Программа по курсу семьеведение
рабочая программа по психологии (10 класс)

Михеичева Светлана Сергеевна

Курс «Семьеведение» является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни», попытка введения, которого в процесс обучения старшеклассников была предпринята в СССР в последней четверти двадцатого века. Однако отсутствие подготовленных кадров для преподавания нового предмета и наличие закрытых на ту пору тем для обсуждения с детьми стало одной из основных причин отказа от обучения учащихся средних общеобразовательных школ основам супружества и семейной жизни.

В начале нынешнего века осуществлённая модернизация стандартов обучения в средней и высшей школе привела к тому, что нарастание объёма получаемой школьниками интеллектуальной и развивающей информации привело к вытеснению нравственного, этического компонента образования, и более всего - в сферах тендерных и брачно-семейных отношений.

Материалы данного пособия помимо их прямого внедрения в учебно-воспитательный процесс могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы при изучении дисциплин «История», «Обществознание», «Русский язык и литература», в системах внешкольного воспитания и дополнительного образования. Обращение к ним может быть полезно и педагогическим коллективам средних специальных и высших

профессиональных учебных заведений для преподавания дисциплин «Педагогика», «Психология», «Социология», «Этика», «Социальная работа с семьёй», «Связи с общественностью».

Цель программы - сформировать у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы - слушателей дисциплины систему социальных представлений о закономерностях функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и глобализации.

В результате изучения решаются следующие задачи:

- получение знаний о современном состоянии брачно-семейной сферы и тендерных отношениях в российском обществе;

- объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в начале XXI века;

- анализ типов, форм, моделей супружества с учётом перехода российского общества от традиционной коллективистической к современной индивидуалистической модели социальных отношений.

Срок реализации программы: 1 год

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия – тестирование, практикумы, беседы, дискуссии, мастер – классы, тренинги;
  • по дидактической цели - вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению знаний; творческие занятия; проекты.

Методы работы: исследование; практические работы; наблюдения; самоанализ и самооценка.

Ожидаемые результаты:

      Старшеклассники, освоившие данный курс:

Знают:

- основные понятия, изучаемые семьеведением;

- гендерные аспекты семейных ролей и статусов;

- особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;

- причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;

- цену родительства и детства; проблемы родительства в современном обществе;

- альтернативные формы брака и семьи;

- этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.

Умеют:

- использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз;

- применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и тендерной сферах в современном российском обществе;

- осуществлять диагностику семейных проблем в известных ему семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения.

       Владеют:

- экономическими особенностями ведения современного домохозяйства;

- правовыми основами функционирования институтов брака и семьи;

- жизненно – важными знаниями, которые обязательно помогут им в их жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл спец.курс по Семьеведению45.65 КБ

Предварительный просмотр:

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  МБОУ «ГИМНАЗИЯ №22» НМР РТ

Утверждена

на педагогическом совете

протокол № ___ от ____________

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Гимназия №22»

__________ /_____________/

«Утверждаю» 

Директор МБОУ

«Гимназия №22»

_________ / Шумилова Е.П./

                                                             

Рабочая программа дополнительного образования

 «Семьеведение» для 10 – х классов

                                              Рассчитана на 1 год обучения

                                              для учащихся 16 летнего возраста

                                              Разработана педагогом - психологом

                                              высшей квалификационной категории

                                                                                                              Михеичевой Светланой Сергеевной

Нижнекамск

Пояснительная записка

В современном российском обществе продолжается падение престижа таких традиционных социальных институтов как брак и семья. Брак, представляя собой половой союз двух взрослых социальных субъектов, является предтечей образования семьи, которую характеризует наличие ребёнка или нескольких детей. Между тем вхождение России в эпоху рыночного развития, наряду со многими другими нравственно-этическими потерями, привело к обесценению фундаментальных семейных институтов, таких как супружество, материнство, отцовство, родительство, детство, каждый из которых имеет свою не только духовную, но и сугубо материальную основу. Упал престиж официального (гражданского) брака, его всё чаще заменяет сожительство мужчин и женщин. В семьях, зачастую внебрачных, в подавляющем большинстве случаев рождается лишь один ребёнок. Разводы, как и одинокое материнство, стали нормальным явлением. В связи с этим преодоление негативных для общества и человека последствий рыночных реформ в матримониальном (то есть семейном) сознании мужчин и женщин становится задачей государственной важности.

Курс «Семьеведение» является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни», попытка введения, которого в процесс обучения старшеклассников была предпринята в СССР в последней четверти двадцатого века. Однако отсутствие подготовленных кадров для преподавания нового предмета и наличие закрытых на ту пору тем для обсуждения с детьми стало одной из основных причин отказа от обучения учащихся средних общеобразовательных школ основам супружества и семейной жизни.

