Коррекционная программа НОДА 6.2
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.2.docx | 64.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа для детей с НОДА (вариант 6.2).
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);
3.Постановления Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее СанПиН 2.4.2.3286-15).
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 17 (варианты 6.2).
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Цель курса: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи курса:
- формировать, развивать, совершенствовать и корректировать познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формировать позитивную учебную мотивацию;
- развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей);
- реализовывать комплексное психолого-медико-социального сопровождение обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями (законными представителями) обучающихся с НОДА.
Психолого-педагогические особенности развития детей с НОДА
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.2: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих 6 детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Основной принцип организации коррекционно-развивающего образовательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение коррекционных занятий общей и предметной направленности.
Большое значение коррекционные занятия, представленные в программе, имеют для повышения уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов
предшествующего развития и образования, работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Содержание программы
Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.
Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий –35.
Используемые в начале каждого занятия:
пальчиковые игры и упражнения, способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Принципы и приёмы коррекции
Для формирования программы коррекционной работы с детьми,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.
К основополагающими принципами можно отнести следующие:
Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,
т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
3. Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
•коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
•консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
•информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно
- развивающее, консультативное, информационно-просветительское –раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Диагностическая работа включает в себя следующее:
•выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА при освоении основной образовательной программы начального общего образования;
•проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с НОДА;
•определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с НОДА, выявление его резервных возможностей;
•изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
•изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
•изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с НОДА;
•мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
•разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА;
•организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
•коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
•развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
•формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
•развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
•развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
•совершенствование навыков получения и использования информации (на основе
ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
•социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа может включать в себя следующее:
•выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с НОДА, единых для всех участников образовательного процесса;
•консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с НОДА, отбора и адаптации содержания предметных программ;
•консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с НОДА;
•консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с НОДА профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
•информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
•различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с НОДА;
•проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с НОДА.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные
действия (УУД):
Регулятивные-принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые
действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану,
извлекает необходимую информацию из текста.
Познавательные–осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную
информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах;
выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает
обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера;
самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание,
выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.
Коммуникативные–формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает
свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для
партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет
взаимоконтроль и взаимопомощь;
умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит
свои взаимоотношения со взрослым.
Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические
упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы. Структура коррекционно
-развивающего занятия:
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
2. Разминка -воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
(Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка выполняет важную
функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только
в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения
позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на
снятие эмоционального возбуждения.
3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и
приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается
многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие
познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие.
Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность
предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления
детей).
4. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Диагностические процедуры в программе.
Важным аспектом реализации
программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения
информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей
сопровождающей работы, выработки рекомендаций пооптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с
использованием диагностического минимума.
Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Всего 35 занятия
при частоте встреч –1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются
целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое
состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными
программами развития детей с НОДА.
Достижения обучающихся с НОДА рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
Планируемые результаты:
развитие познавательной активности детей;
развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с НОДА. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации. Познавательные УУД: 11
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
Использовать элементы причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю) | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие и коррекция коммуникативных способностей | 5 | Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое). Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция внимания | 7 | Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д. | |
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие и коррекция памяти | 6 | Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; - умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; - понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения. Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»; «Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»; «Запомни картинку»; «Угадай по голосу» и т. д. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | Развитие и коррекция мышления | 9 | Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово», «Графический диктант» и т.п. | |
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»; «Отгадай слово»; «Найди пару». «Самоанализ» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю) | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие и коррекция коммуникативных способностей | 5 | Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое). Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. . | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция ощущения и восприятия | 4 | Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие. Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. | |
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | Развитие и коррекция двигательной сферы | 3 | Понятия: мелкая и общая моторика, координация. Упражнения с использованием пальчиковых игр, рисование по шаблону и трафарету, работа со шнуровкой. | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие и коррекция памяти | 6 | Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; - умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; - понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | Развитие и коррекция мышления | 9 | Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Кто больше»; «Графический диктант» и т.п. | |
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | «Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Понятия: -Психика и мозг человека. Что изучает психология, для чего она нужна человеку. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Коррекция мотивационной сферы | 5 | Формирование навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья» | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция ощущения и восприятия | 4 | Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие. Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. | |
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | Развитие и коррекция двигательной сферы | 3 | Понятия: мелкая и общая моторика, координация. Упражнения с использованием пальчиковых игр, рисование по шаблону и трафарету, работа со шнуровкой. | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие эмоциональной сферы. | 7 | Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | Формирование навыков построения внутреннего плана | 8 | Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход | |
25 | ||||
26 | ||||
27 | действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции | из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей» | ||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | «Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 8 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Понятия: -Психика и мозг человека. Что изучает психология, для чего она нужна человеку. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие и коррекция коммуникативной сферы | 5 | Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое), общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость. Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница» "Зеркало и обезьяна" и т.п. | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция внимания | 4 | Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. | |
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | Развитие и коррекция памяти | 3 | Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием. | |
15 | ||||
16 | ||||
17 | Развитие и коррекция мышления | 6 | Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Кто больше»; «Графический диктант» и т.п. | |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | Самоопределение | 5 | Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения. Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности. | |
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | Развитие и коррекция ощущения и восприятия | 4 | Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие. Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности. | |
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | «Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 8 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)
№ п/п | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | Понятия: -Психика и мозг человека. Что изучает психология, для чего она нужна человеку. | |
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности. Групповые диагностики разных видов памяти. | |
3 | ||||
4 | ||||
5 | Развитие и коррекция внимания | 3 | Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек. Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | Развитие и коррекция мышления | 2 | Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни». | |
9 | ||||
10 | Развитие и коррекция памяти | 2 | Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. | |
11 | ||||
12 | Развитие и коррекция коммуникативной сферы | 4 | Понятия: общение, виды общения, общение, речь, мимика, жесты. Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия (" | |
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | 4 | Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай животное». «Найди общие признаки». | |
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 | Развития эмоциональной стабильности | 3 | Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда» | |
21 | ||||
22 | ||||
23 | Самоопределение | 9 | Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения. Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности. Работа по снятию напряжения перед экзаменами | |
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Обобщающее занятие «Мои достижения» | 3 | «Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею» | |
33 | ||||
34 | ||||
35 | Итоговая диагностика | 1 | Проведение диагностики с целью определения динамики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)
В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
АОП программа НОДА Вариант 3.4.
Адаптивна физическая культура рассматривается как часть общей культуры........
Рабочая программа НОДА 6.2
Рабочая програама НОДА 6.2...
Рабочая программа НОДА 6.3
Рабочая программа для умственно отсталых детей. 6 класс...