Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Часто мы с вами, уважаемые коллеги, сталкиваемся с низкой активностью учащихся на уроке и с их нежеланием учиться. Такое отношение к учёбе и учебному предмету может быть следствием недопонимания учащимися заданий, предлагаемых учителем, отсутствия у учащихся умения работать с различными источниками информации. Использование ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ispolzovanie_priyomov_trkm.docx | 124.71 КБ |
prezentatsiya_k_master-_klassu.pdf | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Автор:
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ многопрофильный лицей
с. Малая Сердоба в с.Ключи
Горячева Светлана Владимировна
1 слайд
I.Подготовительно-организационный этап:
Приветствие, вступительное слово.
Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто умеет мечтать...
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
Рада всех еще раз приветствовать! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. И чтобы лучше себя чувствовать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на это же языке.
Я начну на русском:
- Здравствуйте!
- Нихао ! (Китай)
- Здравей! (Болгария)
-- Джечь буречь (Удмуртия)
- Добры дзень! (Белоруссия)
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к серьезной части моего выступления.
2,3 слайды
2.Определение целей и задач мастер-класса.
Итак, уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Цель: распространение опыта освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Задачи мастер-класса:
1. Расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
2.Создать условия для совершенствования своих умений;
3.Сфокусировать внимание учителей на результатах мастер-класса
4 слайд
Уважаемые коллеги, к нам сегодня в гости пожаловал домовёнок Кузя с мешочком судьбы. Сейчас мы поиграем в «Мешочек судьбы». Для деления на группы Вам нужно будет подойти и вытащить из «мешочка судьбы» свой номер с цифрой и сесть на предопределённое место.
Основная часть мастер-класса
5 слайд
В качестве эпиграфа я взяла строчки из стихотворения, которые очень точно, на мой взгляд, определяют идею, которая раскрывает суть технологии развития критического мышления через чтение и письмо – это объединение мысли, а точнее, мышления и чувства.
Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?
6слайд
Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Часто мы с вами, уважаемые коллеги, сталкиваемся с низкой активностью учащихся на уроке и с их нежеланием учиться. Такое отношение к учёбе и учебному предмету может быть следствием недопонимания учащимися заданий, предлагаемых учителем, отсутствия у учащихся умения работать с различными источниками информации. Использование ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.
Чтобы правильно построить урок по данной технологии, надо соблюдать три стадии. Каждая из них имеет свои цели и задачи:
- Вызов
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить интерес, активизировать обучаемого;
-структурировать последующий процесс изучения материала
- Осмысление
- получение новой информации; ее осмысление
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
-поддержание активности, интереса.
- Рефлексия
-выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем
Для каждой стадии характерны свои приёмы, вот некоторые из них
7 слайд
1этап – «ВЫЗОВ».
- На данном этапе можно применить разные приёмы: верные и неверные утверждения, мозговой штурм, корзина идей. На своих уроках чаще всего использую такой прием, как ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, используя «светофорики», выбирают "верные утверждения" из предложенных учителем.
Итак, у вас на партах лежат «светофорики». Я называю утверждения по теме «Самостоятельные и служебные части речи». Если вы согласны со мной, поднимаете зелёный «светофорик», если не согласны- красный, сомневаетесь-жёлтый.
- Глагол это служебная часть речи;
- Только к самостоятельным частям речи можно задать вопрос.
-Имя существительное обозначает признак предмета
8,9,10 слайды
2 этап «Осмысление»
На данном этапе используются разные приёмы ТРКМ. Расскажу о тех, которые я использую наиболее часто на своих уроках.
Приём «Шесть шляп».
Использую этот приём при работе с текстом, при подготовке к сочинению. Каждой паре даётся один и тот же текст.
Поскольку детей мало, то на одном уроке могут быть использованы 1,2 «шляпы», на следующем уроке- ещё две. Если учеников двое, трое-один ученик-1 шляпа, второй-2 шляпа, 3 ученик-3 шляпа.
«Белая шляпа»- найти в тексте только факты, извлечь определённую информацию, предложенную учителем.
«Красная шляпа»-эмоциональная: необходимо высказать свои эмоции, ощущения, переживания, которые возникли у вас при чтении текста.