В начале нынешнего века осуществлённая модернизация стандартов обучения в средней и высшей школе привела к тому, что нарастание объёма получаемой школьниками интеллектуальной и развивающей информации привело к вытеснению нравственного, этического компонента образования, и более всего - в сферах тендерных и брачно-семейных отношений.

Материалы данного пособия помимо их прямого внедрения в учебно-воспитательный процесс могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы при изучении дисциплин «История», «Обществознание», «Русский язык и литература», в системах внешкольного воспитания и дополнительного образования. Обращение к ним может быть полезно и педагогическим коллективам средних специальных и высших

профессиональных учебных заведений для преподавания дисциплин «Педагогика», «Психология», «Социология», «Этика», «Социальная работа с семьёй», «Связи с общественностью».

Цель программы - сформировать у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы - слушателей дисциплины систему социальных представлений о закономерностях функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и глобализации.

В результате изучения решаются следующие задачи:

- получение знаний о современном состоянии брачно-семейной сферы и тендерных отношениях в российском обществе;

- объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в начале XXI века;

- анализ типов, форм, моделей супружества с учётом перехода российского общества от традиционной коллективистической к современной индивидуалистической модели социальных отношений.

Срок реализации программы: 1 год

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия – тестирование, практикумы, беседы, дискуссии, мастер – классы, тренинги;
  • по дидактической цели - вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению знаний; творческие занятия; проекты.

Методы работы: исследование; практические работы; наблюдения; самоанализ и самооценка.

Ожидаемые результаты:

      Старшеклассники, освоившие данный курс:

Знают:

- основные понятия, изучаемые семьеведением;

- гендерные аспекты семейных ролей и статусов;

- особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;

- причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;

- цену родительства и детства; проблемы родительства в современном обществе;

- альтернативные формы брака и семьи;

- этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.

Умеют:

- использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз;

- применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и тендерной сферах в современном российском обществе;

- осуществлять диагностику семейных проблем в известных ему семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения.

       Владеют:

- экономическими особенностями ведения современного домохозяйства;

- правовыми основами функционирования институтов брака и семьи;

- жизненно – важными знаниями, которые обязательно помогут им в их жизнедеятельности.

Учебно – тематический план

Тема занятия

лекции

практические занятия

итого

1-2. Брак как основа семьи. Понятие брака. Типы браков. Функции брака. Тендерные аспекты формирования брака и семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи.

5

2

7

3. Семья в современном обществе: тенденции развития. Семья как социальный институт и малая группа. Формы и модели семьи. Функции современной семьи.

5

2

7

4. Семейное право в России: XXI век.

5

2

7

5.Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе.

5

2

7

6.Проблемы родительства в  депопулирующей России.

5

2

7

7. Воспитательный потенциал современной семьи

5

3

8

8. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов.

2

2

4

9. Брак и семья с позиций иудаизма

2

2

4

10. Православие о браке и семье

2

2

4

11. Традиции брака и семьи в буддизме

2

2

4

12. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи

5

2

7

Итого:

43

23

66

Содержание программы

Тема 1. Брак как основа семьи.

  1. Понятие брака, его функции и типы.
  2. Гендерные аспекты формирования брака и семьи.

Тема 2. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи.

  1. Структура, динамика, факторы добрачного поведения.
  2. Особенности добрачного поведения у учащейся молодежи.
  3. Гендерные стратегии «молодых взрослых».

Тема 3. Семья в современном обществе: тенденции развития.

  1. Семья как социальный институт и малая группа.
  1. Понятие семьи. Семья как социальная структура.
  2. Роль семьи в современном обществе и место индивида в системе семейных отношений.
  3. Статистические и динамические характеристики семьи.
  1. Формы и модели семьи.
  1. Традиционная и современная семьи.
  2. Типология семейных структур.
  1. Функции современной семьи.
  1. Понятие «функции семьи».
  2. Социальные и индивидуально – личностные функции семьи.

Тема 4. Семейное право в России: XXI век.

  1. Семейные отношения как предмет правового регулирования.
  2. Брак. Порядок заключения и расторжения брака.
  3. Установление происхождения детей.
  4. Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приемная семья.

Тема 5. Экономические модели семьи в рыночном обществе.

  1. Социально – экономическое положение семьи в кризисном обществе.
  2. Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека.
  3. Ценность мужчины, женщины и ребенка в семье.
  4. Экономико – демографическое развитие семьи.

Тема 6. Проблемы родительства в депопулирующей России.

  1. Демографическая ситуация в мире и в России.
  2. Рождаемость и репродуктивное поведение семьи.
  3. Социальные и индивидуальные факторы репродуктивного поведения семьи.
  4. Рождение первенца.
  5. Причины и последствия падения рождаемости.
  6. Проблема детности и планирование рождаемости.

Тема 7. Воспитательный потенциал современной семьи.

  1. Отношение к детям в современной семье.
  2. Рождение первенца и ответственное родительство.
  3. Семейная социализация и положение единственного ребенка в семье.
  4. Роль отца и матери в социализации детей.

Тема 8. Внебрачная семья.

8.1. Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений.

1. Сущность и классификация внебрачных союзов.

2. Мотивы создания внебрачных семей и особенности их функционирования.

3. имидж внебрачной семьи.

8.2. Модели внебрачных союзов

1. Общая характеристика альтернативных форм брака и семьи и тенденции их развития.

2. Незарегистрированное сожительство.

3. Сознательно бездетный брак.

4. Открытый брак.

5. Внебрачные сексуальные связи.

6. Свингерство.

7. Групповой брак.

Тема 9. Брак и семья с позиции иудаизма.

  1. Сущность брака в иудаизме.
  2. Отношения родителей и детей.
  3. Семейная жизнь.
  4. Отношения мужчины и женщины.
  5. Развод с точки зрения иудаизма.
  6. Положение женщины.

Тема 10. Православие о браке и семье.

  1. Брак в христианстве.
  2. Семья в христианстве.

Тема 11. Традиции брака и семьи в буддизме.

  1. Буддизм как вероучение.
  2. Буддизм в России.
  3. Супружество, брак, секс и любовь в буддизме.
  4. Семейные ценности и обязанности родителей.

Тема 12. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи.

  1. Сущность брака в исламе.
  2. Выбор брачного партнера.
  3. Помолвка и обряд бракосочетания.
  4. Отношения мужа и жены в мусульманском браке.
  5. Полигамия в исламе.
  6. Развод с точки зрения ислама.

Календарно-тематическое планирование занятий

Тема, раздел

Планируемые результаты

Виды

деятельности

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Тема 1. Брак как основа семьи.

  1. Понятие брака, его функции и типы.
  2. Гендерные аспекты формирования брака и семьи.

Изучить понятие брака, его функций и типов, гендерные аспекты формирования брака и семьи.

Беседа,

дискуссия

5

2

Тема 2. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи.

  1. Структура, динамика, факторы добрачного поведения.
  2. Особенности добрачного поведения у учащейся молодежи.
  3. Гендерные стратегии «молодых взрослых».

Знать структуру, динамику, факторы добрачного поведения, особенности добрачного поведения, гендерные стратегии.

Беседа,

дискуссия

7

3

Тема 3. Семья в современном обществе: тенденции развития.

3.1.Семья как социальный институт и малая группа.

  1. Понятие семьи. Семья как социальная структура.
  2. Роль семьи в современном обществе и место индивида в системе семейных отношений.
  3. Статистические и динамические характеристики семьи.
  1. Формы и модели семьи.
  1. Традиционная и современная семьи.
  2. Типология семейных структур.
  1. Функции современной семьи.
  1. Понятие «функции семьи».
  2. Социальные и индивидуально – личностные функции семьи

Ознакомится с понятием семья, ролью семьи в обществе, формами и моделями семьи и ее функциями.

Беседа,

дискуссия

6

4

Тема 4. Семейное право в России: XXI век.

  1. Семейные отношения как предмет правового регулирования.
  2. Брак. Порядок заключения и расторжения брака.
  3. Установление происхождения детей.
  4. Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приемная семья.

Изучить семейные отношения как предмет правового регулирования,  правовые аспекты брака и усыновления.

Беседа,

дискуссия

6

5

Тема 5. Экономические модели семьи в рыночном обществе.

  1. Социально – экономическое положение семьи в кризисном обществе.
  2. Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека.
  3. Ценность мужчины, женщины и ребенка в семье.
  4. Экономико–демографическое развитие семьи
  5. Экономико–демографическое развитие семьи

Знать социально – экономическое положение семьи в обществе и экономико – демографическое развитие семьи.

Беседа,

дискуссия

6

6

Тема 6. Проблемы родительства в депопулирующей России.

  1. Демографическая ситуация в мире и в России.
  2. Рождаемость и репродук-ное поведение семьи.
  3. Социальные и индивидуальные факторы репрод-ного поведения семьи.
  4. Рождение первенца.
  5. Причины и последствия падения рождаемости.
  6. Проблема детности и планирование рождаемости

Ознакомиться с демографической ситуацией в мире и в России, репродуктивным поведением семьи.

Беседа,

дискуссия

7

7

Тема 7. Воспитательный потенциал современной семьи.

  1. Отношение к детям в современной семье.
  2. Рождение первенца и ответственное родительство.
  3. Семейная социализация и положение единственного ребенка в семье.
  4. Роль отца и матери в социализации детей.

