Программа «Коучинг в общеобразовательной организации»
учебно-методическое пособие по психологии

Смирнова Татьяна Александровна

Программу "Коучинг в общебразовательной организации" рассматриваю как модель развития личности руководителя, его команды,  педагогов, учащихся и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Тушнинская средняя школа имени Ф.Е.Крайнова

Программа

«Коучинг в общеобразовательной организации»

Педагог-психолог

МОУ Тушнинской СШ

Смирнова

Татьяна Александровна

Август 2022г

Пояснительная записка

Российское образование претерпевает качественные изменения, которые соответствуют современным запросом личности, общества и государства. В профессиональном стандарте «Педагог» предъявлены требования к трудовым действиям и умениям учителя, позволяющим осуществлять такие трудовые функции как обучение, воспитание и развитие учащихся на высоком профессиональном уровне.  

     Роль руководителя управлением образовательной организацией усиливается.Руководить постоянно находится в «поиске» тех управленческих решений, методов, технологий, которые  «мягче», «гибче» приведут к желаемым результатам. Использование коучинга позволяет обеспечить интегрированный подход к управлению общеобразовательной организацией в направление профессионального развития педагогического коллектива, повышение мотивации к обучению у  учащихся и их родителей (законных представителей) и тем самым, обеспечить  качество  образования.

 Значимыми компетенциями руководителя является: умение слушать, задавать  вопросы, оказывать помощь в постановке целей, принятии решений. Руководитель вдохновляет,мотивирует.

Коучинг рассматриваю с позиции повышения результативности обучения и развития человека, опирающего на способность человека самому учиться и действовать творчески, достигать желаемого своего идеала как в профессиональном, так и в личностном плане.

Данную формулировку, как модель  развития личности, я отношу как к самому руководителю, так и ко всей административной команде, педагогическому коллективу, так и к учащимся, и их родителей (законных представителей).

Таким образом, коучинг- стиль управления, где руководитель ОО становитсякоучем для своих сотрудников, учащихся и родителей,  использовавший  в управлении технологию коучинга.

Главным и основным критерием стать коучем для «всех»- это  100 процентная готовность  руководителя. Необходима максимальная позитивная оценка к себе, к людям, к организации в целом.

     Как стать директору – коучем? Иметь желание  и пройти обучение.  Я являюсь дипломированным психологом, сертифицированным коучем. Получить осознания в личном плане, понять свои приоритеты, свои сильные стороны, и «перенести» их на свою профессиональную жизнь, очень важно и эффективно.

      Основа коучинга – осознанность всеми участниками образовательного процесса  своих действий и принятие
ответственности за их последствия.

Философия коучинга:

  Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни,

Каждый человек обладает мощным потенциалом,

В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха,

Фокус на сильные стороны,

Обучение на успехе, а не на ошибках,

Ориентир не на проблему, а на решение,

Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию,

 Из настоящего в будущее,

 Нет оценкам и советам! Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам.Легкость, позитив.

  В своей работе я выделяю 3 направления:

  1. Коллективный (педагогический)коучинг.
  2. Ученический  коучинг.
  3. Родительский коучинг.

  1. Коллективный (педагогический) коучинг.

В этом направлении мы говорим о разработке системы развития личности неформального повышения квалификации каждого педагога, которая направлена на формирование позитивной самооценки, рост профессионально значимых личностных качеств и способностей.

 Оценка самого себя и оценка окружающих, принятие себя и окружающих – основа коучингового подхода. Учитель с негативной самооценкой неспособен плодотворно общаться с коллегами, учащимися и его родителями (законными представителями).  Такой педагог принижает значение личности другого человека, стараясь повысить собственную самооценку, унижая окружающих  его людей.

Коллектвный педагогический коучинг ориентирован на проблемные семинары, индивидуальные и групповые семинары, которые погружают в тему и способствуют личностно-профессиональному развитию.

Программа коучинга для педагогов

Чек-лист  «Я- система»

Действия

Коуч-приемы

Результат

1

Мои сильные стороны

Техника «Мои сильные стороны»

Ориентация на свои сильные стороны, расширение своих границ.

2

Проработка ограничивающих убеждений

Открытые вопросы

Избавление от ограничивающих убеждений, расширение границ своих возможностей.

3

Изучение своего жизненного баланса.

Открытые вопросы. Альтернативные вопросы.

Избавление от внутренних противоречий.

4

Определение ключевых ценностей

Открытые вопросы. Альтернативные вопросы.

Вопросы-парафраз

Шкала ценностей

Ориентация на ключевые ценности педагога

5

Определение миссии

Открытые вопросы. Альтернативные вопросы.