«Чёрная шляпа» - критическая: что плохого вы увидели в поступках героев. Почему так не стоит делать.
«Жёлтая шляпа»- позитивная. Что хорошего можно взять из произведения для себя.
«Зелёная шляпа» - творческая, обратите внимание, что мы читаем рассказ без названия, подумайте, как можно озаглавить рассказ и почему. Придумайте продолжение сюжета.
«Синяя шляпа» - аналитическая: составляет2-3 «толстых» вопроса к тексту, определить тему и основную мысль отрывка.
Итак, уважаемые коллеги. У каждой группы на столах лежит один и тот же текст из ОГЭ. 1 группа- «Красная шляпа», 2 группа-«Жёлтая шляпа», 3 группа-«Зелёная шляпа», 4 группа –«Синяя шляпа»
Текст читается вслух, каждая группа выполняет задание. Затем следует выборочная проверка выполненного задания.
11,12,13 слайды
2. Приём «Фишбоун» (рыбная кость)
(Голова – вопрос темы, верхние косточки- основные понятия темы, нижние косточки-суть понятий, хвост-ответ на поставленный вопрос.)
Данный приём используется на этапе «Осмысление» Например, при подготовке к :
а) сжатому изложению
Итак, мы с вами рассмотрим способы сжатия текста, поясним каждый способ. На столах у каждой группы лежат памятки «Способы сжатия текста» и текст для изложения. В тетрадях изображаются схемы(фишбоун). Кто-то из группы комментирует схему.
После составления схемы, каждая группа применяет к своему тексту один из способов сжатия:
1,2 группы - исключение, 3 группа-обобщение, 4 группа- упрощение. (Ответы записываются в тетрадях, либо делаются пометки в тексте).
б) Сочинение- рассуждение
Кроме того, с помощью данного приема можно работать на уроках литературы. Например при подготовке к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя. В начале урока объявляю тему сочинения «Тарас Бульба – патриот Русской земли». Сразу же даю проблемный вопрос: кто такой настоящий патриот? И предлагаю ребятам составить фишбоун на этот проблемный вопрос. Так как речь в сочинении пойдет о Тарасе Бульбе, то и части рыбьего скелета заполняем о нем. Дети рисуют себе такой же у себя на листах. Сверху заполняем: отношение к Родине, отношение к товариществу, отношение к предателям. Разделила учащихся на три группы. Каждая группа заполняет только одну нижнюю косточку. Примеры берём из текста повести. Потом все вместе составили вывод. В результате получился хороший план сочинения с опорными словами. Учащимся было намного проще писать сочинение. Результат – в сочинении стало меньше логических, фактических, речевых ошибок. Предложения получились более связанными.
в) Задание 9.3
1.Как вы понимаете слово мужество.(Голова)
2. Ассоциации – верхние косточки
3.Аргументы-нижние косточки
4.Хвост- вывод
14 слайд
3. Приём «Шифровальщики» Работа в группах.
Учитель: Ребята, уже много раз мы с вами говорили о том, что село Ключи имеет богатое культурное наследие. На территории нашего села построен единственный в мире музей имени Лидии Руслановой, имеется много исторических объектов. Один из них - старая мельница. Однажды там был найден глиняный сосуд, в котором находилась берестяная грамота, которая пролежала очень долго. Все надписи, кроме того, что они зашифрованы, практически стёрлись от времени. Сейчас я попрошу вас расшифровать старинную грамоту. Суть расшифровки заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные и мягкий знак остаются без перемены.
Т | В | Г | Д | Ж | З | К | Л | М | Н | Р |
Щ | Ш | Ч | Ц | Х | Ф | Т | С | Р | П | К |
Используя шифр, найдите спрятанные слова.
Варежка (ШАКЕХТА)
Ш Ф Я К Т А (взятка)
ШОСОТИЩА (волокита)
ШЫРОЧАЩЕСЬЛЩШО (вымогательство)
( Каждая пара составляет слово, объясняет изученные орфограммы, поясняет лексическое значение выделенного слова.Затем следует проверка выполненного задания.)