Ознакомиться с отношением к детям в современной семье, семейной социализацией, ролями отца и матери.

Беседа,

дискуссия

4

8

Тема 8. Внебрачная семья.

8.1. Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений.

8.2. Модели внебрачных союзов

1.

Знать тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений и модели внебрачных союзов.

Беседа,

дискуссия

4

9

Тема 9. Брак и семья с позиции иудаизма.

  1. Сущность брака в иудаизме.
  2. Отношения родителей и детей.
  3. Семейная жизнь.
  4. Отношения мужчины и женщины.
  5. Развод с точки зрения иудаизма.
  6. Положение женщины

Изучить сущность брака в иудаизме.

Беседа,

дискуссия

4

10

Тема 10. Православие о браке и семье.

  1. Брак в христианстве.
  2. Семья в христианстве.

Изучить сущность брака в православии.

11

Тема 11. Традиции брака и семьи в буддизме.

  1. Буддизм как вероучение.
  2. Буддизм в России.
  3. Супружество, брак, секс и любовь в буддизме.
  4. Семейные ценности и обязанности родителей

Изучить сущность брака в буддизме.

Беседа,

дискуссия

4

12

Тема 12. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи.

  1. Сущность брака в исламе.
  2. Выбор брачного партнера.
  3. Помолвка и обряд бракосочетания.
  4. Отношения мужа и жены в мусульманском браке.
  5. Полигамия в исламе.
  6. Развод с точки зрения ислама.

Изучить сущность брака в мусульманстве.

Беседа,

дискуссия

7

Информационно-методическое обеспечение программы

В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы вступления в брак, создания семьи и её функционирования в таких ключевых аспектах, как социальные, социально-правовые, социально-экономические, социально-педагогические, нравственно-этические и духовные.

Предназначено для организации и проведения элективных занятий в старших классах средней общеобразовательной школы для преподавателей истории, обществознания, психологии и иных гуманитарных дисциплин.

Подготовлено на кафедре истории и социологии Казанского государственного университета культуры и искусств.

Рекомендовано Институтом развития образования Республики Татарстан. При изучении курса «Семьеведение» учащиеся могут пользоваться настоящим учебно-методическим пособием, а также следующими основными источниками по темам курса:

1. Аз-Зухейли В. Мусульманская семья в современном мире.- М.: Аль Китаб, 2009. 504с.

2. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - М.: Норма: Инфра - М, 2010.

3. Антонов А.И. Борисов В.А.. Лекции   по   демографии. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. 592 с.

4. Антонов А.И., Медков   В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. 304с.

5. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. - М., 2000.414с.

6. Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. С. 177-201.

7. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // ТНЕ818.1994. № 6.

8. Босанац М. Внебрачная семья. - М.: Прогресс, 1981. 207 с.

9. Гараджа В.И. Социология религии. — М.: Аспект-пресс, 2008.

10. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.

11. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). - М.: Знание, 1990. 64 с.

12. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.З / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - М.: ТК Велби, 2009.

13. Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246с.

14. Здравомыслова О.М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. - М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.

15. Карцева Л.В. Семьеведение: Учеб.- метод, пособие, - Казань: КГМУ, 1997.51 с.

16. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная монография. - Казань: Изд-во Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001.292с.

17. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. - 2-е изд-е. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.

18. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.

19. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. - М.: Проспект, 2010.

20. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. - М.: Юрайт-Издат, 2009.

21. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.

22. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. -Новосибирск, 2000.

23. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). Казань: Из-во «Фэн», 2003. 303 с.

24. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Инс-та Психотерапии, 2003. 319с.

25. Самыгин С.И., Нечипуренко В.П., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 542-547.

26. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 1. - Ст. 16.

27. Солодовников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников - СПб.: Директ, 2007. 384с.

28. Торгашев Г.А. Основы религиоведения. СПб, «Питер», 2004. С. 74-186.

29. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. - М.: ЦСП, 2003. 342с.

30. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2003. 238 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Семьеведение"

Современный этап развития педагогической науки характеризуется особым вниманием к личности ученика, его духовному росту и полноценному развитию в сложном изменчивом мире. Современные педагогические из...

Рабочая программа по элективному курсу "Семьеведение"

Программа составлена для учеников 10 класса. Материал взят и курса лекций Л.В.Карцевой....

рабочая программа курса "Семьеведение"

Рабочая программа курса Семьеведение в 9 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Семьеведение» 8 класс

Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на учащихся 8 классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:· Федеральный закон от 29.12.2012...

Рабочая программа курса "Семьеведение"

Рабочая программа с тематическим планированием по курсу "Семьеведение" 10 класс...

рабочая программа курса "Семьеведение"

внеурочное занятие для 8 класса...