Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
учебно-методический материал по психологии
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.
Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
Для решения данной задачи при организации образовательного процесса мы используем разнообразные сенсорные коробки.
Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:
- занимают немного времени на подготовку;
- компактны;
- доступны;
- предоставляют множество возможностей для обучения;
- являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
- сможет сделать любой педагог
Чем полезна сенсорная коробка?
- Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
- Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.)
- Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществах сенсорной коробки.
- Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
- Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
- Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
- Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.
Для создания сенсорной коробки нам понадобились:
- Емкости (пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска);
- Наполнитель (любой тактильный материал: сыпучий, жидкий, мягкий)
- Различные элементы (игрушки и предметы);
- Инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки, сачки).
Сенсорные коробки универсальные тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
Для детей до 2-х лет подойдут простые сенсорные коробки с крупными предметами. Используются коробки с наполнителем разными по тактильным ощущениям. Делается это с целью дать ребенку как можно больше ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Для детей 2-3 лет добавляем в коробки игрушки-предметы и показываем, как с ними играть, даем различные задания. Это необходимо для координации движений и формирования мелкой моторики. А так же дети во время игры с сенсорными коробочками учатся различать предметы по размеру, цветам и свойствам
Какие игры можно проводить с сенсорными коробками?
Малыши в раннем возрасте учатся играть в такие игры, как «Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой. Они очень нравятся детям.
В игре «Пересыпаем крупу» ребенок слушает и сравнивает звук от каждой крупы, например, от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучный.
На развитие мелкой моторике и осязания направлена игра «Угадай, что это». Ребенок опускает руки поочередно в сенсорные коробочки с различной крупой, Обязательно называйте крупу и сравнивайте ощущения. Через какое-то время можно ему предложите определять их наугад с закрытыми глазами.
«Сортируем предметы» - учимся развивать умение отличать предметы, находить у них то общее, различать предметы по размерам, цветам, свойствам, а так же такая игра учит ребенка самостоятельно мыслить.
«Сортируем крупу» - в мелких макаронах ищут фасоль, такая игра развивает мелкую моторику. Если у ребенка получается это легко, предлагаем проделать то же самое при помощи ложки. Самым ловким предлагаем щипцы, пинцет или прищепку.
«Круглое и квадратное» - малыши ощупывают закопанные предметы и угадывают их.
Игра «Найди определенную фигуру» - развивает внимательность, учить находить предметы заданной формы.
«Поймай меня» - из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.
Дети с удовольствием играют с этими коробками.
Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр. Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.
Информационные источники:
- Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С., и др. – М.: Владос, 2001.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.
- Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007.
- Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 2007.
- https://razvivash-ka.ru/sensornye-korobki-zachem-kak-s-chem/
- https://docplayer.ru/65258756-Uvlekatelnye-sensornye-korobki.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"
В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с детьми раннего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения по развитию восприятия в предметной деятельности.
Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с детьми раннего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения по развитию восприятия в предметной деятельности....
Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...
Статья:" Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ."
Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Использование комплекса "РАЗВИТИЕ" логопедом и педагогом-психологом с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ раннего и дошкольного возраста
В методическом пособии отражён комплексный подход к формированию структурных компонентов речевой деятельности и развитию познавательной, двигательной и социальной сфер ...
Использование природного материала в коррекционнной работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
Игра имеет большое значение в развитии ребёнка с ОВЗ. Широкое использование разнообразных игр в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей – необходимое условие их успешного...
- Мне нравится (3)