Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.
статья по психологии по теме
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выгорание", "сгорание" предложил Г.Фрейденбергер в 1974г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающим в системе профессий "человек- человек". Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов, бизнесменов, политиков,- всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу "Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fenomen.docx | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Детская школа искусств» г.Нарьян-Мара.
Феномен «выгорания» в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.
Составитель: концертмейстер ДШИ
Малиновская Т.И.
Г.Нарьян - Мар
2014 г.
2
План.
1.Введение_____________________________________стр.3
2.Понятие синдрома «психического выгорания»_______стр.5
И факторы, оказывающие влияние на выгорание______стр.7
3.Диагностика эмоционального выгорания педагогов___стр.12
4.Способы профилактики__________________________стр.16
3
Введение
В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого - педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижающие риск формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, приобрела особую актуальность в конце 20 начале 21 века – века наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии. Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Актуальность исследования психического выгорания у представителей профессии педагога обуславливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в данной сфере.
4
В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию.
Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли, коммуникации.
Цель: изучение особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у педагогов.
Задачи: 1.Провести теоретический анализ современного состояния проблемы выгорания и основных подходов к изучению данного феномена.
2.Выявить уровень профессионального выгорания педагогов.
3.Сделать выводы.
4.Ознакомить со способами регуляции организма и профилактики СЭВ.
5
Понятие синдрома «психического выгорания» и факторы, оказывающие влияние на выгорание.
Термин «burnout (эмоциональное сгорание)» введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Возникает профессиональное выгорание в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. А.Марроу(1981) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: «Запах горящей психологической проводки».
Прежде, чем понять синдром выгорания, необходимо напомнить его определение и структуру.
В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояния физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. К. Маслач (2006) рассматривает выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающие в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
- Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. У работника появляется хроническая усталость, снижается настроение, иногда уже только при одной мысли о работе, также наблюдается расстройство сна, телесные недуги, усиливается подверженность болезням.
- Деперсонализация – дегуманизация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, получения образования и др. соц. услуг. Становится негативным, даже циничным, появляется чувство вины, человек выбирает автоматическое «функционирование» и всячески избегает нагрузок.
- Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерных предъявляемых к нему требований.
Е. Малер выделяет 12 основных признаков эмоционального выгорания:
- Истощение, усталость.
- Психосоматические осложнения.
- Бессонница.
- Негативные установки по отношению к клиентам.
- Негативные установки по отношению к своей работе.
- Пренебрежение исполнением своих обязанностей.
- Увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства).
- Уменьшение аппетита или переедание.
- Негативная самооценка.
- Усиление агрессивности.
- Усиление пассивности.
- Чувство вины.
7
Факторы, оказывающие влияния на выгорание:
Индивидуальные факторы.
Из всех социально – демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается многочисленными исследованиями. Наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19-20 лет), но и более старшие (40-50 лет).
Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоцион. истощением и деперсонализацией, менее – с редукцией (упрощением) профессиональных достижений.
Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. В исследовании установлено, что мужчины оказались более чувствительными к воздействию стрессоров в тех ситуациях, которые требовали от них демонстрации истинно мужских качеств, таких, как физические данные, мужская отвага, эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. В то же самое время женщины оказались более чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требовали от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения.
В качестве другого объяснения предлагается тезис о том, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей.
Исследование взаимоотношений между полом и выгоранием представляется довольно важным особенно для тех профессий, где велика доля женского труда (учителей, среднего медицинского персонала, работников детских лечебно – воспитательных учреждений).
8
Во взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием отмечается отсутствие значимых корреляции, только незначительная отрицательная корреляция отмечается у психиатров.
Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно муж. пола), не состоящий в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами.
Еще к индивидуальным факторам, оказывающим влияние на выгорание относятся личностные особенности. Личностная выносливость – способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений. Исследуя связь между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления, выявили, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания, причем женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций (исследования E. Greenglass).
Найдены также положительные корреляции между поведением типа А и составляющими выгорания, прежде всего с эмоциональным истощением.
Люди, демонстрирующие этот тип поведения, предпочитают бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем, поэтому они более подвержены влиянию стрессовых факторов. Отмечается, что у женщин связь между поведением типа А и показателями выгорания выражена сильнее, чем у мужчин.
9
Организационные факторы.
Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально – психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания.
Условия работы. Исследования показали, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания.
Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Так, в работе Р.Vlerick показано, что продолжительный контакт с одним клиентом в течении рабочего периода может способствовать развитию выгорания.
Социально – психологические факторы. Один из самых важных среди них, рассматриваемых в контексте выгорания – социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую роль в этом играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.).Здесь отмечается отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной помощи людям.
