Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков
статья по психологии
материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта
работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции
агрессивного поведения подростков
Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребенка – это эмоциональная безопасность. Если у ребенка достаточно эмоциональных связей в первые годы жизни, то он растет счастливым. Одними из самых главных потребностей для ребенка являются безопасность и уверенность, что его любят.
В нашем центре проходят курс реабилитации ребята, которые часто находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной депривации и фрустрации, высоким уровнем тревоги и страхов, высоким уровнем агрессии и самоагрессии, высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда неадекватная самооценка, негативное самоотношение, недоверие и негативизм по отношению ко взрослым и другим ребятам, рассогласованность образов «Я».
Поэтому с нашими детьми так сложно работать, и иногда у взрослых возникает ощущение, что ничего не меняется или меняется ситуативно. На самом деле, без снятия острого эмоционального состояния, преодоления фрустрированности и реабилитации «Я» невозможно провести коррекцию поведения.
Коррекционно-развивающая программа «Прогони гнев» рассчитана на подростков 13-17 лет. Занятия по программе помогают детям научиться ощущать радость жизни, способствуют созданию атмосферы доверия, принятия и признания, развитию чувства принадлежности коллективу. Также тренируются навыки саморегуляции эмоциональных состояний и поведенческих проявлений, развиваются жизненная стойкость, внутренняя мотивация.
Направления работы по программе отражают её основное содержание:
· диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования воспитанников, мониторинг их психо-эмоционального состояния, оказание им индивидуальной (точечной) психологогической помощи в условиях центра, а также отслеживание результата работы;
· коррекционно-развивающая работа предполагает групповую (1 раз в неделю – всего 12 занятий) и индивидуальную работу с подростками;
· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей, создание психологических условий для адекватного восприятия информации, связанной с проблемами ребенка; создание готовности к длительной работе по развитию, коррекции и воспитанию; преодоление стрессового состояния.
Условно можно разделить занятия по блокам:
- Развивающие навыки сотрудничества
(игры, упражнения и тренинги взаимодействия);
- Медитативное рисование
(спокойная деятельность, требующая концентрации и одновременно позволяющая отдохнуть);
- Креативное письмо
(дает возможность развивать речевые навыки, укрепляет уверенность в себе, развивает творческий потенциал);
- Расслабление
(развивает навыки борьбы со стрессом, агрессией, учит расслабляющему дыханию, простым техникам релаксации);
- Путешествия в мир фантазий
(учат образному мышлению, развивают воображение, укрепляют оптимизм, веру в собственные силы, а также создают «островки тишины», способствуют созданию атмосферы раскрепощающего спокойствия).
На занятиях активно используются методы арт-терапии: сказкотерапия, музыкотерапия, кинотерапия, цветотерапия и др.
Об эффективности социально-психологической реабилитации свидетельствуют данные мониторинга.
Возрастная категория воспитанников 13 – 17 лет | Повышенная тревожность | Нарушения межличностного взаимодействия со сверстниками | Проявления агрессии | Нарушены детско-родительские отношения | Проблемы в эмоционально-личностной сфере |
На начало | 63% | 32% | 87% | 65% | 93% |
К концу прохождения программы | 25% | 19% | 26% | 29% | 27% |
В результате занятий подростки научились распознавать свои эмоции и чувства, анализировать их;
- получили опыт положительного взаимодействия в группе, конструктивного решения спорных и конфликтных ситуаций;
- научились приемлемым способам выплеска негативных эмоций;
- научились приемам саморегуляции: визуализации, релаксации;
- применяют психотехнические упражнения, медитативное рисование для снятия напряжения и усталости.
Наблюдается повышение уровня социального иммунитета, актуализация и осознание внутренних ресурсов;
- снижение проявлений физической агрессии, уровня тревожности, развитие адекватной самооценки, формирование позитивного образа «Я», положительного отношения к другим людям;
- преобладает положительный эмоциональный фон.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в психопрофилактической, коррекционно-развивающей работе данной программы помогает снизить агрессивность подростков через развитие коммуникативных навыков, социальной компетентности, рефлексии и позитивных способов действия в различных конфликтных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
В Данной методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»
Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...
Обобщение опыта работы педагога-психолога
Обобщение опыта работы педагога-психолога по работе в районном кабинете диагностики и консультирования...
Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".
Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....
Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...
Из опыта работы педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты о профилактике суицида в ОУ
Выступление педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты ОГАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ на МО педагогов-психологов о профилактике суицида в ОУ...