РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Семьеведение» 8 класс
рабочая программа по естествознанию (8 класс)

Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на учащихся 8 классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

· Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373 

 Цель курса: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области –

Криводановская средняя школа № 22

Рассмотрено

Руководитель МО

Бирюкова Е.В.

СОГЛАСОВАНО

Зам. дир. по УВР

Болюх И.И.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса «Семьеведение»

8 класс

Составитель:

Хохлова И. Г.

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на учащихся 8 классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373

 Рабочие программы. «Семьеведение» Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова

 Цель курса: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека

         Задачи: - дать общее представление о предназначении семьи, роли семейной жизни в удовлетворении потребностей человека;

- способствовать формированию убеждения о важности семьи, в святости понятия «семья», необходимости беречь ее;

 - способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их достижения;

- способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам семьи;  учить приемам саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем;

 - развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;

 - раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой семьи;  определить роль членов семьи;   способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем;

- добиться понимания учениками значения труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации; продолжить знакомство учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение домашнего хозяйства, ресурсы семьи;  продолжить формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;

 - способствовать формированию культурного поведения в семье;  побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их сохранению, составления родословной своей семьи;   способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам семьи;

 - снижение асоциального поведения среди подростков;  формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни;

- содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;  продолжить пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью;

- дать основы знаний по семейному жизнеустройству;  прививать основные умения исследовательской работы;  научить правилам оформления исследовательской работы;  способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к семейно-родовой истории.

 - дать представление об основных этапах динамики семейных отношений, типичных для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья; рассказать об основных психологических характеристиках, связанных с половыми различиями, и характере их влияния на супружескую и семейную жизнь;  раскрыть механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка.

                                                            Содержание тем учебного курса (16 часов)

Введение – 2 ч.  Семья. Роль семьи в жизни человека

Семья, функции семьи – 5 ч. Функции  семьи. Семейный кодекс РФ. Бабушки и дедушки, их роль в социальном развитии

Семья, традиции семьи – 2 ч. Традиции моей семьи, любимые праздники, семейный отдых

Особенности семьи – 3 ч. Характеристика современной семьи, ее особенности.

Семейное воспитание – 4  ч. Стили семейного воспитания. Отцовская и материнская любовь. Роль обеих родителей в воспитании детей.

Результаты освоения учебного курса

Обучаемые должны знать/понимать:

- основные понятия, изучаемые семьеведением;

- семейные традиции, реликвии, ценности;

- родственное поле своей семьи;

- правовые основы функционирования институтов брака и семьи;

- экономические особенности ведения домохозяйства;

- гендерные аспекты семейных ролей и статусов

Планируемые результаты изучения курса:

- знать основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

- знать основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;

- знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности подростка;

- владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем.

Календарно-тематическое планирование

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель Бирюкова Е.В.

Курс «Семьеведение»

Класс 8А, 8Б

Учитель: Хохлова И.Г.

Уч. год: 2019-2020

№ урока

Название раздела и количество отведенных часов

Тема урока

Содержание разделов и виды учебной деятельности.

Пояс-нения к уроку

(К/р,

Тест, П/п,)

Дата проведе-ния урока

1.

Введение

(2 часа)

Введение. Роль семьи в жизни человека. 

Значение, роль семьи в жизни человека. Тренинговое занятие «Моя семья».

Тренинг

1 неделя

2.

Роль семьи в жизни человека. Тренинг "Моя семья".

  • Роль детей в жизни человека. Определить роль и значение детей в жизни личности, семьи и общества.
  • Оценить собственное отношение к наблюдаемым ситуациям семьи с детьми.

2 неделя

3.

Семья, функции семьи

(5 часов)

Функции семьи. Типология семьи.

  • Рассмотреть функции семьи. Типология семей: моногамия, полигамия, экзогамия, эндогамия, патриархальная семья, матриархальная семья, супружеская семья. 

3 неделя

4.

Жизненный цикл семьи. Семья и законы.

  • Стадии жизненного цикла семьи связанные с созданием семьи, с появлением новых членов семьи. Семейный кодекс РФ.

4 неделя

5.

Бабушки и дедушки. Братья и сестры.

  • Бабушки и дедушки, их роль в социальном развитии детей. Определить, какую роль занимают бабушки и дедушки в развитии и формировании личности ребенка. 
  • Братья и сестры в семье. Определить, какую роль занимают братья и сестры в развитии и формирования личности подростка.

5 неделя

6.

Наш дом. Ведение домашнего хозяйства.

  • Семейный очаг, значение «дома» в жизни человека. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

6 неделя

7.

Урок-практикум. Презентация  «Моя семья»

  • Урок-практикум. Презентация «Моя семья».

Презентация

7 неделя

8.

Семья, традиции семьи

(2 часа)

Семейные традиции. Семья и ЗОЖ.

  • Традиции семьи. Семья и ЗОЖ.  Комплекс упражнений  для физкультминутки.

8 неделя

9.

Урок-практикум. Презентация «Традиции моей семьи»

  • Урок-практикум. Презентация «Традиции моей семьи»

Презен-тация

9 неделя

10.

Особенности семьи

(3 часа)

Особенности современной российской семьи.

  • Характеристика современной российской семьи, ее особенности.

10 неделя

11.

Изменение отношений в семье. Конфликты.

  • Выявить причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье. Методы профилактики конфликтных ситуаций в семье.

11 неделя

12.

Перемены в жизни человека.

  • Как правильно относится к переменам в жизни.

Круглый стол

12 неделя

13.

Семейное воспитание (4 часа)

Права и обязанности родителей и детей.

  • Права и обязанности родителей и детей. Родительские директивы.

13 неделя

14.

Отцовская и материнская любовь.

  • Отцовская и материнская любовь. Роль обеих родителей в воспитании детей.

14 неделя

15.

Гендерный подход к воспитанию детей. Проблемная семья.

  • Гендерный подход к воспитанию детей. Особенности семейного воспитания в семье. Проблемы родительства в семье.

15 неделя

16.

Воспитание современной семьи.

Обобщающий урок

по курсу «Семьеведение».

Воспитательный потенциал современной семьи.

Обобщение по курсу «Семьеведение». От кого зависит взаимоотношение в семье. Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса РФ.

16 неделя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Семьеведение"

Современный этап развития педагогической науки характеризуется особым вниманием к личности ученика, его духовному росту и полноценному развитию в сложном изменчивом мире. Современные педагогические из...

Открытый урок по элективному курсу "Семьеведение"

Конспект заняия в 10 классе по курсу "Семьеведение"...

Рабочая программа по элективному курсу "Семьеведение"

Программа составлена для учеников 10 класса. Материал взят и курса лекций Л.В.Карцевой....

рабочая программа курса "Семьеведение"

Рабочая программа курса Семьеведение в 9 классе...

Рабочая программа курса "Семьеведение"

Рабочая программа с тематическим планированием по курсу "Семьеведение" 10 класс...

Вводное занятие к внеурочному курсу Семьеведение 10 класс.

Вводное занятие к внеурочному курсу Семьеведение 10 класс....