рабочая программа курса "Семьеведение"
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Сидорова Марина Терентьевна

Рабочая программа курса Семьеведение в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_po_semevedeniyu_9_klass.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждено»

Директор МБОУ Ташкирменской ООШ

___________/Сидорова  М.Т./

                    ФИО

Протокол № _______ от         «___»_______________ 20______ г.

«Согласовано»

Заместитель  директора по ВР  МБОУ Ташкирменской ООШ

____________/Сержанова С.М./

                    ФИО

Протокол № _______ от               «___»_______________ 20______ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

истории и обществознания 1 квалификационной категории

Сидоровой Марины Терентьевны

 по курсу «Семьеведение»

9 класс

2016 - 2017 учебный год

Рабочая программа кружка «Семьеведение».

Пояснительная записка.

  1. Статус документа.

     Рабочая  программа по кружку «Семьеведение» составлена на основе следующих документов:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года;

               Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Приказ МО и Н Республики Татарстан № 1972/16 от 07.09.2016 г. «О введении проекта «Семьеведение» в                 образовательную и воспитательную работу в системе дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан».

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16

Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»;

Распоряжение Правительства РФ от 29 мая  2015 г. № 996-р “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”

Постановление Кабинета Министров РТ   от 16 июня  2015 г. № 443  “Стратегия развития воспитания в Республике Татарстан  на период до 2025 года”

  1. Актуальность.

В наше время коренных общественных перемен отношение к семье крайне противоречивое: диапазон мнений простирается от разговоров о семье как пережитке традиционного общества до самой высокой ее оценки как главной жизненной ценности человека. «Семья ... является истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, братской близости, душевного сострадания и сопереживания, пишут А.И. Антонов и С.А. Сорокин, авторы капитального труда «Судьба семьи в России XXI века» (М., 2000). Семейное влияние на становление личности, на качество межличностных взаимоотношений огромно. Это свойство семьи давно общепризнанно...».

Самое важное для стабильности семьи – супружеские отношения.

В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всем мире. Разрушается престиж семьи, традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение демографического сдерживания. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец – хозяин, а мама – хранительница домашнего очага. Женщины стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги. Это отражается не только на демографии, но и способствует падению духовности и нравственности, семейных ценностей, ведет к проблемам супружеских и детско-родительских отношений, неподготовленности детей к самостоятельной семейной жизни. Если нет любви в семье и к семье, может ли быть любовь к Родине?

Актуальная проблема современного общества – потеря связей с собственной родословной. Приобщение учащихся к изучению истории своей семьи, ее корней – это и путь к самопознанию: кто мы и откуда родом? Составляя родословное дерево своей семьи, дети вовлекают в эту работу и взрослых. С их помощью дети соприкасаются со своими истоками, узнают много интересного о жизни предков, уважают и чтят обычаи и традиции своего народа.  Фамильная честь, интерес к своему роду – это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.

Изучение программы «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Для того чтобы отношения в семье были счастливыми и радостными, нужна определенная культура. Сформировать семейную культуру необходимо посредством осознания безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству понимания и поддержки таких нравственных устоев семьи как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших; бережного отношения к жизни человека, заботы о продолжении рода.

Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни, помочь осознать значение семьи в жизни человека.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему  сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о нормах семейной жизни молодому поколению.

  1. Цель программы способствовать формированию у учеников старших классов общеобразовательной школы  необходимую для их развития систему духовных, политико-правовых, экономических, социальных  характеристик и представлений о закономерностях развития и функционирования институтов брака и семьи в современном  обществе в условиях его трансформации и глобализации.

В результате изучения решаются следующие задачи:

– получение знаний о  состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в современном российском обществе;

– объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в ХХ -ХХI веках;

– проводится комплексный анализ типов, форм, моделей семьи и брака с учетом перехода российского общества от традиционной к современной  модели социальных отношений на рубеже веков.

Объект исследований (семья) близок и понятен детям, что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

           IV.    Методическое обеспечение

Методическое обеспечение  реализации программы включает прежде всего, разнообразие форм проведения занятий. В ходе информационно-ознакомительного занятия дети знакомятся с различными аспектами той или иной области, направлениями  являющегося предметом образовательной и творческой деятельности учащихся. Например, знакомство  с основами Семейного законодательства РФ и субъектов РФ, роль семьи в воспитании ребенка, место труда в современной семье, что такое гендерные отношения и т.д. Наиболее часто используемой в ознакомительном занятии формой является беседа – целенаправленно организованный и содержательно продуманный диалог, с ведущей ролью педагога на заданную тему. Методика проведения беседы ориентирована на включение в разговор всей группы. В ходе беседы важно создать определенный «эмоциональный  накал», транслируемый в первую очередь заинтересованной и эмоциональной позицией педагога.  Результаты беседы должны использоваться в последующей работе и побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации по данной теме.

