Статья «Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».
статья по психологии
«Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне
личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежемесячное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).
Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых
воспитателей. Напряжение ситуации педагогической деятельности вызывают у них
неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям,
окрики, одергивание, порой даже рукоприкладство, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnaya_kultura_pedagoga_-_zalog_ego_zdorovya.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья».
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне
личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежемесячное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).
Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых
воспитателей. Напряжение ситуации педагогической деятельности вызывают у них
неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям,
окрики, одергивание, порой даже рукоприкладство, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности.
Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремором (дрожание) рук, заметными изменениями
в мимике и тонусе лица, учащенными сердцебиением. Это отрицательно сказывается
на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижением работоспособности, а затянувшиеся психические реакции вызывают серьезные заболевания
внутренних органов и систем организма, что отрицательно сказывается на здоровье
детей.
В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента: молодой педагог теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной
(слезы) или агрессивной форме (окрики, нервное хождение по группе, резкий стук по
столу, топанье ногами и т.д.). Такое эмоциональное состояние часто проявляется и дома, в семье, вызывая конфликтные ситуации, даже разводы, а значит, сложные жизненные проблемы, - тогда по здоровью педагога наносится удар вдвойне сильнее. Такого
рода эмоциональные реакции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, которые нередко эмоционально разряжаются на рабочем месте, т.е. в группе, что делает
их практически профессионально непригодными.
Для педагогов со стажем работы 15 -20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми: врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного
эмоционального утомления и опустошения, т.е. синдром «эмоционального выгорания».
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь
тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, психологов, врачей, социальных
работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных
ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания
отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
23
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит
три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести
переживаний:; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но..
скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой,
все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег
начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале
это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к
миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
-такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и
некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти
физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРОЙ – одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект -объективные отношения.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоционально сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
24
Синдром эмоционального выгорания - результат стресса. Как распознать
стресс?
Признаки стресса:
Физические:
Общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
Дрожь или нервный тик;
Спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
Повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.
Эмоциональные:
Беспокойство или повышенная возбудимость;
Раздражительность, гнев, агрессивность;
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
Чувство беспомощности, страх.
Поведенческие:
Беспокойство или повышенная возбудимость;
Раздражительность, гнев, агрессивность;
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
Чувство беспомощности, страх.
Признаки стресса у детей.
Беспокойство или повышенная возбудимость;
Раздражительность, гнев, агрессивность;
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
Чувство беспомощности, страх.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. Игры и упражнения на сплочение коллектива
«Я - рыбачка, ты - рыбак»
Цель: снятие напряжения.
Играющие стоят на берегу реки. Имитируют ловлю рыбы. Несколько раз ведущий
предлагает сделать шаг в «воду», засучив в брюки. Через несколько шагов ведущий
говорит, что это был конкурс на самые стройные ножки.
«Мама ниточку распутай»
Играющие стоят в кругу, держась за руки, запутывая «ниточку». Затем ведущий
«Мамочка» распутывает руки играющих, пока снова не образуется большой общий
круг.
«Слепой и поводырь»
Играющие стоят парами: один слепой с завязанными глазами, другой его поводырь –
он даёт слепому команды, как пройти до финиша, обходя разные препятствия. Затем
идет обсуждение: «Какая пара быстрей дошла до финиша и почему».
«Футбол»
Участники делятся на 2 команды и игра идет с двумя мячами из газет. Через 3 – 5 мин.
судья сообщает количество голов.
25
Музыкальная терапия.
Цель: предназначена для успокоения, расслабления, выравнивания, эмоционально-психологического состояния взрослых.
Участники слушают спокойную музыку, сидя на стульях в удобной для них
позе.
Вручение памяток «Способы снятия стресса».
Приёмы выхода из стрессовых ситуаций.
Смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.
Медленно осмотреться по сторонам, переводя с одного предмета на другой,
называть предметы про себя.
Посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что видите.
Медленно, глотками выпить стакан воды, сосредоточив внимание на ощущение в
тот момент, когда вода будет течь по горлу.
Представить себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем…
Проговорить (лучше вслух) формулы успокоения, например: «Сегодня я игнорирую пустяки!»
Переключитесь на интересную деятельность, интересное занятие (музыка, хобби, шопинг).
Используйте приемы логики, включите рассудочную деятельность. Произведите
общую переоценку значимости ситуации по типу: «не очень то и хотелось» или
постарайтесь найти что-то положительное, используя прием «зато».
Не надо блокировать физиологические механизмы разрядки, в виде плача, смеха,
желания ударить, выговориться:
чувство раздражения и агрессии можно снять, сделав несколько ударов ногой по
воображаемому предмету, побоксировать подушку, потопать ногами;
разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
найти место, где можно проговорить, прокричать, выплакать: пустая комната,
закрытая машина;
техника «пустой стул». Представьте, что на этом стуле сидит человек, который
вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажите ему все, что хочется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА – ЗАЛОГ ЕГО ЗДОРОВЬЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА – ЗАЛОГ ЕГО ЗДОРОВЬЯ...
Статья "Коммуникативная компетентность педагога ДОУ как залог успешной работы с родителями воспитанников из социально-неблагополучных семей"
В статье я делюсь своим маленьким опытом работы клуба "Школа молодого специалиста"....
1.2. Эмоциональная культура педагога
Презентация "Эмоциональная культура педагога" (посмотреть)...
Психологическое здоровье педагога залог психического здоровья обучающихся.
Большое значение придается придается фактору здоровья в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития професси...
Статья на тему: "Коммуникативная культура педагога как залог успешной профессиональной деятельности"
статья...
Статья: "Эмоциональное выгорание педагога"
Профессиональный труд школьного педагога, как показывает анализ, отличает высокая эмоциональная напряжённость.Как избежать «выгорания»?Как выработать модель поведения, предотвращающую выго...
Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся
Существует глубокая связь между атмосферой, которая царит в педагогическом коллективе, эмоциональным состоянием учителей и обучающихся. Бесспорно, что эмоциональное благополучие школьника напрямую зав...