15,16 слайды
4 Приём «Скорлупки и ядрышки» чаще всего используется на уроках литературы в 5,6,7 классах при изучении устного народного творчества.
Сейчас каждая пара из предложенных слов составит пословицу или поговорку и постарается объяснить её прямое значение (скорлупку) и найти скрытый смысл (ядрышко).
- Там, родился, и, где, пригодился)
(Где родился - там и пригодился)
2.За,погонишься, не, двумя, поймаешь, зайцами, ни одного)
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
Проверка выполненного задания.
17,18,19 слайды
5.Приём «Острова»: Тема «Типы связи в словосочетаниях»
Первый «остров» - Согласование, второй «остров»- Управление, третий «остров»- Примыкание. Задача каждой группы состоит в том, чтобы имеющиеся у вас на столах карточки распределить по «островам».
Проверка выполненного задания.
3 этап «Рефлексия»
20,21,22 слайды
Прием «СИНКВЕЙН»
- Следующий этап работы - этап рефлекси
- Систематизацию полученных знаний можно провести с помощью приема «Синквейн».
В переводе с французского, синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
- А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей встрече. Итак, тема «Критическое мышление».
(Проверка синквейнов, составленных учителями)
Приём "Пять пальцев"
Я предлагаю каждому высказаться (написать на ладошке) о сегодняшнем мастер-классе и о технологии развития критического мышления, используя технологию «Пять пальцев»:
М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил.
Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг.
С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение.
У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал.
Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие Приём «Притча»
Учитель читает притчу о трех работниках.
Три человека ворочали камни.
Одного из них спросили: – Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?...
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.
Мораль истории: жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Учитель. – Уважаемые коллеги, а как чувствовали себя вы во время нашего разговора? Те, кто чувствовал себя так же, как первый человек, поднимают желтые фонарики. Зеленые фонарики будут у тех, кто чувствовал то же, что второй человек. А кто чувствовал себя, как третий, поднимут красные фонарики.
Пожелания от присутствующих
- - На мастер- классе я::.
- - Самым интересным для меня сегодня было:
- - В своей дальнейшей работе я:
- - Я пожелал бы учителю:
- - Я бы хотел посоветовать:
Заключительный этап.
- В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии развития критического мышления. Ещё Лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».
- Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!
Приложение
1 Приём «Шесть шляп мышления»
- Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже число запомнилось – 28 июля. (3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками.
(4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5)От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6)Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7)Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.
(8)По одну сторону дорожки – кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9)А на другом конце, у сараев, стояли шиферные вигвамы могикан. (10)Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11)Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет.
(13)Там, где разрослись кусты калины, – тёмный уголок. (14)Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. (15)Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16)В этом тёмном уголке – самодельные качели.
(17)К амбару пристроен курятник. (18)Кур, правда, тут давно нет. (19)При игре в прятки это было самым укромным местом, а вечером туда вообще заходить боялись.
(20)Налево от дорожки – огород. (21)Вернее, это был сад-огород. (22)Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что-нибудь и ещё. (23)В углу сада была беседка и старая кудрявая яблоня, одарившая нас своими ароматными плодами.
(24)Как счастливо жили мы в этом доме! (25)Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось? (27)Конечно, дом – это воспоминание. (28)Это – детство.
- Теперь дом сломали – детство кончилось…
- Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. (31)И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.
2 Приём «Фишбоун»
Памятка «Способы сжатия текста»
Способы сжатия текста:
ü исключение,
ü обобщение,
ü упрощение.
Исключение - это самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.
Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное, помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.
Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).
Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).
Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).
При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).
Текст для сжатого изложения
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.
- Приём «Шифровальщики»
(Слова: шакехта, шфящка, шосотища, шырочащесьлщшо)
- Приём «Скорлупки и ядрышки»
- Приём «Острова»
№ | Пример |
1 | Готовила обед |
2 | Скромный человек |
3 | Привозил из города |
4 | Читая книгу |
5 | Слушал читая |
6 | Красивые брови |
7 | Теснились ниже |
8 | Громко разговаривает |
9 | Забирал к себе |
10 | Молодой астроном |
11 | Благодаря брата |
12 | Не слышал звуков |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах
Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не...
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Главной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».Система развития критическо...