«Позитивный подход педагога- психолога в социальной профилактики девиантного поведения детей и подростков».
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему

Копнина Татьяна Ивановна

Профилактика девиантного поведения является неотъемлемо важным этапом работы педагога- психолога с детьми. Чем быстрее развивается социальная среда, тем больше требований предъявляет она к ребенку, который в ней находится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора: Копнина  Татьяна  Ивановна

ЯНАО, г. Губкинский,  МБОУ «СОШ№7»

e-mail: kopnina74@mail.ru

«Позитивный подход педагога- психолога в социальной профилактики

девиантного поведения детей и подростков».

Профилактика девиантного поведения является неотъемлемо важным этапом работы педагога- психолога с детьми. Чем быстрее развивается социальная среда, тем больше требований предъявляет она к ребенку, который в ней находится. Многие могут приспособиться к данной среде и хорошо адаптируются в ней. Но есть и те, у которых внутренние противоречия мешают принять требования среды, в которой он находится, тем самым возникает противоборство с ней и появляется своего рода девиация.

В процессе работы с девиантными детьми я выделила 3 группы социальных дезадаптантов:

1 группа – девиация по отношению к взрослым (отказ подчиняться, выполнять требования взрослых; особенно проявляется в тех семьях, где ребенку всё было позволено и слово «нет» или «нельзя» никогда не употреблялось);

2 группа – девиация по отношению к образовательной среде (проявляется в тех семьях, где родители постоянно настаивают на том, что ребенок должен «хорошо» учиться, чтобы в будущем получить  хорошее  образование, не считаются с мнением ребенка и, как следствие, отказ или полная потеря школьной мотивации);

3 группа – девиация к социуму (в данном случае социум выступает в роли фильтра и отторгает тех, кто является слабым звеном).

Испытывая разные виды девиации, ребенок зажат, не доверяет никому, в общении держится обособленно, смирился с тем, что в любых ситуациях виноват только он и никто другой. В социальном окружении может вести себя агрессивно, тем самым вызывая негативное отношение к себе.

        Психологу, работая с таким ребенком приходится снимать эти барьеры и преграды и данная работа, в зависимости от сложности девиации может затянуться на целый месяц или год. Важно, чтобы ребенок научился доверять и почувствовал, что есть тот человек, который не будет считать его виноватым во всём, а верит в него, позволяет ощутить свою важность, значимость и нужность.

На первом этапе работы с девиантными детьми я делаю упор на доверие, так как считаю, если не доверяешь человеку, то и не будешь с ним взаимодействовать. В таких случаях мне помогают опросники на выявление склонностей и способностей, а также рисуночные тесты «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное». Именно рисуночные тесты позволяют выявить проблемные зоны.

Следующим этапом моей работы является составление плана работы с девиантными детьми, в зависимости от типов девиации. Например, если ребенок испытывает 1 группу девиации, то здесь необходимо делать упор на снижение тревожности и агрессии, на формирование позитивного отношения к взрослым. В таких ситуациях использую игры и упражнения: «Портрет смелого человека», «Избавление от тревог», «Добрый –злой, веселый – грустный», «Кораблик», «Кенгуру» и т.д.

Если ребенок испытывает 2 группу девиации, то моя работа строится на повышении мотивации, в данном направлении использую такие упражнения как «Это мое имя», «Круг воли», Части моего «Я»,  «Хочу, могу, умею» и т.д.

С детьми, испытывающих 3 группу девиации делаю упор на социальную адаптацию и свою работу строю на групповой формах работы. В данном случае подходя такие игры и упражнения, как «Циферблат», «Скалолаз», «Печатная машинка», «Чепуха» и т.д.

        Работая с разными формами девиации, педагогу – психологу очень важно выявить проблему её возникновения, помочь ребенку в выборе пути решения этой проблемы, сформировать позитивное отношение к социуму и помочь выработать жизненную позицию, характерную только для него и позволяющую благополучно адаптироваться в социуме!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологиче...

Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания

О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАН...

Роль педагога в профилактике девиантного поведения детей и подростков

Доклад " Роль педагога в профилактике девиантного поведения детей и подростков" для выступления на конференции в МГЮА.Роль пед...