Наиболее значимой для работников является поддержка от администрации. Более того, некоторые исследователи подчеркивают, что интраперсональные конфликты в группе работников (т.е. по горизонтали) гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение.
10
По вопросам, касающимся других особенностей социально-психологического взаимодействия в коллективе по вертикали, есть несколько исследований, посвященных изучению влияния стиля руководства на тенденцию к выгоранию у подчиненных. Отмечается незначительная корреляция между этими двумя переменными, причем демократический стиль руководства в меньшей степени способствует возникновению выгорания.
Социальная поддержка от коллег, хотя и в меньшей степени также является важным фактором в предотвращении выгорания.
Существует ряд работ, в основном в сфере образования, свидетельствующих о том, что атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе могут привести к эмоциональному истощению у учителей. Например, доказано, что типичные способы активного сопротивления учителю в виде негативного поведения учеников вызывают выгорание у учителей, в то время как пассивная тактика дает отрицательную корреляцию. При этом выгорание у мужчин в большей степени вызывается невнимательностью учеников, а у женщин - их непочтительностью.
Важный фактор – стимулирование работников; эта проблема рассматривалась в русле категории вознаграждения работников за их труд,- материальном и моральном. В виде одобрения со стороны администрации и благодарности реципиентов (учеников, больных, клиентов и т.д.). Практически все исследователи отмечают, что недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствует возникновению выгорания. При этом отмечают, что для работников в предотвращении выгорания важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что в данном контексте обозначается как справедливость. Есть работы, показывающие, что дополнительное вознаграждение за выполнение определенной работы повышает чувство профессиональной эффективности, в то время как наказание приводит к развитию деперсонализации.
11
Наиболее тесные корреляции обнаружены между выгоранием и удовлетворенностью трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений.
Аналогичные данные получены для показателя идентификации себя с организацией, под которой понимается принятие работником целей и ценностей данной организации, осуществление деятельности по реализации этих целей, отстаивание ее интересов и желание сохранить себя ее членом. Установлено, что уровень обучения и специфика преподаваемой дисциплины дают разную степень выгорания. Например. Учителя начальных классов имеют более высокий уровень выгорания, чем их коллеги из более старших классов, учителя музыки оказываются более склонными к выгоранию, чем преподаватели математики.
Профессиональные различия наблюдаются и в сфере служителей церкви. Сравнительный анализ склонности к выгоранию среди трех групп – приходских священников, монахов и священников, имеющих духовный сан, - показал, что наиболее подвержены влиянию данного феномена представители первой группы.
Основная идея подхода, предложенного C.Maslach и M.Leiter, заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Ими предлагается шесть сфер такго несоответствия:
- Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.
- Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и
12
контролем за ним. Результат этой активности – возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.
- Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.
- Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. Наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и нерешаемые конфликты между людьми.
- Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе.
- Справедливость обеспечивает признание и закрепление самооценки работника.
- Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т.п.
Обзор исследований по проблеме психического выгорания в зарубежной психологии показывает достаточно глубокую проработку этой проблемы на разных уровнях.
Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания, обеспечить адекватные меры и перейти от рассмотрения выгорания к его устранению.
Диагностика и профилактика СЭВ.
В психодиагностическом исследовании приняло участие 33 педагога Детской школы искусств: 28 педагогов музыкального отделения и 5 педагогов художественного отделения. Возрастной диапазон – от 30 до 60 лет. Диагностическим инструментарием данного исследования послужила методика диагностики уровня эмоционального выгорания
13
В.В.Бойко. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. В.В.Бойко предлагает рассмотреть три фазы выгорания, каждая из которой, в свою очередь, состоит из 4 симптомов. Симптом, как и фаза, может быть на разном уровне формирования, от низкого (еще не сформировавшегося) до высокого (уже сформировавшегося).
В ходе исследования изучались фазы развития стресса: «напряжения», «резистенции», «истощение».
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений, снизить давление внешних обстоятельств.
Фаза истощения – характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.
Было выявлено, что среди симптомов названных выше фаз есть складывающиеся, т.е. формирующиеся, сложившиеся, несложившиеся и симптомы, доминирующие в фазе или во всем сэм.
В целом эти данные можно представить в виде таблицы.
