Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
методическая разработка
Выступление педагога- психолога на методическом объединении педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект выступления педагога-психолога на Методическом объединении
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим, интеллектуальным перегрузкам и стрессу.
Следовательно, профессиональное “выгорание” - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное “выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.
Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и коллегами по работе.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
- Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний.
- Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи.
- Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
- Возникают недоразумения с коллегами.
- Появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
- Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру;
Человек становится равнодушным ко всему.
- Безразличие ко всему.
Три аспекта профессионального выгорания
- Снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
- Одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.
- Эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Факторы напряженности педагога
- Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
- Загруженность рабочего дня;
- Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
- Чувствительность к имеющимся трудностям;
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка;
- Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности;
- Владение современными методиками и технологиями обучения.
Причины возникновения профессионального выгорания у педагогов
- Основная причина это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.
- Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка;
- Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
- Жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
- Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- Неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
- Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;
- Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
Мифы, приводящие к сгоранию
- "Жить надо для людей"
- "Если не я, то кто же?"
- "Я должен быть для всех хорошим"
- "Работа превыше всего!"
Профилактика „синдрома профессионального выгорания “
- Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе.
- Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должны и сам педагог, и администрация учебного заведения, где он работает. Администрация может четко распределить обязанности, продумать должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения педагогов. Важно создать благоприятные условия, обеспечить наличие современных справочных, учебных и методических материалов и пособий, техники, компьютеров и пр. Учебные помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам по уровню освещенности, температуры и пр. Кроме того, у педагогов должна быть возможность поесть, отдохнуть во время перерыва.
- Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом.
- Профессиональное развитие и самосовершенствование. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.
- Тайм-ауты. Для того, чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: прогулка после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск.
- Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.
- Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.
- Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.
- Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.
- Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.
Психотехнические упражнения
Упражнение 1. «Внутренний луч» Упражнение на снятие утомления. Нужно принять удобную позу, сидя или стоя.
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками. Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”
Упражнение 2. «Голова» Одна из наиболее частых жалоб учителей - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Упражнение, помогает снять неприятные соматические ощущения.
Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас огромный и тяжелый головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 3. «Настроение» Как снять неприятный осадок после разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.
Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:
- если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;
- если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;
- желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;
- при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;
- голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
- если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
- фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.
07.04.2021г
Педагог-психолог: Казанцева Ольга Евгеньевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Психологическая поддержка профессионального развития и профилактика эмоционального выгорания
Из- за физических и эмоциональных перегрузок на работе, а это и подготовка к введению ФГОС для детей с ОВЗ, и новые требования к оформлению документации, и необходимость внедрения интерактивных методо...
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения ...
Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт...
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Материал содержит характеристику синдрома эмоционального выгорания, стадий и симптомов СЭВ. В материале рассказывается о качествах, помогающих педагогу избежать профессиональное выгорание. Также содер...
ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПОДДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни....
Презентация на тему: "Синдром профессионального выгорания. Методы профилактики.
В презентации даны следующие понятия: Эмоциональное (профессиональное) выгорание, его симптомы. Рассматриваются стадии синдрома профессионального выгорания. Предоставлены сравнительные результаны псих...