Статья "Проблема социализации личности школьников"
статья по теме
Анализ проблемы успешного вхождения в социум, пути решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_socializacii_lichnosti_1shkolnikov.doc | 57.5 КБ |
socialnaya_rol.ppt | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема социализации личности школьников.
Сарапулова Ольга Николаевна гп. Новоорловск
МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа».
Вопрос о том, какой должна быть школа, чтобы помочь своим выпускникам освоиться во взрослой жизни, определиться с выбором будущей профессии, найти себя в нашем непростом сильно изменившемся за последние годы, обществе, сегодня волнует каждого.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта деятельность специалиста социального педагога направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах. Сферами деятельности социального педагога являются: социально-педагогическая, правозащитная, культурно-просветительская, организационно-управленческая, методическая, исследовательская, агитационно-пропагандистская. Специалист подготовлен для работы в семье, различных типах образовательных учреждений, ориентированных на реализацию задач социального воспитания детей. [4]
Мы исходим из понимания воспроизводства социальной субъектности как основной функции социальной сферы.
Социальная сфера - специфическая сфера бытия человека, связанная с процессами целостного воспроизводства социальной субъектности, становлением социального качества человечества.
Социальная педагогика - многообразное явление, паритетное (в частности в школе) по объему и значению предметному образованием (собственно образованием) и воспитанию, целью которого является всесторонне развитие индивидуальности школьника, его успешная социализация.
Образование, как и труд, выступает фундаментальной формой социализации человека и должно содержать все ее основные качества и характеристики. В школе должны, прежде всего, воспроизводится не собственно школьные "инструментальные" ценности: нацеленность на оценку, послушание, изучение предмета, относительная ущербность социального статуса, а общесоциальные: высокая рефлексия и саморефлексия, понимание ценности труда, формирование чувства хозяина, ответственности и др. [3]
Фактически социальный пафос труда педагога - нейтрализовать специфические "школьные" ценности, обеспечив воспроизводство ценностей общесоциальных.
Многие ученые рассматривают процесс социализации личности. Источниками современной теории социализации являются работы французского ученого-социолога Тарда. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель – ученик», воспроизводящее на различных уровнях, провозглашено им типовым социальным отношением.
Большой интерес по вопросам социализации личности представляют работы Парсона. Он рассматривает социализацию, как процесс «вхождения» любого человека в существующую социально-экономическую систему на основе усвоения общепринятых норм.
Социализация происходит благодаря действию психологического механизма катектической оценки познавания и усвоения ценностей за счет закладывания в структуре личности норм, которые свойственны семье в целом или ее отдельным членам.
Это доказывается эмпирическими исследованиями: процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходит в условиях семейных конфликтов или в неполных семьях – без отца (матери). Поэтому основным этапом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Дальнейшее развитие происходит в школе. Школа является еще одним «социализатором» личности. На сегодняшний день проблема целенаправленной социализации заключается в том, что нормативно-ценностная база, которая преподносится им в школе (с целью воспитания всесторонне развитой, толерантной, ответственной личности), приходит в противоречие с действительностью в процессе адаптации и влияния социума. Мир высоких ожиданий и идей с одной стороны и социальная реальность с другой, сталкиваясь в сознании школьника, порождают условия асоциального поведения детей. [1]
В процессе социализации возникает опасность недостаточного учета тех социальных импульсов, которые дети привносят в процесс обучения. Иными словами в процессе социализации необходимо избежать недооценки вклада детей, рассматривая проблему с точки зрения подгонки под определенную структуру, игнорирующий созидательный вклад индивида.
Школьники должны быть подготовлены к оценке работы институтов общества, а значит, они должны понять цели и задачи, которые должны быть возложены на эти институты. Таким образом, в процесс социализации должен быть начат с изучения и понимания таких философских концепций как справедливость, равенство, свобода, демократия, личность, правосудие.
Данные философские концепции рассматриваются в процессе реализации социального проекта «Юный друг милиции», а также элективных курсов по праву «Знаешь ли ты свои права», «Закон и мы».
Роль этих проектов и курсов в школьном образовании – обеспечение рефлексивного образования. Прежде всего, это готовность к адекватному поведению в проблемных ситуациях через систематическое обдумывание важных проблем на основе выработанных критериев.
Процесс социализации школьников не просто в воспитании активных и ответственных граждан, не просто граждан, которые знакомы с концептуальными основами развитых демократий, а, прежде всего воспитание-обучение к восприятию своего поведения в его социальных аспектах. [8]
Для формирования правильного поведения в ситуации у нас есть ситуация проба «Выборы президента школы». Участники формулируют свои предвыборные программы, рассказывают о своих замыслах и инновациях, проводят дебаты.
Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно происходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. На сегодня это важнейшая задача школы.
В нашей школе проблема социализации решается совместными усилиями служба сопровождения, учителя, родители, учащиеся. Проведя социологическое исследование, мы выявили проблемы связанные с социализацией учащихся:
- Отсутствие единых норм и ценностей в развитых социальных институтах.
- Нежелание понимать и признавать ценности «иных» людей.
- Отсутствие своевременной помощи со стороны службы сопровождения, родителей, педагогов, товарищей и т. д.
