Мастер класс: «Использование психотерапевтических приёмов и техник в консультировании родителей»
методическая разработка по психологии

Данный мастер-класс подойдет для педагогов-психологов школы  при работе с детско-родительскими отношениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_gmo-_mak.docx73.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс: «Использование психотерапевтических приёмов и техник в консультировании родителей»

Цель мастер-класса: познакомить со специальными технологиями взаимодействия с семьей и овладеть отдельными адекватными методами воздействия, психотерапевтическими приемами.

Прогнозируемый результат мастер класса. В ходе мастер-класса планируется рассмотреть основные этапы психологического консультирования родителей, познакомиться с некоторыми психотерапевтическими приемами в практических упражнениях.

Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации, листы бумаги, ручки, раздаточный материал (МАК – Аниби, «Из сундука прошлого», «COPE», «ОН»)

Ход мастер-класса:

Вступление

В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами. Основной особенностью такой работы является то, что в большинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформированным запросом на помощь, а с крайне негативным отношением и к процедуре взаимодействия со специалистом, и отчасти к нему самому. Это является одним из мощнейших факторов желания скрыть от окружающих происходящее с ребенком (что и определяет конфиденциальную направленность консультирования).

Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование и самих проблем, и рекомендаций специалистов. Отчасти такое поведение объясняется социоэкономическими и культурными особенностями семей, дети из которых обучаются в системе специального образования. Многие люди из этих семей - выходцы из маргинальных слоев населения, плохо материально обеспеченные. В современной социальной ситуации многие родители безработные или работающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах - занимаются малоквалифицированным трудом. Велик процент алкоголизации членов таких семей. Эти и многие другие факторы определяют, как правило, низкий социокультурный уровень, что, естественно, отражается на взаимоотношениях семьи с образовательным учреждением, со специалистами, определяет специфику процесса психологического консультирования.

Работа психолога в такой ситуации требует от него специальных технологий взаимодействия с семьей и владения адекватными методами воздействия, психотерапевтическими приемами.

Поэтому крайне важным является создание условий, в которых окажется возможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, выработки новой позиции в отношениях, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые психосоциальные умения.

Этапы консультационного процесса:

  1. Подготовка к консультации, первый контакт с семьей
  2. Сеанс консультации
  3. Диагностика развития ребенка
  4. Заключительная беседа с родителями - выдача информации, рекомендаций
  5. Принятие семьей решений

На каждом этапе консультационного процесса психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа структурой психологической коррекции, присущими этому этапу методами и приемами психологической работы с семьей.

Рассмотрим этапы и особенности работы психолога на каждом их них.

Первый этап  Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей.

Независимо от того, вызваны ли были родители к специалисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая информация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в этот момент родители могли задать интересующие их вопросы и получить комментарии в отношении предполагаемой консультации. Это позволяет внести некоторую ясность в их ожидания.

Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информация в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования начиная уже с первых его этапов.

Второй этап  Сеанс консультации.

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта.

Первичное интервью с родителями (раздаточный лист «Примерные вопросы первичного интервью с родителями)

На этом этапе, если пришли оба родителя, обращаем внимание на их взаимодействие.

Упражнения на диагностику особенностей взаимоотношений в семье

Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель: помочь родителям осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с ребёнком и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Содержание: Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4 карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы участники чувствовали себя комфортно и, чтобы им было удобно рисовать на листе бумаги. Возможно, кто-нибудь захочет выполнить это упражнение, сидя за столом или уединившись где-нибудь в углу комнаты.

Когда группа готова к работе, тренер предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет высказаться в конце упражнения.

Далее тренер просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги членов своей семьи в виде правильных или неправильных геометрических фигур. Когда работа будет закончена, тренер начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. Поле каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание, ответы на последние два вопроса, возможно, потребуют больше времени.

Вопросы для обсуждения:

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
  • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
  • Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?
  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие остальных членов семьи, особенно ребёнка; почему?
  • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и ребёнка, почему?
  • Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
  • Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеальные взаимоотношения с ребёнком, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
  • На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
  • Какие свои сильные стороны в общении с ребёнком вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
  • Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с ребёнком? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

УПРАЖНЕНИЕ «Заверши предложения»

Для _____ (имя ребенка):

1.Самый приятный подарок от мамы, это-… ………………………………………………

2.Когда я делаю что-то не так, моя мама……………………………………………………

3. Чаще всего мама хвалит меня за…………………………………………………………..

