Конспект психопрофилактического группового занятия
план-конспект урока по психологии
Повышение эмоциональной компетентности; обучение конструктивному разрешению конфликтов; стабилизация самооценки; снижение тревожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3konspekt.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
психопрофилактического группового занятия
Цели: повышение эмоциональной компетентности; обучение конструктивному разрешению конфликтов; стабилизация самооценки; снижение тревожности.
Задачи: обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств; обучение детей умению владеть своими чувствами; формирование установки на нормативное поведение.
Возраст: 7-8 лет.
Направленность: недостаток самоконтроля и произвольности. Неорганизованность. Трудности контроля своих чувств.
Звучит фоновая музыка, создающая позитивное настроение, способствующая развитию внимания и сосредоточенности («Времена года» П.И.Чайковского; «Лунный свет» К.Дебюсси; «Грезы» Р.Шумана; Звуки природы).
Работа начинается с рассказа ведущего о том, что у каждого дома есть свой хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если хозяин неряха, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало, хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хорошим хозяином своим чувствам, может управлять и распоряжаться ими. Другой человек – не хозяин своим чувствам. Тогда, наоборот, чувства будет управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот.
Вот послушайте истории про мальчика Толю:
«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка он вдруг сообразил, что в последней игре он упал, потому что это Вовка ему подножку подставил. Повернулся Толик и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. «Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо ударил».
А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи давали, и так Толику стало радостно, что он стал хохотать на всю столовую, да еще соседку Аньку щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. Учительница застыдила его. Но почему? Ему ведь просто весело было!
А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и физкультуре. Радостный прибежал домой, да так громко закричал: «Ура, мама, хвали меня!», что младшая сестренка – она была еще грудная – проснулась и заплакала. А мама застыдила его. «Но почему? – грустно подумал Толик. – Я ничего не понимаю».
Детям предлагается обсудить историю. Желательно подвести детей к выводу о том, что беда Толика в том, что он не был хозяином своих чувств, а затем привести свои примеры из жизни или литературных произведений, когда неумение владеть своими чувствами мешает и самому человеку, и окружающим, может привести к серьезным конфликтам. Необходимо, чтобы в результате беседы дети изъявили желание научиться владеть своими чувствами, быть их хозяевами.
Далее необходимо показать детям некоторые простейшие способы владения своими чувствами. Это можно сделать, рассказав им такую сказку:
(Выразительное чтение или пересказ содержания сказки):
«В одной семье жили три сына: двое умных, а третий дурак. Двое работали, и денег поднакопить сумели, так что собирались вскоре жениться и невест присматривали. А третий, Иван, как мы уже говорили, был дурак дураком, битым столько раз на день бывал, что и не сосчитаешь. То всей округе расскажет, на каких девушек браться глаз положили. «Да ведь людям интересно, спрашивают», - оправдывается он потом. То в драку влезет. Как услышит, кто резкое слово скажет, так скорее кулаком учить его начинает. «Чтобы неповадно было», - оправдывается потом Иван. То хозяйству урон нанесет. Попросят его братья помочь чем-нибудь: лошадь запрячь или такую малость, как яйца куриные с гнезд собрать, - так Иван и рад помочь, мигом с места срывается, да либо что-нибудь второпях не так сделает, либо разобьет, либо сам упадет – лечи его потом. «Так я же скорее хотел сделать», - оправдывается.
И вот надоело Ивану битым быть, и пошел он в лес куда глаза глядят. Шел он, шел и устал, сел на пенек, ногами болтает. Гладь, откуда ни возьмись старушонка с гриб величиной, а глаза у нее большие и добрые. «Знаю, знаю про беду твою, - говорит ему старушка, - не можешь сдержать ты ни радость, ни гнев, ни усердие, нет у тебя крепких запоров, чтобы чувства из тебя не выск4акивали, когда это не надобно». «Правильно ты говоришь, бабушка, отвечает Иван, радость тут же на язык скачет, а гнев кулаки чесать начинает, да так, что невтерпеж становится». «Помогу я тебе, - молвит старушонка, - слушай внимательно. Дам я тебе три совета…
Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на Мать-Сыру Землю. Встань и пяткой ,и всеми пальцами, чтобы Земля силу дала.
Второй – когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и, пока что-нибудь маленькое не найдешь – муравья, комара, муху ли какую или цветочек махонький, чувства наружу не выпуская.
А третий – это вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни, чтобы ты сам своего выдоха не услышал.
И когда три мои совета выполнишь, то сразу поймешь – надо ли сейчас смеяться или плакать, кулаками махать или спокойный разговор повести». Сказала так старушонка и исчезла.
Огорчился Иван, что не все он понял, хотел еще спросить-порасспросить, но потом встал на ноги крепко, рассмотрел божью коровку, которая на травинку лезла, вдохнул полной грудью, и захотелось ему домой вернуться. «Братья уж волнуются, меня ищут», - подумал он. И зашагал Иван домой. Но три совета старушонкины всю жизнь помнил и им следовал. А звать его с тех пор стали уважительно – Иваном Ивановичем. А когда женился и детишки у него пошли, наказал детишкам советам этим следовать».
Сказку обсуждать не нужно. Но необходимо научить детей выполнению трех советов старушки. А затем возвращаться к ним как можно чаще на последующих занятиях. Можно также поделиться советами с учителем и воспитателем и попросить их напоминать эти советы детям и периодически выполнять, используя их в качестве «минутки расслабления».
Для тренировки умения владеть своими чувствами можно предлагать детям следующие упражнения:
Упражнение «Хочукалки». Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву (а угадывают они обычно все), но не кричать тут же правильный ответ (хотя очень хочется), а преодолев свое «хочу выкрикнуть». Дождаться команды ведущего и ответ прошептать.
Упражнение «А-а-ах». Ведущий кладет руку на стол, а дети все вместе начинают тихо произносить звук «а». Ведущий медленно поднимает руку, дети при этом постепенно усиливают громкость звука. Когда рука достигнет вертикального положения, упражнение завершается громким совместным «ах» и дети мгновенно замолкают.
Упражнение «Я очень хороший». Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной интонацией и громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем – слово «очень», потом – слово «хороший».
Ритуал окончания занятий.
Наша встреча подошла к концу. Понравилось? Что узнали нового
Составила педагог-психолог СПб ГБУЗ «ДПС «Комарово» Инюшева О.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе
конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе по программе О.В. Хухлаевой «четыре путешествия». Цели и задачи программы: основной целью психопрофилактических занятий является...
Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация Б - Д".
Представляемый конспект группового занятия "Дифференциация б - д" рассчитан на группу младших школьников, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием зритель...
КОНСПЕКТ логопедического группового занятия по подготовке к обучению грамоте с применением ИКТ «Похищение буквы В».
Коррекционно-развивающие задачи....
Конспект логопедического группового занятия с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушения письма.
Тема урока: Правописание слов с корнями – мер -, -мир-.Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем. Научиться определять безударную гласную в корне слова. Выделять род...
Конспект открытого группового занятия по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" со 2 классом на тему: "Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же массы"
Задачи:Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.Воспитание волевых кач...
Конспект открытого группового занятия учителя-дефектолога с младшими школьниками с ЗПР
Конспект группового занятия учителя-дефектолога, направленного на коррекцию познавательной сферы младших шкльников с задержкой психического развития...
Конспект психопрофилактического занятия по коррекции уровня тревожности: «У страха глаза велики»
Продолжить работу по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей, развивать у них смелость и уверенность ...