Коррекционная программа НОДА 6.2
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа для детей с НОДА (вариант 6.2).
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);
3.Постановления Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее СанПиН 2.4.2.3286-15).
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 17 (варианты 6.2).
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Цель курса: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи курса:
- формировать, развивать, совершенствовать и корректировать познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формировать позитивную учебную мотивацию;
- развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей);
- реализовывать комплексное психолого-медико-социального сопровождение обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями (законными представителями) обучающихся с НОДА.
Психолого-педагогические особенности развития детей с НОДА
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.2: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих 6 детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Основной принцип организации коррекционно-развивающего образовательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение коррекционных занятий общей и предметной направленности.
Большое значение коррекционные занятия, представленные в программе, имеют для повышения уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов
предшествующего развития и образования, работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Содержание программы
Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.
Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий –35.
Используемые в начале каждого занятия:
пальчиковые игры и упражнения, способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Принципы и приёмы коррекции
Для формирования программы коррекционной работы с детьми,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.
К основополагающими принципами можно отнести следующие:
Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,
т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
3. Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
•коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
•консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
•информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно
- развивающее, консультативное, информационно-просветительское –раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Диагностическая работа включает в себя следующее:
•выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА при освоении основной образовательной программы начального общего образования;
•проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с НОДА;
•определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с НОДА, выявление его резервных возможностей;
•изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
•изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
•изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с НОДА;
•мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
•разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА;
•организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
•коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
•развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
•формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
•развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
•развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
•совершенствование навыков получения и использования информации (на основе
ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
•социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа может включать в себя следующее:
•выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с НОДА, единых для всех участников образовательного процесса;
•консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с НОДА, отбора и адаптации содержания предметных программ;
•консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с НОДА;
•консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с НОДА профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
•информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
•различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с НОДА;
•проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с НОДА.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные
действия (УУД):
Регулятивные-принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые
действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану,
извлекает необходимую информацию из текста.
Познавательные–осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную
информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах;
выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает
обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера;
самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание,
выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.
Коммуникативные–формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает
свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для
партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет
взаимоконтроль и взаимопомощь;
умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит
свои взаимоотношения со взрослым.
Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические
упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы. Структура коррекционно
-развивающего занятия:
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
2. Разминка -воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
(Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка выполняет важную
функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только
в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения
позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на
снятие эмоционального возбуждения.
3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и
приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается
многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие
познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие.
Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность
предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления
детей).
4. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Диагностические процедуры в программе.
Важным аспектом реализации
программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения
информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей
сопровождающей работы, выработки рекомендаций пооптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с
использованием диагностического минимума.
Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Всего 35 занятия
при частоте встреч –1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются
целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое
состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными
программами развития детей с НОДА.
Достижения обучающихся с НОДА рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
Планируемые результаты:
развитие познавательной активности детей;
развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с НОДА. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации. Познавательные УУД: 11
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
Использовать элементы причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю) | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие и коррекция коммуникативных способностей | 5 | Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое). Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция внимания | 7 | Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д. | |
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие и коррекция памяти | 6 | Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; - умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; - понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения. Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»; «Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»; «Запомни картинку»; «Угадай по голосу» и т. д. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | Развитие и коррекция мышления | 9 | Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово», «Графический диктант» и т.п. | |
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»; «Отгадай слово»; «Найди пару». «Самоанализ» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю) | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие и коррекция коммуникативных способностей | 5 | Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое). Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция ощущения и восприятия | 4 | Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие. Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. | |
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | Развитие и коррекция двигательной сферы | 3 | Понятия: мелкая и общая моторика, координация. Упражнения с использованием пальчиковых игр, рисование по шаблону и трафарету, работа со шнуровкой. | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие и коррекция памяти | 6 | Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; - умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; - понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | Развитие и коррекция мышления | 9 | Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Кто больше»; «Графический диктант» и т.п. | |
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | «Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Понятия: -Психика и мозг человека. Что изучает психология, для чего она нужна человеку. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Коррекция мотивационной сферы | 5 | Формирование навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья» | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция ощущения и восприятия | 4 | Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие. Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. | |
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | Развитие и коррекция двигательной сферы | 3 | Понятия: мелкая и общая моторика, координация. Упражнения с использованием пальчиковых игр, рисование по шаблону и трафарету, работа со шнуровкой. | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие эмоциональной сферы. | 7 | Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | Формирование навыков построения внутреннего плана | 8 | Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход | |
25 | ||||
26 | ||||
27 | действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции | из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей» | ||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | «Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 8 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Понятия: -Психика и мозг человека. Что изучает психология, для чего она нужна человеку. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие и коррекция коммуникативной сферы | 5 | Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое), общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость. Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница» "Зеркало и обезьяна" и т.п. | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция внимания | 4 | Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. | |
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | Развитие и коррекция памяти | 3 | Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием. | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие и коррекция мышления | 6 | Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Кто больше»; «Графический диктант» и т.п. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | Самоопределение | 5 | Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения. Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности. | |
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | Развитие и коррекция ощущения и восприятия | 4 | Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие. Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. | |
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | «Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 8 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Понятия: -Психика и мозг человека. Что изучает психология, для чего она нужна человеку. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие и коррекция внимания | 3 | Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек. Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | Развитие и коррекция мышления | 2 | Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни». | |
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция памяти | 2 | Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. | |
11 | ||||
12 | Развитие и коррекция коммуникативной сферы | 4 | Понятия: общение, виды общения, общение, речь, мимика, жесты. Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия (" | |
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | 4 | Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай животное». «Найди общие признаки». | |
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 | Развития эмоциональной стабильности | 3 | Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда» | |
21 | ||||
22 | ||||
23 | Самоопределение | 9 | Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения. Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности. Работа по снятию напряжения перед экзаменами | |
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | «Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/24/picture-307198-1387905996.jpg)
Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)
В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-480133-1412787555.jpg)
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-31241-1673277465.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-324951-1516182132.jpg)
АОП программа НОДА Вариант 3.4.
Адаптивна физическая культура рассматривается как часть общей культуры........
Рабочая программа НОДА 6.3
Рабочая программа для умственно отсталых детей. 6 класс...