Мастер-класс «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания"
материал по обществознанию
Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей-предметников к применению интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания.
Задачи мастер-класса:
- познакомить учителей с интерактивными приёмами обучения, применяемых на уроках истории и обществознания;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания" | 343.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
для учителей истории и обществознания
«Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Глушкова Евгения Владимировна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ «ВСОШ №3» Высокогорского района РТ.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат »
В.А.Сухомлинский
Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей-предметников к применению интерактивных приёмов обучения на уроках с одарёнными детьми.
Задачи мастер-класса:
- познакомить учителей с интерактивными приёмами обучения, применяемых в работе с одарёнными детьми;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Ход мастер-класса.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий: проявляется интерес к предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. Работа с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Важно увлечь ученика!!! Приёмов для этого существует много. Сегодня я познакомлю Вас с приёмами интерактивного обучения, которые помогают мне выявить одарённых детей в рамках урочных занятий, т.е. фрагменты реализации I этапа. Мне нужны помощники (3 человека).
Итак, начнём.
Предлагаю Вашему вниманию песню из кинофильма «Земля Санникова» (звучит песня с демонстрацией видео на слайде; участникам мастер-класса дан раздаточный материал с текстом песни «Есть только миг»).
«Есть только миг»
Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
Вечный покой сердце, вряд ли, обрадует,
Вечный покой для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я,
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано, повстречать иль беду еще,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
В чём смысл песни? (Примерный ответ: Жить настоящим!!!)
Многие философы, мудрецы уделяли внимание проблеме прошлого, настоящего и будущего. Вот что говорил Омар Хайям
«Бренность мира узрев, горевать погоди!
Верь: недаром колотится сердце в груди.
Не горюй о минувшем: что было, то сплыло.
Не горюй о грядущем: туман впереди...»
Я предлагаю сопоставить эти строки с высказыванием российского академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва
«Настоящее - результат, итог прошлого. Поэтому дурное прошлое никогда не может повести к хорошему настоящему, если мы не осознаем все ошибки прошлого. Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим».
Как Вам кажется, есть ли противоречие между этими двумя высказываниями???
(ответ участников мастер-класса: противоречие есть – Омар Хайям делает акцент на настоящем, а Д.С.Лихачёв говорит о связи прошлого, настоящего и будущего).
Высказывания великих людей, тщательно отобранные по смыслу и содержанию в соответствии с обучающими, развивающими и воспитательными целями урока, являются действенным педагогическим средством, способствующим качественному улучшению знаний учащихся, формированию у них устойчивых мотивов к приобретению знаний. Задания с такими высказываниями можно использовать в любой части урока: можно организовать беседу, предварительно подготовив вопросы; акцентировать внимание на смысле высказывания. Высказывания известных людей можно сопровождать демонстрацией портретов и фотографий, кратким сообщением о достижениях и вкладе в мировую культуру; красивой музыкой. Всё это будет способствовать росту познавательной активности учеников, повышению эрудиции и культурного уровня.
Следующее задание для фокус-группы: работа с иллюстрациями - Что объединяет все эти иллюстрации???
А пока фокус-группа работает, я поясню, что было в начале. Использовался приём «Яркое пятно». Цель: увлечь учащихся. Но нужно учитывать возрастные особенности. Для младших школьников это может быть фрагмент мультфильма, притча, для старших ребят это может быть фрагмент кинофильма, истории, связанные с научными открытиями, а также анекдот, который может их мобилизовать. Этот приём можно использовать практически на всех уроках истории и обществознания во всех классах.
Итак, что объединяет иллюстрации??? (примерный ответ участников мастер-класса: события прошлого отражаются в настоящем).
Призрачно ли прошлое для настоящего?
(примерный ответ участников мастер-класса: нет, не призрачно.)