Название синдрома | складывающийся | сложившийся | доминирующий | |
1 | «напряжение» а).переживание психотравмирующих обстоятельст б).неудовлетворенность собой. в). «загнанность в клетку» г).тревога и депрессия. | 2чел.-6% 2чел.-6% 2чел.-6% 7чел.-21% | 1ч.-3% | 1чел.-3% |
2 | «резистенция» а).неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. б).эмоционально-нравственная дезориентация. в).расширение сферы экономии эмоций. г).редукция профессиональных обязанностей | 17чел.-51% 8чел.-24% 5чел.-15% 7чел.-21% | 6ч.-18% 13ч.-39% 3ч.-9% | 8ч.-24% 2чел.-6% 17ч.-51% 9ч.-28% |
3 | «истощение» а).эмоциональный дефицит. б).эмоциональная отстраненность. в).личностная отстраненность (деперсонализация). г).психосоматические и психовегетативные нарушения. | 5чел.-15% 10чел.-30% 4чел.-12% 7чел.-21% | 2чел.-6%- 1чел.-3% 1чел.-3% | 1чел.-3% 3чел.-9% |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что 100% обследованных педагогов имеют складывающиеся и сложившиеся симптомы эмоционального выгорания. 64% учителей имеют доминирующие симптомы.
Анализ количественных показателей фаз эмоционального выгорания показывает, что 52% педагогов уже имеет сформировавшиеся фазы, а у 42% они находятся в стадии формирования.
15
Фаза «напряжение» у педагогов не сформирована, т.е. не подвержена сэв и только у одного педагога в стадии формирования . Фаза «резистенции» сформировалась у 17 педагогов, это 51% и у 8 педагогов (24%) формируется. Фаза «истощения» сформирована у одного человека и у 6 педагогов, это 18% в стадии формирования, у 26 педагогов, а это 78% фаза не сформировалась.
Фазы эмоционального выгорания
Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справится с негативными проявлениями СЭВ.
Как видно из таблицы доминируют следующие симптомы:
-неадекватное эмоциональное избирательное реагирование(2фаза);
-сложившийся симптом у 42% учителей (14чел.)
-складывающийся – у 51% педагогов (17чел.)
Учителя, у которых сложился данный симптом, имеют тенденцию к неадекватной эмоциональной избирательности: эмоции становятся способом оценивания личности ученика. Последний воспринимает это как предвзятое отношение к себе, неуважение к своей личности.
-эмоционально – нравственная дезориентация(2фаза);
-симптом сложился у 45% педагогов (15чел.)
-складывается – у 24% педагогов(8чел.)
Для педагогов настроения и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать
16
проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, «хороших» и «плохих».
-расширение сферы экономии эмоций(2фаза);
-симптом сложился у 51% учителей (17чел.)
-складывается – у 15% учителей (5чел.)
Данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того готовы послать всех подальше.
-редукция профессиональных обязанностей(2фаза);
-симптом сложился у 37% педагогов(12чел.)
-складывается – у 21% пед.(8чел.)
Этот симптом проявляется в желании сократить обязанности, облегчить задачу.
Таким образом наиболее выраженной оказалась фаза «резистенции» (сопротивление). У педагогов происходит сопротивление нарастающему стрессу, они осознанно или нет стремятся к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстаятельств.
Профилактика, это есть не что иное как предотвращение перехода от стадии резистенции к стадии истощение.
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.
Как избежать встречи с СЭВ?
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
17
Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может он справится сам?
Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?
Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более, что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты.
Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе. Помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Но только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.
Что нужно и чего не нужно делать при выгорании.
- Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
18
- Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха. Размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Одним из наиболее эффективных способов профилактики СЭВ является саморегуляция.
Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Наверняка вы используете интуитивно многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и мн.др.
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности.
Естественные способы регуляции организма:
-смех, улыбка, юмор.
-размышление о хорошем, приятном;
-различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
-наблюдение за пейзажем за окном;
19
-рассматривание фотографий, цветов в помещении, других приятных или дорогих для человека вещей;
-мысленное обращение к высшим силам;
-вдыхание свежего воздуха;
-высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
В целях профилактики СЭВ следует соблюдать следующие правила:
Заботьтесь о своем здоровье, коллеги.
Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.
Проще относитесь к конфликтам на работе.
Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Не забывайте о том, что не только ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите вашего здоровья.
Будьте здоровы!!!
20
Слисок литературы.
1.Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорании у педагогов.- Ярославль,2003
2.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /Бойко В.В. – СПб.: Питер – 1993. 3.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. Изд. Дом Филин. 1996.
4.Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
5.Маслач Г.А. Профессиональное выгорание: как люди справляются./ Маркова А.К. М., Просвещение, - 1993.
6.Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания.
7.Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования.// Орел В.Е. – 2001.
8.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя./Т.В. Форманюк// Вопросы психологии. – 1994.
9.Шарова Н.Н. Проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов./ Шарова Н.Н. – Н.Новгород, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».
Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...
Сценарий мастер-класса "Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания"
Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции....
Методики для диагностики эмоционального выгорания педагогов.
Этот материал будет полезен педагогам образовательных организаций. С помощью этих методик педагоги смогут провести самодиагностику уровня эмоционального выгорания....
Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников....
Диагностика эмоционального выгорания педагогов
В материале предложен комплект методик и пример аналитической справки по результатам диагностики...