Рабочая программа курса "Семьеведение"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Медоева Залина Ботасовна

Рабочая программа с тематическим планированием по курсу "Семьеведение" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_semevedenie_10_klass.docx53.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Семьеведение»

10 класс

Пояснительная записка

  1. Статус документа

Рабочая  программа по курсу «Семьеведение» составлена на основе следующих документов:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

Закон об образовании Российской Федерации  от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ;

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.)   (Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16);

Федеральный закон от 15.11.1997  N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.05.2019  N 107 ФЗ;

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»;

Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы”.

  1. Актуальность

Современный этап развития педагогической науки характеризуется особым вниманием к личности ученика, его духовному росту и полноценному развитию в сложном изменчивом мире. Современные педагогические изыскания немыслимы без постоянной интеграции выводов и результатов исследований специалистов разных областей знания для формирования внутреннего мира ребенка, правильного видения им окружающей действительности. При этом одним из важнейших путей взросления ученика является познание своего места  в семье. Его погружение в мир внутрисемейных отношений, изучение семейных ролей, соответствующих им прав и обязанностей позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.

Для понимания и объяснения современного состояния института семьи в России,  прогнозирования тенденций его развития в контексте мирового сообщества  немаловажное значение имеет изучение курса «Семьеведение». Данный курс представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Это необходимо в связи с тем обстоятельством, что семья является первейшим институтом социализации личности. Государство как основной гарант формирования и функционирования семьи осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются.

Материалы данного курса помимо их прямого назначения в учебном процессе могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы в воспитательной работе с учащимися, быть адаптированы к деятельности дошкольных образовательных учреждений.

  1. Цель курса - способствовать формированию у учащихся  старших классов средней общеобразовательной школы  необходимой для их развития системы духовных, политико-правовых, экономических, социальных  характеристик и представлений о закономерностях развития и функционирования институтов брака и семьи в современном  обществе в условиях его трансформации и глобализации.

В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:

– получение знаний о  состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в современном российском обществе;

– объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в ХХ - ХХI веках;

– комплексный анализ типов, форм, моделей семьи и брака с учётом перехода российского общества от традиционной к современной  модели семейных отношений.

  1. Ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

  • основные понятия курса;
  • правовые основы функционирования институтов брака и семьи
  • экономические особенности ведения современного домохозяйства;
  • гендерные аспекты социальных ролей и статусов;
  • причины и последствия падения рождаемости для государства;
  • проблемы родителей в современном российском обществе;
  • особенности положения первого ребенка и последующих детей в семье;
  • альтернативные формы взаимоотношений мужчины и женщины в институтах  брака и семьи;
  • психологические особенности брачно-семейных отношений в современном обществе.

Обучающийся должен уметь:

  •  использовать полученные знания при сдаче ЕГЭ по обществознанию;
  •  применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и гендерной сферах в современном мире;
  • понимать причины  семейных проблем и конфликтов в известных ему семьях для выбора наиболее оптимального способа их решения.
  1. Основные направления  программы:
  1. изучение истории институтов семьи и брака;
  2. тенденции социально-демографического развития России, Татарстана;
  3. типы социальных семейных структур, альтернативные формы  традиционной семьи, традиционного брака в современном обществе;
  4. социальные функции  семьи  в современном обществе;
  5. роли матери и отца, бабушки и дедушки, братьев и сестёр  в развитии и воспитании детей;
  6. психологические особенности супружеских, родительских, родственных отношений в семье.
  1. Формы работы

 1. Организация встреч с представителями различных типов семей – многодетными, творческими, приёмными и т.д.;

2. Подготовка  рефератов, докладов по темам занятий, их защита;

3. Подготовка  презентации своей семьи – её генеалогического древа, профессионального, личностного портретов;

4. Участие школьников в разного рода  конференциях и конкурсах – внутришкольных, городских, районных, республиканских;

5. Организация экскурсий в социальные учреждения – приюты, детские дома, интернаты для ознакомления с практикой оказания социальной помощи сиротам;

6. Подготовка и проведение семейных праздников в классе, школе – Дня семьи (15 мая), Дня пожилого человека (1 октября), Дня защиты детей (1 июня), Дня матери (29 ноября), Дня отца (18 июня) с целью пропаганды ценностей традиционной семьи и брака в аудитории учащихся и их родителей.

