Самоанализ деятельности педагога-психолога
материал по психологии

Джаноян Маргарит Мартуновна

Под самоанализом профессиональной деятельности понимается представление в динамике результатов профессиональной деятельности, подтвержденных различными сертифицированными материалами, документами и иными свидетельствами достижений и прогресса в профессиональной деятельности педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ деятельности педагога-психолога

ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» самоанализ деятельности за период 2021 г

Джаноян Маргарит Мартуновны

В ЛОГБУ «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения» на протяжении многих лет психологическая работа строится по модели психологического сопровождения социально - педагогического процесса. С внедрением ФГОС возникла потребность в совершенствовании этой модели.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в рамках данной социально-педагогической среды является создание оптимальных условий для успешной социализации воспитанников, оказания помощи для сохранения психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

С учетом специфики работы в данном учреждении основная цель в моей работы – создание оптимальных условий оказания помощи для сохранения психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. Организация продуктивного взаимодействия между воспитанниками и их родителями.

Для реализации основной цели необходимо решать следующие задачи:

  • Использовать комплексные технологии в поддержке и оказании помощи детям в решении задач развития, воспитания и социализации.
  • Оптимизировать коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками посредством коррекционно-компенсаторной направленности и интегративных подходов к организации деятельности.
  • Совершенствовать коррекционно-компенсаторное содержание индивидуальных и групповых занятий.
  • Укреплять материально – методическое обеспечение организации учебного процесса.
  • Совершенствовать диагностические методы, мониторинговые исследования проблем ребенка на разных ступенях развития, проблем образовательного учреждения как фактора среды, влияющей на благополучие социализации.
  • Совершенствовать качество занятий и консультативных приемов, разрабатывать систему результативности и «обратной связи».
  • Разработка и проведение комплекса тематических психологических тренингов, каждый из которых направлен на поддержку в решении определенной задачи развития, ориентируясь на список возрастных задач, занятия могут быть как регулярные, так и разовые - семинары, выезды, игры и т.п.;
  •   Организация и проведение выставок, конкурсов, фестивалей и марафонов, а также участие в них.
  •   Разработка методов и форм психологической работы с подростками;
  •   Исследование возможностей и эффективности психологической работы с подростками;
  •   Организация обмена практической и научной информацией в форме текущих встреч, постоянно действующих и разовых семинаров, школ, тренингов, игр и т.п.
  • Углубленная диагностика индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер.
  • Тесное сотрудничество со специалистами центра.
  • Установление связей между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями, родителями и детьми.
  • Консультирование родителей и педагогов по возникающим проблемам.
  • Проведение специального педагогического обследования детей и подростков, с целью выявления готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных умений и навыков, а также выявление причин, вызывающих различные трудности в обучении.
  • Работа в ПМПк.
  • Повышение уровня профессионального мастерства.
  • Участие в методической работе центра.

Целевая группа, это дети и подростки в возрасте от 3 до 17 лет, родители (законные представители).

Организация моей деятельности проводиться в следующих направлениях: 

Диагностическое направление: изучение индивидуальных особенностей воспитанников с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, раннего выявления познавательных интересов.

Комплексное психологическое обследование учащихся, сбор и анализ анамнестических данных; обработка результатов обследования, определение прогноза психофизиологического развития и коррекции, комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных, составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Коррекционно-развивающее направление: оказание систематической целенаправленной помощи детям, отнесенным к категории «группы риска» по тем или иным основаниям, снижение или устранение нарушений в психофизиологическом развитии, а также участие в разработке и внедрении комплексных развивающих и коррекционных программ для всех групп детей.

  Профилактическое и просветительское направление:

Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике психологической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости детей.

Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, психологический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, а также через проведение родительского клуба.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, воспитанники, родители.

