Диагностика самоактуализации личности
материал

Диагностика самоактуализации личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprosnik-lazukina.rar24.24 КБ
Файл oprosnik-bassa-darki.rar22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика самоактуализации личности 
методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)

Инструкция. из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.

Опросник

  1. а) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас. 
    б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.
  2. а) Я очень увлечен своим профессиональным делом. 
    б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.
  3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным. 
    б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему.
  4. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах. 
    б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.
  5. а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации. 
    б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение.
  6. а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. 
    б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
  7. а) Способность к творчеству – природное свойство человека. 
    б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.
  8. а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями литературы и искусства. 
    б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.
  9. а) Я часто принимаю рискованные решения. 
    б) Мне трудно принимать рискованные решения.
  10. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным. 
    б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.
  11. а) Я люблю оставлять приятное «на потом». 
    б) Я не оставляю приятное «на потом».
  12. а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику. 
    б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.
  13. а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии. 
    б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.
  14. а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь. 
    б) Я себе нравлюсь.
  15. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять. 
    б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
  16. а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения. 
    б) Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда.
  17. а) Довольно часто мне бывает скучно. 
    б) Мне никогда не бывает скучно.
  18. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность. 
    б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.
  19. а) Иногда мне трудно быть искренним. 
    б) Мне всегда удается быть искренним.
  20. а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим. 
    б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.
  21. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям. 
    б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.
  22. а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю. 
    б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне это не удается.
  23. а) Эгоизм – естественное свойство любого человека. 
    б) Большинству людей эгоизм не свойственен.
  24. а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время. 
    б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.
  25. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги. 
    б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.
  26. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие. 
    б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие.
  27. а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым. 
    б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим.
  28. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие. 
    б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.
  29. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактным. 
    б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность.
  30. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. 
    б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.
  31. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю. 
    б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
  32. а) Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других. 
    б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.
  33. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу. 
    б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.
  34. а) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами – это гарантирует успех. 
    б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.
  35. а) Люди редко раздражают меня. 
    б) Люди часто меня раздражают.
  36. а) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил. 
    б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.
  37. а) Главное в жизни – приносить пользу и нравиться людям. 
    б) Главное в жизни – делать добро и служить истине.
  38. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным. 
    б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
  39. а) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию. 
    б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.
  40. а) Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной. 
    б) Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.
  41. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами. 
    б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах.
  42. а) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере. 
    б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессиональной области.
  43. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям. 
    б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.
  44. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам. 
    б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.
  45. а) Секс без любви не является ценностью. 
    б) Даже без любви секс – очень значимая ценность.
  46. а) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника. 
    б) Я не чувствую себя ответственным за это.
  47. а) Я легко мирюсь со своими слабостями. 
    б) Смириться со своими слабостями мне нелегко.
  48. а) Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому. 
    б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки.
  49. а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг. 
    б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений.
  50. а) Большинство людей привыкли действовать «по линии наименьшего сопротивления». 
    б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.
  51. а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого. 
    б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.
  52. а) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества. 
    б) В жизни очень важно приносить пользу людям.
  53. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах. 
    б) Я не люблю споров.
  54. а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами. 
    б) Подобные вещи меня не интересуют.
  55. а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи. 
    б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.
  56. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями. 
    б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.
  57. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства. 
    б) Главное назначение воли – подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.
  58. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями. 
    б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.
  59. а) Человеку свойственно стремиться к новому. 
    б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.
  60. а) Я думаю, что неверно выражение «Век живи – век учись». 
    б) Выражение «Век живи – век учись» я считаю правильным.
  61. а) Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве. 
    б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.
  62. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен. 
    б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.
  63. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую. 
    б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую.
  64. а) Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим долгом. 
    б) Талант и способности значат больше, чем долг.
  65. а) Мне хорошо удается манипулировать людьми. 
    б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.
  66. а) Я стараюсь избегать огорчений. 
    б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями.
  67. а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться. 
    б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться.
  68. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку. 
    б) Критика практически не влияет на мою самооценку.
  69. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли. 
    б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.
  70. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость. 
    б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.
  71. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области. 
    б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.
  72. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья. 
    б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.
  73. а) Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь. 
    б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.
  74. а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется. 
    б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.
  75. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется. 
    б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы.
  76. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой. 
    б) Обычно оценить человека очень легко.
  77. а) Для творчества нужно очень много свободного времени. 
    б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.
  78. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте. 
    б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.
  79. а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко. 
    б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.
  80. а) Я считаю себя творцом своего будущего. 
    б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.
  81. а) Выражение «Добро должно быть с кулаками» я считаю правильным. 
    б) Вряд ли верно выражение «Добро должно быть с кулаками».
  82. а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства. 
    б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.
  83. а) Иногда я боюсь быть самим собой. 
    б) Я никогда не боюсь быть самим собой.
  84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях. 
    б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах.
  85. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное. 
    б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.
  86. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу. 
    б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.
  87. а) Я стараюсь не быть «белой вороной». 
    б) Я позволяю себе быть «белой вороной».
  88. а) В доверительной беседе люди обычно искренни. 
    б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.
  89. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства. 
    б) Я никогда этого не стыжусь.
  90. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. 
    б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.
  91. а) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно. 
    б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.
  92. а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими. 
    б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.
  93. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе. 
    б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.
  94. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства. 
    б) Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент несдержанности.
  95. а) Я уверен в себе. 
    б) Не могу сказать, что я уверен в себе.
  96. а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений. 
    б) Достижение счастья – главная цель человеческих отношений.
  97. а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю. 
    б) Меня любят, потому что я сам способен любить.
  98. а) Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой. 
    б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.
  99. а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному. 
    б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновата невнимательность собеседника.
  100. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление. 
    б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.

