Программа «Коучинг в общеобразовательной организации»
учебно-методическое пособие по психологии
Программу "Коучинг в общебразовательной организации" рассматриваю как модель развития личности руководителя, его команды, педагогов, учащихся и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_posobie_dlya_rukovoditelya_kouchingovyy_podhod.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тушнинская средняя школа имени Ф.Е.Крайнова
Программа
«Коучинг в общеобразовательной организации»
Педагог-психолог
МОУ Тушнинской СШ
Смирнова
Татьяна Александровна
Август 2022г
Пояснительная записка
Российское образование претерпевает качественные изменения, которые соответствуют современным запросом личности, общества и государства. В профессиональном стандарте «Педагог» предъявлены требования к трудовым действиям и умениям учителя, позволяющим осуществлять такие трудовые функции как обучение, воспитание и развитие учащихся на высоком профессиональном уровне.
Роль руководителя управлением образовательной организацией усиливается.Руководить постоянно находится в «поиске» тех управленческих решений, методов, технологий, которые «мягче», «гибче» приведут к желаемым результатам. Использование коучинга позволяет обеспечить интегрированный подход к управлению общеобразовательной организацией в направление профессионального развития педагогического коллектива, повышение мотивации к обучению у учащихся и их родителей (законных представителей) и тем самым, обеспечить качество образования.
Значимыми компетенциями руководителя является: умение слушать, задавать вопросы, оказывать помощь в постановке целей, принятии решений. Руководитель вдохновляет,мотивирует.
Коучинг рассматриваю с позиции повышения результативности обучения и развития человека, опирающего на способность человека самому учиться и действовать творчески, достигать желаемого своего идеала как в профессиональном, так и в личностном плане.
Данную формулировку, как модель развития личности, я отношу как к самому руководителю, так и ко всей административной команде, педагогическому коллективу, так и к учащимся, и их родителей (законных представителей).
Таким образом, коучинг- стиль управления, где руководитель ОО становитсякоучем для своих сотрудников, учащихся и родителей, использовавший в управлении технологию коучинга.
Главным и основным критерием стать коучем для «всех»- это 100 процентная готовность руководителя. Необходима максимальная позитивная оценка к себе, к людям, к организации в целом.
Как стать директору – коучем? Иметь желание и пройти обучение. Я являюсь дипломированным психологом, сертифицированным коучем. Получить осознания в личном плане, понять свои приоритеты, свои сильные стороны, и «перенести» их на свою профессиональную жизнь, очень важно и эффективно.
Основа коучинга – осознанность всеми участниками образовательного процесса своих действий и принятие
ответственности за их последствия.
Философия коучинга:
Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни,
Каждый человек обладает мощным потенциалом,
В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха,
Фокус на сильные стороны,
Обучение на успехе, а не на ошибках,
Ориентир не на проблему, а на решение,
Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию,
Из настоящего в будущее,
Нет оценкам и советам! Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам.Легкость, позитив.
В своей работе я выделяю 3 направления:
- Коллективный (педагогический)коучинг.
- Ученический коучинг.
- Родительский коучинг.
- Коллективный (педагогический) коучинг.
В этом направлении мы говорим о разработке системы развития личности неформального повышения квалификации каждого педагога, которая направлена на формирование позитивной самооценки, рост профессионально значимых личностных качеств и способностей.
Оценка самого себя и оценка окружающих, принятие себя и окружающих – основа коучингового подхода. Учитель с негативной самооценкой неспособен плодотворно общаться с коллегами, учащимися и его родителями (законными представителями). Такой педагог принижает значение личности другого человека, стараясь повысить собственную самооценку, унижая окружающих его людей.
Коллектвный педагогический коучинг ориентирован на проблемные семинары, индивидуальные и групповые семинары, которые погружают в тему и способствуют личностно-профессиональному развитию.
