ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
методическая разработка по психологии
Понятие «здоровьесберегающие технологии» на сегодняшний день интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию, развитию и укреплению здоровья школьников. Сюда входят сведения и конкретные рекомендации по экологии, физиологии и психологии процессов обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_samoaktualizatsii_lichnosti.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Мндлян Лорита Погосовна
Преподаватель ГБОУ СПО МО СТК, г. Серпухов
E-mail:Mamyirlih@rambler.ru
Понятие «здоровьесберегающие технологии» на сегодняшний день интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию, развитию и укреплению здоровья школьников. Сюда входят сведения и конкретные рекомендации по экологии, физиологии и психологии процессов обучения и воспитания.
Мир неудержимо меняется, и человеку важно быть социально гибким, личностно устойчивым и самостоятельным в самом широком смысле этого слова, чтобы противостоять стрессу, вызванному отставанием возможностей человеческой психики от требований, предъявляемых к ней. Поэтому проблема личностного роста продолжает оставаться одной из центральных в педагогической и психологической науке, но на сегодняшний день не имеет однозначного решения. Теорий личности много (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и т.д.) и каждая из них предлагает свой вариант развития.
Концепция самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Ассаджоли), разработанная в рамках гуманистической психологии представляется перспективной, так как ее можно использовать как модель идеального развития личности: личность, достигшая уровня самоактуализации менее подвержена депрессивным состояниям, целеустремленна, отличается адекватной самооценкой, независима от условностей, духовна. Рассматривая данную концепцию как метод используемый в педагогике следует брать за основу пять основополагающих положений стоящих в основе всей гуманистической психологии:
1) Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
2) Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
3) Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
4) Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
5) Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). [Д. Бьюджеталь, 1963г. Ассоциация гуманистической психологии.]
Иначе говоря эти положения указывают на необходимость соучастия в развитие личности давая возможность приобрести собственный опыт и оценить свои возможности на ряду с возможностью понимания приоритета ценностей самоактуализации, а не полное направление со стороны возможных педагогов. Однако воспитывать такого человека мы еще не научились.
Вопрос о том, как вырастить самоактуализирующуюся личность остается открытым. Дело в том, что потребность в самоактуализации, хотя и является у человека ведущей, но она заблокирована рядом нереализованных потребностей: рядом физиологических потребностей организма, в безопасности, в принадлежности к группе, в желании любить и быть любимым, в желании познавать окружающий и внутренний мир, в своих эстетических проявлениях. Из этого можно сделать вывод о необходимости удовлетворения изначальных потребностей в полной мере, что оказывается довольно сложно с учетом, что личность развивается постоянно а с ней развивается и меняется вариативность потребностей.
Переходя непосредственно к главной теме данной статьи стоит сказать что, под самоактуализацией понимают непрерывную реализацию потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. Это осознание замысла Творца.
Самоактуализирующиеся личности - это лучшие представители человечества. Они не завистливы, работают для развития и духовного обогащения всех людей. Они способны воспринимать жизнь в красках и радоваться ей. Они успешны в делах. Они любят и любимы. Они устойчивы к стрессу. У них есть высокие цели, и они к ним стремятся. Но таких людей совсем не много. Всего несколько процентов. Обучать и воспитывать такого человека нам еще предстоит научиться.
Иерархия потребностей по А. Маслоу строится от физиологических потребностей до самоактуализации через потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в признании и самоуважении, познавательные потребности, эстетические потребности и самореализацию.
Так как гуманистическое направление представляют собой в большинстве случаев психотерапевты, то неудивительно, что практические наработки по развитию самоактуализации мы находим в психотерапии: психодраме, психосинтезе, нейролингвистическом программировании, символдраме, гештальт-терапии.1 Они располагают большим арсеналом методов и средств, помогающих человеку осуществлять внутренний рост и приближаться к ценностям самоактуализации.
Инновационная педагогика, ориентированная на индивидуальность тоже имеет практические наработки в направлении самоактуализации. Формы работы на таких занятиях помогают ребенку осознать свою уникальность и понять свои возможности. В случае с самоактуализацией в задачу педагога, психолога, воспитателя будет входить умение донести до учащегося понимание приоритета ценностей самоактуализации, выраженных в понятиях: любви, дружбы, гармонии, веры в человеческую личность, истины, простоты, справедливости, совершенства и т.д. Рассказывать о таких вещах ученикам (детям, подросткам, юношам, взрослым людям), практически, бесполезно. Для того, чтобы понимать, о чем идет речь, нужно иметь свой собственный опыт. Поэтому важно дать им возможность прочувствовать реалии, стоящие за этими понятиями. В психотерапии этот вопрос решался бы с помощью непосредственного переживания или моделирования данных ценностей. Так исследования показывают (Я. Морено, Р. Ассаджоли, К. Роджерс), что в терапевтической работе при непосредственном переживании информации раскрываются и реконструируются не проявленные эмоции, чувства, а также неосознанные установки, а понимание человеком своей внутренней и внешней реальности, в свою очередь, расширяется и помогает увидеть новые возможности для развития, так как появляется новый взгляд на вещи, ситуации, себя и события, т.е. для человека становится возможным творческий подход к жизни. На инструментальном уровне речь идет о психологических техниках визуализации.