Организационно-методическое направление:

  • Обеспечение связи и преемственности в работе педагога-психолога, педагогов и родителей в решении задач по преодолению психологического и психического нарушения у учащихся;
  • Повышение эффективности коррекционного психолого-педагогического процесса;
  • Совершенствование программно-методического оснащения коррекционного психолого-педагогического процесса.

Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

Мониторинг результатов обследования

Кол-во

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий

уровень

2021у. г.

25

 72%

14%

5%

2 %

Мониторинг результатов повторного обследования

Кол-во

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

уровень

Низкий уровень

2021у. г.

25

80%

16%

3%

1%

Консультативно-просветительская работа. Консультативно-просветительская работа   направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций. Мною проводились консультации педагогов, родителей, воспитанников. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, детям и подросткам помогала в раскрытии самого себя.

Психологическое индивидуальное консультирование

Учебный год

Кол-во

Консультаций

педагоги

воспитанником

родители (лица, их заменяющие)

2021у.г.

40

11

15

14

 

Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией из года в год возрастает. Это объясняется повышением уровня психологической компетентности родителей и указывает на эффективность проводимой работы, а также заинтересованностью в вопросах воспитания детей.

Информация об основной тематике консультаций

Перечень наиболее востребованных

консультационных тем

Консультации педагогов

  • Консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних;
  • Консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися:
  • Консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;
  • Консультации по способам и методам изучения личности ребёнка.

Консультации родителей

  • Консультации по вопросам межличностных отношений в семье;
  • Консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей;
  • Консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;
  • Консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков;
  • Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Консультации обучающихся

  • Консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе;
  • Консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения;
  • Консультации подростков, стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения

В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.

Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников.

Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною проводятся беседы в «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка, а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.

 Результативность коррекционно-развивающей работы.

В моей работе проведение развивающих занятий является основным видом деятельности, на которую отводится не менее половины «практических часов».

При проведении коррекционно-развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия, по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования.

Учебный год

Количество занятий

Групповых

Индивидуальных

2021

32

72

На этих занятиях принимали участие учащиеся разной степени сложности: дети с особенностями и трудностями в развитии эмоционально-личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, речевой, познавательной, поведенческой сферах, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В процессе работы происходит разрешение трудностей в детско-родительском общении и взаимодействии.

Качество коррекционно-развивающей работы составляет

2021

82%

  Анализ результатов диагностик показывает значительные улучшения в познавательной и эмоционально-волевой деятельности учащихся, уменьшение количества ошибок в корректурных пробах, концентрация и переключение внимания более устойчивы.

Отрадно отметить, что многие родители видят положительную динамику результатов психолого-педагогического воздействия.

Использование современных образовательных технологий.

          Информационно-коммуникативные технологии позволяют педагогу – психологу более качественно проводить педагогический процесс в Центре, использовать материалы интернет - ресурсов, выходить на более профессиональный уровень.                                                                                                  

  • Проводит занятия с выходом в Интернет; использует на занятиях, цифровые, электронные образовательные ресурсы;
  • Владеет и использует на занятиях интерактивную доску;
  • Ведет электронный журнал и электронные дневники;
  • Самостоятельно разрабатывает мультимедийные/программные продукты для использования их в занятиях;
  • Организует самостоятельную работу воспитанников на занятии с мультимедийными продуктами;
  • Использует ИКТ при осуществлении контроля за достижениями воспитанников.

Результат использования технологии: Использование программ, связанных с работой на компьютере и видео, конструирование занятий с использованием ИК обучающих средств. Развитие навыка работы в интернете.

Здоровьесберегающие технологии.

Внедрение здоровьесберегающих технологий необходимое условие в работе с детьми. Системная, последовательная работа педагога - психолога дает положительные результаты в оздоровлении воспитанников.                                                                      

Результат использования технологии: Высокий уровень развития воспитанников, усилие здоровье сберегающих аспектов воспитания и образования. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Игровые технологии.

Используя игровые технологии, педагог - психолог создает условия, позволяющие детям саморазвиваться.

