Рабочая программа по курсу "Семьеведение"
рабочая программа по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uraprogramma_bakeevoy_povtornoe.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено» Руководитель ГБОУ «Кадетская школа-интернат им.Героя Советского Союза Кузьмина С.Е.» ___________/Сунгатуллин Ф.З./ ФИО Протокол № _______ от «___»___________ 2015 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР ГБОУ «Кадетская школа-интернат им.Героя Советского Союза Кузьмина С.Е.» ____________// ФИО Протокол № _______ от «___»________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
канд.ист.наук Бакеевой Риммы Равилевны
по курсу «Семьеведение»
8-11 классы
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
- Статус документа
Рабочая программа по курсу «Семьеведение» составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года;
Закон об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 г.;
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16;
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”.
- Актуальность
Современный этап развития педагогической науки характеризуется особым вниманием к личности ученика, его духовному росту и полноценному развитию в сложном изменчивом мире. Современные педагогические изыскания немыслимы без постоянной интеграции выводов и результатов исследований специалистов разных областей знания для формирования внутреннего мира ребенка, правильного видения им окружающей действительности. При этом одним из важнейших путей взросления ученика является познание своего места в семье. Его погружение в мир внутрисемейных отношений, изучение семейных ролей, соответствующих им прав и обязанностей позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.
Для понимания и объяснения современного состояния института семьи в России, прогнозирования тенденций его развития в контексте мирового сообщества немаловажное значение имеет изучение курса «Семьеведение». Данный курс представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Это необходимо в связи с тем обстоятельством, что семья является первейшим институтом социализации личности. Государство как основной гарант формирования и функционирования семьи осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются.
Материалы данного курса помимо их прямого назначения в учебном процессе могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы в воспитательной работе с учащимися, быть адаптированы к деятельности дошкольных образовательных учреждений.
- Цель курса - способствовать формированию у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы необходимой для их развития системы духовных, политико-правовых, экономических, социальных характеристик и представлений о закономерностях развития и функционирования институтов брака и семьи в современном обществе в условиях его трансформации и глобализации.
В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:
– получение знаний о состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в современном российском обществе;
– объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в ХХ - ХХI веках;
– комплексный анализ типов, форм, моделей семьи и брака с учётом перехода российского общества от традиционной к современной модели семейных отношений.
- Ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
- основные понятия курса;
- правовые основы функционирования институтов брака и семьи
- экономические особенности ведения современного домохозяйства;
- гендерные аспекты социальных ролей и статусов;
- причины и последствия падения рождаемости для государства;
- проблемы родителей в современном российском обществе;
- особенности положения первого ребенка и последующих детей в семье;
- альтернативные формы взаимоотношений мужчины и женщины в институтах брака и семьи;
- психологические особенности брачно-семейных отношений в современном обществе.
Обучающийся должен уметь:
- использовать полученные знания при сдаче ЕГЭ по обществознанию;
- применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и гендерной сферах в современном мире;
- понимать причины семейных проблем и конфликтов в известных ему семьях для выбора наиболее оптимального способа их решения.
- Основные направления программы:
- изучение истории институтов семьи и брака;
- тенденции социально-демографического развития России, Татарстана;
- типы социальных семейных структур, альтернативные формы традиционной семьи, традиционного брака в современном обществе;
- социальные функции семьи в современном обществе;
- роли матери и отца, бабушки и дедушки, братьев и сестёр в развитии и воспитании детей;
- психологические особенности супружеских, родительских, родственных отношений в семье.
- Формы работы
1. Организация встреч с представителями различных типов семей – многодетными, творческими, приёмными и т.д.;
2. Подготовка рефератов, докладов по темам занятий, их защита;
3. Подготовка презентации своей семьи – её генеалогического древа, профессионального, личностного портретов;
4. Участие школьников в разного рода конференциях и конкурсах – внутришкольных, городских, районных, республиканских;
5. Организация экскурсий в социальные учреждения – приюты, детские дома, интернаты для ознакомления с практикой оказания социальной помощи сиротам;
6. Подготовка и проведение семейных праздников в классе, школе – Дня семьи (15 мая), Дня пожилого человека (1 октября), Дня защиты детей (1 июня), Дня матери (29 ноября), Дня отца (18 июня) с целью пропаганды ценностей традиционной семьи и брака в аудитории учащихся и их родителей;
7. Проведение учебных занятий, разного рода мероприятий в отделе ЗАГС в ходе изучения правовых основ брака и семьи.
- Содержание программы
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-11 классов. Возраст обучающихся 15-18 лет. Занятия проводятся на базе школы. Программа курса «Семьеведение» рассчитана на 1 год из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю.