4.Чаще всего мы с мамой ссоримся из – за…………………………………………………

5. Я думаю, что самым приятным, что я сделал(а) для мамы, было………………….

6. Когда мама говорит, что……………………………………………………….я её боюсь

7. Больше всего мне обидно, когда мама…………………………………………………..

8.Мне нужна помощь мамы в ………………………………………………………………….

Для ______ (имя родителя).        

1.Больше всего я огорчаюсь, когда……………………………………………………………

2.Когда я нахожусь дома, мне очень хочется………………………………………………

3.Больше всего я хочу, чтобы ____(имя ребенка)…………………………………………

4.Сложнее всего нам с ____(имя ребенка) бывает ..………………………………………

5.Я сержусь, когда ___ (имя ребенка)………………………………………………………..

6.Если ___ (имя ребенка) попросит, я готов(а)…………………………………………….

7.Самый приятный подарок ___(имя ребенка)……………………………………………

8.Мне нужна помощь ____(имя ребенка) ……………………………………..……………

Техники и приёмы на  коррекцию детско-родительских отношений

Техника «Я знаю, он знает, мы не знаем» (для двоих родителей)
Цель: прояснение проблем во взаимоотношениях родителей с ребенком; выявление путей налаживания трудных отношений родителей с ребенком.

Оборудование:
Колоды «Из сундука прошлого», ОН, ТАН ДУ (знаки), Морена.

Ход упражнения
1. Просим родителя (каждого отдельно) выбрать ВО из колоды «Из сундука прошлого» 3 карты, как ответ на вопрос:
- Наши отношения с ребенком моими глазами? Добавить слова. Подробно обсудить.
2. ВЗ вытянуть 3 карты из этой же колоды, как ответ на вопрос:
- Наши отношения глазами ребенка? Добавить слова. Подробно обсудить.
3. ВЗ из колоды ОН (можно СОРЕ) вытянуть 3 карты, как ответ на вопрос:
- В чем истинная причина трудностей в наших взаимоотношениях с ребенком? Можно добавить слова. Подробно обсудить.
4. Вытянуть 3 карты из колоды «Из сундука прошлого» (или другой) + 3 карты-знака из колоды ТАН ДУ, как ответ на вопрос:
- Что я могу предпринять по улучшению наших взаимоотношений с ребенком уже сегодня?
5. 3-5 карт ВЗ из колоды «Морена», как ответ на вопрос:
- Как в итоге изменятся наши отношения с ребенком?

Расклад "Я и мой РЕБЕНОК (Колода "Аниби" )

Техника применяется, если с ребенком испортились взаимоотношения, утеряны контакт и взаимопонимание.

Инструкция:
1. Попросить клиента выбрать из карт пару (картинка-слово), которые отражают проблемные отношения с ребенком.
2. Рассказать об этом.
3. Предложить клиенту почувствовать, что переживает ребенок в данной ситуации.
4. Выбрать 4 пары (картинка - слово), символизирующие вашу наиболее частую негативную реакцию на ребенка. Выложить их по углам первой пары (картинка – слово), которая символизирует основную проблему.
5. Получится квадрат, в середине которого главная проблема.
6. Найти 4 карты – картинки реакции ребенка на ваше раздражение. Положить рядом с предыдущими картами (по углам).
7. Внимательно посмотреть на расклад. Обсудить. Что нравится, что не нравится. Задать вопрос родителю: чтобы он мог поменять в своей реакции и какая будет ответная реакция ребенка.
8. Выбрать карты замены и составить новый расклад. Обсудить.
9. Посмотреть, есть ли в раскладе наиболее болезненная карта или карты, где клиент не видит решения проблемы.
10. Сосредоточиться и из колоды ОН достать ответ - как можно решить проблему. Положить рядом с наиболее острой картой. Обсудить с клиентом.
11. Подвести итог.

В процессе работы  часто выясняются внутриличностные проблемы одного из родителей, препятствующие гармоничным взаимоотношениям с ребёнком. К ним относятся:

  • Влияние семейных установок (стиль воспитания одного из родителей);
  • Травмы детства (неотреагированные эмоции);
  • Сепарация во взрослом состоянии от одного из родителей;
  • Проблемы в супружеских взаимоотношениях.

Практика "Освобождение от зависимости" (Джек Макани)

Не имеет значение - были ли это длительные отношения, продолжающиеся  в течение нескольких лет, или совсем короткие. Важен не срок, а эмоции, которые у вас возникли, и которые вы продолжаете испытывать при воспоминании.

