Программа по курсу семьеведение
рабочая программа по психологии (10 класс)
Курс «Семьеведение» является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни», попытка введения, которого в процесс обучения старшеклассников была предпринята в СССР в последней четверти двадцатого века. Однако отсутствие подготовленных кадров для преподавания нового предмета и наличие закрытых на ту пору тем для обсуждения с детьми стало одной из основных причин отказа от обучения учащихся средних общеобразовательных школ основам супружества и семейной жизни.
В начале нынешнего века осуществлённая модернизация стандартов обучения в средней и высшей школе привела к тому, что нарастание объёма получаемой школьниками интеллектуальной и развивающей информации привело к вытеснению нравственного, этического компонента образования, и более всего - в сферах тендерных и брачно-семейных отношений.
Материалы данного пособия помимо их прямого внедрения в учебно-воспитательный процесс могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы при изучении дисциплин «История», «Обществознание», «Русский язык и литература», в системах внешкольного воспитания и дополнительного образования. Обращение к ним может быть полезно и педагогическим коллективам средних специальных и высших
профессиональных учебных заведений для преподавания дисциплин «Педагогика», «Психология», «Социология», «Этика», «Социальная работа с семьёй», «Связи с общественностью».
Цель программы - сформировать у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы - слушателей дисциплины систему социальных представлений о закономерностях функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и глобализации.
В результате изучения решаются следующие задачи:
- получение знаний о современном состоянии брачно-семейной сферы и тендерных отношениях в российском обществе;
- объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в начале XXI века;
- анализ типов, форм, моделей супружества с учётом перехода российского общества от традиционной коллективистической к современной индивидуалистической модели социальных отношений.
Срок реализации программы: 1 год
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия – тестирование, практикумы, беседы, дискуссии, мастер – классы, тренинги;
- по дидактической цели - вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению знаний; творческие занятия; проекты.
Методы работы: исследование; практические работы; наблюдения; самоанализ и самооценка.
Ожидаемые результаты:
Старшеклассники, освоившие данный курс:
Знают:
- основные понятия, изучаемые семьеведением;
- гендерные аспекты семейных ролей и статусов;
- особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;
- причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;
- цену родительства и детства; проблемы родительства в современном обществе;
- альтернативные формы брака и семьи;
- этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.
Умеют:
- использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз;
- применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и тендерной сферах в современном российском обществе;
- осуществлять диагностику семейных проблем в известных ему семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения.
Владеют:
- экономическими особенностями ведения современного домохозяйства;
- правовыми основами функционирования институтов брака и семьи;
- жизненно – важными знаниями, которые обязательно помогут им в их жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
спец.курс по Семьеведению | 45.65 КБ |
Предварительный просмотр:
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МБОУ «ГИМНАЗИЯ №22» НМР РТ
Утверждена на педагогическом совете протокол № ___ от ____________ | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «Гимназия №22» __________ /_____________/ | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №22» _________ / Шумилова Е.П./ |
Рабочая программа дополнительного образования
«Семьеведение» для 10 – х классов
Рассчитана на 1 год обучения
для учащихся 16 летнего возраста
Разработана педагогом - психологом
высшей квалификационной категории
Михеичевой Светланой Сергеевной
Нижнекамск
Пояснительная записка
В современном российском обществе продолжается падение престижа таких традиционных социальных институтов как брак и семья. Брак, представляя собой половой союз двух взрослых социальных субъектов, является предтечей образования семьи, которую характеризует наличие ребёнка или нескольких детей. Между тем вхождение России в эпоху рыночного развития, наряду со многими другими нравственно-этическими потерями, привело к обесценению фундаментальных семейных институтов, таких как супружество, материнство, отцовство, родительство, детство, каждый из которых имеет свою не только духовную, но и сугубо материальную основу. Упал престиж официального (гражданского) брака, его всё чаще заменяет сожительство мужчин и женщин. В семьях, зачастую внебрачных, в подавляющем большинстве случаев рождается лишь один ребёнок. Разводы, как и одинокое материнство, стали нормальным явлением. В связи с этим преодоление негативных для общества и человека последствий рыночных реформ в матримониальном (то есть семейном) сознании мужчин и женщин становится задачей государственной важности.
