Программа по психолого-педагогическому сопровождению лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, но желающих восстановиться в родительских правах «ВТОРОЙ ШАНС»
рабочая программа по психологии

Целью программы «Второй шанс» является создание условий для восстановления детско-родительских взаимоотношений.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • выявить актуальное состояние родителей на момент обращения;
  • способствовать формированию у родителей адекватной самооценки и более осознанной родительской позиции;
  • способствовать осознанию родителями собственной роли как основополагающей в детско-родительских отношениях;
  • обучать родителей адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, способам конструктивного общения с ребенком (детьми), приемам саморегуляции психического состояния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Программа по психолого-педагогическому сопровождению лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, но желающих восстановиться в родительских правах

«ВТОРОЙ ШАНС»

Авторы-составитель Ткачук А.В., педагог-психолог

Гаврилов-Ям, 2019

Пояснительная записка

В последние годы наблюдается рост количества лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах. На это влияют объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей.

В такой семье родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы, и, тем самым, рискуют лишиться родительских прав.

 В целях увеличения числа родителей, подлежащих восстановлению в родительских правах разработана программа «Второй шанс» по психолого-педагогическому сопровождению лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, но желающих восстановиться.

Данная программа строится на основе следующих принципов:

1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления коррекционных мероприятий с учетом особенностей каждого отдельного родителя.

2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Ярославской области в работе с родителями.

3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе.

4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы всех компетентных структур.

5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

6. Принцип опоры на положительные черты личности родителей.

Целью программы «Второй шанс» является создание условий для восстановления детско-родительских взаимоотношений.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • выявить актуальное состояние родителей на момент обращения;
  • способствовать формированию у родителей адекватной самооценки и более осознанной родительской позиции;
  • способствовать осознанию родителями собственной роли как основополагающей в детско-родительских отношениях;
  • обучать родителей адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, способам конструктивного общения с ребенком (детьми), приемам саморегуляции психического состояния.

Особенностью программы является то, что все занятия проводятся в режиме тренинга.

Настоящая программа предназначена для индивидуальной или подгрупповой работы с родителями, желающими восстановиться в родительских правах. Она включает в себя 11 занятий с частотой встреч 1 раз в неделю и продолжительностью 2 часа каждое.

Организационно-педагогические условия

Для проведения занятий необходимы: помещение, в котором можно организовать как работу за столом, так и требующую активных движений, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, маркеры для записей.

Содержание программы включает в себя  следующие блоки:

1. Диагностический блок (создание банка данных по родителям, желающим восстановиться в родительских правах, определение типа семейного воспитания, целей и ожиданий родителей, анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью оказания помощи)

2. Основной блок (овладение родителями основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания)

3. Аналитический блок (обобщение опыта работы по программе, разработка методических рекомендаций)

В ходе занятий используются такие методы, как арт-терапия, беседа, лекция, ролевая игра, сказкотерапия, игры и упражнения, дискуссия, обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.

Каждое занятие состоит из трех частей: организационный момент, основная часть, подведение итогов (рефлексия).

Критериями эффективности проведенной коррекционной работы с родителями будет:

  • повышение самооценки родителей, приобретение уверенности в себе, укрепление волевых качеств личности;
  • сформированность позитивной установки на отношение к себе и окружающему миру;
  • повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, регуляции собственного психического состояния и поведения в проблемных и стрессовых ситуациях.

Календарно-тематический план

Тема занятия

Задачи

Содержание

Кол-во часов

1

Знакомство

Знакомство с участниками, с их ожиданиями от занятий по данной программе.

Принятием правил работы.

Беседа.

2

2

Кто Я?

Диагностика личностных качеств. Выявление проблемы.

Поиск путей решения.

Диагностика. Анкетирование.

Упражнение «незаконченные предложения»

2

3

Сделай себя счастливей

Актуализация имеющихся ресурсов.                                 Осознание чувства полноты жизни, ощущения счастья.

Беседа «Что такое счастье»

Рисование «Мой жизненный путь»

Методика «Лесенка желаний»

2

4

Почувствуй

себя любимым

Укрепление уверенности родителей в том, что они нужны и любимы.                         Активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.

Беседа «Осознанное родительство»

Упражнение «Будущее моей семьи»

Упражнение цвет счастья»

2

5

Мир детский и мир взрослый

Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого.

Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка.

Проективная методика «Мир взрослых и мир детей»

Игра «Ситуации»

2

6

Права и обязанности родителей и детей

Информирование родителей по вопросам правового регулирования взаимоотношений между родителями и детьми.

Дискуссия «Права и обязанности членов семьи»

2

7

Душевная погода

Обучение родителей приемам саморегуляции психического состояния.

Беседа «Как контролировать своё поведение»

Упражнение «Поощрения и наказания.

2

8

На верном пути

Обучение родителей адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

Лекция «Причины возникновения стресса. Способы самоконтроля»

2

9

Учимся общаться

Обучение родителей конструктивным способам взаимодействия с детьми.

Игра «Ситуации»

Беседа «Слышать и слушать своего ребёнка»

2

10

Искусство жить в гармонии с собой и с другими

Формирование позитивной установки на отношение к себе и окружающему миру.             Развитие навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии.

Беседа «Способы невербального общения. Что такое  эмоциональная экспрессия».

Упражнение «Зеркало»

2

11

Мы вместе

Подведение итогов работы по программе.

Анкетирование.

Разработка рекомендаций.

2

Всего:

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе

Основа - модель организации социально-психологической службы в школе.Сопровождение - это система профессиональной деятельности пси­холога и социального педагога направленная на создание социально-псих...

авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...

ПРОГРАММА социально – психолого - педагогического сопровождения обучающихся с использованием НИТ

Обоснование программы   Муниципальное общеобразовательное учреждение – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри является правопреемником Муниципального общеобразовательного учрежд...

ЛУЧШИЕ ПРОГРАММЫ АДРЕСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)

Сборник материалов Республиканского конкурса лучших программ адресного психолого-педагогического сопровождения обучающихся.Авторы-составители: Пагбаева Билигма Цыренжаповна, педагог-психолог Республик...

Рабочая программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения для детей с расстройством аутистического спектра

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения аутистического спектра. Программа позволяет проследить динамику развития данной категории детей, сформирован...

Программа "Родные узы" по работе с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах.

Программа  «Родные узы»  направлена  на  работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной  на восстановление или...