- Вас неприятно задел разговор с близким человеком?

- Не можете забыть прежнего партнера и часто думаете о нем?

- В вашем окружении есть  некто, кто раздражает, цепляет и задевает вас?

- Не можете простить и отпустить человека?

- В конце дня накопилось много отрицательных эмоций?

Все это - хорошие поводы для проведения этого ритуала.

Эту практику можно выполнять так часто, как вам необходимо. Находясь в эмоциональной вовлеченности, мы часто не видим, не слышим, и не замечаем того Послания, которое несет нам человек. А это значит лишь одно. Пройдет время, и мы получим его снова - в другом виде, в другой форме и, возможно, от кого-то другого. Все наши Обиды - это Послания, которые мы не распознали!

Инструкция:

1. Найдите спокойное место, где бы вас никто не отвлекал.  

Это - на первых порах. Когда вы достаточно попрактикуетесь,  можете делать ее в любом месте и в разных обстоятельствах. Это занимает лишь несколько минут.

2Представьте перед собой сцену или небольшую площадку, на которой стоит человек, с которым вы хотели бы поработать.

Вы же - находитесь немного выше него (парите в воздухе или стоите на каком- то возвышении - не имеет значения).

3. Рассмотрите внимательно этого человека:

Как он выглядит? Во что одет?

Почувствуйте свои эмоции по отношению к нему (это должна быть не мысль об эмоции, а ощущение их!):

- Какие они?

Постарайтесь увидеть или почувствовать между вами связь:

-Как она выглядит?

Это может быть шнур, стеклянная трубка, цветные  нити и даже цепи.

- В каких местах вы связаны друг с другом? В области головы, горла, сердца, солнечного сплетения, живота? А может, вы связаны по рукам (или ногам)?

Определите это по своим ощущениям. Слушайте себя, свои ощущения. Возможно, шнур уходит из вашего сердца и подсоединяется к животу человека (или же к его сердцу). Здесь нет правильного или неправильного. Ваше тело вам подскажет. Побудьте немного в этом состоянии. Прочувствуйте эту связь и свои эмоции.

4. Как вы считаете:

Каких Ресурсов Не Хватает этому человеку, чтобы он относился к вам менее эмоционально (или нейтрально)?

- Каких Качеств не достает Вам, чтобы ваша связь не  была такой болезненной?

Если ваша связь уже в прошлом, определите на момент вашего общения!

Может быть, Любви, Уверенности, Спокойствия, Ответственности, Внутренней Силы (или чего – то еще)?

Выберите ровно столько Ресурсов или Качеств, сколько будет необходимо.

5.  А теперь представьте, что над вашей головой находится Вселенский Источник, в котором есть абсолютно все Ресурсы и Качества 

       Представьте себе, как вы открываетесь этому Источнику и просите его  - дать вам необходимое. А теперь ощутите, как вы (по очереди) наполняетесь: Любовью, Спокойствием (или тем, что вы определили). Почувствуйте, как все ваше Тело, ваше Сердце, каждая ваша Клеточка наполняется необходимыми Ресурсами и Качествами. Почувствуйте, как внутри вас что-то происходит. И как они (по каналу связи между вами) начинают перетекать другому человеку и наполнять его.  Дайте ему возможность напитаться ими.

       Вы можете испытывать телесные ощущения, видеть образы или даже слышать звуки  (как будто, течет вода в реке). Все зависит от того, кто вы: аудиал, визуал или кинестетик.

И после того, как человек наполнится необходимыми Ресурсами и Качествами, обратите внимание:

-  Что в нем изменилось? Может, выражение лица, поза, мимика? Или что-то еще?

Если нет ни образов, ни звуков, ни ощущений, представьте, КАК ЕСЛИ БЫ вы могли видеть этого человека и все происходящее с вами.  Мысленно проговорите  про себя весь ритуал, стараясь погрузиться в ощущения настолько, насколько сможете.

Обычно сложности возникают у рационалов  и логиков (в NLP есть такой термин - дигиталы). Им для восприятия информации необходимо разложить все по полочкам.  

6. А теперь пообщайтесь с этим человеком:

Может, вы хотите ему что-то сказать или услышать от него?

Искренне, от всей Души, попросите у него Прощения (даже если считаете, что он обидел вас). Примите Прощение от этого человека. Побудьте какое-то время в этом состоянии. Проникнитесь чувствами, что это – Ваш Учитель. Возможно, благодаря ему, вы узнали свои Болевые Точки и осознали Опыт, который он вам принес.