Вопросы-парафраз

Ориентация на свою значимость в системе Жизни.

6

Определение уровня самооценки, принятие себя.

Техники «Моя самоценность», написание собственной программы «Я принимаю себя».

Декларирование своих личных побед.

Формирование адекватной самооценки, понимания того, что

Чек-лист  для педагогов

«Система Я и педагоги, учащиеся, родители»

     Действия

Коуч - приемы

Результат

1

Определение степени вовлеченности  в систему «Я и мои коллеги»

 Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к моим коллегам».

Пять принципов Эриксона.

Открытые и сильные вопросы.  

Понимание и принятие своей роли в системе «Я и  мои коллеги».

2

Усовершенствование системы «Я и мои коллеги»

Планирование.

Декларирование своих побед.

«Что я могу сделать для своих коллег сегодня, завтра. Как улучшится моя система.

Шкалирование системы.

Видение своего места и значимости в коллективе в целом и для каждого педагога в отдельности.

3

Определение степени вовлеченности  в систему «Я и мои ученики»

Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к моим ученикам».

Пять принципов Эриксона.

Открытые и сильные вопросы.  

Понимание и принятие своей роли в системе «я и к мои коллеги»

4

Усовершенствование системы.

Планирование.

Декларирование своих побед.

«Что я могу сделать для своих учеников  сегодня, завтра. Как улучшится моя система.

Шкалирование системы.

Использование коуч-технологий в работе с детьми.

Открытые и сильные вопросы.  

Видение своего места и значимости для каждого ребенка.

Все мои ученики
полноценные, умные, сильные, способные, умелые и талантливые.

5

Определение степени вовлеченности  в систему «Я и родители моих учеников »

Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к  родителям моих учеников».

Пять принципов Эриксона.

Понимание и принятие своей роли в системе «я и родители моихучеиков».

Таким образом, педагог, благодаря коученговому подходу не просто передает знания, а становится тренером талантов.  Учитель раскрывает свой         потенциал, потенциал своего ученика.

  1. Ученический коучинг.

      Учитель помогает своему ученику  найти  личную внутреннюю мотивацию, научиться ставить цели и добиваться их. А для этого процесс обучения нужно сделать осознанным, тогда появится внутренняя мотивация. Если ребенок осознает свой приход в школу и может ответить на вопросы: зачем он изучает тот или иной материал, зачем ему это лично нужно, он будет осознанно прикладывать усилия для освоения знаний и начнет делать больше, чем может.

    Вырабатываем такую формулу: ОСОЗНАННОСТЬ = МОТИВАЦИЯ и ПОЗИТИВ.

      Педагог в ежедневной работе с детьми использует инструменты: 4 вопроса планирования, Путешествие в будущее, Вопросы «Как если бы…?», постановка целей, спроси совет у самого себя, качества, которые помогут достичь своих целей, что я могу сделать уже сегодня?. Фиксация в личной тетради достижений. Это личное пространство творчества и создания своего удивительного мира.

        После осознания того, для чего нужна школа, уже есть мотивация, и тогда приходит позитивное отношение к учебе, понимание своих зон роста, наилучших способов преодоления возникших трудностей.

         Появляется осознанная радость обучения, самодисциплина, способность проводить самоанализ, правильное отношение к неудачам и победам, умение делать выводы. Извлекать пользу и выгоду из всех ситуаций.

        Отследить осознанное отношение к учебному процессу и рост мотивации помогает в том числе дополнительное задание, которое ребенок делает по желанию. Помимо обязательного минимум предлагается дополнительный обьем, который выходит за рамки школьной программы.

        Например, по русскому языку – сочинить синквей, написать сочинение, состоящее из фразеологизмов, нарисовать дерево однокоренных слов.

Чек-лист  для учащегося

«Система Я и школа, учителя и мои родители»

     Действия

Коуч - приемы

Результат

1

Определение степени и повышение увлеченности в системе «Я и школа»

 Техника «Мои функциональные обязанности в роли ученика». Мое место в системе  «Я и школа»

Принятие роли ученика. Видение себя в системе «Я и школа»

2

Определение степени вовлеченности  в систему «Я и мой учитель »

Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к моим педагогам».

Пять принципов Эриксона.

Открытые и сильные вопросы.  

Понимание и принятие своей роли в системе «Я и  мои педагоги».

Мои учителя самые лучшие.

3

Усовершенствование системы

«Я и моя учеба »

Планирование.

Декларирование своих побед.

«Что я могу сделать для себя   сегодня, завтра».

Шкалирование системы.

