Программа "Родные узы" по работе с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах.
рабочая программа
Программа «Родные узы» направлена на работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах, а также на сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnye_uzy_1.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г.Барыше»
Программа «Родные узы»
Автор:
Социальный педагог
ОГКУСО СРЦН «Планета детства»
Лазарева Елена Ивановна
г. Барыш
2022г
Аннотация
Программа «Родные узы» направлена на работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах, а также на сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов
Целью данной программы: Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье и восстановление и развитие позитивных детско- родительских отношений, восстановление субъектов кровной семьи в условиях социально- реабилитационного центра.
В рамках программы реализуются следующие критерии оценки способности родителей выполнять родительские функции:
- увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью;
- отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи;
- сокращение периода проживания ребенка в социально- реабилитационном центре;
- основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской помощи);
- обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту, неизбежность жестокого обращения);
- эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уваджение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);
- обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);
- руководство поведением и установление границ в поведении ребенка.
Введение
В условиях социально- реабилитационного центра «Планета детства» организована работа с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах, по восстановлению кровной семьи и сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов в рамках Службы сопровождения семей с детьми, проживающими в населённых пунктах. Кроме того, специалисты Службы оказывают социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям, поскольку они психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем, нуждаются в длительном социально- педагогическом, социально- психологическом, социально- юридическом сопровождении и контролю за ситуацией в семье со стороны специализированных учреждений, входящих в систему профилактики. Для реализации данной формы работы необходимо соблюдать ряд этических принципов: принцип самоопределения, принцип добровольности, принцип конфиденциальности, принцип действия в интересах семьи. Посещение семьи на дому требует от специалистов деликатности, исключающая поспешности, поскольку малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться.
В ходе реализации этой деятельности проводятся:
- индивидуальные беседы, консультации с родителями, психологические тренинги, и т.д.
- диагностика и реабилитация ребенка на протяжении всего периода проживания в учреждении до возврата родителям или усыновлении;
- поиск и установление контактов с кровными родителями и родственниками, сбор информации;
- оценка перспектив работы с родителями по восстановлению детско- родительских отношений и кровной семьи;
- оценка безопасности возвращения ребенка в кровную семью;
- организация контактов и встреч ребенка с биологическими родителями или родственниками;
- подготовка родителей к восстановлению детско- родительских отношений и семьи, педагогическое просвещение родителей, совместный анализ причин необходимости восстановления семьи;
- работа по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях социально- реабилитационного центра;
- подготовка ребенка к воссоединению с родителями (возвращение в кровную семью);
Теоретическая часть реализации программы:
Необходимость реализации программы обусловлена тем, что содержание ребенка в учреждении в большинстве случаев приводит к различным вида нарушениям в его развитии, условия компенсации при этом минимальные, а это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка. Поэтому, воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности, и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.
Основная часть восстановленных в родительских правах – это родители, которые были не лишены, а ограничены судом в своих правах на определенный период времени и причина лишения была «не выполнение родительских обязанностей».
Причинами бездействия родителей по восстановлению родительских прав могут быть:
- Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей;
- Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка, а затем идет страх снова пережить отрицательные эмоции в суде;
- Изначально родители бояться придти в учреждение и здесь необходима серьезная работа специалистов по привлечению в учреждение для того, чтобы мотивировать родителей на восстановление в своих правах;
- Проблема социального иждивенчества родителей. Родители утрачивают обязанности и освобождаются от забот и хлопот ответственности за судьбу ребенка, получают свободу, разрываются родственные связи. Они видят, что ребенок накормлен, оде, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы получить, проживая с родителями. Поэтому педагоги не редко слышат, как родители говорят своим детям «слушайся воспитателей, не переживай, здесь хорошо и т.д.»;
- Очень серьезно стоит проблема с жильем мам, которые пытаются восстановить свои родительские права: отсутствие или аварийное жилье, проживание совместно с родственниками – алкоголиками;
Родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую способны воспитывать своих детей самостоятельно, но те или иные обстоятельства (моральные, материальные) лишают их возможности восстановить свои родительские права. Поэтому специалистам социально- реабилитационного центра необходимо объединить свои усилия по организации и реализации комплекса мероприятий, направленных на поддержку и сопровождение биологических родителей, а при необходимости родственников воспитанников в восстановлении кровной семьи. Необходима активная и продолжительная поддержка родителей, лишенных родительских прав со стороны специалистов социально- реабилитационного центра «Планета детства» в оказании диагностической, коррекционной, консультационной, правовой, педагогической, психологической помощи, а также оказания иных социальных услуг.