Курс «Семьеведение» является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни», попытка введения, которого в процесс обучения старшеклассников была предпринята в СССР в последней четверти двадцатого века. Однако отсутствие подготовленных кадров для преподавания нового предмета и наличие закрытых на ту пору тем для обсуждения с детьми стало одной из основных причин отказа от обучения учащихся средних общеобразовательных школ основам супружества и семейной жизни.
В начале нынешнего века осуществлённая модернизация стандартов обучения в средней и высшей школе привела к тому, что нарастание объёма получаемой школьниками интеллектуальной и развивающей информации привело к вытеснению нравственного, этического компонента образования, и более всего - в сферах тендерных и брачно-семейных отношений.
Материалы данного пособия помимо их прямого внедрения в учебно-воспитательный процесс могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы при изучении дисциплин «История», «Обществознание», «Русский язык и литература», в системах внешкольного воспитания и дополнительного образования. Обращение к ним может быть полезно и педагогическим коллективам средних специальных и высших
профессиональных учебных заведений для преподавания дисциплин «Педагогика», «Психология», «Социология», «Этика», «Социальная работа с семьёй», «Связи с общественностью».
Цель программы - сформировать у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы - слушателей дисциплины систему социальных представлений о закономерностях функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и глобализации.
В результате изучения решаются следующие задачи:
- получение знаний о современном состоянии брачно-семейной сферы и тендерных отношениях в российском обществе;
- объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в начале XXI века;
- анализ типов, форм, моделей супружества с учётом перехода российского общества от традиционной коллективистической к современной индивидуалистической модели социальных отношений.
Срок реализации программы: 1 год
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия – тестирование, практикумы, беседы, дискуссии, мастер – классы, тренинги;
- по дидактической цели - вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению знаний; творческие занятия; проекты.
Методы работы: исследование; практические работы; наблюдения; самоанализ и самооценка.
Ожидаемые результаты:
Старшеклассники, освоившие данный курс:
Знают:
- основные понятия, изучаемые семьеведением;
- гендерные аспекты семейных ролей и статусов;
- особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;
- причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;
- цену родительства и детства; проблемы родительства в современном обществе;
- альтернативные формы брака и семьи;
- этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.
Умеют:
- использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз;
- применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и тендерной сферах в современном российском обществе;
- осуществлять диагностику семейных проблем в известных ему семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения.
Владеют:
- экономическими особенностями ведения современного домохозяйства;
- правовыми основами функционирования институтов брака и семьи;
- жизненно – важными знаниями, которые обязательно помогут им в их жизнедеятельности.
Учебно – тематический план
Тема занятия | лекции | практические занятия | итого |
1-2. Брак как основа семьи. Понятие брака. Типы браков. Функции брака. Тендерные аспекты формирования брака и семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. | 5 | 2 | 7 |
3. Семья в современном обществе: тенденции развития. Семья как социальный институт и малая группа. Формы и модели семьи. Функции современной семьи. | 5 | 2 | 7 |
4. Семейное право в России: XXI век. | 5 | 2 | 7 |
5.Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе. | 5 | 2 | 7 |
6.Проблемы родительства в депопулирующей России. | 5 | 2 | 7 |
7. Воспитательный потенциал современной семьи | 5 | 3 | 8 |
8. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов. | 2 | 2 | 4 |
9. Брак и семья с позиций иудаизма | 2 | 2 | 4 |
10. Православие о браке и семье | 2 | 2 | 4 |
11. Традиции брака и семьи в буддизме | 2 | 2 | 4 |
12. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи | 5 | 2 | 7 |
Итого: | 43 | 23 | 66 |
Содержание программы
Тема 1. Брак как основа семьи.
- Понятие брака, его функции и типы.
- Гендерные аспекты формирования брака и семьи.
Тема 2. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи.
- Структура, динамика, факторы добрачного поведения.
- Особенности добрачного поведения у учащейся молодежи.
- Гендерные стратегии «молодых взрослых».
Тема 3. Семья в современном обществе: тенденции развития.
