Рабочая программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения для детей с расстройством аутистического спектра
рабочая программа
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения аутистического спектра. Программа позволяет проследить динамику развития данной категории детей, сформированность развития основных базовых функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_ras.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
РАССМОТРЕНА на заседании Педагогического совета протокол № ___ от «___» ________ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ ДСКВ «Солнышко» ____________ Морозова Г.В. Приказ № _____ от «___» ______ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Составитель:
Керимова Р.Ш.
педагог-психолог
Покачи
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Нормативно-правовые основы и методическое обеспечение программы психолого-педагогического сопровождения | 3 |
Основные этапы индивидуального сопровождения | 4 |
Основные направления работы педагога-психолога с воспитанником | 5 |
Таблица сформированности базовых действий | 6 |
Индивидуальный план работы с воспитанником | 9 |
Список литературы | 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психолого-педагогическое сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью.
Психолого-педагогическое сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Деятельность педагога-психолога направлена на преодоление трудностей в обучении, связанными с индивидуальными особенностями ребенка, на поиск ресурсов.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:
Международные нормативно-правовые акты ООН и ЮНЕСКО:
- Всеобщая Декларация прав человека (1948)
- Декларация прав ребенка (1959)
- Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971)
- Конвенция ООН о правах инвалидов (1975)
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993)
- Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994)
- Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (2000)
- Конвенция ООН о правах инвалидов - http://detiangeli.ru/inter.html
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - http://base.garant.ru/10164504/
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»);
- Новый Единый тарифно-квалификационный справочник профессий и должностей работников образования, принятый Приказом Минздравсоцразвития РФ №761 от 26.08.2010 года, зарегистрированный в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638 и ряд других документов.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=433853
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Цель работы педагога-психолога: индивидуальное сопровождение воспитанника в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ: конкретная помощь и организация доступа в группу; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с РАС, особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы и формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении образовательной программы, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация учебного материала с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические и психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов при работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в образовательный процесс.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с РАС.
Принципы психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде:
- Открытость
- Вариативность
- Непрерывность
- Гибкость
- Индивидуальный подход
- Индивидуализация (этот принцип является ведущим при организации психолого-педагогической деятельности).
Функции педагога-психолога:
- Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях ребенка с РАС, его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии ребенка с РАС.
- Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребенка психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.
- Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих проблем и затруднений, включение в образовательный маршрут всех необходимых для ребенка специалистов ДОУ.
- Аналитическая: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики ребенка с РАС.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. Знакомство с воспитателем группы, под руководством которого будет находиться ребенок. Необходимо определить организационные задачи: какого рода помощь ожидается от педагога-психолога (может ли педагог-психолог сам, по ситуации, решать, что необходимо ребенку, либо он должен выполнять инструкции воспитателя; и т.д.).
- Знакомство с сопроводительными документами ребенка.
- Знакомство с родителями и ребенком. Необходимо обсуждение того, что ребенок умеет, что может делать сам.
- Адаптация образовательной среды:
– важно детально продумать маршрут сопровождения подопечного; устранить физические барьеры;
– необходимо выбрать место в группе, где будет сидеть ребенок с особенностями развития (хотя стоит иметь в виду, что оно может измениться); обсудить, где будет сидеть педагог-психолог (рядом с ребенком или поодаль); подготовить место в соответствии с потребностями и особенностями ребенка (яркая маркировка, высота стола и стула и т.д.).
5. Составление индивидуального плана работы с ребенком.
Принятие «Правил общения», которые можно обсудить и принять с ребенком с особыми образовательными потребностями:
1. Я умею слушать.
2. Я умею ждать.
3. Я могу помочь, когда меня просят.
4. Если я не могу договориться с товарищем о чем-то, я попрошу помочь старшего.
5. Если я не могу помочь сам, то могу попросить о помощи товарища или взрослого.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ВОСПИТАННИКОМ
Организация условий для формирования гармоничных отношений подопечного с «социумом ДОУ»:
Педагог-психолог и подопечный | Педагог-психолог | Срок сопровождения |
| сентябрь - декабрь в течение года в течение года в течение года | |
Педагог-психолог и воспитатель | Педагог-психолог | |
обсуждает с воспитателем:
| сентябрь - октябрь в течение года сентябрь - октябрь апрель | |
Педагог-психолог и другие дети | Педагог-психолог: | |
| в течение года | |
Педагог-психолог и родители | Педагог-психолог | |
| в течение года |
Ведение документации
Оценка результатов, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с АООП просматривается через ведение следующей документации:
- Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
- Программа сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальная).
- Дневник наблюдений за ребенком (допустимы разные виды дневников и варианты дневниковых записей).
- Журнал учета посещаемости занятий детьми.
- Мониторинг динамики индивидуального развития.
- Журнал консультаций для родителей и педагогов.
Педагог-психолог может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы.
