Диагностика самоактуализации личности
материал
Диагностика самоактуализации личности:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik-bassa-darki.rar | 22.66 КБ |
metodika-spichak.rar | 11.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ
С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА БАССА-ДАРКИ
Агрессивные проявления можно разделить на 2 основных типа:
• 1 — мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность.
• 2 — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).
Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.
Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса - Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1.Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная—агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия, и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Текст опросника
№№п/п | Вопросы | Ответы | |
да | нет | ||
1 | Временами я не могу справиться с желаниями причинить вред другим | да | нет |
2 | Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю | да | нет |
3 | Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | да | нет |
4 | Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы | да | нет |
5 | Я не всегда получаю то, что мне положено | да | нет |
6 | Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | да | нет |
7 | Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать | да | нет |
8 | Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | да | нет |
9 | Мне кажется, что я не способен ударить человека | да | нет |
10 | Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | да | нет |
11 | Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | да | нет |
12 | Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | да | нет |
13 | Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными Обстоятельствами | да | нет |
14 | Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | да | нет |
15 | Я часто бываю несогласен с людьми | да | нет |
16 | Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | да | нет |
17 | Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | да | нет |
18 | Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми | да | нет |
19 | Я гораздо более раздражителен, чем кажется | да | нет |
20 | Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор | да | нет |
21 | Меня немного огорчает моя судьба | да | нет |
22 | Я думаю, что многие люди не любят меня | да | нет |
23 | Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | да | нет |
24 | Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | да | нет |
25 | Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку | да | нет |
26 | Я не способен на грубые шутки | да | нет |
27 | Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | да | нет |
28 | Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | да | нет |
29 | Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не правится | да | нет |
30 | Довольно многие люди завидуют мне | да | нет |
31 | Я требую, чтобы люди уважали меня | да | нет |
32 | Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей | да | нет |
33 | Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу | да | нет |
34 | Я никогда не бываю мрачен от злости | да | нет |
35 | Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь | да | нет |
36 | Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания | да | нет |
37 | Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть | да | нет |
38 | Иногда мне кажется, что надо мной смеются | да | нет |
39 | Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям | да | нет |
40 | . Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | да | нет |
41 | Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | да | нет |
42 | Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | да | нет |
43 | Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием | да | нет |
44 | Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел | да | нет |
45 | Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам» | да | нет |
46 | Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю | да | нет |
47 | Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею | да | нет |
48 | Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | да | нет |
49 | С детства я никогда не проявлял вспышек гнева | да | нет |
50 | Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться | да | нет |
51 | Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить | да | нет |
52 | Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | да | нет |
53 | Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | да | нет |
54 | Неудачи огорчают меня | да | нет |
55 | Я дерусь не реже и не чаще, чем другие | да | нет |
56 | Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее | да | нет |
57 | Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | да | нет |
58 | Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | да | нет |
59 | Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | да | нет |
60 | Я ругаюсь только со злости | да | нет |
61 | . Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | да | нет |
62 | Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее | да | нет |
63 | Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу | да | нет |
64 | Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | да | нет |
65 | У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить | да | нет |
66 | Я не умею поставить человека на место, даже если он того Заслуживает | да | нет |
67 | Я часто думаю, что жил неправильно | да | нет |
68 | Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | да | нет |
69 | Я не огорчаюсь из-за мелочей | да | нет |
70 | Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | да | нет |
71 | Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | да | нет |
72 | В последнее время я стал занудой | да | нет |
73 | В споре я часто повышаю голос | да | нет |
74 | Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям | да | нет |
75 | Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить | да | нет |
Обработка опросника Басса—Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.
№№ п/п | Шкалы | ключ | Σ | % |
1 | Физическая агрессия | «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 «нет» - № 9,17, 41 | ||
2 | Косвенная агрессия | «да» - № 2,18,34,42,56,63 «нет» - № 10, 26, 49 | ||
3 | Раздражение | «да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 «нет» - № 11,35,69 | ||
4 | Негативизм | «да» - № 4, 12, 20, 23. 36 | ||
5 | Обида | «да» - №5,13,21,29, 37, 51, 58 «нет» - № 44 | ||
6 | Подозрительность | «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 «нет» - № 65,70 | ||
7 | Вербальная агрессия | «да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 «нет» - № 39, 66, 74, 75 | ||
8 | Угрызение совести, чувство вины | «да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 |
Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица
Косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активней борьбы против установившихся законов и обычаев.
Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).
Кроме того, выделяется восьмой пункт — угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт
выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности — 6,5 — 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса—Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
Методика подготовлена с.Ф. Спичак, А.г. Синицыным
Цель: определение личностной направленности учащихся.
Методика позволяет выявить следующие направленности личности: Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Направленность на общение (О) - стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнения конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения обшей цели. Инструкция: «На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятельно». Текст методики: 1. Больше всего удовлетворения в жизни даёт: А - оценка работы; В - сознание того, что работа выполнена хорошо; Б - сознание, что находитесь среди друзей. 2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: В - тренером, который разрабатывает тактику игры; А - известным игроком; Б - выбранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются те, которые: А - имеют индивидуальный подход; В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится выск В - которые могут больше, чем я; А - на которых можно надеяться. 7. Я хотел бы стать известным, как те: В - кто добился жизненного успеха; А- может сильно любить; Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью 8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: В - научным работником; Б - начальником отдела; А – опытным лётчиком. 9. Когда я был ребёнком, я любил: Б - игры с друзьями; В - успехи в делах; А - когда меня хвалили. 10. Больше всего мне не нравится, когда я: В - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи; Б - когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения А - когда меня критикует мой начальник. 11. Основная роль школ должна бы заключаться в: В - подготовке учеников к работе по специальности А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они MOГли бы уживаться с людьми. 12. Мне не нравятся коллективы, в которых: Б - недемократическая система А - человек теряет индивидуальность в общей массе; В - невозможно проявление собственной инициативы. 13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: Б - для общения с друзьями; В - для любимых дел и самообразования; А - для обеспечения отдыха. 14.Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: Б - работаю с симпатичными людьми; В - у меня работа, которая меня удовлетворяет; А - мои усилия достаточно вознаграждены. 15. Я люблю, когда: А - другие ценят меня; В - чувствую удовлетворение от выполненной работы; Б - приятно провожу время с друзьями. 16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось бы, чтобы: В - отметили дело, которое я выполнил; А - похвалили меня за мою работу; Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы 17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель: А - имел ко мне индивидуальный подход; В - стимулировал меня на более интенсивный труд; Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам. Обработка результатов: Подсчитать количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определить преобладающую направленность личности, исходя из того, что ответы с буквой: А - обозначают направленность на собственную личность; Б - на общение с другими людьми; В - на деловую активность. Методический комментарий:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Предлагаю в помощь классному руководителю диагностику развития личности учащихся. Данную диагностику провела сначала в 5 классе. Затем в 6. А потом в 8 классе. Данная диагностика хорошо охаракте...
Диагностика развития личности и его самоопределения
Таблицы по диагностике...
На пути к самоактуализации личности.
Психолого-педагогическая техника...
Лекция: «Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности».
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит...
Материалы для проведения диагностик направленности личности, нравственной самооценки и др.
Материалы для проведения диагностики направленности личности, нравственной самооценки и др....
Диагностика самоактуализации личности
Диагностика самоактуализации личности...
ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Понятие «здоровьесберегающие технологии» на сегодняшний день интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию, развитию и укреплению здоровья школьников. Сюда входят св...