7.  Разорвите связь между вами.

       Это можно сделать с помощью руки. Если связь в виде цепи, представьте, что в вашей руке появляется меч, который ее перерубает. Обратите внимание, что и вы, и человек, с которым вы делаете эту практику, оказываются полностью свободными.

8. Вернитесь в свое обычное состояние сознания.

       Если вы делаете эту практику с родителями, ребенком или кем- то из близких, обычно возникает сомнение или страх. Стоит ли разрубать шнур? Ничего страшного не произойдет: ведь вы прервали поток негативной энергии, которая возникла между вами. Она не полезна никому из вас. Помните, энергетическая связь напрямую связана с эмоциями, которые мы испытываем к этому человеку. И если они остаются, она легко вновь возобновляется. Весь вопрос в Качестве этих эмоций!

       Вы можете по какой- то причине разозлиться на своего ребенка. В этом случае желательно прервать негативный энергообмен, который возник во время ссоры. Ведь он вредит вам обоим. Если  после этой практики вы вновь подумаете о своем ребенке с  Любовью или Нежностью, то этот поток легко  возобновиться, но уже с энергией высоких вибраций.

       Существует правило: Чтобы изменить Систему, достаточно изменится одному элементу Системы.Будучи этим элементом в Системе, вы заметите, что после того, как вы сделали практику, отношение со стороны второго человека к вам изменится: на бессознательном уровне он почувствует, что негативный энергообмен прервался.

       Если же подходить к этому процессу с точки зрения Опыта Души, то Душа этого человека поймет, что Урок вы прошли (он может больше не повторятся, даже если вы и не сразу поймете, в чем его суть). Либо, если и  повторится, то не столь болезненно (возможно, вам нужно осознать его глубже.)

Мы часто не задумываемся, что старые связи (особенно, если разрыв был болезненный), по-прежнему отнимают нашу энергию.

       Если эмоция слишком болезненная,  мы  вытесняем её в бессознательное, чтобы заглушить боль. Спящие эмоции опаснее всего! При Искреннем Прощении наши вибрации повышаются и это всегда чувствуется. Бывает, что человек не готов простить и делает практику формально (действуя только на мыслительном уровне, не проживая эмоцию). В этом случае эффект не слишком сильный. Если человек сильно обижен и не готов простить, это свидетельствует о том, что в первую очередь, он не может простить себя. Другой человек - лишь проекция его Обиды на  себя!

       Практику  "Освобождение от зависимости от Джека Макани"  можно проводить ежедневно, освобождаясь от негативных эмоций, которые возникли в течение дня, и восстанавливая свой энергетический баланс.

Техника «Преодоление» /  «Я и измена»

Цель: работа с эмоциональными травмами (измена, потеря, м/л отношения) 

Шаг 1

  1. В открытую из колоды COPE достать карту, которая отражает сейчас состояние человека.
  2. Описать выбранную картинку и разместить её в любом месте на белом листе бумаги.
  3. Цветными карандашами дорисовать картину (чем больше клиент выплеснет эмоций горя, злости, обиды, печали на листе, тем лучше)

Шаг 2

  1. Когда картина готова, просим глядя на неё ответить на вопросы:

- Как ситуация (измена) повлияла на Вас и Вашу жизнь?

- Как она изменила Ваше представление о Вас, о Вашем партнёре ?

- Как она повлияла на Ваши отношения с другими людьми?

- Как она повлияла на Вашу работу?

- Если представить, что возникшая проблема стала Манипулятором, как её удается воздействовать  на Вас?

- Можете ли Вы этому сопротивляться?

- Есть ли у Вас силы не давать этой  проблеме проникнуть в Вашу жизнь и разрушать её?

- Где Вы можете найти ресурсы, чтобы не сдаваться?

- Какие качества Вашего характера ещё больше усугубляют проблему, а какие могут помочь справиться с ней?

5. В открытую из COPE выбрать несколько ресурсных карт, чтобы закрыть болезненные места на листе и саму карту измены (выбрать несколько карт и  закрыть весь рисунок).

Шаг 3

  1. Спросить, что чувствует сейчас человек, какие у него мысли, эмоции, ощущения в теле, стало ли легче, почему он выбрал именно эти карты.
  2. Далее собираем все карты и спрашиваем, что бы хотел человек сделать с нарисованной картиной (на листе останется пустое пятно от карты измены). Не акцентировать внимание на пустом месте, но у человека будет ощущение, что этого нет, оно исчезло.
  3. Картину можно сжечь, разорвать на кусочки, утопить в воде и т.п.
  4. Расспрашиваем: Что теперь? Какие чувства? Ощущения? Эмоции?

