Конспект логопедического группового занятия с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушения письма.
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Тема урока: Правописание слов с корнями – мер -, -мир-.
Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем. Научиться определять безударную гласную в корне слова. Выделять родственные слова с ударной гласной в корне. Обогащение словаря учащихся за счет усвоения новых слов, формирование навыка дифференциации значений слов с корнями .
Задачи урока.
Коррекционно-образовательные:
Продолжать знакомство учеников с корнями-омофонами.
Умение находить проверочное слова путем подбора однокоренного слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую и мелкую моторику. Обогащать и расширять словарь учащихся за счет усвоения новых слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_konspektmer-mir.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ НКОШ VIII вида
Конспект логопедического группового занятия с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушения письма.
Подготовила:
Учитель – логопед
Родина О. Г
Нижневартовск 2014
Тема урока: Правописание слов с корнями – мер -, -мир-.
Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем. Научиться определять безударную гласную в корне слова. Выделять родственные слова с ударной гласной в корне. Обогащение словаря учащихся за счет усвоения новых слов, формирование навыка дифференциации значений слов с корнями .
Задачи урока.
Коррекционно-образовательные:
Продолжать знакомство учеников с корнями-омофонами.
Умение находить проверочное слова путем подбора однокоренного слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую и мелкую моторику. Обогащать и расширять словарь учащихся за счет усвоения новых слов.
Ход урока.
Сообщение цели и темы урока: правописание слов с корнями –мер-, -мир-.
- Организационный момент.
Мы будем говорить красиво,
Смело и неторопливо,
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятиях.
II.Артикуляторная гимнастика.
- «Улыбка».Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны
передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).
- «Трубочка».Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.
Удерживать в таком положении под счёт(1-9).
- «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,
Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).
- «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком
положении (1-7).
- «Иголочка». Открыть рот (губы округлены),сделать язык узким.
III. Беседа с учащимися. Сообщение цели и темы урока
- Сегодня мы будем работать со словами с безударными гласными в корне. Слова эти особенные – они произносятся одинаково, а пишутся по- разному.
Демонстрация сценки «Примерка». Перед показом сценки логопед дает задания детям:
- Вам нужно услышать однокоренные слова к слову примерка.
Содержание сценки.
Мальчик держит сантиметр в руках, подходит к другому мальчику и говорит:
- Будем шить тебе рубашку, только сначала надо тебя измерить, снять мерки. Измерим объем твоей груди – это первая мерка. А теперь измерим длину твоего плеча – это вторая мерка (и т.д.). Ну вот мы сняли мерки. Теперь можно кроить и шить.
Первый мальчик сообщает мальчику:
- Рубашку мы сшили. Теперь надо ее примерить. Ты готов примерять? После демонстрации сценки дети называют родственные слова с корнем –мер-:
Измерить, мерки, мерка, примерить, примерять, измерять, отмерять
выкладывают их на магнитной доске .
IV. Формирование новых знаний .
Учащиеся по очереди называют слово, конструируют из морфем, отмечают корень, произносят слово, выделяя голосом ударную гласную, подчеркивают безударную гласную в корне слова.
Слова, в которых ударная гласная находится в корне (примерка, мерка), подчеркиваются, так как они могут быть проверочными.
Работа над семантикой слова «мера». Логопед пишет на доске: 1 см, 1 м, 1 км.
- Как назвать то, что записано на доске? (меры длины.) меры – это множественное чило. Измените это слово, поставьте его в единственном числе. (мера.) Какие вы знаете меры? (меры веса: 1 кг, 1 г и т.д.)
Работа над составом слова мера.
Отмечается корень слова, выделяется в нем ударная гласная, подчеркивается все слово двумя чертами как проверочное.
Работа с предложением и словосочетанием.
Физ. минутка.
а) Игра с мячом . логопед, бросая мяч, спрашивает ученика:
- Что ты будешь примерять?