Следующее задание для фокус - группы: нужно классифицировать эти иллюстрации. Критерии для классификации Вы определяете сами. (фокус-группа работает)
Мало учащихся мотивировать в начале урока. Необходимо поддерживать интерес в течение всего урока. Как Вы думаете, какую стратегию взаимодействия я использовала? (вопрос к залу)
Ответ зала: интерактивную модель: учитель отправил задание, дети сами решают задачу, выполняют самостоятельно, обсуждают.
- Пассивная модель :
- ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника;
- ученики не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. (например, традиционные формы уроков, в виде лекции);
- учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию.
Эта модель самая традиционная и часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов, вызывающих активность ребенка.
- Активная или интерактивная модель:
- интерактивное обучение — это диалоговое обучение;
- интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания;
- стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников;
- наличие творческих заданий;
- учитель играет роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации;
- интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.
Фокус-группа отвечает с классификацией.
Примерный ответ:
Критерий: Экономическая цель – получение прибыли - Пандора, Цезарь, Т-34.
Критерий: Воспитание нравственности - семейный альбом, бессмертный полк, Сабантуй.
Критерий: Прошлое используется в политических целях - выборы, Крым наш.
Классификация – это способность собирать объекты похожие друг на друга. Подобные задания с иллюстративным материалом на уроках позволяют учащимся вырабатывать умения сравнивать, обобщать, систематизировать. А для одарённых детей такие умения крайне необходимы в их нелёгком пути к образовательному Олимпу.
Задание для фокус – группы: Обращаю Ваше внимание на магазин ювелирных изделий «Пандора». Как Вы думаете, чем руководствовался владелец компании, давая такое название своему магазину??? Суть мифа: Пандора выпустила из сосуда бедствия. Разлетелись они по земле. (Примерный ответ: Назвал от незнания!!! Или Красивое название!)
Это приём «3 ассоциации». Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству. Такой прием позволяет развивать творческое мышление, воображение, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас учащихся. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении.
Незнание прошлого, забывчивость, может приводить к искажению настоящего. Также и в жизни, думая о материальных ценностях, мы часто забываем о духовных.
Следующее задание: Раскройте понятие «Ценности», использую слова, образы, язык жестов (фокус - группа работает).
В процессе образования важно понять и усвоить информацию. У одних это получается быстро, другие даже после многократного повторения никак не могут запомнить. Всё связано с типами восприятия. Поэтому кроме наглядных методов хорошо использовать словесные, практические. Действенным приёмом является, например, игра «Ожившая картина», в процессе которой ученикам необходимо «оживить» картину или полотно. Ученикам раздаются роли по учебной картине или историческому полотну. В этой игре проявляется историческое чутье учеников, а сложные события легко запоминаются в ходе таких непринужденных диалогов.
Фокус-группа отвечает по заданию.
Применение на уроках истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока, помогает выявить одарённых детей. Использование интерактивных методов и технологий помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
На своём мастер-классе я продемонстрировала лишь некоторые из интерактивных приёмов, которые помогают мне сделать уроки ярче, качественнее, познавательнее для детей.
Возвращаясь к нашей песне – существует ли связь между прошлым, настоящим и будущим. Конечно, существует. Нитью, которая связывает, являются ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. К вечным ценностям пыль времени не пристаёт!!! Их нам и нужно беречь и формировать в наших детях. Одарённый ребёнок – особая ценность для общества. Поэтому, нам с Вами - педагогическому сообществу, необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы выявлять, поддерживать и сопровождать талантливых детей. В помощь нам приходят интерактивные технологии, которые способствуют поиску детей, умеющих находить нестандартные решения поставленных задач.
Всем Вам я хочу пожелать, чтобы смотрели на окружающий мир, искали в нём много удивительного, то, что может увлечь Вас и Ваших учеников! Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания
Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...
Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации из опыта работы учителя по организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....
статья"Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателям...
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания....
Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории и обществознания
В усовиях модернизации образования одной из ведущих задач является формирование у обучающихся ключевых компетенций. Для этого необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и при...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...