Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с детьми раннего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения по развитию восприятия в предметной деятельности.
рабочая программа по теме
Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с детьми раннего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения по развитию восприятия в предметной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа индивидуальной работы с детьми раннего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения.
Программу составила: учитель-дефектолог Балаклеец В.Н.
Пояснительная записка:
Рабочая программа индивидуальной коррекционной работы в группе кратковременного пребывания учитывает особенности психического развития детей с тяжёлыми нарушениями зрения в возрасте от 1,5 до 3 лет, а так же современные научные исследования проблем в развитии данной группы детей (Громова О.Е., Ю.Ф. Гаркуша, И.С. Кривовяз, Л.С. Цветкова). Известно, что основой развития речи и познавательной активности ребёнка раннего возраста являются его общение со взрослым и развитие восприятия в предметной деятельности. Результаты обследования детей по направлениям «Сенсорное воспитание» и «Ребенок и окружающий мир» показали, что дети с тяжёлыми нарушениями зрения нуждаются в проведении коррекционно-развивающих занятий, задачами которых является:
- обучение детей сличению и группировке предметов с заданным признаком;
- формирование умения различать и называть цвет, форму и величину предмета;
- дальнейшее расширение практического опыта детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности;
- обогащение пассивного и активного словаря;
- в процессе совместной деятельности формирование у детей мотивации к общению;
- формирование инициативности и активности детей с использованием вербальных средств речи в процессе общения;
- развитие психических процессов.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов. Учитывая, что формирование представлений о цвете предметов требует от детей особого внимания (поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, жестом) мы активно используем продуктивную деятельность детей (лепку, рисование, аппликацию, конструирование), работу с природным материалом, игры с водой и крупами.
При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов учителем-дефектологом. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению, что позволяет детям воспринимать образцы речевых инструкций. Для повышения речевой активности на занятиях возможно использование различные проблемных ситуаций, которые формируют коммуникативную направленность речи.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Занятия проводятся в течение года (с октября по июнь), два раза в неделю в течение 15 минут.
СЕНТЯБРЬ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -развитие слухового внимания и восприятия к неречевым звукам -формирование умения раскладывать резко различающиеся предметы на две группы -формирование умения надевать кольца на стержень -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания. | Д/и«Что гудит /звонит?» Д/и «Колокольчик-барабан-дудочка» Д/и «Пирамидка» Д/и «Солнце-дождик» Д/и «Подарки для кукол» Рассматривание иллюстраций тактильного альбома. |
Ознакомление с окружающим миром | расширение пассивного и активного словаря по теме «Игрушки» (машинка, лошадка, кукла, мишка) | Д/и «Игрушки для Тани и Вани» Д/и «Найди подходящую картинку» Д/и «Покажи» Д/и «Чья игрушка» Д/и «Что без чего?» |
ОКТЯБРЬ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -знакомство с желтым цветом. -учить проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки, используя метод проб и ошибок -учить различать величину (большой - маленький) предметов, проводя выбор из двух предметов с предъявлением образца. -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания | Рассматривание желтого коллажа. Нахождение предметов желтого цвета в классе. Д/и «Почтовый ящик» Д/и «Веселый дом» Д/и «Найди похожий предмет по величине» Д/и «Грибочки» Д/и «Какой мяч больше?» |
Ознакомление с окружающим миром | -расширение пассивного и активного словаря по теме «Овощи» (огурец, помидор, морковь) -обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. - рассказать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат) | Д/и «Что купила белочка в магазине?» Д/и «Покорми куклу» Д/и «Овощная грядка» Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» |
НОЯБРЬ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -знакомство с красным цветом. -учить соотносить предметы-вкладыши с образцом по форме -учить раскладывать предметы по величине на две группы. -закреплять умение детей проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания. | Рассматривание красного коллажа. Нахождение предметов красного цвета в классе. Д/и «Яблочки (вкладыши)» Д/и «Большой маленький» Д/и «Волшебный мешочек» Д/и «Чего не стало?» |
Ознакомление с окружающим миром | -расширение пассивного и активного словаря по теме «Фрукты» (яблоко, банан, груша) -обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. - рассказать ребенку, где и как растут фрукты, что из них готовят (сок, компот) | Пальчиковая гимнастика«Апельсин» Д/и «Фрукты на деревьях» Д/и «Варим компот» |
ДЕКАБРЬ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -учить группировать предметы по цвету красный - желтый на две группы. -учить различать величину (большой - маленький) предметов по словесной инструкции. -учить сличать геометрические фигуры. -знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания. | Д/и «Зайка, мишка и лиса - вот такие чудеса!» Д/и «Угадай, на чем играю?» Д/и «Спрячь зайку» Д/и «Расставь машины в гараж» Д/и «Цветная карусель» |
Ознакомление с окружающим миром | расширение пассивного и активного словаря по теме «Дикие животные» (заяц, волк, медведь, лиса, ) обратить внимание на части тела животных (лапы, уши, хвост) | Д/и «Кто в лесу живет?» Д/и «Угостим зверей» Д/и «Артисты» ( имитация движений животных) Пальчиковая гимнастика «Зайка» |
ЯНВАРЬ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -знакомство с зеленым цветом, учить находить предметов данного цвета в классе. - продолжать учить различать величину (большой - маленький) предметов по словесной инструкции, складывать пирамиду, матрешку с учетом величины -учить выполнять группировку геометрических фигур на две группы -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания. | Д/и «Расставь по порядку» Д/и «Разноцветные ленточки» Д/и «Приходите на лужок» Д/и «Обведи пальчиком» |
Ознакомление с окружающим миром | -расширение пассивного и активного словаря по теме домашние птицы (курица, петух, цыпленок) -упражнять детей в звукоподражании голосам птиц -рассмотреть внешний вид птиц, где живут и чем питаются. | Д/ и «Кто как кричит?» Д/и « птичий двор» Д/и «Внимательные ушки» Подвижная игра «Вышла курочка гулять» |
ФЕВРАЛЬ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -знакомство с геометрической фигурой квадрат -учить группировать предметы по цвету «желтый-зеленый», «красный-зеленый», «желтый - красный» -закреплять умение складывать пирамиду, матрешку с учетом величины -учить называть величину предметов на картинках - развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания. | - Д/и «Матрешка» Д/и «Большой маленький» Д/и «Какой это формы?» Д/и «Закрой окошко» Д/и «Подбери лепесток к цветку» |
Ознакомление с окружающим миром | расширение пассивного и активного словаря по теме домашние животные (корова, лошадь, собака, кот) -обратить внимание на части тела животных (рога, хвост,усы, лапы, копыта), как говорят и какую приносят пользу | Д/и «Прятки» Д/и «Молока кому?» Д/и «Лошадка» Д/и «Кто спрятался в сарае?» Подвижная игра «Бобик» |
МАРТ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -учить выполнять группировку геометрических фигур «круг-треугольник», «круг-квадрат», «квадрат-треугольник» -знакомство с синим цветом -учить находить предметы данного цвета в окружающей обстановке. -учить располагать предметы по величине в ряд от самого большого к маленькому -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания. | - Д/и «Укрась мамин сарафан» Д/и «Блоки Дьенеша» Д/и «Выбери пуговки» Д/и «Расставь игрушки по величине» |
Ознакомление с окружающим миром | расширение пассивного и активного словаря по теме одежда (платье, юбка, куртка, кофта) -познакомить с назначением предметов одежды и ее значением для человека -рассмотреть части одежды (рукав, пуговицы) | Д/и «Собери малыша на прогулку» Д/и «Какая одежда у тебя» Д/и «Подбери для куклы одежду» Подвижная игра «Одежда» |
АПРЕЛЬ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -продолжать учить выполнять группировку предметов по цвету -закреплять умение располагать предметы в ряд от самого большого к маленькому - учить находить предметы круглой и треугольной формы, называть форму -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания. | Д/и «Обведи пальчиком» Д/и «Цветная мозаика» Д/и «Блоки Дьенеша» Д/и «Спрячь от дождика» |
Ознакомление с окружающим миром | расширение пассивного и активного словаря по теме мебель (стул, стол, шкаф, кровать) -познакомить с назначением предметов мебели и ее частями (спинка, сиденье, ножки) | Конструирование предметов мебели Д/и «Что появилось?» Д/и «Угадай мебель по контуру» Подвижная игра «Много мебели в квартире» |
МАЙ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -учить находить предметы треугольной формы, называть форму -закреплять умения детей различать и называть цвета (красный, желтый, синий, зеленый) -закреплять умение раскладывать предметы в ряд по величине, использовать в речи «большой-маленький» - развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания. | Д/и «Собери капельки в стакан» Д/и «Геометрическое лото» Д/и «Коробочки» Д/и «Волшебный мешочек» |
Ознакомление с окружающим миром | расширение пассивного и активного словаря по теме посуда (чайник, ложка, чашка, кастрюля, тарелка) -познакомить с назначением предметов посуды | Д/и «Помощница» Д/и «Поваренок» Д/и «В гостях у бабушки Федоры» Подвижная игра «Посуда» |
ИЮНЬ
| Программное содержание | Используемые методические приемы |
Сенсорное воспитание | -закреплять знания и навыки детей по различению и называнию геометрических фигур, цвета, величины предмета. -выполнять группировку предметов по заданному свойству. -определять звучание музыкальных инструментов. -находить одинаковые предметы, парные картинки, исчезнувший предмет. | Д/и «Найди дверь от домика» Д/и «Назови цвет, форму» Д/и «Сложи пирамидку» Д/и «Помоги козлятам спрятаться от волка» |
Ознакомление с окружающим миром | Расширение пассивного и активного словаря по теме «Человек. Семья. Части тела» (нос ,рот, рука, нога, глаза, мама, папа,бабушка) | Д/и «Что для чего?» Д/и «Помоги художнику» Д/и «Где у куклы носик, ротик?» Подвижная игра «Как у наших у ребят» |
Используемая методическая литература:
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.- М.: Просвещение, 1983.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.
- Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет. - М., 1970.
- Галигузова Л.Н.,Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. – Москва, Владос, 2007.
- Гришвина А.В., Пузыревская Е.М., Сочеванова Е.Н. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.
- Закревская О.В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – Москва, 2008.
- Формирование восприятия цвета у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, Л. А. Венгера.- М., 1969.
- Е.А. Янушко: Сенсорное развитие у детей раннего возраста. – М.: «Мозаика-синтез», 2011.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., Лань,1996, 32 с.
10. О.П. Рожков, И.В. Дворова Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4 года жизни. Москва-Воронеж, 2007
11. Л.Н. Смирнова, Развитие речи у детей 2-3 лет.Москва,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Грузовой транспорт"
Развивать у детей интерес к конструированию.Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение...
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (Методическое пособие)
Методическое пособие «Система коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлено на достижение оптимальных психолого — педагогических условий вос...
Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.
Закрепление знаний по формированию временных представлений на основе использования набора схем и символов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ...
Мастер-класс «Работа с детьми младшего дошкольного возраста, имеющих предпосылки для задержки речевого развития»
Мастер-класс «Работа с детьми младшего дошкольного возраста,имеющих предпосылки для задержки речевого развития»...
Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Подобраны речедвигательные игры для детейс ТНР 5 - 6 лет, в которых можно закрепить какое – либо основное движение и провести работу по накоплению словаря....