- Педагогическая помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.
- Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание социально- реабилитационных мероприятий с биологическими родителями, родственниками воспитанников по формированию их положительной мотивации на восстановление детско- родительских отношений.
- Координационная – направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
При работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль, лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.
Известно, что решение проблемы возвращения воспитанника в кровную семью возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- создание в учреждении и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;
- реализация индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;
- выявление и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка;
- реализация практических мероприятий по подготовке родителей к исполнению своей родительской роли;
В настоящее время проводится следующая работа с кровными семьями по изучению возможности передачи ребенка:
- предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы:
- установление контакта специалистов с членами семьи;
- выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
- определение плана выхода семьи из трудной жизненной ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны ведомств системы профилактики, стимулирование родителей к самопомощи;
- реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
Взаимодействие с органами образования, социальной защиты, органами внутренних дел:
- работа с родителями (беседа с родителями, выяснение причин, желания и возможности восстановления семьи);
- организация работы психолого-медико-педагогического консилиума по изучению последствий встречи с родителями (близкими родственниками) на ребенка;
- организация семинаров, бесед, консультаций по вопросам подготовки воспитанников к проживанию в кровных семьях;
- сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка (изучение личного дела воспитанника, переписка с органами опеки и попечительства);
- подготовка родителей к встрече с ребенком;
- взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями (специалисты по охране прав детей, судебные исполнители, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.) по подготовке и отмены судебного решения;
- участие в процессе работы по восстановлению родительско - детских отношений;
- оценка готовности и желания ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка);
- подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании);
Технология деятельности специалистов СРЦН «Планета детства» по возвращению воспитанников в кровную семью (этапы работы):
№ п/п | Мероприятия | Ответственные |
1. | Сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка: - изучение личного дела воспитанника; - переписка с органами опеки и попечительства; - беседа с родственниками, которые посещают ребенка. | Специалисты Службы сопровождения семей с детьми. |
2. | Установление контактов, получение дополнительной информации о состоян6ии дел: - беседа воспитателя, социального педагога, педагога- психолога с родителями. | Социальный педагог Педагог- психолог Воспитатели |
3. | Оценка возможности и необходимости работы с родителями: - психорогическое и педагогическое тестирование мотивации родителей на восстановление семьи и возврат ребенка из СРЦН; - изучение уровня притязаний, личностных качеств, нравственных ценностей | Педагог- психолог |
4. | Оценка готовностии желания ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка) | Педагог- психолог Социальный педагог |
5. | Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании). | Зам. директора Педагог- психолог Социальный педагог Воспитатели |
6. | Анализ последствий встречи для ребенка и родителей (работа психолого-медико-педагогического консилиума). | Директор Специалисты Службы |
7. | Принятие решения о проведении работы по возвращению ребенка в кровную семью. | Директор Специалисты Службы |
8. | Взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями по подготовке отмены судебного решения. | Специалисты Службы |
9. | Участие в процессе работы по восстановлению детско- родительских отношений специалистов СРЦН. | Директор, зам. директора по РР, воспитатели, педагог- психолог, медицинские работники |
План реализации
комплекса социально- реабилитационных мероприятий по формированию положительной мотивации родителей по восстановлению кровной семьи.
