Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме
Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны.
В связи с этим, перед школой стоит нелегкая задача воспитания у школьников социальности как интегративного нравственного качества личности. Данная задача эффективно решается на основе информационно-коммуникационных технологии, ибо данные технологии существенно обогащают воспитательную среду.
Работу можно просмотреть по ссылке https://youtu.be/1-LsTkVupms
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_put_k_znaniyam.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая работа Рузманова Ростислава Юрьевича, воспитанника школьной видеостудии "Фотон" МБОУ "БСОШ №1" г.Александровска Пермского края
руководитель Тютина Гульсина Гелусовна
Созданная работа "Детям планеты Земля" демонстрирует высокий уровень социальности подростка, результативность модели, описанной дальше. Рузманов Ростислав занимался в видеостудии "Фотон" 7 лет и в результате свое видение мира стал выражать через видеосюжеты. Данный ролик он создал самостоятельно и привлек к работе еще ребят, которые тоже многому у него научились. Ростислав раскрыл идею здорового питания через наглядные видеокартинки. Данная работа на конкурсе, объявленном итальянской фирмой "Барилла", заняла в 2015 году 2 место, что является высокой оценкой уровня знаний воспитанника из студии "Фотон".
Поэтому мы представляем данный ролик в номинации " Путь к знаниям". В результате какой работы общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов был достигнут такой результат мы раскрываем дальше.
Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов.
История создания видеостудии «Фотон» начинается в 2009 году. Именно в это время, учитель информатики и ИКТ Гульсина Гелусовна Тютина стала классным руководителем пятиклассников и создала класс- проект, основанный на обучение основам видеоискусства и создании видеоработ. Основной целью этого проекта стало воспитание социальности, одного из фундаментальных качеств личности подростка. Сделав ставку на патриотизм и любовь к родному краю, их деятельность сама собой обрела добровольческое направление, и постепенно это стало главным смыслом любого дела «Фотона». Воспитанники на деле многократно показали примеры неравнодушного отношения к окружающим, продемонстрировали искреннюю готовность прийти на помощь разным людям в различных жизненных ситуациях. Благодаря нацеленности на общественную полезность, активной жизненной позиции и трудолюбию, фотоновцы снискали уважение и даже популярность среди жителей Александровского района. И доказали - им многое по плечу. Главное - задаться целью и планомерно идти к ней. Статья "Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации." http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/09/01/opisanie-praktiki-organizatsii-vneurochnoy
1. Актуальность
Демократизация российского общества, включение России в систему рыночных отношений предполагает формирование способности граждан к решению возникающих проблем, проявлению инициативы и ответственности за свои поступки. Преобразования в России предопределяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой является активность в освоении социальной действительности.
Актуальность исследования проблемы развития социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий обусловлена необходимостью формирования у школьников полноценного опыта решения познавательных, коммуникативных, нравственных задач и сложностью процесса личностного саморазвития учащихся.
Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны.
В связи с этим, перед школой стоит нелегкая задача воспитания у школьников социальности как интегративного нравственного качества личности. Данная задача эффективно решается на основе информационно-коммуникационных технологии, ибо данные технологии существенно обогащают воспитательную среду.
Одной из главных характеристик нового общества, перспективности его существования является социальность граждан. Такой вывод прослеживается в исследованиях философов, социологов, экономистов, психологов и педагогов.
2.Что такое социальность?
«Социальность представляет собой имплицитную характеристику «совместности» человеческой жизнедеятельности, непосредственное выражение этой совместности». При этом подчеркивается, что «социальность является выражением не всей и всякой человеческой жизнедеятельности, а именно тех ее проявлений, в которых образуются взаимосвязь и взаимозависимость между людьми» [1, с.24].
Важным становится изучение социальности на современном этапе развития общества, выработка педагогических представлений о понятии «социальность», уже исследованном социологией и психологией.
«Когда мы говорим, что у человека сформировано определенное отношение, надо видеть, что за каждым из этих отношений просматривается триада:
- сформированность у человека определенной системы взглядов;
- эмоциональное реагирование на каждую из социальных ценностей;
- воспитанность способов трудиться, общаться и т.п., ставших характерными для него» [5, с.31].
Воспитание социальности предполагает педагогически ориентированную и целенаправленную систему критериев по созданию условий для успешной социализации и интеграции человека в социум.. Частные цели воспитания социальности можно классифицировать по признаку воздействия на сферы личности: цели формирования сознания личности – взглядов, убеждений; цели формирования эмоциональной сферы – ощущений и переживаний; цели формирования социальной активности в деятельности.
Социальность нами рассматривается как интегративное качество личности младшего подростка, возрастные особенности которого определяют личностные характеристики, в когнитивной сфере осознание необходимости принимать активное участие в социальной жизни общества, в эмоциональной сфер желание формировать этот опыт, в поведенческой сфере – умение данное личностное качество применять творчески.
3. Цели и задачи
Анализ исследований по теме позволил сделать вывод о недостаточной разработанности целостного знания: о сущности социальности как интегративного личностного качества, научно-обоснованных условиях его формирования.