Тематическое планирование на 2015-2016 уч.год
№№ | Тема занятия | Содержание | Планируемая дата | Фактическая дата | Примечание |
/1 | Вводное занятие | Введение в дисциплину. «Семьеведение» в Татарстане. Постановка целей и задач курса. Выбор тем для рефератов и докладов. | 07.09.2015 | ||
22 | Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера | Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера. Гомогенный и гетерогенный брак. | 14.09.2015 | ||
33 | Подготовка к праздно-ванию Дня пожилого человека (1 октября) | Сочинение «Моё отношение к пожилым людям». Знакомство с Притчей о старости. Повество-вание о пожилых родственниках, заучивание стихов и песен. | 21.09.2015 | ||
44 | Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню пожилого человека (1 октября) | Проведение бинарного урока по разработанному сценарию с приглашением гостей. | 28.09.2015 | ||
55 | Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. | Анализ объективных и субъек-тивных мотивов расторжения брака для детей и взрослых, проблем в повторном браке. | 05.10.2015 | ||
6 | Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе. | Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения». | 12.10.2015 | ||
57 | Понятие семьи, её про-исхождения как социа-льного института. Роль семьи в обществе. | Изучение понятия «семья», её социальных и индивидуальных функций в современном обществе. | 19.10.2015 | ||
68 | Структура семьи, её социальные типы и модели. | Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в западной и восточной культурах. | 26.10.2015 | ||
99 | Демографическая ситуация в мире. | Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира. | 09.11.2015 | ||
610 | Социально-демографи-ческие особенности и тенденции развития института семьи в Российской Федерации. | Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения кризисного положения в институте семьи. | 16.11.2015 | ||
911 | Подготовка к празднованию Дня матери. (29 ноября) | Ученицы (девочки) пишут сочинение «Какой мамой я буду», ученики – «Моя мама – самая любимая!» Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни. | 23.11.2015 | ||
112 | Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню матери (29 ноября) | Приглашаются гости, проводит-ся интегрированный урок по разработанному сценарию | 30.11.2015 | ||
113 | Семейные отношения как объект права | Изучение Семейного кодекса РФ. | 07.12.2015 | ||
14 | Порядок заключения и расторжения брака. | Встреча с сотрудниками отдела ЗАГС, изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского состояния. | 14.12.2015 | ||
115 | Права и обязанности родителей и детей. | Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей родителей и детей. | 21.12.2015 | ||
116 | Семейный бюджет. | Разработка собственного бюджета семьи, анализ раз-личных вариантов расходов и доходов семейного бюджета. | 11.01.2016 | ||
117 | Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье | Обсуждение экономической ценности ребёнка, родителя. | 18.01.2016 | ||
118 | Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в воспитании детей. | Анализ роли детей в современ-ных семьях, трансформация отношений родителей к детям на протяжении последних десяти-летий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания ребенка. | 25.01.2016 | ||
119 | Семья как среда общения и воспитания. | Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина. | 01.02.2016 | ||
120 | Типы воспитания детей родителями. | Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин выбора. | 08.02.2016 | ||
221 | Подготовка к праздно-ванию Дня отца (18 июня) | Ученики (мальчики) пишут сочинение «Каким я буду отцом для своих детей?», ученицы – «Что я думаю о роли отца в семье». Учащиеся учат стихи и песни. | 15.02.2016 | ||
222 | Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню отца (18 июня) | Пригашаются гости, проводится интегрированный урок по разработанному сценарию. | 22.02.2016 | ||
223 | Типы семей с негатив-ным воспитательным потенциалом. | Анализ последствий для детей ошибочных форм воспитатель-ного воздействия со стороны родителей. | 29.02.2016 | ||
224 | Тактики семейного вос-питания в различных типах семьи. | Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе раз-личных типов семьи: с одним родителем, с присутствием бабушки, бабушки и дедушки в семье, в семье однодетной, среднедетной, многодетной и т.д. | 01.03.2016 | ||
225 | Альтернативные формы брака и семьи. | Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке. | 15.03.2016 | ||
226 | Тенденции, причины развития альтернатив-ных форм брачно-семейных отношений | Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире. | 22.03.2016 | ||
227 | Подготовка к праздно-ванию Дня семьи (15 мая) | Работа над созданием презента-ции о своей семье – её генеало-гического древа, рода занятий членов, выполняемых семейных обязанностей. | 05.04.2016 | ||
228 | Подготовка к праздно-ванию Дня семьи (15 мая) | Написание эссе на тему «Счастливая семья – какая она?» | 12.04.2016 | ||
229 | Проведение празднич-ного мероприятия, пос-вященного Дню семьи (15 мая) | Проводится урок по разработанному сценарию | 19.04.2016 | ||
330 | Значение семейных ценностей в современном мире. | Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценнос-тей в западных и восточных странах мира. | 26.04.2016 | ||
331 | Роль семьи в годы Великой Отечественной войны | Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны» | 03.05.2016 | ||
332 | Подготовка к праздно-ванию Дня защиты детей (1 июня) | Подготовка презентаций о своём детстве, написание эссэ на тему «Кто и от чего должен защитить современных детей?» | 10.05.2016 | ||
333 | Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню защиты детей (1 июня) | Проводится урок по разработанному сценарию. | 17.05.2016 | ||
334 | Организация экскурсий в социальные учрежде-ния – приюты, детские дома, интернаты | Знакомство с практикой оказания социальной помощи сиротам | 24.05.2016 | ||
335 | Заключительный урок. | Подведение итогов. Сдача зачёта по дисциплине в форме коллок-виума «Я и моя семья». | 31.05.2016 |
Список используемых источников и литературы:
- Андреева Т. В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. 244 с.
- Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
- Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. – М., 2000. 414 с.
- Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. – М.: ТЕИС, 2006. 399 с.
- Безрукова О.А. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ / Социологические
исследования. 2014. № 9. С. 85-97.
- Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // THESIS.1994. № 6.
- Босанац М. Внебрачная семья. – М.: Прогресс, 1981. 207 с.
- Бурмыкина О.Н., Нечаева Н.А. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике // Социальные и гуманитарные науки. – 2000. - № 4. – С.110-121..
- Бурханова Ф.Б. Брак с позиций гендерного теоретико-методологического подхода // Вестник Башкирского университета. - 2009. - т. 14, № 1.
- Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. – 2006. - № 1
- Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. Чебоксары, 1998.
- Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с.
- Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. – № 5. – Ст. 410; 2001. – № 49. – Ст. 4553; 2006. – № 52 (Часть I). – Ст. 5496.
- Домохозяйство, семья и семейная политика / Под ред.В.В. Елизарова и Н.В. Зверевой. – М.: Диалог-МГУ, 1997. 190 с.
- Захаров С. В. Трансформация брачно-партнерских отношений в России: «золотой век» традиционного брака близится к закату?» // Родители и дети мужчины и женщины в семье и обществе. — М.: НИСП, 2007. 640 с.
- Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
- Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.
- Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.
- Зуйкова Е.М. Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. 300 с.
- Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Газизова Л.Ш. Семьеведение: Учеб.-метод. пособие по элективному курсу для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы. – Казань, 2014. 164 с.
- Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная монография. – Казань: Изд-во Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001. 292 с.
- Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. – 2-е изд-е. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.
- Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.
- Карцева Л.В., Кашуркина С.С. Медицина для бедных: «PRO» и «KONTRA». – Казань: Школа, 2008. – 152 с.
- Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности: Пер. с фр./ Под ред. М.О. Косвена. – М.: ОГИЗ, 1939. 186 с.
- Коллонтай А. Общество и материнство: Петроград: Книгоиздательство «Жизнь и знание», 1916. 641 с.
- Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. – СПб.: Изд-е тов-ва «Знание», 1909. 431 с.
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2011. 560 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
- Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С. Кон. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С.66.
- Краснова О.М. Домашние хозяйства в современной экономической системе: Автореф…канд. экон. наук. – Казань, 1999. 25 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
- Медков В. М. Демография / В. М. Медков. – М.: ИНФРА-М, 2003. 544с.
- Михеева А. Р. Отцы и матери после развода: ответственность, права, проблемы: теоретич. материалы к курсу «Социология семьи». - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002. 54 с.
- Михеева А. Р. Современная городская семья в Сибири: актуализация роли отца // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 2004. – Т.4. – Вып. 1. - С. 152 - 164.
- Молевич Е.Ф. Гендерные сдвиги в современных брачно-семейных отношениях: смена парадигмы // Женщина в российском обществе. – 2002. – № 2–3. – С. 38–42.
- Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. 319 с.
- Савинов Л.И. Семьеведение: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196 с.
- Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 542-547.
- Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. – М.: Волтерс Клувер, 2011. 280 с.
- Семейное право: учебник для бакалавров / под ред. Е.А Чефрановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. 393 с.
- Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.
/ Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010. 300 с. - Семейные ценности промышленного города: к проблеме трансформации: Сб. ст. /Под ред. проф. Карцевой Л.В. – Тольятти: ТГУ, 2007. 250 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
- Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. – 2003. - № 11.
- Социология семьи: Учебник /под ред. проф. Антонова А.И. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 43-66; 155 – 190; 291-318; 319-460.
- Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. – М.: ЦСП, 2003. 342 с.
- Черняк Е.М. Семьеведение: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. 320 с.
- Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. – М., 2001. 254 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...