Техника RPT- Терапия отправных точек (Саймон и Иветта Роуз)

Работает с:

  • страхи и фобии;
  • эмоциональные травмы (предательство, насилие, смерть);
  • негативные привычки, зависимости;
  • сложности в м/л отношениях;
  • блокирование сексуальности;
  • блокирование успешности;
  • проблемы с работой, бизнесом;
  • сложности сделать выбор, сказать «НЕТ»;
  • финансовые проблемы.

Проработка травмирующей ситуации на трёх уровнях: мысли, чувства, ощущения в теле.

Шаг 1

  1. Левая рука на бровь, правая на лоб. Что думаю по отношению к ситуации (мои мысли). Клиент повторяет фразу за психологом:  «Я принимаю все свои мысли и даю им место быть».
  2. Левый палец на бровь, правая рука на грудь. Что чувствую по отношению к ситуации (мои чувства, эмоции). Клиент повторяет фразу за психологом:  «Я признаю и осознаю  все свои эмоции и чувства и даю им место быть».
  3. Левый палец на бровь, правая рука на живот. Где в теле сосредоточено? Клиент повторяет фразу за психологом:  «Я принимаю все свои ощущения в теле, все свои инстинкты и даю им место быть»
  4. Рука на сердце. Что я чувствую по отношению к ситуации?

Записать чувства (например: злость, гнев, обиду и т.п.) По 10-ти бальной системе оценить насколько это чувство сильное.

  1. Рука на живот. Какая  реакция тела, когда я чувствую это чувство? Что хочется сделать телу? (например: кричать, плакать, бить, сжаться в комочек и т.п.) Клиент повторяет фразу за психологом:  «Я признаю все свои  инстинкты (перечислить … кричать, плакать и т.п.) в теле, все свои инстинкты, они поддерживают мою безопасность. Я признаю разницу между моими инстинктами и моим выживанием. Я признаю всю мою семейную историю, все шаблоны  травмы, связанные с этими инстинктами. Я признаю разницу между всеми моими инстинктами и выживанием всей моей семейной системы. Я признаю разницу между всеми моими инстинктами и моей идентичностью, т.е. между самим собой»

Вдох / выдох (2 раза)

Осознать, что происходит в теле. Оно должно расслабиться и успокоиться.

Шаг 2

  1. Рука на сердце.

Клиент повторяет фразу за психологом:  «Я притворяюсь знать, что я чувствовал за минуту до травмирующей ситуации».

За минуту до травмирующей ситуации Вы были полны ресурсов. Почувствуйте, как вы себя ощущали за минуту до травмирующего события.

Клиент повторяет фразу за психологом: «Я знаю как я чувствовал себя за минуту до той ситуации. Я чувствовал себя… (например: уверенно, спокойно и т.п.) 

Записать все ресурсы.

  1. Рука на сердце.

Клиент повторяет фразу за психологом:  «Я и мои предки достаточно заплатили за то, чтобы я чувствовал в себе …(перечислить все ресурсы за минуту до травмы. Например: уверенность, спокойствие и т.п.). И мы больше не намерены платить за это. Я прямо сейчас признаю в себе эти ресурсы, начинаю ими пользоваться и передаю их всем своим потомкам по роду.

  1. Клиент слушает и мысленно выполняет:

«Закройте глаза. Расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох/выдох. Представьте,  как полноводная  река наполняет Вас, вашу жизнь всеми этими ресурсами.  Вдыхайте эти ресурсы. Эта река течёт вперёд, наполняет жизнь ваших детей этими ресурсами. Это ваши ресурсы, которые были у Вас всегда, Ваши по праву. Дышите, вдыхайте, наполняйтесь ими.

  1. Рука на сердце.

Клиент повторяет фразу за психологом:  «Я признаю разницу между тем, какой я был час назад и тем какой я сейчас. Я признаю, как это чувствовать в себе мои новые ресурсы. И это абсолютно безопасно для меня. Я признаю разницу между моими новыми ресурсами и старыми травмами. Я признаю все эти изменения и позволяю своему уму и телу интегрировать их прямо сейчас. И наполняю ими свою жизнь.

Вдох/выдох (2 раза) Снова представить полноводную реку, как она наполняет Вас, Вашу жизнь, жизнь Ваших потомков.

Шаг 3

  1. Вспомнить травмирующую ситуацию.

