Классный час с психологом для 8-11 классов "Суицидальное поведение подростков"
классный час по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Данный классный час - один из элементов профилактической работы школьного психолога. Занятие составлено таким образом, чтобы максимально настроить обучающихся на откровенный разговор на важную тему, а не формально "отсидеть" положенное время. Неоднократно проверен на практике. Используется вместе с одноименной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_suitsidalnoe_povedenie_podrostkov.docx | 12.35 КБ |
suitsidalnoe_povedenie_podrostkov.pptx | 485.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический классный час на тему «Суицидальное поведение подростков» для учащихся 8-11 классов.
Цель: Обсудить с учащимися причины суицидов, риски подросткового возраста, признаки суицидального поведения.
Тема классного час не озвучивается, он начинается с упражнения.
Психолог просит учащихся записать некий список. Следует сразу предупредить, что листочки собираться не будут, что кроме самих ребят то, что они записали, никто не увидит.
Затем психолог просит записать:
под номером 1 – самых близких, дорогих ребенку людей;
под номером 2 – то, чем подросток больше всего любит заниматься;
3 – самые любимые воспоминания;
4 – места, где любит бывать;
5– самая заветная мечта и т.п.
Достаточно, чтобы в списке было 6-7 пунктов, причем, их очередность не важна, главное, чтобы они отражали действительно важные, значимые вещи. После того, как список составлен психолог просит зачеркнуть, например пункт 2, затем пункт 5, далее пункт1 и так, пока незачеркнутыми не останутся пункта 2-3. Психолог спрашивает, есть ли среди подростков те, кто не стал зачеркивать то, что просили. Обычно, такие ребята есть. Психолог просит объяснить почему.
Далее школьникам задается вопрос о чувствах, которые они испытывали, когда зачеркивали те или иные пункты. Психолог обращает внимание на то, какие сильные чувства вызвало даже символическое зачеркивание значимых для подростков пунктов.
А далее психолог говорит о том, что бывают такие моменты в жизни, когда человек по собственному решению в одночасье способен перечеркнуть все, что для него важно и дорого. И затем объявляет, что сегодня он будет разговаривать с классом о суицидах.
После упражнения подросткам демонстрируется презентация и далее разговор строится согласно ее содержанию. Крайне важно, чтобы это был не монолог, а живое общение. Говоря о признаках суицидального поведения, нужно отметить, что знание этих признаков, возможно, поможет спасти чью-то жизнь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЕЛИЧИНА ПРОБЛЕМЫ САМОУБИЙСТВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ За последние 60 лет частота суицидов в мире увеличилась на 60%. От самоубийств гибнет людей больше, чем во всех вместе взятых вооруженных конфликтах. По данным СМИ, в 2019 году по числу самоубийств Россия заняла третье место в мире. Среди подростков 15-19 лет суицид – третья ведущая причина смерти.
По уровню самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире – средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. Почему подростки уязвимы? не знают, как реализовать свои потребности, желания ; нет четких жизненных целей и ценностей; очень значимо признание сверстников; плохо устойчивы в ситуации стресса ; мало жизненного опыта; отрицают авторитеты; бескомпромиссны
Возрастные факторы риска Потребность в самоутверждении – как следствие, склонность к рискованному поведению «Чёрно-белое» видение мира и событий Низкая сопротивляемость стрессу Стремление к независимости Несформированная система ценностей Эмоциональная нестабильность
Ситуации, которые могут привести подростка к суициду Ситуация «потери лица» Интернет – преследование Любовные неудачи, трудности в отношениях, подростковая беременность Вовлечённость в секты и неформальные группы, в том числе и в Интернете Сексуальное насилие Межличностные конфликты как в школе, так и дома Мнимая или действительная утрата любви родителей Копирование поведения кумиров
Чувства, возникающие в данных ситуациях: Переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчуждённости и непонимания Чувства вины, стыда, оскорблённого самолюбия, самообвинения Боязнь позора, насмешек или унижения Страх наказания Чувства мести, злобы, протеста Употребление ПАВ, к которым прибегают с целью снять напряжение, однако чаще повышают риск импульсивных поступков
Основные мотивы суицидального поведения подростков : • 38 % – одиночество, стыд, недовольство собой • 32 % – обида; • 30 % – протест ;
Вербальные признаки Непосредственные заявления типа « Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить ». Косвенные высказывания , например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду». Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми . «Надоело . Сколько можно! Сыт по горло!» , « Лучше умереть!» - «Пожил и хватит !», «Ненавижу всех и всё!» - «Ненавижу свою жизнь !», «Единственный выход умереть !», «Больше ты меня не увидишь !», «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир !», «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!»
Поведенческие признаки Отчаяние и плач. Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи. Повторное прослушивание грустной музыки и песен. Нехватка жизненной активности. Самоизоляция от семьи и любимых людей. Рост употребления алкоголя или наркотиков. Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем). Повышение или потеря аппетита. Вялость и апатия. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей .
Ситуационные признаки Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону . Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. Недавняя перемена места жительства. Семейные неурядицы. Неприятности с законом . Коммуникативные затруднения. Проблемы с учебой. Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей . Хроническая, прогрессирующая болезнь. Нежелательная беременность.
Отечественный врач-психиатр Е.М. Вроно отмечает, что подросток часто переживает проблемы трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья , непереносимость тоски и одиночества . При этом он должен бороться с тремя «Б»: беспомощностью , бессилием, безнадежностью.
Безнадёжно — это когда на крышку гроба падает земля. Остальное можно исправить . Джейсон Стэтхэм
Телефоны помощи в кризисных ситуациях Общероссийский детский Телефон доверия 8-800-2000-122 - круглосуточно, анонимно, бесплатно Кризисная психологическая помощь для детей и подростков (ул. Чапыгина, д. 13) 576-10-10 - круглосуточно, анонимно, бесплатно Экстренная психологическая помощь для детей, подростков и их родителей (институт психотерапии «Гармония») 708-40-41 - круглосуточно, анонимно, бесплатно Городской мониторинговый центр(психолог для детей и подростков) 004 - круглосуточно, анонимно, бесплатно Телефон доверия для подростков ( Гордской консультативно-диагностический центр « Ювента ») 251-00-33 - круглосуточно, анонимно, бесплатно Кризисная психологическая помощь для взрослых, телефон доверия (Клиника неврозов) 323-43-43 - круглосуточно, анонимно, бесплатно Телефон доверия по вопросам любых форм зависимостей: химических, компьютерных и др. (Межрайонный наркологический диспансер №1) 714-42-10 - круглосуточно, анонимно, бесплатно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков
Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...
Семинар для педагогов "Психология суицидального поведения подростков"
Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жи...
«Позитивный подход педагога- психолога в социальной профилактики девиантного поведения детей и подростков».
Профилактика девиантного поведения является неотъемлемо важным этапом работы педагога- психолога с детьми. Чем быстрее развивается социальная среда, тем больше требований предъявляет она к ребенку, ко...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»
Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...
Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков
материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...
Работа психолога с аддиктивным поведением подростков ( метод Мюррей).
Каждый специалист, работающий в социальной сфере, в сфере помощи несовершеннолетним детям, часто встречается с ситуацией различных поведенческих и эмоциональных трудностей детей и деструктивного...