Обработка результатов и интерпретация

Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста:

Таблица










10а
11а
12б
13а
14б
15а
16б
17б
18а
19б
20б
21а
22б
23б
24б
25а

26б
27а
28а
29б
30а
31б
32а
33б
34б
35а
36б
37б
38б
39а
40б
41а
42а
43б
44а
45а
46б
47а
48а
49б
50б

51б
52а
53а
54б
55б
56б
57б
58а
59а
60б
61а
62б
63б
64б
65б
66б
67б
68б
69а
70б
71б
72а
73а
74б
75а

76а
77б
78б
79б
80а
81б
82б
83б
84а
85а
86а
87б
88а
89б
90а
91а
92а
93а
94а
95а
96б
97б
98б
99а
100б

Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

  • Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а
  • Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б
  • Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а
  • Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б
  • Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б
  • Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а
  • Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а
  • Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б, 79б, 93а
  • Аутосимпатия: 6б, 14б6, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б
  • Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а
  • Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а

Примечание:

Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:

15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self- support) у Ф.Перлза, направляемость изнутри (inner- directed) у Д.Рисмена, зрелость (ripeness) у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э.Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от».

7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д.Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».

9. Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ

С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА БАССА-ДАРКИ

Агрессивные проявления можно разделить на 2 основных типа:

• 1 — мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность.

• 2 — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса - Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1.Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная—агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия, и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Текст опросника

№№п/п

Вопросы

Ответы

да

нет

1

Временами я не могу справиться с желаниями причинить вред другим

да

нет

2

Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

3

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

4

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

да

нет

5

Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

6

Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

7

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

8

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я  испытывал мучительные

 угрызения совести

да

нет

9

Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

10

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

11

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

12

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

13

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными

Обстоятельствами

да

нет

14

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко

мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

15

Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

16

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

17

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

18

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

да

нет

19

Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

20

Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда

поступаю ему наперекор

да

нет

21

Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

22

Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

23

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

24

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

25

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

26

Я не способен на грубые шутки

да

нет

27

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

28

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

29

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не правится

да

нет

30

Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

31

Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

32

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

33

Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их

щелкнули по носу

да

нет

34

Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

35

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,

я не расстраиваюсь

да

нет

36

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

37

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

38

Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

39

Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям

да

нет

40

. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

41

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

42

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

43

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

44

Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел

да

нет

45

Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам»

да

нет

46

Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все,

что я о нем думаю

да

нет

47

Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

да

нет

48

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

49

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

50

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

51

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали

человеком, с которым нелегко ладить

да

нет

52

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют

людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

53

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

54

Неудачи огорчают меня

да

нет

55

Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

да

нет

56

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что

хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

57

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

58

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

59

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но

теперь я в это не верю

да

нет

60

Я ругаюсь только со злости

да

нет

61

. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

62

Если для защиты своих прав мне нужно применить

физическую силу, я применяю ее

да

нет

63

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

64

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

65

У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

66

Я не умею поставить человека на место, даже если он того

Заслуживает

да

нет

67

Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

68

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

69

Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

70

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить

или оскорбить меня

да

нет

71

Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь

приводить угрозы в исполнение

да

нет

72

В последнее время я стал занудой

да

нет

73

В споре я часто повышаю голос

да

нет

74

Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

75

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет

Обработка опросника Басса—Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

№№

п/п

Шкалы

ключ

Σ

%

1

Физическая агрессия

«да»  - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

«нет» - № 9,17, 41

2

Косвенная агрессия

«да» -  № 2,18,34,42,56,63

«нет» - № 10, 26, 49

3

Раздражение

«да» -  № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

«нет» - № 11,35,69

4

Негативизм

«да» - № 4, 12, 20, 23. 36

5

Обида

«да» -   №5,13,21,29, 37, 51, 58

«нет» - № 44

6

Подозрительность

«да» -   № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» - № 65,70

7

Вербальная агрессия

«да» -   № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» - № 39, 66, 74, 75                              

8

Угрызение совести, чувство вины

«да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица

Косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активней борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.                          

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой пункт — угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт

выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности — 6,5 — 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса—Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний  (Кеттелл,  Спилбергер),  проективными  методиками (Люшер) и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Предлагаю в помощь классному руководителю диагностику развития личности учащихся.  Данную диагностику провела сначала в 5 классе. Затем в 6. А потом в 8 классе. Данная диагностика хорошо охаракте...

На пути к самоактуализации личности.

Психолого-педагогическая техника...

Лекция: «Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности».

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит...

Материалы для проведения диагностик направленности личности, нравственной самооценки и др.

Материалы для проведения диагностики направленности личности, нравственной самооценки и др....

Диагностика самоактуализации личности

Диагностика самоактуализации личности:...

ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Понятие «здоровьесберегающие технологии» на сегодняшний день интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию, развитию и укреплению здоровья школьников. Сюда входят св...