Ученик, возвращая мяч отвечает:
- Я буду примерять рубашку.
Так по очереди отвечают учащиеся.
б) Анализ словосочетания- прим..рять (…) одежду.
При этом используется алгоритм проверки безударной гласной в корне:
- Прочитать словосочетание;
- Обозначить корень в слове с безударной гласной;
- Выделить голосом при чтении ударную гласную, обозначить ударение при помощи знака ударения;
- Подчеркнуть безударную гласную в корне слова;
- Прочитать слова, сконструированные на магнитной доске, выделить среди них проверочные, объяснить причины выбора;
- Записать проверочные слова в скобках, провести стрелку от ударной гласной в проверочном слове к безударной в проверяемом;
V. Разыгрывание сценки учащимися: «Драчунов надо примирять»
Педагог предлагает по ходу сценки выделять однокоренные слова.
Два мальчика наскакивают друг на друга, размахивают руками, готовы пустить в ход кулаки:
- А вот я тебе дам!
- А я тебе тоже как дам! Я сильнее!
К ним подходит третий и говорит:
- Ребята, давайте жить мирно. Я хочу вас помирить.
Учитель:
- Молодец! Драчунов надо примирять.
VI. Формирование новых знаний.
После демонстрации сценки дети называют родственные слова: мирно, помирить, примирить.
Конструирование слов на азбуке - конструкторе.
Учащиеся по очереди называют слово, конструируют его из азбуки -конструктор, отмечают корень, произносят слово, выделяя голосом ударную гласную, подчеркивают безударную гласную в корне слова, выделяют проверочное слово мир.
Работа со словосочетанием.
а) Игра с мячом.
Учитель бросает мяч и спрашивает:
- Кого можно примирять?
Ученики, возвращая мяч, отвечают:
- Примирять можно малышей, драчунов, девочек, мальчиков, шалунов и т.д.
б) Анализ словосочетания прим..рять (…) драчунов. Он проводится по алгоритму, который применялся при работе со словосочетанием примерять одежду.
Сравнение словосочетаний прим..рять (…) драчунов, прим…рять (…) одежду.
Чтение словосочетаний. Подбор проверочных слов к словам с безударными гласными.
Учитель спрашивает:
- Почему проверочные слова разные? (у них разные корни.)
- На что нужно обращать внимание, чтобы правильно подобрать проверочные слова? (На смысл всего словосочетания.)
VII. Закрепление новых знаний.
Самостоятельное составление словосочетаний учащимися. На каждой парте имеется конверт с карточками, на которых написаны слова: примерять примирять, одежду, шалунов, малышей, шляпу, ботинки, мальчиков.
Взаимопроверка получившихся словосочетаний в парах.
Самостоятельный подбор проверочных слов (мир, мера) к словам с безударной гласной: прим..рять (…) платье, прим..рять (…) подруг, прим..рять (…) шалунов, прим..рять (…) одежду.
Работа с предложением.
Учащиеся самостоятельно работают по карточкам, на которых приведены предложения такого типа: Таня любит прим..рять (…) наряды. Ванюша будет прим..рять (…) Сашу и Петю.
Над предложениями школьники работают по алгоритму и запись должна выглядеть таким образом:
Ванюша будет примерять (мера) новую рубашку.
VIII. «Су Джок» терапия.
Пальчиковая гимнастика после письма. (забор, окно, парус)
IХ. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи
Календарно-тематическое планирование Группа: Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс: 1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов: всего __90__ часов; в...
Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация Б - Д".
Представляемый конспект группового занятия "Дифференциация б - д" рассчитан на группу младших школьников, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием зритель...
Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.
Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....
План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод о характ...
Конструкт логопедического занятия для учащихся 2-3 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленных ОНР. Тема "Синонимы"
Конструкт логопедического занятия по теме "Синонимы" составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."
Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушением чтения и письма
Фронтальное логопедическое занятие...