Мы создали на базе нашей школы систему взаимодействия всех социальных структур. Работа строится исходя из анализа тех условий, в которых проживает, воспитывается, общается ребенок. В начале каждого года мы составляем социальные паспорта классов, исходя из которых, строим социальный паспорт школы. Выявляем различные категории учащихся и их семей. Это позволяет определить первичное звено социализации и увидеть проблемы, которые мы можем помочь решить.
Следующим шагом выявления проблем является социометрия каждого классного коллектива. Что позволяет нам выявить проблемы социализации на этом этапе.
Проведение анкет, диагностик об интересах, друзьях и т.д. позволяет найти проблемы на третьем уровне социализации. Выявление проблем ведет нас к практическим действиям по оказанию помощи учащимся, родителям, педагогам. Только совместными усилиями мы можем помочь детям преодолеть проблемы социализации.
В современных условиях в работе различных социальных структур, определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:
- Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия, льготы, помощь в быту)
- Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта)
- Влияние на человека.
Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог, педагог-психолог.
Для создания комфортных условий социализации в школе создаются социальные проекты:
- Школьный дворик. (Проект призван выявить творческую инициативу учащихся по благоустройству школьной территории).
- Конкурс социальных проектов по благоустройству поселка. (Этот конкурс проводился по инициативе администрации поселка. Наши ребята представили проекты благоустройства поселка в различных формах. Победил проект 9 класса, и на сегодняшний день он воплощается в жизнь. Началось благоустройство центральной площади поселка).
- Конкурс баннеров о поселке. (Каждый классный коллектив выполнял данный проект, задействованы были все. По результатам конкурса победители смогли воплотить свой проект в жизнь).
- Театральная студия «Экспромт». (Участники театральной студии, проигрывая различные жизненные ситуации, учатся самостоятельно находить пути выхода из них).
- Пресс-центр. (Дети, участвующие в этом проекте пытаются опробовать новые для себя роли).
Специалистами службы сопровождения разработан и реализуется элективный курс «Отцы и дети». Данный курс позволяет совместными усилиями учителей, родителей и учащихся находить пути выхода из различных жизненных ситуаций. Формы проведения занятий позволяют каждому реализовать свои скрытые возможности и таланты. Это диспуты, ситуации-пробы, конференции, деловая игра, конкурсы.
Социальная программа «Семья». Данная программа внедряется в нашей школе и помогает учащимся успешно социализироваться в обществе.
Социальный проект «Лидер XXI века». Проект направлен на выявление деятельных, способных отстоять свою позицию, критически мыслящих ребят.
Социальный педагог играет в реализации этих программ немаловажную роль, являясь специалистом, барометром ситуации и погоды в школе, педагогом-сопровождающим и ребенка и учителя, координатором действий между учителем- учеником- родителем.
Вместе мы можем помочь школьнику пройти процесс социализации. Наша совместная задача, скоординировав свою работу, ослабить опасные для школьников тенденции развития, укрепить ценности, необходимые для позитивного развития личности, создать все условия для успешного вливания его во взрослую жизнь. Объединив также усилия, школы и родителей, мы сможем увидеть сильную личность, достойного гражданина, который преодолевает трудности, умеет подняться, если упал, у которого есть свой стержень, свое Я.
Литература.
- Акусов А. Социализация особенностей как психолого-педагогическая проблема. Социальная педагогика: теория и практика. – 2005. – № 1. – С. 23–25.
- Антюхова Е. Ю. Нравственный императив в социализации личности / Антюхова Е. Ю. // // Мир психологии. – 1998. – № 1.– С. 66–71.
- Бодалев А. А. Акме – эффект личностного осуществления в процессе социализации и индивидуализации взрослого человека / Бодалев А. А. // Мир психологии. – 1998. – № 1.– С. 59–65.
- Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека в ХХ веке: фактор культуры / Ю. А. Васильчук // Обществ. науки и современность. – 2003. – № 1 – С. 5–30.
- Волынская Л. Б. Социальные детерминанты жизненных выборов / Л. Б. Волынская // Человек. – 2003. – № 1. – С. 58–68.
- Народное образование. 1997 г. №9
- Хроменков Н.А. Указанное сочинение стр.29-30.
- Ягодкин В.Н. О противоречиях в развитии системы просвещения / советская педагогика. 1982г. №4 стр. 52-58.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация личности школьника в условиях сельской школы.
Статья на Поволжскую научно-практическую конференцию педагогических работников сельских образовательных учрежденийпо теме: «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественн...
Социальное проектирование как способ социализации личности школьника
О том, как социальное пректирование помогло решить многие проблемы класса....
Роль профориентации в социализации личности школьника.
В данной презентации содержится матриал по профориентации учащихся....
Социализация личности школьника в условиях обучения в агрошколе
В настоящее время, когда пришло в упадок сельское хозяйство, и на селе нет ни какого производства, лишь школа является очагом жизни деревни. Закрывается школа - погибает село....
Тема доклада: «Социализация личности школьника».
Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенно...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
laquo;Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовател...
ДОКЛАД «Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
Выступление на педсовете с докладом "Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды"...