- обоснование актуальности
актуальность проводимого исследования определяется следующими противоречиями:
- объективной необходимостью в социально-активной личности младшего подростка и недостаточности условиями сформированности у школьников социальности как интегративного нравственного качества;
- между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории воспитания, современных концепций перехода на новую парадигму образования в России и неразработанность теоретико-методических основ и педагогических условий воспитания у младших подростков социальности как нравственного качества личности.
- формулирование цели и задач исследований
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность модели воспитания у младших подростков социальности как интегративного личностного образования и педагогических условий её реализации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс воспитания у младших подростков социальности будет эффективным при следующих условиях:
- осуществления поэтапного формирования отношения младшего подростка к себе как субъекту социальной деятельности и расширения взаимодействия подростков с различными социальными группами;
- учете личностного опыта подростков в процессе воспитания у него социальности как интегративного качества;
- обогащении социальным содержанием традиционно существующих форм и методов воспитания, а так же широкого использования во внеурочной деятельности информационно- коммуникационных технологий.
Цель и гипотеза предполагают решение следующих задач:
- Выявить сущность и содержание социальности как как интегративного личностного образования у младших подростков
- Определить критерии и показатели уровни сформированности данного интегративного личностного образования
- Выявить и обосновать педагогические условия способствующие развитию социальности как интегративного личностного образования младшего подростка
- Разработать и апробировать модель организации процесса воспитания данного интегративного личностного образования у учащихся младшего подросткового возраста
4. Обоснование эффективности воспитания социальности
С целью исследования эффективности воспитания социальности младших подростков общеобразовательной школы осуществлялась работа в 5-6 классах школ №1 и №6 г.Александровска Пермского края. Всего 105 человек.
Результаты исследования рассматриваются в статье "ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ"
Результаты проведенного исследования показали, что школьники обладают поверхностными знаниями о социальности.
Подростки положительно настроены к социальной активности, но при этом сами не проявляют инициативы в социально значимых делах.
Таким образом, как показало проведенное исследование, есть необходимость в целенаправленной организации процесса формирования у младших подростков социальности как интегративного нравственного качества личности.
Эффективным методом формирования социальности может стать ролевая игра. Ценность игры как метода воспитания в том, что в ней всегда есть долг, межличностные зависимости, социальные роли, в основу которых кладутся реальные ценности. Следовательно, несмотря на игровое основание, речь идет о серьёзных образованиях нравственного порядка, которые лежат в основе социальности.
Мы полагаем, что процесс воспитания у младших подростков социальности будет эффективным, если школа будет формировать у подростка отношение к себе как субъекту социальной деятельности и расширять взаимодействие детей с различными социальными группами, учитывать личный социальный опыт подростка. Процесс воспитания социальности должен обогащаться социальным содержанием традиционно существующих форм и методов воспитания, а также важно во внеурочной деятельности широко использовать информационно-коммуникационные технологии, в частности возможности медиаобразования с использованием современных технических средств [4,27]. Их применение является наиболее эффективным средством воспитания, т.к. подростки активно осваивают программы фото- и видеомонтажа, издательские системы, основы операторского искусства и выражают свое видение мира через создание своих фото- видеосюжетов, роликов, презентаций, выпуск школьной газеты. В результате воспитания с помощью информационно-компьютерных технологий мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность.
5. Этапы реализации модели.
Реализация подходов и принципов обеспечивает эффективность реализации модели процесса воспитания у младших подростков социальности как интегративного качества.
Этапы:
- Этап формирования умений и навыков социального опыта
- Осознанный выбор
- Самореализация
1 этап необходимо дать соответствующие образцы социального поведения. Это обеспечивается средствами искусства, личным примером персоналий, средствами искусства. Создаются условия для воспроизведения поведенческих образцов. Данные условия способствуют закреплению умений и навыков социального опыта.
2 этап «осознанный выбор». Цель: усвоение содержания социального опыта. На данном этапе дети интегрируются в социальную культуру, что обеспечивает свободный выбор той или иной формы социального взаимодействия, формирование ответственности за свой выбор.
3 этап. Самореализация. Этап предполагает помощь младшему подростку в разработке программы самосовершенствования его социального опыта, развития социальности как интегрального качества личности. Школьник самостоятельно ставит цели и задачи, принимает активное участие в творческой социальной деятельности, реализует свои возможности, ориентируясь на оптимальный уровень социальности. Этап отражает движение от внешней организации воспитания данного интегративного личностного образования к внутреннему стимулу
6. Практическая часть
Осознавая важность внеурочной деятельности широко использовать информационно-коммуникационные технологии, в частности возможности медиаобразования с использованием современных технических средств, в МБОУ "БСОШ №1" была создана видеостудия "Фотон". С образовательной программой по научно-техническому направлению для старшего возраста (Видеостудия "Фотон") можно ознакомиться по данной ссылке
Обучение в данной видеостудии для обучающихся стала стартовой площадкой для раскрытия внутреннего потенциала. Здесь школьники проходят все этапы воспитания социальности: от приобретения школьником социальных знаний, до формирования ценностного отношения к социальной реальности и в конечном результате получение опыта самостоятельного общественного действия.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности определяется в таблице №1 , которая составлена на основе методического конструктора «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
Уровень ВР/ Вид внеурочной деятельности | Приобретение школьником социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия |
Класс-проект «Остановись, мгновенье, ты прекрасно» | Занятия в видеостудии «Фотон» | ||
Создание фильмов, выпуск газет. Фестивали, конкурсы видеоработ «Мир кино», «Бумеранг», «Десятая муза» и др., профильные лагеря «Видеодорожка», «Видеомастер». Творческие встречи. | |||
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Открытый общественный показ документальных видеопроектов, выступления на местном радио и телевидении. |
У ребят появилось желание не просто снимать и монтировать, а работать осознанно и результативно. Таким образом уникальность данной видеостудии можно рассматривать в расширении области действия: волонтерство, помощь детям, оказавшимся в трудных жизненных условиях, освещение жизни школы, общение с ветеранами, знакомство с историей своего родного края.
