Программа по психолого-педагогическому сопровождению лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, но желающих восстановиться в родительских правах «ВТОРОЙ ШАНС»
рабочая программа по психологии
Целью программы «Второй шанс» является создание условий для восстановления детско-родительских взаимоотношений.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- выявить актуальное состояние родителей на момент обращения;
- способствовать формированию у родителей адекватной самооценки и более осознанной родительской позиции;
- способствовать осознанию родителями собственной роли как основополагающей в детско-родительских отношениях;
- обучать родителей адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, способам конструктивного общения с ребенком (детьми), приемам саморегуляции психического состояния.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Программа по психолого-педагогическому сопровождению лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, но желающих восстановиться в родительских правах
«ВТОРОЙ ШАНС»
Авторы-составитель Ткачук А.В., педагог-психолог
Гаврилов-Ям, 2019
Пояснительная записка
В последние годы наблюдается рост количества лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах. На это влияют объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей.
В такой семье родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы, и, тем самым, рискуют лишиться родительских прав.
В целях увеличения числа родителей, подлежащих восстановлению в родительских правах разработана программа «Второй шанс» по психолого-педагогическому сопровождению лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, но желающих восстановиться.
Данная программа строится на основе следующих принципов:
1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления коррекционных мероприятий с учетом особенностей каждого отдельного родителя.
2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Ярославской области в работе с родителями.
3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе.
4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы всех компетентных структур.
5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.
6. Принцип опоры на положительные черты личности родителей.
Целью программы «Второй шанс» является создание условий для восстановления детско-родительских взаимоотношений.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- выявить актуальное состояние родителей на момент обращения;
- способствовать формированию у родителей адекватной самооценки и более осознанной родительской позиции;
- способствовать осознанию родителями собственной роли как основополагающей в детско-родительских отношениях;
- обучать родителей адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, способам конструктивного общения с ребенком (детьми), приемам саморегуляции психического состояния.
Особенностью программы является то, что все занятия проводятся в режиме тренинга.
Настоящая программа предназначена для индивидуальной или подгрупповой работы с родителями, желающими восстановиться в родительских правах. Она включает в себя 11 занятий с частотой встреч 1 раз в неделю и продолжительностью 2 часа каждое.
Организационно-педагогические условия
Для проведения занятий необходимы: помещение, в котором можно организовать как работу за столом, так и требующую активных движений, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, маркеры для записей.
Содержание программы включает в себя следующие блоки:
1. Диагностический блок (создание банка данных по родителям, желающим восстановиться в родительских правах, определение типа семейного воспитания, целей и ожиданий родителей, анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью оказания помощи)
2. Основной блок (овладение родителями основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания)
3. Аналитический блок (обобщение опыта работы по программе, разработка методических рекомендаций)
В ходе занятий используются такие методы, как арт-терапия, беседа, лекция, ролевая игра, сказкотерапия, игры и упражнения, дискуссия, обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.
Каждое занятие состоит из трех частей: организационный момент, основная часть, подведение итогов (рефлексия).
Критериями эффективности проведенной коррекционной работы с родителями будет:
- повышение самооценки родителей, приобретение уверенности в себе, укрепление волевых качеств личности;
- сформированность позитивной установки на отношение к себе и окружающему миру;
- повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, регуляции собственного психического состояния и поведения в проблемных и стрессовых ситуациях.
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Задачи | Содержание | Кол-во часов |
1 | Знакомство | Знакомство с участниками, с их ожиданиями от занятий по данной программе. | Принятием правил работы. Беседа. | 2 |
2 | Кто Я? | Диагностика личностных качеств. Выявление проблемы. Поиск путей решения. | Диагностика. Анкетирование. Упражнение «незаконченные предложения» | 2 |
3 | Сделай себя счастливей | Актуализация имеющихся ресурсов. Осознание чувства полноты жизни, ощущения счастья. | Беседа «Что такое счастье» Рисование «Мой жизненный путь» Методика «Лесенка желаний» | 2 |
4 | Почувствуй себя любимым | Укрепление уверенности родителей в том, что они нужны и любимы. Активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства. | Беседа «Осознанное родительство» Упражнение «Будущее моей семьи» Упражнение цвет счастья» | 2 |
5 | Мир детский и мир взрослый | Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка. | Проективная методика «Мир взрослых и мир детей» Игра «Ситуации» | 2 |
6 | Права и обязанности родителей и детей | Информирование родителей по вопросам правового регулирования взаимоотношений между родителями и детьми. | Дискуссия «Права и обязанности членов семьи» | 2 |
7 | Душевная погода | Обучение родителей приемам саморегуляции психического состояния. | Беседа «Как контролировать своё поведение» Упражнение «Поощрения и наказания. | 2 |
8 | На верном пути | Обучение родителей адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. | Лекция «Причины возникновения стресса. Способы самоконтроля» | 2 |
9 | Учимся общаться | Обучение родителей конструктивным способам взаимодействия с детьми. | Игра «Ситуации» Беседа «Слышать и слушать своего ребёнка» | 2 |
10 | Искусство жить в гармонии с собой и с другими | Формирование позитивной установки на отношение к себе и окружающему миру. Развитие навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии. | Беседа «Способы невербального общения. Что такое эмоциональная экспрессия». Упражнение «Зеркало» | 2 |
11 | Мы вместе | Подведение итогов работы по программе. | Анкетирование. Разработка рекомендаций. | 2 |
Всего: | 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе
Основа - модель организации социально-психологической службы в школе.Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога и социального педагога направленная на создание социально-псих...
авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.
Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...
ПРОГРАММА социально – психолого - педагогического сопровождения обучающихся с использованием НИТ
Обоснование программы Муниципальное общеобразовательное учреждение – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри является правопреемником Муниципального общеобразовательного учрежд...
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье «Мы - семья»
Оказание социально-педагогической помощи замещающей семье...
ЛУЧШИЕ ПРОГРАММЫ АДРЕСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)
Сборник материалов Республиканского конкурса лучших программ адресного психолого-педагогического сопровождения обучающихся.Авторы-составители: Пагбаева Билигма Цыренжаповна, педагог-психолог Республик...
Рабочая программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения для детей с расстройством аутистического спектра
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения аутистического спектра. Программа позволяет проследить динамику развития данной категории детей, сформирован...
Программа "Родные узы" по работе с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах.
Программа «Родные узы» направлена на работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или...