Использование природного материала в коррекционнной работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
методическая разработка
Игра имеет большое значение в развитии ребёнка с ОВЗ. Широкое использование разнообразных игр в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей – необходимое условие их успешного физического и личностного развития. На первом этапе обучения с детьми проводятся разнообразные игры и игровые упражнения, в ходе которых формируется элементарный игровой опыт детей. В том числе это и игры с природным и бросовым материалом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование природного материала в коррекционнной работе
с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
Игры с природным материалом
Игра имеет большое значение в развитии ребёнка с ОВЗ. Широкое использование разнообразных игр в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей – необходимое условие их успешного физического и личностного развития. На первом этапе обучения с детьми проводятся разнообразные игры и игровые упражнения, в ходе которых формируется элементарный игровой опыт детей. В том числе это и игры с природным и бросовым материалом.
В обучении играм с природным материалом используются совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию взрослому, действия по образцу.
Игры с природным материалом как
естественная и доступная
каждому ребенку форма деятельности
Игры с природным материалом:
-развивают тактильные ощущения у ребёнка, стимулируя его реакции на прикосновение;
-развивают у детей стремление действовать вместе со взрослым, получать удовольствие от игры с природным материалом;
-учат выражать радость и удовольствие, огорчение, удивление в процессе совместных игр с водой, песком, разнообразными сыпучими материалами, листьями, плодами и т.п.
-знакомят детей с различными природными материалами и их свойствами;
-формируют у детей навыки и умения адекватно, бережно и осторожно действовать с природными материалами;
-развивают у детей орудийные действия: использование предмета для достижения цели, например, пересыпать песок совком, манку ложкой из одной миски в другую;
-развивают познавательные функции рук: координацию движений обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т.п.)
-формируют у детей первичные представления о количестве: много, мало, пусто(нет), один;
-развивают пространственно-величинные представления о предметах и объектах контрастного размера («большая шишка-маленькая шишка», «полная миска-пустая миска»);
-стимулируют речевую активность детей в процессе игр с природными материалами.
Игры с песком как естественная и доступная каждому ребенку
форма деятельности
В играх с природными материалами используются:
- Листья
- Семена
- Сухие цветы и растения
- Плоды, ягоды, косточки
- Желуди
- Шишки
- Веточки
- Хвою
- Каштаны
- Различные крупы (манка, греча, рис, пшено, горох, фасоль, чечевица)
- Яичная скорлупа
- Пушистые материалы (растительный и животный пух, перья птиц)
- Камни
- Ракушки
- Глину
- Песок
Дети с ОВЗ характеризуются большими трудностями поведения и контакта со взрослым, отсутствием целенаправленного внимания, слабой и некоординированной моторикой. Они почти не понимают речевых инструкций и объяснений. Им трудно или недоступно выполнение даже самых лёгких заданий практического характера, а при попытках выполнения их действия хаотичны, бессмысленны. Большой трудностью в обучении является то, что у этих детей нет принятия предлагаемой задачи, трудно привлечь их внимание и побудить к действиям.
Игры с песком выступают одним из простых, но эффективным средством развития ребенка. Песок обладает «волшебными» свойствами, прикасаясь к пальцам рук ребенка, песок оставляет положительные эмоции и впечатления.
Песок может «захватить» все внимание ребенка. Даже очень активный и подвижный ребенком может долго перебирать и пересыпать песок, наблюдать за тем, как золотые песчинки скатываются с каждого пальчика. Концентрируясь на действия с песком, ребенок незаметно для себя и, не прилагая больших усилий, успокаивается, расслабляется, отрицательные эмоции и обиды уходят, исчезают.
На следующем этапе детям интересно оставлять отпечатки рук, различных предметов и игрушек, различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Подходят такие игры: «Отпечатки наших ладоней», «Отпечатки наших кулачков, пальцев», «Следы животных», «Что может оставлять следы?».
Игры с песком сопровождаются рассказами, потешками, песенками, загадками:
«Кто оставил на песочке
Эти разные следочки?
Может, это был зайчишка?
Может, котик пробегал?
Ну а, может, воробьишка
С мышкой польку танцевал?»
«У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять».
Параллельно с этим детям предлагаются игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики: («Печём куличики», «Спрячь шишку в песок», «Найди шишку (каштан, жёлудь)» «Песочные прятки» и т. д.).
На третьем этапе мы играем в серию игр-упражнений «Узоры на песке»: «Длинная и короткая дорога», «Волшебные превращения», «Бусы для куклы». Для того чтобы сделать бусы для куклы нам понадобятся мелкие камешки (орешки, жёлуди, шишки и т. п.). Рисуем на песке кружок и выкладываем камешки по его контуру. Это и будут «бусы для куклы». Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, рекомендуется предварительно намочить песок водой.
Рисуем на песке простой узор и просим ребёнка продолжить его. Например: «Дорожки на песке»
Материал:
-Песок
-Надувной бассейн
-Ракушки
-Камешки
Цель: формировать умение по подражанию манипулировать предметами
«Волшебные рисунки»
Материал:
-Заготовка «Солнышко»
-Фасоль
Цель: формировать захват фасоли тремя пальцами (щепоткой) и накладывать фасоль на пластилиновую основу (совместно со взрослым и по подражанию)
Читаем стишок и рисуем на песке смешного человечка.
«Точка, точка, запятая»
Точка, точка, запятая:
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек».
Затем совместно с ребёнком изображаем такого же человечка или просим самостоятельно выполнить задание. Аналогично можно попросить ребёнка нарисовать себя, воспитателя, друга и т.д.
Таким же способом можно изобразить любую игрушку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками. Можно знакомить ребенка с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.
«Волшебные превращения». Нарисуйте на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем вместе с ребёнком попробуйте дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, блинчик, колобок, арбуз, мяч, яблоко, пуговицу, часы и многое другое.
Аналогичное задание выполняется с квадратом: дом, кубик, сумка, ящик, подушка, И с треугольником: крыша дома, ёлка, пирамидка, колокольчик и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности
этот проект мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...
Методическая разработка "Дидактический материал для проведения обследования речи детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на исследование уровня сформированности языковых средств...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Материал по исправлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Представлен речевой материал для автоматизации и дифференциации нарушенных звуков у детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий праздника ко Дню Матери «А ну-ка мамочки…» для старшего дошкольного возраста
Цель: развитие игровой и творческой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной принадлеж...
Статья:" Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ."
Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталоно...