Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_7_kl.zip | 134.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пятницкая средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
«Согласовано» Председатель методического совета МБОУ «Пятницкая СОШ» Чуркина Е. В.___________ от «____»____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Пятницкая СОШ» Сильченко Н.В._____________ «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Пятницкая СОШ» БурменскийВ.Г.____________ Приказ № от «___»______2013 г. |
Рабочая программа
по биологии для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида (надомная форма обучения)
на 2013-2014 учебный год.
Разработана
учителем
Носатовой
Надеждой Анатольевной
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы «Специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос»,
2011 г.)
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
В рабочую программу внесено изменение по учебному плану надомного обучения: уменьшено количество часов до 1часа в неделю, 35 часов в год
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.
Цели обучения:
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
В 7 классе программа призвана дать учащимся основные знания об организме человека и охране его здоровья.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
Биология как учебный предмет в 7 классе состоит из следующих разделов:
- Введение.
- Многообразие растений
- Цветок.
- Семя растений.
- Корни.
- Лист.
- Стебель
- Растение — целостный организм.
- Бактерии.
- Грибы.
- Мхи.
- Папоротники.
- Голосеменные.
- Покрытосеменные или цветковые.
- Однодольные растения.
- Злаки
- Лилейные
- Цветочно-декоративные растения
- Двудольные растения
- Пасленовые
- Бобовые.
- Розоцветные.
- Биологические особенности растений сада
- Сложноцветные.
- Обобщение.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возде лывания наиболее распространенных сельскохозяйственных расте ний, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папорот ников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоц ветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме ры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
Календарно-тематическое планирование
Биология
№ п/п | № урока | Наименование раздела | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание | |
по плану | факти чески | |||||
I четверть (9 часов) Растения вокруг нас (1ч.) | ||||||
1 | 1 | Разнообразие, значение и охрана растений. | 1 | 4.09 | ||
Общее знакомство с цветковыми растениями (15ч) | ||||||
2 | 1 | Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень Лабораторная работа. Строение растения | 1 | 11.09 | ||
3 | 2 | Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков). Лабораторная работа. Строение цветка. | 1 | 18.09 | ||
4 | 3 | Опыление цветков | 1 | 25.09 | ||
5 | 4 | Разнообразие плодов. Размножение растений семенами. | 1 | 2.10 | ||
6 | 5 | Внешний вид и строение семени фасоли и пшеницы. Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы | 1 | 9.10 | ||
7 | 6 | Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян | 1 | 16.10 | ||
8 | 7 | Виды корней. Корневые системы. | 1 | 23.10 | ||
9 | 8 | Значение корня. Взаимодействия корней. | 30.10 | |||
II четверть (7 часов) | ||||||
10 | 9 | Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении. | 1 | 13.11 | ||
11 | 10 | Испарение воды листьями. Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений | 1 | 20.11 | ||
12 | 11 | Листопад и его значение. | 1 | 27.11 | ||
13 | 12 | Строение стебля. Значение стебля в жизни растения. | 1 | 4.12 | ||
14 | 13 | Разнообразие стеблей | 1 | 11.12 | ||
15 | 14 | Растение –целостный организм | 1 | 18.12 | ||
16 | 15 | Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания | 1 | 25.12 | ||
III четверть (10 часов) Многообразие растительного мира (19ч ) | ||||||
17 | 1 | Деление растений на группы. Мхи. Папоротники. | 1 | 15.01 | ||
18 | 2 | Голосеменные. Хвойные растения. Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. | 1 | 22.01 | ||
19 | 3 | Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых. | 1 | 29.01 | ||
20 | 4 | Хлебные злаковые культуры. Выращивание и использование злаков в народном хозяйстве. | 1 | 5.02 | ||
21 | 5 | Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. Лабораторная работа. Строение луковицы | 1 | 12.02 | ||
22 | 6 | Овощные лилейные. Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | 19.02 | ||
23 | 7 | Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые. | 1 | 26.02 | ||
24 | 8 | Овощные и технические пасленовые. Картофель. Выращивание картофеля. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля | 1 | 5.03 | ||
25 | 9 | Овощные пасленовые. Томат, баклажан, перец. | 1 | 12.03 | ||
26 | 10 | Цветочно-декоративные пасленовые. | 1 | 19.03 | ||
IV четверть (9 часов) | ||||||
27 | 11 | Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые и кормовые бобовые растения. | 1 | 2.04 | ||
28 | 12 | Розовоцветные. Общие признаки розовоцветных. Шиповник – растение группы розовоцветных. | 1 | 9.04 | ||
29 | 13 | Плодово-ягодные розовоцветные. Яблоня, груша, вишня. Малина, земляника. | 1 | 16.04 | ||
30 | 14 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | 23.04 | ||
31 | 15 | Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные | 1 | 30.04 | ||
32 | 16 | Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа | 1 | 7.05 | ||
33 | 17 | Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа | 1 | 14.05 | ||
34 | 18 | Растения - живой организм. Бактерии. Грибы. | 1 | 21.05 | ||
35 | 19 | Обобщение по теме «Растения – живой организм» | 1 | 28.05 |
Содержание и основные разделы программы по биологии в 7 классе
Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пше ницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорас тания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки се мян в почву.
Практическая работа:
- определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
- условия, необходимые для прорастания семян;
Корень. Разнообразие корней. Корневые си стемы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые во лоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, зна чение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:
- испарение воды листьями;
- дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде ление углекислого газа в темноте).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:
- передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы:
- Органы цветкового растения.
- Строение цветка.
- Строение семени фасоли.
- Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии:
- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произра стания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места про израстания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их раз множения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (нали чие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:
- в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пше ница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хо зяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характе ристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грун тов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
- перевалка и пересадка комнатных растений.
Лабораторная работа:
- Строение луковицы.
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:
- Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Кле вер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо вая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности раз множения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолет ние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Геор гин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения слож ноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использо вание человеком.
Практические работы:
- в саду, на школьном учебно-опытном участке;
- вскапывание приствольных кругов;
- рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:
- Весенние работы в саду.
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
Формы и средства контроля:
Текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Методическая литература
- «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой \ сборник 1, М.: ВЛАДОС, 2011 г.
- Учебник для 7 класса З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Москва «Просвещение» 2012
- Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
- Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
5…Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
- А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида
Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 5-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 7 "б" класс (счет, арифметика)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 6-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 8 кл (счет, арифметика, геометрия)...
Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...