Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»
план-конспект по психологии
Люди, которые не умеют найти время для отдыха,
рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.
Джон Ванамейкер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития
Московской области
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Московской области
Семейный центр помощи семье и детям
«Преображение»
Семинар-тренинг
по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
«Эмоциональное выгорание, прощай!»
Разработала: педагог-психолог Ефремова Ольга Александровна
Семинар-тренинг
по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
«Эмоциональное выгорание, прощай!»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
- снизить уровень эмоционального напряжения;
- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
- сформировать установку на сохранение и укрепление психического
здоровья;
- повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Педагог-психолог: Дорогие коллеги! Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы пришли. Надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке.
Для того, чтобы быть максимально включенным в тренинг, нужно каждому быть очень внимательным. И сейчас я вам предлагаю выполнить следующие задания. Основное задание – это встать в шеренгу, но вот по какому принципу:
Задание 1: расположиться в шеренге так, чтобы справа стоял самый высокий из нас и далее, по убыванию роста мы выстраиваемся до самого невысокого участника группы. Начали!
Задание 2: справа должен стоять человек с самыми темными глазами, в конце слева – с самыми светлыми!
Задание 3: В начале шеренги должен стоять человек с самыми темными волосами, в конце – с самыми светлыми!
Задание 4: Начало шеренги – это 1 января, конец – 31 декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения.
Обсуждение:
- Удалось ли достичь взаимопонимания, было ли легко и непринужденно?
Упражнение «Плюс-минус»
Педагог-психолог раздает каждому педагогу по 3 или 5 стикеров зеленого или желтого цвета и просит написать плюсы и минусы вашей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Обсуждение:
- какие основные плюсы и минусы мы выделили для себя?
- чего больше получилось – плюсов или минусов?
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше и легче их озвучивать, прийти к выводу, что работа тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности коллег, осознать, что затруднения похожи.
Педагог-психолог: Сегодняшний тренинг посвящено профилактике эмоционального выгорания. Как мы видим из прошлого упражнения тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.
Человек усваивает:
• 10% того, что слышит
• 50 % того, что видит,
• 70 % того, что сам переживает,
• 90% того, что сам делает.
Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, которые нередко приводят к «перегрузке», эмоциональному истощению – синдрому эмоционального выгорания.
В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Психологическая причина болезни | В каком органе проявляется болезнь | Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема | Высокое давление | Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх | Головная боль | Я люблю и одобряю себя |
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь | Желудок | Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого. |
Черствость, отказ от радости | Сосуды | Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца. |
Хроническое нытье | Печень | Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу. |
Мозговой штурм «Способы снятия нервно-психического напряжения» (способы записываются на флипчарте)
Способы снятия нервно-психологического напряжения:
1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т. д.
2. Спортивные занятия.
3. Контрастный душ.
4. Стирка белья.
5. Мытье посуды.
7. Скомкать газету и выбросить ее.
10. Слепить из газеты свое настроение.
12. Громко спеть любимую песню.
13. Покричать то громко, то тихо.
14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
15. Смотреть на горящую свечу.
16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
17. Погулять в лесу, покричать.
18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны и т.д.
Упражнение «Ведро мусора»
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Медитация "Встреча с ребенком внутри себя"
Педагог-психолог: Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку: Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.
Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет:
Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив".
После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко - крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: "Я всегда с тобой. Я люблю тебя!". Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.
Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох - выдох, откройте глаза. Скажите себе: "Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью".
Упражнение “Звуковая гимнастика”
Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Рефлексия
Педагог-психолог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Упражнение «Корзинка пожеланий»
(позитивный настрой после проведения тренинга)
Участники тренинга вытягивают из корзинки листочки с позитивными пожеланиями и высказываниями.
-Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами - не падайте духом!
-К горькому кофе, достань шоколадку,
К горькой минуте - счастливую мысль.
Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.
Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…
-На жизнь рассчитывать наивно,
Она Фортуну не пришлет,
Попробуй мыслить позитивно,
Удача вмиг сама придет!
-Ты поверь, в огромном мире
Счастье есть, оно придет!
Знай, тебя удача ждет,
Только улыбнись пошире!
-Днем погожим и даже ненастным
Позитивность не стоит терять.
Заручись настроеньем прекрасным,
С ним приятней по жизни шагать!
-Жизнь прекрасна и удивительна! Оглянись вокруг и ты поймешь, что
живешь в чудесном мире! Пусть каждое мгновение будет приятным и
неповторимым!
-Жизнь создана только для нас. Она неповторима, и она, самое главное, что
у нас есть! Так зачем же ее тратить на обиды и переживания, когда можно
радоваться и наслаждаться! Думай позитивно, ведь мысли материальны!
-Мысли только позитивно,
Весело живи, активно!
-Не кладите в утренний кофе вчерашние, горестные воспоминания… —
добавьте — сахар сегодняшних, радостных надежд!
-Пусть уйдут печаль и грусть,
И все проблемы разбегутся!
Надо только им назло
Спокойно улыбнуться!
-Такое чудо - просто жить!
Дышать и ждать, что будет дальше.
Быть выше зла, обиды, фальши.
Прощать, надеяться, любить.
- Пытайся даже в хмурый день найти порхающую радость.
- Не ждите чуда! Чудите сами!
- Чтобы не наступать на одни и те же грабли - пронумеруйте их!
- Пропускайте сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останется
лишь радость.
- Хороший слух - это когда слышишь только хорошее.
Приложение1
Лист обратной связи тренинга для педагогов
«Профилактика эмоционального выгорания»
Заполняется анонимно, подписывать не нужно!
1. Нужны ли подобные формы работы с педагогами? _________________________________________________
2. Оцените содержание тренинга по 5-балльной шкале (5 – очень понравилось, 1 – совершенно не понравилось): ________________________
3. Оцените проведение тренинга по 5-балльной шкале (5 – очень понравилось, 1 – совершенно не понравилось): ________________________
4. Оцените степень своей комфортности на тренинге по 5-балльной шкале ( 5 – чувствовал(а) себя отлично, комфортно, 1 – чувствовал(а) себя совершенно не комфортно, плохо, хотелось поскорее уйти):_________________________
5. Что больше всего понравилось на тренинге? _________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Что меньше всего понравилось на тренинге? _________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Профилактика синдрома эмоционального выгорания (для педагогов)...
«Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов в работе районного методического объединения средствами деловой игры»
Реферат о проблеме профилактики эмоционального «выгорания» учителей. Актуальность темы требует осуществления комплексных мер. Методическое объединение может включиться в решение проб...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".
Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....
Сценарий мастер-класса "Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания"
Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции....
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Презентация к РОМ председателей МО классных руководителей...
Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. ...
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....