«Визуализация означает использование в мыслительном процессе не слов, а зрительных образов».2
Метод визуализации дает возможность личности увидеть, услышать и почувствовать образы в своем внутреннем мире - VАК/D.3 и за счет этого «пережить» любое состояние (актуальное или моделируемое). Приемы визуализации быстры в применении и просты по форме. В целом обучение подобным техникам ведет к «усилению личности», которое проявляется в более адекватном ее отношении к внешним событиям, в умении анализировать возникающие ситуации, в осмыслении своих потребностей, в умении расслабляться и набирать энергию по своему желанию.4
Это делает личность менее уязвимой в стрессовых ситуациях, в конфликтном взаимодействии, способной к самосовершенствованию и самореализации. В свою очередь сами техники «усиления личности» приводят к реализации потребности в самоактуализации.
Приемы визуализации обладают рядом достоинств:
1. Они могут на инструментальном уровне помочь формированию какого-либо лично- значимого качества, необходимо человеку для развития.
2. Они приносят в процессе работы быстрый результат, так что учащийся может оценить свой вклад в работу по самосовершенствованию. Это повышает аутосимпатию личности.
3. Формы работы достаточно просты процессуально, вследствие чего учащийся не будет попадать в зависимость от консультанта, учителя, а напротив, сможет применить необходимые психологические навыки в любой момент. Это позволит личности чувствовать себя автономно.
4. Алгоритм техник визуализации включает в себя обязательное осознание своих актуальных потребностей, что способствует личностному саморазвитию.
5. Алгоритм техник так же уделяет внимание наличию обратной связи и саморефлексии, что также способствует саморазвитию и самосознанию.
Использование приемов визуализации необходимо осуществлять в рамках образовательного процесса, который играет огромное значение в формировании личности. Так как метод визуализации предоставляет необходимую свободу для беспрепятственного моделирования личностью возможных вариация своего будущего предоставленных на выбора педагогом или же выработанным собственным сознанием опираясь на опыт приобретенный в группе, то технику визуализации стоит рассматривать как универсальный прием способствующий развитию самоактулизации личности. Подводя итог можно сказать что самоактулизация личности взятая за главенствующую потребность личности в конечном итоге приведет к наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей , талантов и способностей личности. Однако стоит заметит что в совершенстве применения такого подхода к воспитанию пока невозможен, но применяя метод визуализации можно добиться наиболее значимых результатов в направлении самоактоулизации личности.
1 Лейтц г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Пер. с нем. / Общ. Ред. и предисл. Е.В. Лопухиной и А.Б. Холмогоровой.-М.: Издательская группа «Прогресс», Универс», 1994.-352 с.; Ассаджоли Р. Психосинтез. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 320 с.; Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. - Сп. - Воронеж, 1993. - 207 с.; Лейнер Х. Кататимное переживание образов. М.: «Эйдос», 1996; Перлз Ф. Гештальт - подход, Свидетель терапии. - Пер. с англ. М. Папуша.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-224 с.
2 Грэхэм Х. Визуализация. Практическое руководство. - С-Пб.: Питер, 2001.-С. 15.
3 VАК/D: V- визуальный канал восприятия; А- аудиальный канал восприятия; К - кинестетический канал восприятия; D – дигитальный канал восприятия или канал рассуждения (терминология нейролингвистического программирования).
4 «Усиление личности» - термин нейролингвистического программирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)
цель урока:Раскрыть:1). Сущность политических режимов;2). Права и свободы личности в различных политических режимах....
Статья "Проблема социализации личности школьников"
Анализ проблемы успешного вхождения в социум, пути решения....
На пути к самоактуализации личности.
Психолого-педагогическая техника...
Лекция: «Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности».
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит...
Диагностика самоактуализации личности
Диагностика самоактуализации личности:...
Диагностика самоактуализации личности
Диагностика самоактуализации личности...