Самоанализ деятельности педагога-психолога
материал по психологии
Под самоанализом профессиональной деятельности понимается представление в динамике результатов профессиональной деятельности, подтвержденных различными сертифицированными материалами, документами и иными свидетельствами достижений и прогресса в профессиональной деятельности педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ деятельности педагога-психолога
ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» самоанализ деятельности за период 2021 г
Джаноян Маргарит Мартуновны
В ЛОГБУ «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения» на протяжении многих лет психологическая работа строится по модели психологического сопровождения социально - педагогического процесса. С внедрением ФГОС возникла потребность в совершенствовании этой модели.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в рамках данной социально-педагогической среды является создание оптимальных условий для успешной социализации воспитанников, оказания помощи для сохранения психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.
С учетом специфики работы в данном учреждении основная цель в моей работы – создание оптимальных условий оказания помощи для сохранения психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. Организация продуктивного взаимодействия между воспитанниками и их родителями.
Для реализации основной цели необходимо решать следующие задачи:
- Использовать комплексные технологии в поддержке и оказании помощи детям в решении задач развития, воспитания и социализации.
- Оптимизировать коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками посредством коррекционно-компенсаторной направленности и интегративных подходов к организации деятельности.
- Совершенствовать коррекционно-компенсаторное содержание индивидуальных и групповых занятий.
- Укреплять материально – методическое обеспечение организации учебного процесса.
- Совершенствовать диагностические методы, мониторинговые исследования проблем ребенка на разных ступенях развития, проблем образовательного учреждения как фактора среды, влияющей на благополучие социализации.
- Совершенствовать качество занятий и консультативных приемов, разрабатывать систему результативности и «обратной связи».
- Разработка и проведение комплекса тематических психологических тренингов, каждый из которых направлен на поддержку в решении определенной задачи развития, ориентируясь на список возрастных задач, занятия могут быть как регулярные, так и разовые - семинары, выезды, игры и т.п.;
- Организация и проведение выставок, конкурсов, фестивалей и марафонов, а также участие в них.
- Разработка методов и форм психологической работы с подростками;
- Исследование возможностей и эффективности психологической работы с подростками;
- Организация обмена практической и научной информацией в форме текущих встреч, постоянно действующих и разовых семинаров, школ, тренингов, игр и т.п.
- Углубленная диагностика индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер.
- Тесное сотрудничество со специалистами центра.
- Установление связей между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями, родителями и детьми.
- Консультирование родителей и педагогов по возникающим проблемам.
- Проведение специального педагогического обследования детей и подростков, с целью выявления готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных умений и навыков, а также выявление причин, вызывающих различные трудности в обучении.
- Работа в ПМПк.
- Повышение уровня профессионального мастерства.
- Участие в методической работе центра.
Целевая группа, это дети и подростки в возрасте от 3 до 17 лет, родители (законные представители).
Организация моей деятельности проводиться в следующих направлениях:
Диагностическое направление: изучение индивидуальных особенностей воспитанников с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, раннего выявления познавательных интересов.
Комплексное психологическое обследование учащихся, сбор и анализ анамнестических данных; обработка результатов обследования, определение прогноза психофизиологического развития и коррекции, комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных, составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Коррекционно-развивающее направление: оказание систематической целенаправленной помощи детям, отнесенным к категории «группы риска» по тем или иным основаниям, снижение или устранение нарушений в психофизиологическом развитии, а также участие в разработке и внедрении комплексных развивающих и коррекционных программ для всех групп детей.
Профилактическое и просветительское направление:
Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике психологической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости детей.
Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, психологический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, а также через проведение родительского клуба.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, воспитанники, родители.
Организационно-методическое направление:
- Обеспечение связи и преемственности в работе педагога-психолога, педагогов и родителей в решении задач по преодолению психологического и психического нарушения у учащихся;
- Повышение эффективности коррекционного психолого-педагогического процесса;
- Совершенствование программно-методического оснащения коррекционного психолого-педагогического процесса.
Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
Мониторинг результатов обследования
Кол-во | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень | |
2021у. г. | 25 | 72% | 14% | 5% | 2 % |
Мониторинг результатов повторного обследования
Кол-во | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровень | Низкий уровень | |
2021у. г. | 25 | 80% | 16% | 3% | 1% |
Консультативно-просветительская работа. Консультативно-просветительская работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций. Мною проводились консультации педагогов, родителей, воспитанников. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, детям и подросткам помогала в раскрытии самого себя.
Психологическое индивидуальное консультирование
Учебный год | Кол-во Консультаций | педагоги | воспитанником | родители (лица, их заменяющие) |
2021у.г. | 40 | 11 | 15 | 14 |
Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией из года в год возрастает. Это объясняется повышением уровня психологической компетентности родителей и указывает на эффективность проводимой работы, а также заинтересованностью в вопросах воспитания детей.
Информация об основной тематике консультаций
Перечень наиболее востребованных консультационных тем | |
Консультации педагогов |
|
Консультации родителей |
|
Консультации обучающихся |
|
В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.
Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною проводятся беседы в «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка, а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.
Результативность коррекционно-развивающей работы.
В моей работе проведение развивающих занятий является основным видом деятельности, на которую отводится не менее половины «практических часов».
При проведении коррекционно-развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия, по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования.
Учебный год | Количество занятий | |
Групповых | Индивидуальных | |
2021 | 32 | 72 |
На этих занятиях принимали участие учащиеся разной степени сложности: дети с особенностями и трудностями в развитии эмоционально-личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, речевой, познавательной, поведенческой сферах, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В процессе работы происходит разрешение трудностей в детско-родительском общении и взаимодействии.
Качество коррекционно-развивающей работы составляет
2021 | 82% |
Анализ результатов диагностик показывает значительные улучшения в познавательной и эмоционально-волевой деятельности учащихся, уменьшение количества ошибок в корректурных пробах, концентрация и переключение внимания более устойчивы.
Отрадно отметить, что многие родители видят положительную динамику результатов психолого-педагогического воздействия.
Использование современных образовательных технологий.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют педагогу – психологу более качественно проводить педагогический процесс в Центре, использовать материалы интернет - ресурсов, выходить на более профессиональный уровень.
- Проводит занятия с выходом в Интернет; использует на занятиях, цифровые, электронные образовательные ресурсы;
- Владеет и использует на занятиях интерактивную доску;
- Ведет электронный журнал и электронные дневники;
- Самостоятельно разрабатывает мультимедийные/программные продукты для использования их в занятиях;
- Организует самостоятельную работу воспитанников на занятии с мультимедийными продуктами;
- Использует ИКТ при осуществлении контроля за достижениями воспитанников.
Результат использования технологии: Использование программ, связанных с работой на компьютере и видео, конструирование занятий с использованием ИК обучающих средств. Развитие навыка работы в интернете.
Здоровьесберегающие технологии.
Внедрение здоровьесберегающих технологий необходимое условие в работе с детьми. Системная, последовательная работа педагога - психолога дает положительные результаты в оздоровлении воспитанников.
Результат использования технологии: Высокий уровень развития воспитанников, усилие здоровье сберегающих аспектов воспитания и образования. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Игровые технологии.
Используя игровые технологии, педагог - психолог создает условия, позволяющие детям саморазвиваться.
Цель игровых технологий – не менять ребенка, не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослого.
Результат использования технологии: Высокий уровень развития воспитанников, усиление здоровье сберегающих аспектов воспитания и образования, привитие интереса у воспитанников к познанию и повышения мотивации к обучению.
Профессиональный и социальный опыт:
В целях повышения профессионального роста регулярно участвую в работе методического объединения нашего центра.
Прохождение курсов повышения квалификации за отчетный период (не менее 72 часов):
№ | Тема программы | К/ч | Название организации, Осуществляющей повышение квалификации | Год |
1 | Особенности психологического консультирования случаев нарушения пищевого поведения в подростковом и взрослом возрасте | 144 | Северо-западная | 2021 г. |
2 | Эпоха цифрового развития: основы цифровой трансформации. | 36 | Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации. | 2021 г. |
3 | Работа с интерактивной песочницей. | 36 | Инновация детям. | 2021 г. |
4 | Психолог-тренер. Практическая психологическая помощь в области групповой (тренинговой) работы | 340 | Северо-западная | 2021 г. |
Участие в работе ПМПк центра:
Принимаю активное участие в проведении консилиумов внутри учреждения, составлений характеристик на воспитанников.
Работа над методической темой:
Год | Наименование темы | Результаты работы |
2021г | Нарушения пищевого поведения в подростковом и взрослом возрасте | Выступление с докладом - презентацией |
2021г | Разработка методического пособия «Для вас родители» | Печатная брошюра «Для вас родители» |
2021г | Разработка брошюры «Вот такой вот подростковый возраст» | Печатная брошюра «Вот такой вот подростковый возраст» |
Участие в педагогических советах:
Уровень и название конференции, семинара. | Форма участия | Тема выступления | Дата |
Участие и выступление на конференции | Доклад – презентация | «Вот такой вот подростковый возраст» | 14.11.21г |
Участие и выступление на педагогическом совете | Доклад – презентация | Формирование ценностей у детей группы риска. | 18.12.21г |
Обобщение и распространение опыта:
Форма | Тема | Мероприятия | Год |
Публикация | Мини - семинар «Агрессия» | Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2021/11/24/mini-seminar-agressiya | 24.11.21 г. |
Публикация | Статья «Какие подростки склонны к суициду» | Публикация Всероссийский электронный журнал «Познание» | 26.11.21 г. |
Участие в конкурсе | Организация работы с родителями: форма, методы эффективного взаимодействия. | "Академия педагогических проектов Российской Федерации" | 23.12.21 г. |
Публикация | Программа психологического сопровождения «Отцы и дети» | "Академия педагогических проектов Российской Федерации" | 23.12.21 г. |
Выводы.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.
Таким образом, читаю свою деятельность удовлетворительной.
Перспективы развития профессиональной деятельности.
Исходя из анализа стратегии развития образовательной организации и системы образования, определила актуальную тему, цель и задачи развития собственной профессиональной деятельности.
Прохожу профессиональную переподготовку в «Северо-западная академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения «Психолог-тренер. Практическая психологическая помощь в области групповой (тренинговой) работы».
Пути самосовершенствования: непрерывное пополнение знаний в области коррекционной педагогики, совершенствование педагогического мастерства, расширение общего кругозора, с целью оптимизации образовательного процесса. Планирую совершенствование общих и специальных компетенций, личностных и профессиональных качеств.
Планирую изучение специальной научно-методической и учебной литературы, касающейся теорий и технологий коррекционной работы.
Педагог-психолог ________________________________________ Джаноян М.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...
Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.
Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ г. Владикавказа на тему: "Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении".
В данном материале собрана информация для педагогов-психологов по работе с детьми "группы риска".Представлена пошаговая инструкция для работы с детьми группы риска, меры профилактики и ...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.
(выступление на МО классных руководителей)...
Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.
Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...