Исследовательская деятельность учащихся проводится в разных организационных формах: индивидуальные исследования и групповые исследования с помощью методик, которые достаточно упрощенно моделируют исследовательскую работу.

Необходимым средством методического обеспечения деятельности является работа с родителями. Используются такие основные формы:

проведение родительских собраний, анкетирование, непосредственное участие родителей в реализации программы.

  1. Основные направления  программы
  1. Изучение истории семьи и брака.
  2. Распределение обязанностей в современных семьях.
  3. Роли матери и отца в развитии и воспитании детей
  4. Правоотношения между родителями и детьми имущественного характера.
  5. Рассмотрение альтернативных форм традиционной семьи и брака.
  6. Анализ особенностей семей трех мировых религий.
  1. Формы работы.

В основе содержания программы реализуются методы: проблемно - поисковый, игровой, исследовательский и метод обобщения, которые оптимизируют процесс познания истории своей семьи. Особое место занимает метод исследования, благодаря которому школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск,  творчески работать.

Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д.

Виды деятельности

 1. Встречи с многодетными семьями.

2. Создание рефератов и докладов по выбранным темам.

3. Сбор материалов для разработки презентаций своей семьи.

4. Участие в конференциях и конкурсах.

5. Организация экскурсий в религиозные учреждения с целью ознакомления с конфессиональными и этническими особенностями института семьи.

6. Организация мероприятий с целью пропаганды ценностей семьи и брака среди детей и взрослых.

7. Приглашение работников  ЗАГСа для изучения правовых и социальных составляющих семьи и брака.

VII. Способы оценки результатов учебной деятельности  обучающихся

Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых на занятиях проблем.

Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям анализировать современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений, конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по предмету,  по способности к критическому мышлению и рефлексии.

При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют обучающиеся в процессе проектной деятельности,  выступлений на школьных конференциях, «круглых столах», презентациях собственных материалов, умение  вести дискуссию, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Для оценки результатов достижений обучающихся используются критерии их активности на занятиях,  творческое отношение к выполнению домашних заданий, высококачественная  защита самостоятельного зачётного проекта на тему «Моя семья – самая счастливая!».  

VIII. Ожидаемые результаты

Предметные:

Обучающиеся научатся:

- определять основные этапы динамики семейных отношений;

- определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;

- различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи;

-  различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности ребенка;

- определять способы формирования семейного бюджета;

- использовать традиции  семьи в жизни;

- перечислять правила совместной жизни в семье;

- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающиеся  научатся:

- принимать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу урока;

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать самостоятельное высказывание;

- фиксировать в  конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей деятельностью на уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам;

- корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил.

Познавательные:

Обучающиеся  научатся:

- выделять важную информацию из литературы разных типов;

- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц;

- анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с выделением отличительных признаков;

- осуществлять классификацию и синтез объектов;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие  способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке   сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении  т.п.

- моделировать различные жизненные ситуации.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную;

- представление о семейных ценностях;

- уважительное отношение  к  семейным традициям,  традициям семей разных народов;

 - целостный взгляд на взаимоотношения полов;

- эстетические потребности и чувства;

- установка на соблюдение правил и норм семейной жизни;

- готовность к бережному отношению  к членам своей семьи.

  1. Содержание программы.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся  9 класса основной общеобразовательной школы. Возраст обучающихся 14-16 лет. Занятия проводятся на базе школы. Программа курса «Семьеведение» рассчитана на 1 год из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю.

Значение семьи. Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны

Понятие  брака, его социальная сущность,  функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Права и обязанности членов семьи. Роли мужчины и женщины в браке. Родители мужа и жены и их отношения с молодой семьей Степени родства и их обозначение

 Откуда деньги в семье. Семейный бюджет. Дом и семья единство противоположностей (2 ч) Труд на производстве. Общение в браке – обязанность или право? Значение семейных ценностей в современном мире. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны Первенец в браке: права и обязанности родителей  Какова роль родителей молодоженов в воспитании внуков  Приемная семья Много- и мало-детные семьи- исторический путь и современный выбор. Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам

 Забота о животных и растениях дома или около дома. Участие в работах на земельном участке Требования в семье- каркас семейного здания. Право ребенка жить и воспитываться в семье Здоровье семьи Семейное право и семейные ссоры. Ссора и конфликт – в чем разница? Брачный договор Семейные традиции и праздники. Организация праздника День семьи (15 мая)

Календарно – тематическое планирование

                

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

УУД

Дата

1-3

Значение семьи.

Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны

3

Значение семьи.

Понятие «семья – ячейка общества»

Необходимость любви и уважения в семье.

Семейные отношения как предмет правового регулирования. Семья и родство в юридической сфере.