Цель игровых технологий – не менять ребенка, не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослого.

Результат использования технологии: Высокий уровень развития воспитанников, усиление здоровье сберегающих аспектов воспитания и образования, привитие интереса у воспитанников к познанию и повышения мотивации к обучению.

Профессиональный и социальный опыт:

В целях повышения профессионального роста регулярно участвую в работе методического объединения нашего центра.

Прохождение курсов повышения квалификации за отчетный период (не менее 72 часов):

Тема программы

К/ч

Название организации,

Осуществляющей повышение

квалификации

Год

1

Особенности психологического консультирования случаев нарушения пищевого поведения в подростковом и взрослом возрасте

144

Северо-западная
академия дополнительного
профессионального образования
и профессионального обучения

2021 г.

2

Эпоха цифрового развития: основы цифровой трансформации.

36

Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации.

2021 г.

3

Работа с интерактивной песочницей.

36

Инновация детям.

2021 г.

4

Психолог-тренер. Практическая психологическая помощь в области групповой (тренинговой) работы

340

Северо-западная
академия дополнительного
профессионального образования
и профессионального обучения

2021 г.

Участие в работе ПМПк центра:

Принимаю активное участие в проведении консилиумов внутри учреждения, составлений характеристик на воспитанников.  

Работа над методической темой:

Год

Наименование темы

Результаты работы

2021г

Нарушения пищевого поведения в подростковом и взрослом возрасте

Выступление с докладом - презентацией

2021г

Разработка методического пособия «Для вас родители»

Печатная брошюра «Для вас родители»

2021г

Разработка брошюры «Вот такой вот подростковый возраст»

Печатная брошюра «Вот такой вот подростковый возраст»

Участие в педагогических советах:

Уровень и название конференции, семинара.

Форма участия

Тема выступления

Дата

Участие и выступление на конференции

Доклад – презентация

«Вот такой вот подростковый возраст»

14.11.21г

Участие и выступление на педагогическом совете

Доклад – презентация

Формирование ценностей у детей группы риска.

18.12.21г

Обобщение и распространение опыта:

Форма

Тема

Мероприятия

Год

Публикация

Мини - семинар «Агрессия»

Образовательная социальная сеть nsportal.ru

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2021/11/24/mini-seminar-agressiya

24.11.21 г.

Публикация

Статья

 «Какие подростки склонны к суициду»

Публикация

Всероссийский электронный журнал «Познание»

http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/zhurnal/index

26.11.21 г.

Участие в конкурсе

Организация работы с родителями: форма, методы эффективного взаимодействия.

"Академия педагогических проектов Российской Федерации"

23.12.21 г.

Публикация

Программа психологического сопровождения «Отцы и дети»

"Академия педагогических проектов Российской Федерации"

23.12.21 г.

Выводы.

Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.

Таким образом, читаю свою деятельность удовлетворительной.

Перспективы развития профессиональной деятельности.

Исходя из анализа стратегии развития образовательной организации и системы образования, определила актуальную тему, цель и задачи развития собственной профессиональной деятельности.

Прохожу профессиональную переподготовку в «Северо-западная академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения «Психолог-тренер. Практическая психологическая помощь в области групповой (тренинговой) работы».

Пути самосовершенствования: непрерывное пополнение знаний в области коррекционной педагогики, совершенствование педагогического мастерства, расширение общего кругозора, с целью оптимизации образовательного процесса. Планирую совершенствование общих и специальных компетенций, личностных и профессиональных качеств.

Планирую изучение специальной научно-методической и учебной литературы, касающейся теорий и технологий коррекционной работы.

Педагог-психолог ________________________________________ Джаноян М.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.

Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ г. Владикавказа на тему: "Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении".

В данном материале собрана информация для педагогов-психологов по работе с детьми "группы риска".Представлена пошаговая инструкция для работы с детьми группы риска, меры профилактики и ...

Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.

Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...