- Семья как социальный институт и малая группа.
- Понятие семьи. Семья как социальная структура.
- Роль семьи в современном обществе и место индивида в системе семейных отношений.
- Статистические и динамические характеристики семьи.
- Формы и модели семьи.
- Традиционная и современная семьи.
- Типология семейных структур.
- Функции современной семьи.
- Понятие «функции семьи».
- Социальные и индивидуально – личностные функции семьи.
Тема 4. Семейное право в России: XXI век.
- Семейные отношения как предмет правового регулирования.
- Брак. Порядок заключения и расторжения брака.
- Установление происхождения детей.
- Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приемная семья.
Тема 5. Экономические модели семьи в рыночном обществе.
- Социально – экономическое положение семьи в кризисном обществе.
- Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека.
- Ценность мужчины, женщины и ребенка в семье.
- Экономико – демографическое развитие семьи.
Тема 6. Проблемы родительства в депопулирующей России.
- Демографическая ситуация в мире и в России.
- Рождаемость и репродуктивное поведение семьи.
- Социальные и индивидуальные факторы репродуктивного поведения семьи.
- Рождение первенца.
- Причины и последствия падения рождаемости.
- Проблема детности и планирование рождаемости.
Тема 7. Воспитательный потенциал современной семьи.
- Отношение к детям в современной семье.
- Рождение первенца и ответственное родительство.
- Семейная социализация и положение единственного ребенка в семье.
- Роль отца и матери в социализации детей.
Тема 8. Внебрачная семья.
8.1. Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений.
1. Сущность и классификация внебрачных союзов.
2. Мотивы создания внебрачных семей и особенности их функционирования.
3. имидж внебрачной семьи.
8.2. Модели внебрачных союзов
1. Общая характеристика альтернативных форм брака и семьи и тенденции их развития.
2. Незарегистрированное сожительство.
3. Сознательно бездетный брак.
4. Открытый брак.
5. Внебрачные сексуальные связи.
6. Свингерство.
7. Групповой брак.
Тема 9. Брак и семья с позиции иудаизма.
- Сущность брака в иудаизме.
- Отношения родителей и детей.
- Семейная жизнь.
- Отношения мужчины и женщины.
- Развод с точки зрения иудаизма.
- Положение женщины.
Тема 10. Православие о браке и семье.
- Брак в христианстве.
- Семья в христианстве.
Тема 11. Традиции брака и семьи в буддизме.
- Буддизм как вероучение.
- Буддизм в России.
- Супружество, брак, секс и любовь в буддизме.
- Семейные ценности и обязанности родителей.
Тема 12. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи.
- Сущность брака в исламе.
- Выбор брачного партнера.
- Помолвка и обряд бракосочетания.
- Отношения мужа и жены в мусульманском браке.
- Полигамия в исламе.
- Развод с точки зрения ислама.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ | Тема, раздел | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Тема 1. Брак как основа семьи.
| Изучить понятие брака, его функций и типов, гендерные аспекты формирования брака и семьи. | Беседа, дискуссия | 5 | ||
2 | Тема 2. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи.
| Знать структуру, динамику, факторы добрачного поведения, особенности добрачного поведения, гендерные стратегии. | Беседа, дискуссия | 7 | ||
3 | Тема 3. Семья в современном обществе: тенденции развития. 3.1.Семья как социальный институт и малая группа.
| Ознакомится с понятием семья, ролью семьи в обществе, формами и моделями семьи и ее функциями. | Беседа, дискуссия | 6 | ||
4 | Тема 4. Семейное право в России: XXI век.
| Изучить семейные отношения как предмет правового регулирования, правовые аспекты брака и усыновления. | Беседа, дискуссия | 6 | ||
5 | Тема 5. Экономические модели семьи в рыночном обществе.
| Знать социально – экономическое положение семьи в обществе и экономико – демографическое развитие семьи. | Беседа, дискуссия | 6 | ||
6 | Тема 6. Проблемы родительства в депопулирующей России.
| Ознакомиться с демографической ситуацией в мире и в России, репродуктивным поведением семьи. | Беседа, дискуссия | 7 | ||
7 | Тема 7. Воспитательный потенциал современной семьи.