Таблица сформированности базовых действий
Деятельность ребенка | Делает + | Делает сам, но редко +/– | Делает с помощью –/+ | Не делает – | |||
Личностные действия | |||||||
Заинтересован посещением ДОУ, обучением, занятиями | |||||||
Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем | |||||||
Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли | |||||||
Положительно относится к окружающей действительности | |||||||
Самостоятелен в выполнении заданий, поручений, договоренностей | |||||||
Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе | |||||||
Проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | |||||||
Коммуникативные действия | |||||||
Может вступать в контакт и работать в коллективе | |||||||
Обращает за помощью и принимает помощь | |||||||
Слушает и понимает инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту | |||||||
Сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |||||||
Способен доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми | |||||||
Может договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации | |||||||
Регулятивные действия | |||||||
Входит и выходит из помещения со | |||||||
Ориентируется в пространстве группы | |||||||
Пользуется мебелью | |||||||
Адекватно использует ритуалы поведения, принятых в группе | |||||||
Может работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место | |||||||
Передвигается по ДОУ, находит свою группу, другие необходимые помещения | |||||||
Принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе | |||||||
Активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия других воспитанников | |||||||
Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов | |||||||
Познавательные действия | |||||||
Способен выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | |||||||
Способен устанавливать причинно-следственных связи | |||||||
Способен делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | |||||||
Способен пользоваться знаками, символами, предметами заместителями | |||||||
Выполняет арифметические действия | |||||||
Наблюдателен | |||||||
Может работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях) |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКОМ (2019-2020 уч.г.)
Период | Тема | Основное содержание | Действия ребенка | На что обратить внимание |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1-2 недели | Знакомство. Установление контакта с ребенком. | Консультации родителей ребенка по вопросам устранения трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей ребенка. Первичная беседа, получение запроса от родителей. Формирование у ребёнка интереса к окружающим людям, коррекция эмоционального состояния. Наблюдение за ребенком в группе с целью выявления трудностей в обучении. УПРАЖНЕНИЯ: на развитие мимических движений (поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, наморщить нос и т. д.). ИГРА: «Пиктограммы» (модифицированный вариант игры, предложенной Н. В. Клюевой и О. В. Касаткиной). РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Личностные | |
3-4 недели | Развитие предпосылок к эмоциональному общению. | Наблюдение за ребенком на уроках. Формирование адекватных реакций на звук и прикосновение взрослого, а также различных поверхностей материалов. Наладить эмоционально речевой контакт. Эмоциональное стимулирование ребенка через игру: с различными предметами – игрушками, колечками, кубиками и т.д. | Коммуникативные | |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 неделя | Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.). | Наблюдение за ребенком в группе. УПРАЖНЕНИЯ: «Что мне нужно в саду?», «Я положу в свой шкафчик», «Четвертый лишний», «Что изменилось?». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Личностные | |
2 неделя | Развитие навыков самостоятельности. | Формирование способности адекватно оценивать результат своей деятельности. Воспитание способности к принятию решения самостоятельно. УПРАЖНЕНИЯ: «Геометрические фигуры», «Слушай», «Нарисованные картинки», упражнения на развитие координации движений и графических навыков. РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Регулятивные | |
3 неделя | Развитие навыков самостоятельности. | Конструирование стимульных ситуаций, побуждающих ребенка к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения. | Регулятивные | |
4 неделя | Умение строго придерживаться правил. | Развитие пространственной ориентировки; развитие координации в системе «рука-глаз»; развитие умения строго следовать инструкциям, придерживаться правил. УПРАЖНЕНИЯ: «Геометрические фигуры», «Предметные картинки», «Морской пейзаж», «Улитка». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Регулятивные | |
НОЯБРЬ | ||||
1-2 недели | Формирование «учебного поведения». | Развитие умения адекватно реагировать на предъявляемые ему требования; выполнять движения по подражанию взрослому; следовать вербальным инструкциям. Применение поведенческой терапии «Подражание», «Послушание», «Подкрепление». | Личностные | |
3-4 недели | Формирование навыков экспрессивной речи. | Обучение способности использовать указательный жест для выражения своего желания, словам, выражающим просьбу, называнию собственных действий. | Коммуникативные | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1-2 недели | Формирование понимания признаков предметов (цвета, размера и т.п.). | Использование в деятельности воспитанника сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий. УПРАЖНЕНИЯ: «Волшебный мешочек», «Большие шары и кубы в большую коробку», «Приехали матрешки в гости». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Коммуникативные, познавательные | |
3 неделя | Навыки следования элементарной программе деятельности. | Программирование последовательности действий. УПРАЖНЕНИЯ: нанизывание одинаковых по размеру колец на стержень, выложить одноцветный ряд из мозаики, собирание Конструкции из лего, или картинки из мозаики, опираясь на фотографии, на которых отражена последовательность использования деталей различного цвета и размера. Ребенок должен, ориентируясь на схему, находить соответствующие детали и располагать их, соотнося с фотографией. РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Регулятивные | |
4 неделя | Проблемное поведение. | Формирование постепенного привыкания к тем или иным стимулам (чаще всего, звуковым). Подкрепление поведения: а) несовместимого с проблемным; б) подкрепление отсутствия проблемного поведения. Эти способы являются одними из наиболее часто применяемых. | Личностные | |