Знать пословицы  и поговорки о семье:

Не нужен клад, если в семье лад

Нет милее дружка, чем  родная матушка

Уметь рассказать о членах своей семьи

Формулировать мысли о значении семьи

Высказывать мотивированное суждение об ответственности  за жизнь в семье

Прим.

Факт.

4-5

Понятие  брака, его социальная сущность,  функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера

2

Нормативная база, посвященная охране прав ребенка и семьи.

Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера.

Знать основные положения   конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, направленные на защиту интересов семьи

Формулировать собственные мысли о необходимости защиты прав детей и семьи

6-9

  1. Права и обязанности членов семьи.
  2. Роли мужчины и женщины в браке.
  3. Родители мужа и жены и их отношения с молодой семьей
  4. Степени родства и их обозначение

4

Перечень прав и обязанностей членов семьи.

Кто должен играть ведущую роль в брачной паре по доходам.

Как устроить быт молодоженов

Чем родители могут быть полезны молодоженам. Названия  членов семьи, близких и дальних родственников

Знать  основные права и обязанности мамы, папы, ребенка.

Знать названия членов семьи, близких  и дальних родственников, понимать степень их родства

Перечислять свои права и обязанности

10-14

  1. Откуда деньги в семье. Семейный бюджет.
  2. Дом и семья единство противоположностей (2 ч)
  3. Труд на производстве.

4

Понятие «семейный бюджет»

Учеба, работа и дом, дети – совместимы?

Домашние обязанности членов семьи. Правоотношения между родителями и детьми по поводу принадлежащего им имущества.

Понимать суть нового понятия, знать, из чего складывается семейный бюджет

Уметь определять источники семейного бюджета

15-18

  1. Общение в браке – обязанность или право?
  2. Значение семейных ценностей в современном мире.
  3. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны

3

Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и восточных  странах мира.

Написание эссе на тему «Моя семья, мой род  в годы Великой Отечественной войны»

19-22

  1. Первенец в браке: права и обязанности родителей
  2.  Какова роль родителей молодоженов в воспитании внуков
  3. Приемная семья
  4. Много- и мало-детные семьи- исторический путь и современный выбор.

4

Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей.

Отцовство и материнство-суть этих понятий.

Приемная семья, ее основная цель

Правила семейного общежития

Понимать необходимость жить в семье по определенным правилам

Что такое «потребность в ребенке»

Презумпция отцовства

Называть правила жизни в семье

23-24

  1. Постоянные обязанности ребенка в семье.

Помощь родственникам

  1. Забота о животных и растениях дома или около дома. Участие в работах на земельном участке

2

Обязанности ребенка в семье Посильная  помощь, которую может оказать ребенок семье Приемы  ухода за животными и растениями

Понимать необходимость оказания помощи семье, выполнения  и соблюдения определенных обязанностей Понимать значение и необходимость оказания помощи своей семье, родственникам

Перечислять свои семейные обязанности

Виды посильной помощи, которую может оказать ребенок семье

25-27

  1. Требования в семье- каркас семейного здания.
  2. Право ребенка жить и воспитываться в семье
  3. Здоровье семьи

3

Что требовать и от кого?

Семейные права и обязанности мужчины, женщины и детей. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Профилактические  медицинские осмотры

Знать основные положения   конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, направленные на защиту интересов детей

28-30

  1. Семейное право и семейные ссоры.
  2. Ссора и конфликт – в чем разница?
  3. Брачный договор

3

Знакомство с семейным законодательством РФ

Правила решения семейных конфликтов

Порядок заключения брачного договора

 Понимать почему люди ссорятся. Находить способы решения конфликтов в семье

31

Семейные традиции и праздники.

1

Традиции и праздники, отмечаемые в российской семье.

Традиции и праздники  семей  учащихся

Знать семейные традиции и праздники, понимать их суть

Перечислять семейные традиции и праздники

32

Подготовка к праздно-ванию Дня семьи (15 мая)

1

Подготовка  презентаций «Моя семья – самая счастливая!», Написание  эссе на тему   «Счастливая семья – какая она?»

33

Проведение празднич-ного мероприятия, пос-вященного Дню семьи (15 мая)

1

Проводится  урок по разработанному сценарию

34

Итоговое занятие

1

Подведение итогов

Список используемых источников и литературы:

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. 244 с.
  2. Антонов А.И., Медков  В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996.  304 с.
  3. Безрукова О.А. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ / Социологические

        исследования.  2014. № 9. С. 85-97.

  1. Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Газизова Л.Ш. Семьеведение: Учеб.-метод. пособие по элективному курсу для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы. – Казань, 2014.  164 с.
  2. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная монография. – Казань: Изд-во Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001. 292 с.
  3. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. – 2-е изд-е. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.
  4. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.
  5. Карцева Л.В., Кашуркина С.С. Медицина для бедных: «PRO» и «KONTRA». – Казань: Школа, 2008. – 152 с.
  6. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2011. 560 с.
  7. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.
    / Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010. 300 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...