Программа коучинга для педагогов
Чек-лист «Я- система»
№ | Действия | Коуч-приемы | Результат |
1 | Мои сильные стороны | Техника «Мои сильные стороны» | Ориентация на свои сильные стороны, расширение своих границ. |
2 | Проработка ограничивающих убеждений | Открытые вопросы | Избавление от ограничивающих убеждений, расширение границ своих возможностей. |
3 | Изучение своего жизненного баланса. | Открытые вопросы. Альтернативные вопросы. | Избавление от внутренних противоречий. |
4 | Определение ключевых ценностей | Открытые вопросы. Альтернативные вопросы. Вопросы-парафраз Шкала ценностей | Ориентация на ключевые ценности педагога |
5 | Определение миссии | Открытые вопросы. Альтернативные вопросы. Вопросы-парафраз | Ориентация на свою значимость в системе Жизни. |
6 | Определение уровня самооценки, принятие себя. | Техники «Моя самоценность», написание собственной программы «Я принимаю себя». Декларирование своих личных побед. | Формирование адекватной самооценки, понимания того, что |
Чек-лист для педагогов
«Система Я и педагоги, учащиеся, родители»
№ | Действия | Коуч - приемы | Результат |
1 | Определение степени вовлеченности в систему «Я и мои коллеги» | Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к моим коллегам». Пять принципов Эриксона. Открытые и сильные вопросы. | Понимание и принятие своей роли в системе «Я и мои коллеги». |
2 | Усовершенствование системы «Я и мои коллеги» | Планирование. Декларирование своих побед. «Что я могу сделать для своих коллег сегодня, завтра. Как улучшится моя система. Шкалирование системы. | Видение своего места и значимости в коллективе в целом и для каждого педагога в отдельности. |
3 | Определение степени вовлеченности в систему «Я и мои ученики» | Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к моим ученикам». Пять принципов Эриксона. Открытые и сильные вопросы. | Понимание и принятие своей роли в системе «я и к мои коллеги» |
4 | Усовершенствование системы. | Планирование. Декларирование своих побед. «Что я могу сделать для своих учеников сегодня, завтра. Как улучшится моя система. Шкалирование системы. Использование коуч-технологий в работе с детьми. Открытые и сильные вопросы. | Видение своего места и значимости для каждого ребенка. Все мои ученики |
5 | Определение степени вовлеченности в систему «Я и родители моих учеников » | Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к родителям моих учеников». Пять принципов Эриксона. | Понимание и принятие своей роли в системе «я и родители моихучеиков». |
Таким образом, педагог, благодаря коученговому подходу не просто передает знания, а становится тренером талантов. Учитель раскрывает свой потенциал, потенциал своего ученика.
- Ученический коучинг.
Учитель помогает своему ученику найти личную внутреннюю мотивацию, научиться ставить цели и добиваться их. А для этого процесс обучения нужно сделать осознанным, тогда появится внутренняя мотивация. Если ребенок осознает свой приход в школу и может ответить на вопросы: зачем он изучает тот или иной материал, зачем ему это лично нужно, он будет осознанно прикладывать усилия для освоения знаний и начнет делать больше, чем может.
Вырабатываем такую формулу: ОСОЗНАННОСТЬ = МОТИВАЦИЯ и ПОЗИТИВ.
Педагог в ежедневной работе с детьми использует инструменты: 4 вопроса планирования, Путешествие в будущее, Вопросы «Как если бы…?», постановка целей, спроси совет у самого себя, качества, которые помогут достичь своих целей, что я могу сделать уже сегодня?. Фиксация в личной тетради достижений. Это личное пространство творчества и создания своего удивительного мира.
После осознания того, для чего нужна школа, уже есть мотивация, и тогда приходит позитивное отношение к учебе, понимание своих зон роста, наилучших способов преодоления возникших трудностей.
Появляется осознанная радость обучения, самодисциплина, способность проводить самоанализ, правильное отношение к неудачам и победам, умение делать выводы. Извлекать пользу и выгоду из всех ситуаций.
Отследить осознанное отношение к учебному процессу и рост мотивации помогает в том числе дополнительное задание, которое ребенок делает по желанию. Помимо обязательного минимум предлагается дополнительный обьем, который выходит за рамки школьной программы.
Например, по русскому языку – сочинить синквей, написать сочинение, состоящее из фразеологизмов, нарисовать дерево однокоренных слов.
Чек-лист для учащегося
«Система Я и школа, учителя и мои родители»
№ | Действия | Коуч - приемы | Результат |
1 | Определение степени и повышение увлеченности в системе «Я и школа» | Техника «Мои функциональные обязанности в роли ученика». Мое место в системе «Я и школа» | Принятие роли ученика. Видение себя в системе «Я и школа» |
2 | Определение степени вовлеченности в систему «Я и мой учитель » | Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к моим педагогам». Пять принципов Эриксона. Открытые и сильные вопросы. | Понимание и принятие своей роли в системе «Я и мои педагоги». Мои учителя самые лучшие. |
3 | Усовершенствование системы «Я и моя учеба » | Планирование. Декларирование своих побед. «Что я могу сделать для себя сегодня, завтра». Шкалирование системы. | Видение значимости системы «Я и моя учеба» |
4 | Определение степени вовлеченности в систему «Я и мои родители » | Техника «ЯЧ – сын (дочь). Мои функциональные обязанности». Пять принципов Эриксона. Открытые и сильные вопросы. | Понимание и принятие своей роли в системе «Я и мои родители». Мои родители самые великие. |
Таким образом, делая контрольные срезы, фиксируются на шкалах продвижения по компетенциям, анализируются благодаря чему это произошло и что еще можно добавить для наилучшего результата.