ЯНВАРЬ | ||||
3-4 недели | Академические навыки. | Приобрел ли ребенок способность делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; понятий "больше", "меньше", "равно ". УПРАЖНЕНИЯ: поиск смысловых несуразностей, «Повтори слова», «Заполни пропуски», «Четвертый лишний». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Познавательные | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1-2 недели | Развитие диалоговой речи. | Формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость). СКАЗКОТЕРАПИЯ: «Федорино горе», «Двенадцать месяцев». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Коммуникативные | |
3-4 неделя | Развитие диалоговой речи | развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей. СКАЗКОТЕРАПИЯ: «Мальвина учит Буратино», «Приключения в пути». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Коммуникативные, познавательные | |
МАРТ | ||||
1-2 недели | Академические навыки | Приобрел ли ребенок способность делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; понятий "больше", "меньше", "равно ". УПРАЖНЕНИЯ: «Выбор родственных слов», «Объедини слова», «Сравнение слов», «Ребусы», «Словесные лабиринты», «Раздели на группы», «Подобрать предметы к заданным отношениям». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Познавательные | |
3 неделя | Академические навыки | Формирование способности к коллективному анализу. Приобрел ли ребенок умение ориентироваться на словесные стимулы; умение реагировать на обращения сверстников, и взрослых. УПРАЖНЕНИЯ: на запоминание; на развитие зрительной памяти, на развитие саморегуляции; «Чайка», «Улитки и крабы». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Коммуникативные, познавательные | |
4 неделя | Академические навыки | Совершенствование способности к коллективному анализу. УПРАЖНЕНИЯ: на развитие мышления, памяти, координации движений, пластики и зрительной памяти, внимания. ИГРА: «Веточка», «Слушай», РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Коммуникативные, познавательные | |
АПРЕЛЬ | ||||
1 неделя | Академические навыки | Развитие способности дифференцировать логические связи и устанавливать аналогичные; увеличение скорости мыслительных операций; развитие тонкой моторики, графических навыков, пространственной ориентировки. Развитие способности работать в группе и принимать участие в коллективном анализе. УПРАЖНЕНИЯ: на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание, на развитие пространственной ориентировки, слухового внимания и тонкой моторики. ИГРЫ: «Чайка», «ПЕВЕЦ». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Коммуникативные, познавательные | |
2-3 недели | Академические навыки | Увеличение объема произвольного слухового внимания и памяти; совершенствование графических навыков. Совершенствование способности к коллективному анализу; развитие способности адекватно оценивать результат своей и чужой деятельности. УПРАЖНЕНИЯ: на развитие слухового внимания; координации движений; способности к саморегуляции. ИГРА: «Шаги и хлопки». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Коммуникативные, познавательные | |
4 неделя | Академические навыки | Приобрел ли ребенок способность произвольно включаться в деятельность; контролировать свои действия; умение концентрировать внимание на деталях; переключать внимание с одного вида деятельности на другой; умение контролировать импульсивные действия. УПРАЖНЕНИЯ: «Ракета», «Улитка», «Найди отличие» «Где что было?» «Где что было» «Разговор с руками». «Жук», «Кодирование» слов с помощью цифр». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Коммуникативные, познавательные | |
МАЙ | ||||
1 неделя | Работа над развитием диалоговой речи. | Развиты ли у ребенка навыки межличностного взаимодействия Театральная деятельность по программе «Мир общения». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Коммуникативные | |
3 неделя | Академические навыки | Приобрел ли ребенок способность называния компонентов при выполнении арифметических действий; способность к выразительному чтению; способность подчинять свою речь синтаксическому строю читаемого. УПРАЖНЕНИЯ: «Найди ошибки», «Лесенка», «Инопланетяне», «Описываем картинки», «Знакомство с фигурами», «Жук», «Кодирование» слов с помощью цифр». Тест Мюнстенберга. РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Познавательные | |
4 неделя | Оценка развития навыков самостоятельности. | Эффективность работы за определенный период времени. Может ли ребенок выполнять самостоятельно задания, как быстро он приспосабливается к изменениям в окружающей среде, достаточно ли развиты навыки самопомощи. УПРАЖНЕНИЕ: «Шапка для размышлений». РЕФЛЕКСИЯ: «Спасибо за прекрасный день». | Регулятивные | |
Оценка развития навыков самостоятельности | Эффективность работы за определенный период времени. Может ли ребенок выполнять самостоятельно учебные задания, как быстро он приспосабливается к изменениям в окружающей среде, достаточно ли развиты навыки самопомощи. |
Список литературы
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
- Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
- Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
- Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
- Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
- Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС...
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация с учащимся с расстройством аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью", (7 класс, РАС, VIII вид).
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра" разработана и составлена на основе: Федерального ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫБазовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Предмет «Физическая к...
Рабочая программа учебного курса "Ручной труд" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
3,4 классы1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации"
quot;Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации" в рамках работы региональной научно-практической конф...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в процессе инклюзивного образования
Основной целью коррекционной работы с ребенком с РАС в условиях инклюзии является развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоцио...