педагогические такт и чутье), учитель часто оказывается перед выбором: какого голоса слушаться — разума, вооруженного наукой, или нерационального, подсказываемого чутьем. В описании структуры учителя как противоположности представлены: волевая устойчивость и последовательность, с одной стороны, и терпение, с другой; требовательность со строгостью, с одной стороны, и необходимость смягчения их личным благоприятствующим отношением, с другой, и т.д.

Суть анализа, проделанного М.М. Рубинштейном, можно свести к следующему итогу: только эмоционально зрелая личность в состоянии справиться с описанными трудностями. В то же время он предупреждал начинающих педагогов, что общество и наука пока что не обеспечивают условий для необходимого самообразования и самовоспитания учителя, поэтому в эмоциональном развитии учитель должен продвигаться сам, чтобы выжить и не деградировать как личность.

Как избежать «выгорания»?

Для подверженного синдрому выгорания человека нелегко сойти с этого скользкого пути. Даже если он понимает, что в его жизни должны быть иные сферы, помимо работы, он не может найти на них время. Но если вы действительно хотите избежать выгорания, то вам нужно создать реальный противовес. Некоторым людям необходимо хотя бы на некоторое время дистанцироваться и подумать, и тогда у них появляется несколько вариантов, что можно сделать в сложившейся ситуации. Если вы хотите сделать нечто подобное, то задайте себе следующий вопрос: что в жизни действительно доставило мне удовольствие? Очень хорошо, если в вашей жизни неоднократно были «белые полосы». Может быть, когда-то вы с друзьями занимались музыкой? Или занятия каким-либо видом спорта доставляли вам удовольствие? Или у вас есть пара хороших, проверенных подруг или друзей, с которыми из-за своей занятости вы не общались уже несколько лет? Может быть, когда-то вы были настоящим энтузиастом и руководили молодежной группой? Или вы всегда мечтали о собственной мастерской? Или в вашей голове как-то мелькнула мысль, что вы могли бы помочь своему ребенку сделать урок и, если бы были дома в нужное время? Вероятность успеха велика, если вы будете делать ставку на положительный опыт. Ведь всегда есть причины, по которым что-то хорошее, имевшее для вас большое значение, ушло из вашей жизни. Может быть, ваша музыкальная группа распалась по профессиональным причинам или после переезда вы так и не стали членом местного спортивного объединения. Всегда найдутся причины для того, чтобы не начать что-либо вновь. Но, как уже было сказано, вы будете в плену у синдрома выгорания, если не сможете создать противовес.

Как выработать модель поведения, предотвращающую выгорание?

Осознанные размышления помогают дистанцироваться по отношению к повседневным проблемам. Зачастую существенную помощь оказывают невольно спровоцированные кризисы. Тот, кто размышляет, изменяет свою точку зрения в отношении следующих тем:

• времени и его экономии;

• собственной незаменимости.

Чтобы выбраться из болота под названием «выгорание», необходимо создать противовес:

• межличностные отношения: супруг, друзья, семья, группы;

• хобби и спорт;

• часто имеет смысл вернуться к тому, что ранее хорошо себя зарекомендовало. Опыт, получаемый в духовной сфере, помогает удовлетворить основные потребности, что тщетно пытаются сделать внутренние факторы. Союзники среди супругов и друзей могут оказать неоценимую помощь, если не будут созависимы от работы.

Литература:

  1. Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени.
  2. https://smolcrtdu.admin-smolensk.ru/files/345/metodichka_professionalnoe-vygoranie-pedagoga-dovgan.pdf стр.6
  3. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...

Статья «Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».

laquo;Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сторонеличности – это «работа сердца и нервов&r...