- Как сейчас Вы смотрите на неё?

- Что чувствуете?

- Что думаете?

- Как отзывается Ваше тело? (что хочется сделать, какое действие)

- Как изменилась Ваша оценка? (по 10-ти бальной шкале оцените насколько чувство сильное)

Упражнение "Путешествие" (МАК "Из сундука прошлого")

Цель: осознание ограничивающих убеждений, семейных установок, поиск ресурсов из прошлого опыта.

1.В открытую, нужно выбрать пять карт, которые ассоциируются с детством. Разложите их в хронологическом порядке. Расскажете отдельно о каждой картинке, почему именно она.

2.К каждой карте, в открытую, выбрать еще по одной карте, где будет отражаться, участие взрослых в вашей жизни. Какую роль они сыграли для каждой картинки.

3.В закрытую. Вытаскиваем слова и выкладываем их между карточками. Слова раскладывала по порядку, а не подбирала слово к определенном сюжету. 

4.В закрытую. Вытягиваем карту картинку: к чему я пришел(а) в результате этих отношений, какой я сейчас. 

5.В открытую. Выбираем карту картинку ресурс. Что мне сейчас может помочь, что было утеряно в этих отношениях. 

6.
В закрытую. Выбираем три слова помощника. Разобрать как они могут тебе помочь. 

Практика "ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА"

(используются колоды  ОН, ПЕРСОНА, ТАН ДУ)

Треугольник Капрмана  (треугольник судьбы) - это социальная игра, включающая в себя 3 роли: Преследователь, Жертва и Избавитель. В соответствии с законами развития Треугольника Карпмана, Избавитель рано или поздно становится Жертвой. Причем его Преследователем станет тот, кому он помог. Дальше следует долгое "кувыркание" в уже построенном Треугольнике Карпмана, а при привлечении новых лиц (нынешняя Жертва находит себе Избавителя на стороне) и во вновь образованных.
Таким образом, Треугольник Карпмана - это довольно неприятная вещь и в него лучше не попадать! И все – таки большинство из нас в него периодически попадает.

https://www.b17.ru/foto/uploaded/4886eb1a45821b4bdd8798df94fbc6c6.jpg

Инструкция:

  1. Из ПЕРСОНЫ достать себя. Описать. Положить  в середину.
  2. Далее рассказать о треугольнике и из колоды ОН достать слова – роли. Так как в колоде нет полного попадания, исходим из ассоциаций: Жертва и есть Жетрва, Босс – это Преследователь, Мудрый – это Избавитель.
  3. Просим клиента в открытую достать из ПЕРСОНЫ себя, когда он попадает в эти социальные роли. Описываем образы, сравниваем, как они отличаются от первой выбранной карты и чем.
  4. Просим клиента  посмотреть на треугольник и показать карту, которая вызывает самый большой дискомфорт и объяснить, почему.
  5. Предлагаем  в закрытую из Персоны достать карту, чтобы увидеть, какой станет Клиент после того, как избавится от образа Жертвы.
  6. Далее в закрытую достать 3 пары слова – картинки из ОН, чтобы понять, как же можно достичь такого образа и перестать быть жертвой.
  7. Далее смотрим, как себя чувствует  клиент в двух других ролях: Преследователя и Избавителя. Предлагаем  в закрытую из ТАН ДУ достать 2 карты – знака и положить между  образом клиента (из центра треугольника) и образами Преследователя и Избавителя. Анализируем.
  8. Далее предлагаем клиенту еще раз посмотреть расклад и спрашиваем, какой же вывод? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс на тему "Приёмы и методы учебной деятельности на уроках химии в 8-11 классах"

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю,...

Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика  показала, что использование социоигр...

Мастер-класс "Использование на уроке литературы и русского языка приёмов технологии компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Мастер-класс даёт широкое представление о практическом применении метода критического мышления на уроке, иллюстрирует конкретные формы реализации на уроке....

Мастер-класс "Использование игровых техник для оптимизации детско-родительских отношений"

Согласно исследованиям специалистов взаимодействие родителей и детей посредством бесед, совместных игр значительно сократилось. Отношения в семье становятся более формальными, когда родитель обеспечив...

Мастер — класс. Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы

представлен конспект мастер- класса на методическом объединении учителей гуманитарного цикла...

Мастер-класс «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания"

Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей-предметников к применению интерактивных приёмов  обучения на уроках истории и обществознания.Задачи мастер-класса:- познакомить учителей с интеракт...

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно  использовать  как на уроках,  ...