7. Проведение учебных занятий, разного рода мероприятий в отделе ЗАГС в ходе  изучения правовых основ  брака и семьи.

  1. Содержание программы

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся  10-х классов.

Возраст обучающихся 14-15 лет. Занятия проводятся на базе школы. Программа курса «Семьеведение» рассчитана на 1 год

                из расчета 34 часов в год, 1 часа в неделю.

Тематическое планирование на 2019-2020  учебный год

№№

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

занятия

/1

Вводное занятие

Введение в дисциплину. «Семьеведение» в Северной Осетии. Постановка целей и задач курса. Выбор тем для рефератов и докладов.                            

22

Понятие  брака, его социальная сущность,  функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера.

За что я благодарен своей семье?

Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера. Гомогенный и гетерогенный брак.

Ученики готовят сообщение о своей семье – как эссе, презентацию, фотоальбом или фотоколлаж. Выводятся и защищаются  основные идеи, постулаты семьи. Предлагаются новые подходы к семейной жизни в смысле культуры семьи, её психологии и философии.

Итог: «Я хочу создать здоровую семью!»

33

Домохозяйство – это дом и люди в нём.

Подготовка к празднованию Дня пожилого человека

(1 октября)

Исследуется статистика домохозяйств в РФ, рассматриваются  величины, делаются выводы по образу жизни, её стоимости в доме с несколькими членами и одиноким человеком. На примере собственных семей, их состава, распределения обязанностей анализируются плюсы и минусы большой семьи и семьи из двух человек.

 Сочинение «Моё отношение к пожилым людям». Повествование о пожилых родственниках, заучивание  стихов и песен. Обсуждение современных композиций.

44

Бюджет семьи с детьми. Опекунские семьи

Класс сообща составляет бюджет семьи с детьми, учитывая стоимость продуктов питания, одежды, услуг, бытовых товаров, выводит прожиточный минимум семьи. Разработка собственного бюджета семьи, анализ  различных вариантов расходов и доходов  семейного бюджета.

Понятие, цель и порядок установления опеки и попечительства над детьми. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права и обязанности опекунов (попечителей). Освобождение, отстранение опекунов (попечителей) и прекращение опеки (попечительства).

55

Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы.

Анализ объективных и субъективных  мотивов расторжения брака для детей и взрослых, проблем в повторном браке.

6

Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе.

Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения».

57

Понятие семьи, её происхождения как социального института. Роль

семьи  в обществе.

Изучение понятия «семья», её социальных и индивидуальных функций в современном обществе.

68

Структура семьи, её социальные  типы и модели.

Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в западной и восточной культурах.

99

Демографическая ситуация в мире.

Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира.

610

Социально-демографические особенности и тенденции развития института семьи в Российской Федерации.

Анализ  данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения кризисного  положения в институте семьи.

911

Женские роли в семье. Материнство -  главная роль

Женщина в жизни и женщина в семье – это одно и то же? Главная роль женщины в семье – какая? А есть у неё роли неглавные? С каким багажом девушка вступает в брак, становится женщиной? Достаточен ли он для  счастливой семейной  жизни? Привести аргументы, примеры из жизни.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения). Правовые последствия усыновления (удочерения). Отмена усыновления (удочерения).

112

День матери (29 ноября)

Ученицы (девочки) пишут сочинение «Какой мамой я буду», ученики – «Моя мама – самая любимая!» Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни. Изготовление подарков для своих мам,  ручная работа. Обсуждение современных композиций на тему: «Мама»

113

Семейные отношения как объект права

Изучение  Семейного кодекса РФ.

14

Порядок заключения и расторжения брака.

О браке и разводе научно.

Изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского состояния.

Юридическое понятие брака. Условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

Порядок государственной регистрации заключения брака. Объекты совместной собственности супругов. Раздельное имущество каждого из супругов.

 Порядок владения, пользования и распоряжения общей совместной собственностью супругов. Раздел общего имущества супругов.

115

Права и обязанности родителей и детей.

Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей родителей и детей.

116

Как сделать семейный праздник весёлым и незабываемым?

Новый год для родителей. Учащиеся готовят сценарий встречи Нового года в семье, прописывают его основные позиции, демонстрируют классу. Класс выбирает лучшие три сценария. Ученики предлагают родителям на выбор эти сюжеты.

117

Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье

Обсуждение   экономической ценности ребёнка, родителя.

118

Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в воспитании детей.

Анализ  роли детей в современных семьях, трансформация отношений родителей к детям на протяжении последних десятилетий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания ребенка.

119

Семья как среда  общения  и воспитания.

Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина.

120

Типы воспитания детей родителями.

Анализ  методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин  выбора.

221

Мужские роли в семье.

Что значит быть мужчиной? Какие социальные функции семьи невозможно исполнить без мужского участия? В каких сферах жизни семьи мужские роли играют женщины?  Почему так происходит? Женственный мужчина – это плохо или хорошо для семейной жизни? Когда мальчик-сын берёт на себя в семье роль мужчины?

222

День отца (18 июня)

Ученики (мальчики) пишут сочинение «Каким я буду отцом для своих детей?», ученицы – «Что я думаю о роли отца в семье». Учащиеся  учат стихи и песни. Обсуждение современных композиций на тему: «Папа», собственноручное изготовление подарков для пап. Дебаты: «По настоящему успешный мужчина является отцом троих детей и больше »

223

Типы семей с негативным воспитательным потенциалом.

Анализ последствий  для детей ошибочных форм воспитательного воздействия со стороны родителей.

224

Тактики  семейного воспитания в различных типах семьи.

Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе различных типов семьи: с одним родителем, с присутствием бабушки, бабушки и дедушки  в семье, в семье однодетной,  многодетной и т.д.

225

Тенденции, причины развития альтернативных форм брачно-семейных отношений

Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире.

226

Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая)

Работа над созданием фотоальбома, презентации о  своей семье  – её генеалогического древа, рода занятий членов, выполняемых семейных обязанностей.

227

Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая)

Написание  эссе на тему   «Счастливая семья – какая она?»

228

День семьи (15 мая)

Создание и изготовление семейного оберега, логотипа, эмблемы своей семьи. Презентация своей работы.

329

Значение семейных ценностей в современном мире.

Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и восточных  странах мира.

330

Роль семьи в годы Великой Отечественной войны

Написание эссе на тему «Моя семья, мой род  в годы Великой Отечественной войны»

331

Подготовка к празднованию Дня защиты детей (1 июня)

Подготовка  презентаций о своём детстве, написание эссе на тему «Кто и от чего до

должен защитить современных детей?»

332

Развод как социальная норма в современном обществе

Ценности семейные и асемейные. Дом, супружество, дети, родительство – ценности семьи.  Образование, туризм, творчество, карьера, деньги, саморазвитие, лидерство  - внесемейные стратегии.

Почему нужно избегать разрушения семьи как группы? Как сохранить институт семьи? Понятие и основания прекращения брака.

Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению обоих или одного из супругов (опекуна одного из них). Государственная регистрация расторжения брака.

333

Организация экскурсий в социальные учреждения – приюты, детские дома, интернаты

Знакомство с практикой оказания социальной помощи сиротам

334

Моя семья – моя крепость Заключительный урок.

В чём смысл такого выражения? Что защищает семья, какие ценности? Лучшее в семье. С чем сталкивается современная семья, с какими трудностями? От кого нужно семью защищать? Или от чего? Ребёнок без семьи и ребёнок в семье. Как укрепить семью? Как избежать разводов?

Что я должен делать, чтобы мои дети родились здоровыми? Подведение итогов. Сдача зачёта по дисциплине в форме коллоквиума «Я и моя семья».


