Мастер — класс. Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы
учебно-методический материал (5 класс)
представлен конспект мастер- класса на методическом объединении учителей гуманитарного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
показан приемы технологии развития критического мышления | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер — класс.
Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы
1.
Приветствие. Рефлексия эмоционального состояния участников мастер-класса.
2.
Современный урок в свете требований ФГОС
В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования.
Современные требования к уроку русского языка высоки: мы должны и вооружить знаниями основ науки о языке, и сформировать умения практического владения языком в разных жизненных ситуациях; и смотивировать к познавательной деятельности, и сформировать УУД ,т.е. научить самостоятельно организовывать свою работу по добыванию знаний.
В основе урока по ФГОС — деятельностный подход.
Поэтому мы обращаемся к образовательным технологиям , которые помогут нам организовать деятельность на уроке.
Одна из таких иновационных технологий-РКМЧП.
3.
Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Понятие «критическое мышление
Семантически данная категория восходит к понятиям: «критика».
Беседа с участниками мастер-класса.
-Что такое критика?
«Толковом словаре» С.И. Ожегова можно найти следующее определение:
Критика –
1. Обуждение, разбор чего–либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки.
2. Исследование, научная проверка подлинности, правильности чего–либо.
3. Особый литературный жанр, посвященный разбору литературно – художественных, научных и других произведений.
Критический –
1.Содержащий в себе критику (в 1 и 2 значении).
2.Обладающий способностью к критике (во 2 значении) 3. недоверчивый, скептический.
Следовательно, с одной стороны, понятие «критическое мышление» ассоциируется с негативным, отвергающим, идущим от слова
«критиканство», с другой стороны, объединяет понятия «критический ум», «аналитическое мышление», «творческое мышление», идущие от второго значения слова «критика».
-Что же такое «критическое мышление»?
Критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления.
Под развитием критического мышления следует понимать направленное, закономерное изменение способностей учащихся анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.
2.Описание технологии развития критического мышления
Структура данной технологии стройна и логична. С. И. Заир-Бек представил ее так:
Технологические этапы
I стадия - Вызов
II стадия - Осмысление содержания
III стадия- Рефлексия
Первая стадия, стадия вызова, актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова очень важно, чтобы у ученика возникала личная цель познания. Но возникает она благодаря тонкому, умелому воздействию со стороны взрослого. Только собственное желание, личная цель делает работу нетягостной, интересной, творческой, а, следовательно, эффективной.
На этой стадии нужно предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова (evocation).
Второй задачей, которая решается на этом этапе, является задача активизации познавательной деятельности учеников. В процессе реализации фазы вызова:
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может
способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Вторая стадия - осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем "текст" следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц, ведение дневника и др.
Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.
Третья стадия - размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы.
На каждой стадии учитель предлагает соответствующие методы и приемы работы, реализуя задачи каждой стадии.
-Сответствует ли базовая модель урока ТКМ уроку в свете требований ФГОС?
Базовая модель урока ТКМ в основном соответствует уроку в свете требований ФГОС. Судите сами.
Базовая модель урока в ТРКМЧП | Этапы урока открытия новых знаний по ФГОС |
1. Вызов (т. е. актуализация и обобщение знаний по теме, мотивирование, формулировка вопросов, на которые хотелось получить ответ) 2.Осмысление (т. е. самостоятельное получение новой информации из предложенного текста, соотнесение с уже имеющейся, систематизация) 3.Рефлексия (т. е. обобщение полученной информации, формирование собственного отношенияк изученному материалу, повышение роли письма) | 1.Актуализация знаний. 2.Мотивация. Постановка целей и задач. Определение проблемы и путей ее решения. 3.Открытие нового знания. 4. Осмысление и закрепление 5.Рефлексия 6. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
4.
Урок литературы «Давай все трудом работать, и все живые будут».
/Тема детского одиночества, страхов и фантазии в рассказе А. П. Платонова « Никита»/.
с использованием приема чтение с остановками ТРКМ.
7.
Притча «Все в твоих руках»
8.
Рефлексия мастер-класса с помощью смайликов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.
Описание системы работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской областиАлексеевой Натальи Владимировны...
Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)
Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».Тип урока: Урок внеклассного чтения...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)
в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...