№ п/п | Содержание деятельности | Используемые средства | Ответственные | Критерии результативности | |
1. | Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, составление карты социального контакта. | Работа с личными делами воспитанников. Собеседование с родителями, родственниками воспитанников. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи. | 1.Круг социальных контактов биологических родителей. 2.Определение группы родителей, родственников для сотрудничества. | |
2. | Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье. | Обследование жилищных условий, экономического дохода семьи. | Специалисты органов опеки и попечительства Социальный педагог | 1.Акт обследования жилищных условий. 2.Справка с места работы родителей. 3.Характеристика с места работы, от соседей, родственников. | |
3. | Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций. | Разработка планов восстановления детско- родительских отношений. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, биологический родитель. | 1.План сопровождения по восстановлению детско- родительских отношений. | |
4. | Подготовка родителей к исполнению своей родительской роли. | Групповая и индивидуальная реабилитационная и коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, допущенных ошибок. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи. | 1.Стойкая готовность родителей к восстановлению семьи (регулярные посещения ребенка, совместное времяпрепровождения). | |
5. | Социально- юридическая помощь в восстановлении родителей в родительских правах. | Составление представлений в суде, юридическое сопровождение в составлении исковых заявлений. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, юрисконсульт | 1.Представление для судебных заседаний. 2.Исковые заявления. | |
6. | Организация межведомственного взаимодействия с учреждениями системы профилактики МО «Барышский район», МО «Базарносызганский район», МО «Вешкаймский район» при работе с родителями ЛРП, ограниченными в родительских правах. | Индивидуальные беседы, разработка индивидуальных программ реабилитации семей, переписка. | Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, юрисконсульт | Органы опеки и попечительства, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, органы внутренних дел. | |
7. | Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов. | Разработка планов | Специалисты Службы сопровождения семей с детьми. | План сопровождения после воссоединения семьи. | |
8. | Индивидуальная работа: выезд на дом, изучение ситуации в семье. | Составление акта жилищно- бытовых условий; | Специалисты Службы сопровождения семей с детьми. | Рекомендации, советы по восстановлению статуса семьи; по взаимоотношениям родитель- ребенок-этика; по содержанию и воспитанию ребенка; по изменению и улучшению жизненной ситуации. | |
9. | Привлечение родителей и детей для участия в культурно- массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в СРЦН и на территориях сельских и поселковых администраций. | Сценарии праздников, спортивных мероприятий и т.д. | Специалисты Службы сопровождения семей с детьми. | Совместные культурно- массовые мероприятия с участием детей и родителей. |
Практическая значимость программы:
В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе по возвращению воспитанника СРЦН в кровную семью. Это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско- родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника социально- реабилитационного центра в кровную семью (родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка, одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате или возвращении ребенка родителям). Статья 75 Семейного кодекса РФ гласит: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия администрации социально- реабилитационного центра «Планета детства». Это способствует процессу преодоления ребенком последствий психологической или моральной травмы, восстановлению утраченных ребенком социальных связей и семейных отношений.
Работа по восстановлению кровной семьи включает несколько блоков:
- Блок – Социально- психологическая работа с кровной семьей.
- Блок – Психолого- педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формирование мотивации к возврату в кровную семью.
- Блок – Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.
Воспитание ребенка не в кровной семье сопровождается множеством потерь для него: потеря генетической, культурной, медицинской истории; потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.); географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка; потеря родных родителей и кровных родственников – семьи; потеря возможности чувствовать себя частью большинства (относиться к большинству людей) и т.д.
Возможности для передачи ребенка в кровную семью не могут быть равными каждый год и постоянно нарастать. Показатели во многом зависят от того, насколько были разрушены родственные связи в семье и сколько времени требуется для их восстановления. Поэтому показателем результативности своей работы мы считаем позитивную динамику передачи детей в семью (т.е. возвращение в семью прослеживается постоянно, а количество возвращений определяется временем окончания реабилитационной работы с каждой семьей).
Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек и надлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей и родителей, лишенных родительских прав, ограниченные в родительских правах пополняются новыми именами. Поэтому программа актуальна и будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы.
Список литературы:
- Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
- Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
- Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
- Беличева С.А. «Основы превентивной психологии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс. Работа с родителями. Проведение родительского собрания.
Мастер -класс был дан в рамках методической недели. Демонстрировался метод работы с родителями. Были использованы звуковые письма ученика и учителя. Тема показанного родительского собрания " Проблемы ...
Лишение родительских прав
Материал для родительского собрания...
«Социально-психологический аспект лишения родительских прав, как форма защиты ребёнка от насилия в семье».
Материал научно- практической конференции МГГУ им. М. А. Шолохова...
Программа по воспитательной работе с родителями "Семья и школа. Шаги навстречу друг другу"
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это мо...
Порядок лишения, ограничения и восстановления родительских прав
Рождение ребенка с необходимостью влечет за собой установление прав и обязанностей родителей. Согласно ст.47 Семейного кодекса РФ "права и обязанности родителей и детей основываются на происхожде...
Проект на тему «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»
Одним из важнейших направлений в сотрудничестве детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье......
Программа по психолого-педагогическому сопровождению лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, но желающих восстановиться в родительских правах «ВТОРОЙ ШАНС»
Целью программы «Второй шанс» является создание условий для восстановления детско-родительских взаимоотношений.Данная цель конкретизируется в следующих задачах:выявить актуальное состояние...