| Ознакомиться с отношением к детям в современной семье, семейной социализацией, ролями отца и матери. | Беседа, дискуссия | 4 | ||
8 | Тема 8. Внебрачная семья. 8.1. Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений. 8.2. Модели внебрачных союзов 1. | Знать тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений и модели внебрачных союзов. | Беседа, дискуссия | 4 | ||
9 | Тема 9. Брак и семья с позиции иудаизма.
| Изучить сущность брака в иудаизме. | Беседа, дискуссия | 4 | ||
10 | Тема 10. Православие о браке и семье.
| Изучить сущность брака в православии. | ||||
11 | Тема 11. Традиции брака и семьи в буддизме.
| Изучить сущность брака в буддизме. | Беседа, дискуссия | 4 | ||
12 | Тема 12. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи.
| Изучить сущность брака в мусульманстве. | Беседа, дискуссия | 7 | ||
Информационно-методическое обеспечение программы
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы вступления в брак, создания семьи и её функционирования в таких ключевых аспектах, как социальные, социально-правовые, социально-экономические, социально-педагогические, нравственно-этические и духовные.
Предназначено для организации и проведения элективных занятий в старших классах средней общеобразовательной школы для преподавателей истории, обществознания, психологии и иных гуманитарных дисциплин.
Подготовлено на кафедре истории и социологии Казанского государственного университета культуры и искусств.
Рекомендовано Институтом развития образования Республики Татарстан. При изучении курса «Семьеведение» учащиеся могут пользоваться настоящим учебно-методическим пособием, а также следующими основными источниками по темам курса:
1. Аз-Зухейли В. Мусульманская семья в современном мире.- М.: Аль Китаб, 2009. 504с.
2. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - М.: Норма: Инфра - М, 2010.
3. Антонов А.И. Борисов В.А.. Лекции по демографии. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. 592 с.
4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. 304с.
5. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. - М., 2000.414с.
6. Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. С. 177-201.
7. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // ТНЕ818.1994. № 6.
8. Босанац М. Внебрачная семья. - М.: Прогресс, 1981. 207 с.
9. Гараджа В.И. Социология религии. — М.: Аспект-пресс, 2008.
10. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.
11. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). - М.: Знание, 1990. 64 с.
12. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.З / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - М.: ТК Велби, 2009.
13. Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246с.
14. Здравомыслова О.М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. - М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.
15. Карцева Л.В. Семьеведение: Учеб.- метод, пособие, - Казань: КГМУ, 1997.51 с.
16. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная монография. - Казань: Изд-во Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001.292с.
17. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. - 2-е изд-е. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.
18. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.
19. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. - М.: Проспект, 2010.
20. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. - М.: Юрайт-Издат, 2009.
21. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
22. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. -Новосибирск, 2000.
23. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). Казань: Из-во «Фэн», 2003. 303 с.
24. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Инс-та Психотерапии, 2003. 319с.
25. Самыгин С.И., Нечипуренко В.П., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 542-547.
26. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 1. - Ст. 16.
27. Солодовников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников - СПб.: Директ, 2007. 384с.
28. Торгашев Г.А. Основы религиоведения. СПб, «Питер», 2004. С. 74-186.
29. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. - М.: ЦСП, 2003. 342с.
30. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2003. 238 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по курсу "Семьеведение"
Программа...
Рабочая программа по курсу "Семьеведение"
Современный этап развития педагогической науки характеризуется особым вниманием к личности ученика, его духовному росту и полноценному развитию в сложном изменчивом мире. Современные педагогические из...
Рабочая программа по элективному курсу "Семьеведение"
Программа составлена для учеников 10 класса. Материал взят и курса лекций Л.В.Карцевой....
рабочая программа курса "Семьеведение"
Рабочая программа курса Семьеведение в 9 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Семьеведение» 8 класс
Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на учащихся 8 классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:· Федеральный закон от 29.12.2012...
Рабочая программа курса "Семьеведение"
Рабочая программа с тематическим планированием по курсу "Семьеведение" 10 класс...
рабочая программа курса "Семьеведение"
внеурочное занятие для 8 класса...