Статья «Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».
статья по психологии
«Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне
личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежемесячное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).
Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых
воспитателей. Напряжение ситуации педагогической деятельности вызывают у них
неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям,
окрики, одергивание, порой даже рукоприкладство, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне
личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежемесячное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).
Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых
воспитателей. Напряжение ситуации педагогической деятельности вызывают у них
неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям,
окрики, одергивание, порой даже рукоприкладство, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности.
Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремором (дрожание) рук, заметными изменениями
в мимике и тонусе лица, учащенными сердцебиением. Это отрицательно сказывается
на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижением работоспособности, а затянувшиеся психические реакции вызывают серьезные заболевания
внутренних органов и систем организма, что отрицательно сказывается на здоровье
детей.
В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента: молодой педагог теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной
(слезы) или агрессивной форме (окрики, нервное хождение по группе, резкий стук по
столу, топанье ногами и т.д.). Такое эмоциональное состояние часто проявляется и дома, в семье, вызывая конфликтные ситуации, даже разводы, а значит, сложные жизненные проблемы, - тогда по здоровью педагога наносится удар вдвойне сильнее. Такого
рода эмоциональные реакции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, которые нередко эмоционально разряжаются на рабочем месте, т.е. в группе, что делает
их практически профессионально непригодными.
Для педагогов со стажем работы 15 -20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми: врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного
эмоционального утомления и опустошения, т.е. синдром «эмоционального выгорания».
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь
тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, психологов, врачей, социальных
работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных
ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания
отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
23
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит
три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести
переживаний:; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но..
скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой,
все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег
начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале
это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к
миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
-такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и
некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти
физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРОЙ – одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект -объективные отношения.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоционально сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
24
Синдром эмоционального выгорания - результат стресса. Как распознать
стресс?
Признаки стресса:
Физические:
Общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
Дрожь или нервный тик;
Спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
Повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.
Эмоциональные:
Беспокойство или повышенная возбудимость;
Раздражительность, гнев, агрессивность;
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
Чувство беспомощности, страх.
Поведенческие:
Беспокойство или повышенная возбудимость;
Раздражительность, гнев, агрессивность;
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
Чувство беспомощности, страх.
Признаки стресса у детей.
Беспокойство или повышенная возбудимость;
Раздражительность, гнев, агрессивность;
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
Чувство беспомощности, страх.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. Игры и упражнения на сплочение коллектива
«Я - рыбачка, ты - рыбак»
Цель: снятие напряжения.
Играющие стоят на берегу реки. Имитируют ловлю рыбы. Несколько раз ведущий
предлагает сделать шаг в «воду», засучив в брюки. Через несколько шагов ведущий
говорит, что это был конкурс на самые стройные ножки.
«Мама ниточку распутай»
Играющие стоят в кругу, держась за руки, запутывая «ниточку». Затем ведущий
«Мамочка» распутывает руки играющих, пока снова не образуется большой общий
круг.
«Слепой и поводырь»
Играющие стоят парами: один слепой с завязанными глазами, другой его поводырь –
он даёт слепому команды, как пройти до финиша, обходя разные препятствия. Затем
идет обсуждение: «Какая пара быстрей дошла до финиша и почему».
«Футбол»
Участники делятся на 2 команды и игра идет с двумя мячами из газет. Через 3 – 5 мин.
судья сообщает количество голов.
25
Музыкальная терапия.
Цель: предназначена для успокоения, расслабления, выравнивания, эмоционально-психологического состояния взрослых.
Участники слушают спокойную музыку, сидя на стульях в удобной для них
позе.
Вручение памяток «Способы снятия стресса».
Приёмы выхода из стрессовых ситуаций.
Смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.
Медленно осмотреться по сторонам, переводя с одного предмета на другой,
называть предметы про себя.
Посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что видите.
Медленно, глотками выпить стакан воды, сосредоточив внимание на ощущение в
тот момент, когда вода будет течь по горлу.
Представить себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем…
Проговорить (лучше вслух) формулы успокоения, например: «Сегодня я игнорирую пустяки!»
Переключитесь на интересную деятельность, интересное занятие (музыка, хобби, шопинг).
Используйте приемы логики, включите рассудочную деятельность. Произведите
общую переоценку значимости ситуации по типу: «не очень то и хотелось» или
постарайтесь найти что-то положительное, используя прием «зато».
Не надо блокировать физиологические механизмы разрядки, в виде плача, смеха,
желания ударить, выговориться:
чувство раздражения и агрессии можно снять, сделав несколько ударов ногой по
воображаемому предмету, побоксировать подушку, потопать ногами;
разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
найти место, где можно проговорить, прокричать, выплакать: пустая комната,
закрытая машина;
техника «пустой стул». Представьте, что на этом стуле сидит человек, который
вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажите ему все, что хочется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/28/picture-33827-1469697135.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА – ЗАЛОГ ЕГО ЗДОРОВЬЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА – ЗАЛОГ ЕГО ЗДОРОВЬЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715386-1448438668.jpg)
Статья "Коммуникативная компетентность педагога ДОУ как залог успешной работы с родителями воспитанников из социально-неблагополучных семей"
В статье я делюсь своим маленьким опытом работы клуба "Школа молодого специалиста"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1191169-1574345454.jpg)
Психологическое здоровье педагога залог психического здоровья обучающихся.
Большое значение придается придается фактору здоровья в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития професси...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1432516-1667338828.jpg)
Статья на тему: "Коммуникативная культура педагога как залог успешной профессиональной деятельности"
статья...
Статья: "Эмоциональное выгорание педагога"
Профессиональный труд школьного педагога, как показывает анализ, отличает высокая эмоциональная напряжённость.Как избежать «выгорания»?Как выработать модель поведения, предотвращающую выго...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-393978-1521827724.jpg)
Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся
Существует глубокая связь между атмосферой, которая царит в педагогическом коллективе, эмоциональным состоянием учителей и обучающихся. Бесспорно, что эмоциональное благополучие школьника напрямую зав...