Происходит сбор мнений по изменению учебного процесса, видов внеклассных мероприятий, форматов уроков. Учитываются все пожелания учащихся. Это формирует у учащихся позитивное осознанное отношение к учебно-воспитательному процессу, соответственно повышается качество образования.
- Родительский коучинг.
Родительскийкоучинг основан на осознание родителями своей роли и значимости в жизни своего ребенка. Кроме этого, осознание значимости школы, педагогического коллектива и каждого педагога в целом, помогает родителю выстраивать доверительные, эффективные взаимоотношения с педагогами, администрацией. Данная позиция позволяет точечно «влиять» на ребенка, благодаря поддержки родителей. Они находят пути решения и в своих проблемах, что немало важно длясоздание спокойной, благоприятной атмосферы в семье. Данная работа нашла отражение на психологических тренингах, групповых занятиях и индивидуальных консультациях.
Чек-лист для родителей
«Система Я и школа, учителя и мои родители»
№ | Действия | Коуч - приемы | Результат |
1 | Определение степени вовлеченности в систему «Я и мои сильные стороны» | Техника «Мои сильные стороны». Открытые и сильные вопросы. | Понимание и принятие своей значимости. Повышение самооценки |
2 | Усовершенствование системы «Я и мой ребенок » | Техника «Мои функциональные обязанности в роди мамы, папы» | Видение своего места в системе «Я и мой ребенок» |
3 | Определение степени вовлеченности в систему «Я и учителя моего ребенка» | Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к учителям моего ребенка». Пять принципов Эриксона. Открытые и сильные вопросы. | Понимание и принятие своей роли в системе «я и учителя моего ребенка» |
Данная система формирует положительное отношение к учителю, педагогическому коллективу, к школе в целом, что приводит к повышению увлеченности, активности и повышению качества знаний у детей.
Выводы:
Используя системный коучиговый подход мы имеем «пирамиду» осознанности всех заинтересованных лиц в повышении качества образования. Увеличивается количество участников образовательного процесса с активной жизненной позицией, с внутренним осознанием своего места, своей роли в образовательном процессе в целом и с выгодой для каждого. Ответственность за результаты принимают администрация, педагогический коллектив, учащиеся и родители.
Библиографический список используемой литературы
- Директора российских школ и их зарубежные коллеги/О.А.Нечаева. –Текст: непосредственный //Молодой ученый. – 2017. -№17 (151).
- Коучинг в образовании //worldtutors.ru. URL: http://worldtutors.ru/kouching-v-obrazovanii
- Коучинговый подход в обучении старшеклассников, как технология реализации современного образования//coachingineducation.ru. URL: http://coachingineducation.ru/kouchingovyj-podxod-v-obuchenii-starsheklassnikov/
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель,учитель) (Приказ
Минтруда России от 18.10.2013 No 544н). Режим доступа: http://goo.gl/1Kw3zV. - Некрасова М.В. Осознанное обучение через инструменты коучинга/ М.-№11 (197)._ С. 179-182.- URL: https://moluch.ru/archive/197/48762/
- Нечаева О.А. Коучинг в управлении образованием/ О.А.Нечаева. –Текст: непосредственный //Молодой ученый . – 2017. - №17 (151).
- Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности/Пер. с анг.. – М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005, с.168.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы в общеобразовательных организациях по профилактике деструктивного и асоциального поведения обучающихся
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...
Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации.
Видеостудия "Фотон"руководитель: Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики и ИКТРаботают под девизом: «Нести людям свет - в этом успехов секрет»История создания видеостудии «Фотон» начинает...
Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов
Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее сво...
Программа коучинг-проекта
Программа реализации коучинг-проекта "Литературное объединение учащихся как средство развития одарённости"....
Организация и проведение практики по специальности 53.02.01 Музыкальное образование в рамках профессионального модуля «Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях»
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкаль...
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (УМК:Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – М.: Просвещение, 2023 г.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(УМК:Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Я...