Список используемых источников и литературы:

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. 244 с.
  2. Антонов А.И., Медков  В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996.  304 с.
  3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI  века. – М., 2000. 414 с.
  4. Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. – М.: ТЕИС, 2006. 399 с.
  5. Безрукова О.А. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ / Социологические

        исследования.  2014. № 9. С. 85-97.

  1. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // THESIS.1994. № 6.
  2. Босанац М. Внебрачная семья. – М.: Прогресс, 1981. 207 с.
  3. Бурмыкина О.Н., Нечаева Н.А. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике // Социальные и гуманитарные науки. – 2000. - № 4. – С.110-121..
  4. Бурханова Ф.Б. Брак с позиций гендерного теоретико-методологического подхода // Вестник Башкирского университета. - 2009. - т. 14, № 1.
  5. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. – 2006. - № 1
  6. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание.  Чебоксары, 1998.
  7. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с.
  8. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. – № 5. – Ст. 410; 2001. – № 49. – Ст. 4553; 2006. – № 52 (Часть I). – Ст. 5496.
  10. Домохозяйство, семья и семейная политика / Под ред.В.В. Елизарова и Н.В. Зверевой. – М.: Диалог-МГУ, 1997. 190 с. 
  11. Захаров С. В. Трансформация брачно-партнерских отношений в России: «золотой век» традиционного брака близится к закату?» // Родители и дети мужчины и женщины в семье и обществе. — М.: НИСП, 2007. 640 с.
  12. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.  М., 2000.
  13. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.
  14. Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.:    Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.
  15. Зуйкова Е.М. Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. 300 с.
  16. Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Газизова Л.Ш. Семьеведение: Учеб.-метод. пособие по элективному курсу для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы. – Казань, 2014.  164 с.
  17. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная монография. – Казань: Изд-во Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001. 292 с.
  18. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. – 2-е изд-е. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.
  19. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.
  20. Карцева Л.В., Кашуркина С.С. Медицина для бедных: «PRO» и «KONTRA». – Казань: Школа, 2008. – 152 с.
  21. Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности: Пер. с фр./ Под ред. М.О. Косвена. – М.: ОГИЗ, 1939. 186 с.
  22. Коллонтай А. Общество и материнство: Петроград: Книгоиздательство «Жизнь и знание», 1916. 641 с.
  23. Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. – СПб.: Изд-е тов-ва «Знание», 1909. 431 с.
  24. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2011. 560 с.
  25. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон.  - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
  26. Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С. Кон. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С.66.
  27. Краснова О.М. Домашние хозяйства в современной экономической системе: Автореф…канд. экон. наук. – Казань, 1999. 25 с.
  28. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
  29. Медков В. М. Демография / В. М. Медков. – М.: ИНФРА-М, 2003. 544с.
  30. Михеева А. Р. Отцы и матери после развода: ответственность, права, проблемы: теоретич. материалы к курсу «Социология семьи».  -  Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002. 54 с.
  31. Михеева А. Р. Современная городская семья в Сибири: актуализация роли отца // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 2004. – Т.4. – Вып. 1. - С. 152 - 164.
  32. Молевич Е.Ф. Гендерные сдвиги в современных брачно-семейных отношениях: смена парадигмы // Женщина в российском обществе. – 2002. – № 2–3. – С. 38–42.
  33. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. 319 с.
  34. Савинов Л.И. Семьеведение: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196 с.
  35. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 542-547.
  36. Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. – М.: Волтерс Клувер, 2011. 280 с.
  37. Семейное право: учебник для бакалавров / под ред. Е.А Чефрановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. 393 с.
  38. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.
    / Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010. 300 с.
  39. Семейные ценности промышленного города: к проблеме трансформации: Сб. ст. /Под ред. проф. Карцевой Л.В. – Тольятти: ТГУ, 2007. 250 с.
  40. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
  41. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. – 2003. - № 11.
  42. Социология семьи: Учебник /под ред. проф. Антонова А.И.  – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 43-66; 155 – 190; 291-318; 319-460.
  43. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. – М.: ЦСП, 2003. 342 с.
  44. Черняк Е.М. Семьеведение: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. 320 с.
  45. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. – М., 2001.  254 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...