Программа факультативного курса «Сам себе психолог» для 8 класса
элективный курс по психологии (8 класс)

Суворова Анастасия Александровна

Факультативный курс направлен на то, чтобы подростки познакомились с такой наукой, как «психология» обрели практические методы саморегуляции, научились распоз0навать свои эмоции и справляться с ним экологичным способом. Также в данном факультативном курсе, есть разделы, которые дают возможность восьмиклассникам познавать внутренние качества се6бя и определится с будущим профессиональным самоопределением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sam_sebe_psiholog_8_klass.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №3

(МБОУ г. Иркутска СОШ № 3)

664001  г. Иркутск, Госпитальная,2тел.77-86-01 E-Mail: School3_irkutsk@mail.ru

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ г. Иркутска   СОШ № 3

А.А. Шеметова____________

01.09.2022 г.

«Утверждено»

Директора

МБОУ г. Иркутска СОШ №3

Е.В.Ахмедзянова___________

Приказ 122/ 8 от 01.09.2022 г.

Рабочая программа факультативного курса

 «Сам себе психолог» для 8-ых классов

Учитель: Суворова А.А., педагог-психолог МБОУ г. Иркутск СОШ №3

г. Иркутск

2022 - 2023 учебный год

Пояснительная записка

Основным понятием, которое характеризует цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. В процессе образования эти способности передаются педагогами и приобретаются обучающимися в виде универсальных учебных действий.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Программа факультативного курса составлена на основе программы «Развитие личности подростка» Б.Р. Матвеева.

Факультативный курс направлен на то, чтобы подростки познакомились с такой наукой, как «психология» обрели практические методы саморегуляции, научились распоз0навать свои эмоции и справляться с ним экологичным способом. Также в данном факультативном курсе, есть разделы, которые дают возможность восьмиклассникам познавать внутренние качества се6бя и определится с будущим профессиональным самоопределением.

Цель факультативного курса: продолжить развивать психологическую грамотность у учащихся подросткового возраста и  создать условия для актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе

Задачи программы:

  • Сформировать знания о науке «психология» и основных психологических понятиях;
  • Создать условия для развития осознанности у учеников;
  • Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;
  • Научить основным техникам саморегуляции и распознавания собственных эмоций;
  • Развитие социального интеллекта.

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 часа

Программа ориентирована на учащихся 8 классов.  

Планируемые результаты освоения программы:

Личностными результатами являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  
  • развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметными результатами являются:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
  • умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
  • владение речью;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Способы обучения: Групповой, Индивидуально-групповой

Формы контроля: Рефлексия, обратная связь в форме диалога, результаты диагностических методик, дневник самопознания (портфолио)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

РАЗДЕЛ 1 Наука Психология

Наука Психология. История психологии. Вербальная и невербальная информация. Что такое бессознательное? Познавательные процессы

РАЗДЕЛ 2 Дорога к себе

При чем здесь мама и папа? Кто такие сиблинги? Родительские директивы. Типы темперамента. Диагностика особенностей личности. Трое в лодке (треугольник Карпмана). Архетипы. Трансформационная игра с использованием метафорических карт

РАЗДЕЛ 3 Мои эмоции

Чувства и эмоции. Злость. Обида. Зависть и ревность. Вина и стыд. Страх и тревога. Любовь и влюбленность

РАЗДЕЛ 4 Профориентация

Карточная групповая профориентационная игра «Проектируем жизнь». Психологическое исследование «Анкета интересов». Моя любимая профессия. Рынок профессий. Выбор учебного заведения. Психологические защиты. Карта желаний. Заключительное занятие

Список литературы:

  1. Битянова М.Р, Азарова Т.В., Земских Т.в. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников «Профессия-школьник». – М .:Генезис, 2015.-107 с.
  2. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.
  3. Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.
  4. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.–208 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  6. Положение о психологической службе в системе народного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе

Программа  факультативного курса  «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...

Программа факультативного курса "Познай себя" для 5 класса

Программа рассчитана для пятиклассников в периода адаптации.Цель программы: создание условий развития у школьников способностей адекватного и наиболее наиболее полного самопознания и познания дру...

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

Программа факультативного курса "Познай себя"

Факультативный курс "Познай себя" для обучающихся 10 класса...

Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейных отношений» (10 класс)

Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...

Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейных отношений" 10 класс (социальное, духовно-нравственное направление)

Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...