Видение значимости системы «Я и моя учеба»

4

Определение степени вовлеченности  в систему «Я и мои родители »

Техника «ЯЧ – сын (дочь). Мои функциональные обязанности».

Пять принципов Эриксона.

Открытые и сильные вопросы.  

Понимание и принятие своей роли в системе «Я и мои родители». Мои родители самые великие.

Таким образом, делая контрольные срезы, фиксируются на шкалах продвижения по компетенциям, анализируются благодаря чему это произошло и что еще можно добавить для  наилучшего результата.

Происходит сбор мнений по изменению учебного процесса, видов внеклассных мероприятий, форматов уроков. Учитываются все пожелания учащихся. Это формирует у учащихся позитивное осознанное отношение к учебно-воспитательному  процессу, соответственно повышается качество образования.

  1. Родительский коучинг.

Родительскийкоучинг основан на осознание родителями  своей роли и значимости в жизни своего ребенка. Кроме этого, осознание значимости школы, педагогического коллектива и каждого педагога в целом, помогает родителю выстраивать доверительные, эффективные взаимоотношения с педагогами, администрацией. Данная позиция позволяет точечно «влиять» на ребенка, благодаря поддержки родителей.  Они находят пути решения и в своих проблемах, что немало важно длясоздание спокойной, благоприятной атмосферы в семье.  Данная работа нашла отражение на психологических тренингах, групповых занятиях и  индивидуальных консультациях.

Чек-лист  для родителей

«Система Я и школа, учителя и мои родители»

     Действия

Коуч - приемы

Результат

1

Определение степени вовлеченности  в систему «Я и мои сильные стороны»

Техника «Мои сильные стороны».

Открытые и сильные вопросы.

Понимание и принятие своей значимости. Повышение самооценки

2

Усовершенствование системы «Я и мой ребенок »

Техника «Мои функциональные обязанности в роди мамы, папы»

Видение своего места в системе «Я и мой ребенок»

3

Определение степени вовлеченности  в систему «Я и учителя моего ребенка»

Техника «Мои функциональные обязанности по отношению к учителям моего ребенка».

Пять принципов Эриксона.

Открытые и сильные вопросы.  

Понимание и принятие своей роли в системе «я и учителя моего ребенка»

     Данная система формирует положительное отношение к учителю, педагогическому коллективу, к школе в целом, что приводит к повышению увлеченности, активности и повышению качества знаний у детей.  

Выводы:

Используя системный коучиговый подход  мы имеем «пирамиду» осознанности всех заинтересованных лиц в повышении качества образования. Увеличивается количество участников образовательного процесса с активной жизненной позицией, с внутренним осознанием своего места, своей роли в образовательном процессе в целом и с выгодой для каждого. Ответственность за результаты принимают администрация, педагогический коллектив, учащиеся и родители.

Библиографический список используемой литературы

  1. Директора российских школ и их зарубежные коллеги/О.А.Нечаева. –Текст: непосредственный //Молодой ученый. – 2017. -№17 (151).
  2. Коучинг в образовании //worldtutors.ru. URL: http://worldtutors.ru/kouching-v-obrazovanii
  3. Коучинговый подход в обучении старшеклассников, как технология реализации современного образования//coachingineducation.ru. URL: http://coachingineducation.ru/kouchingovyj-podxod-v-obuchenii-starsheklassnikov/
  4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель,учитель) (Приказ
    Минтруда России от 18.10.2013 No 544н). Режим доступа: http://goo.gl/1Kw3zV.
  5. Некрасова М.В. Осознанное обучение через инструменты коучинга/ М.-№11 (197)._ С. 179-182.- URL:  https://moluch.ru/archive/197/48762/
  6. Нечаева О.А. Коучинг в управлении образованием/ О.А.Нечаева. –Текст: непосредственный //Молодой ученый . – 2017. - №17 (151).
  7. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности/Пер. с анг.. – М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005, с.168.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в общеобразовательных организациях по профилактике деструктивного и асоциального поведения обучающихся

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...

Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации.

Видеостудия  "Фотон"руководитель: Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики и ИКТРаботают под девизом: «Нести людям свет - в этом успехов секрет»История создания видеостудии «Фотон» начинает...

Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов

Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее сво...

Программа коучинг-проекта

Программа реализации коучинг-проекта "Литературное объединение учащихся как средство развития одарённости"....

Организация и проведение практики по специальности 53.02.01 Музыкальное образование в рамках профессионального модуля «Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях»

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкаль...

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (УМК:Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – М.: Просвещение, 2023 г.)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(УМК:Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Я...