Более подробно работа данного проекта описана в презентации http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/09/01/razvitie-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov-vo
В основе организации внеурочной деятельности лежит воспитание отношений к общественно-значимым ценностям, прежде всего – отношения к Родине. Понятие “Родина” начинается со знания истории своего края, села или города, в котором живет человек. Он должен знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважения к ближнему, почтения старших.
История, культура и современное развитие Александровского района заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал. Знакомство с историей родного края является бесценным источником духовного обогащения школьников.
Создавая модель организации воспитательной деятельности с младшими подростками по воспитанию у них социальности как качества личности, мы большое внимание уделили созданию фильмов о родном крае, своей школе и т.д. Данное направление для современных школьников интересно и современно. Желание создавать фильм, а для этого писать сценарий, собирать материал, работать с компьютером, снимать ролики, видеть себя на экране создают положительную мотивацию.
Коллективное творческое дело «Остановись, мгновенье – ты прекрасно» так же внесло существенный вклад в формирование у подростков социальности как качества личности. Информация была представлена в цифровом виде. Дети учились профессионально работать с техникой, узнавали и рассказывали об истории своего района с помощью современных технических средств.
Так, составляя сюжет «По следам о Бориса Пастернака на Урале», подростки искали материал в городских и районных библиотеках, музеях, в Интернете. Наметили план действий. Запланировали поездки во Всеволодо-Вильву, на Иваку - в места пребывания Бориса Пастернака.
Наметив план действий, согласовывались способы совместной деятельности, определялись операторы, фотографы, журналисты, сценаристы, актеры. В ходе работы в группах происходила смена ролей. Были организованы поездки во Всеволодо-Вильву, на Иваку – в места пребывания Бориса Пастернака.
Школьники снимали видеосюжеты, записывали интервью, старались побывать на всех мероприятиях, проводимых в доме Пастернака. Собранный материал перерабатывался и оцифровывался. Параллельно выстроилась идея фильма «Контрасты» о заводе «Метил», которая была реализована. Школьники раскрыли проблему умирающих поселков. Созданы так же фильмы «Контрасты», «Могикане». Фильмы демонстрируются в школе, на классных часах, на районных и краевых фестивалях.
Проекты «История в лицах», «Говорит и показывает компьютер», лагеря «Видеодорожка», «Видеомастер» так же способствовали социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе информционно-коммуникационных технологий.
Позитивное влияние на личностное развитие детей оказали исторические документы из семейных архивов, природа родного края, архитектурные и культурные памятники России, ставшие источниками многочисленных эмоциональных переживаний участников проектов и факторами, стимулирующими творческую активность личности.
Таким образом, школьники приобрели опыт социальной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других. Данный опыт лег в основу организации видеостудии «Фотон». Деятельность студии находит свое отражение в школьной газете «Фотон».
Выше описанная деятельность способствовала воспитанию у младших подростков социальности как интегративного нравственно личностного качества.
В ходе диагностики личностных качеств учащихся использовалась карта педагогического наблюдения, которое описывается в статье "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
7. Внедрение разработанной модели
Теоретико-экспериментальный характер работы дал возможность наметить перспективы дальнейшего исследования: в условиях гражданского общества расширить функции развития социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе информационно-образовательных технологий; исследовать возможность внедрения разработанной модели в сферу дополнительного образования и систему повышения квалификации классных руководителей, осваивающих педагогическое проектирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в рамках школьного округа.
Статья предназначена для заместителей директора по воспитательной работе по организации внеурочной деятельности в рамках работы школ округа....
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...
Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации.
Видеостудия "Фотон"руководитель: Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики и ИКТРаботают под девизом: «Нести людям свет - в этом успехов секрет»История создания видеостудии «Фотон» начинает...
"Практика организации внеурочной деятельности в школе в рамках реализации ФГОС"
Доклад по внеурочной деятельности в школе в рамках ФГОС...
Эффективные практики организации внеурочной деятельности по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ
Статья о способах организации занятий по внеурочной деятельности по подготовке учащихся 9-го класса к сдаче ОГЭ по французскому языку....
Единый информационный банк лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях: структура и содержание
В статье представлены описание структуры и содержания, функционирования единого информационного банка лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовател...