Психологическое занятие из профилактической психолого-педагогической программы «Социального и личностного развития подростка и профилактики отклоняющегося поведения «Свой выбор!»
план-конспект занятия по психологии (8 класс) на тему
Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitien_emotsionalnoy_gramotnosti.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной грамотности.
ЗАНЯТИЕ «Планета чувств».
ЦЕЛЬ: знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение участников приемам снятия стрессового напряжения.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие эмоциональной грамотности.
2.Обучение способам эмоциональной разрядки и снятия стрессового напряжения.
3. Обучение приемам эмоционального сдерживания.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. РЕФЛЕКСИЯ ПРОШЛОГО ЗАНЯТИЯ.
2. РАЗМИНКА. Упражнение «Челнок имен». Первый участник называет свое имя и две лучшие черты своего характера (два лучших качества). Следующий участник повторяет имя предыдущего участника, называет свое имя и две лучшие черты своего характера (два лучших качества). Каждого следующего представляющего просят повторить имена тех, кто уже выступал до него. Тем, кто забыл чье-либо имя, участники напоминают. С помощью такого представления участники запомнят имена через несколько минут.
3. УПРАЖНЕНИЕ «ПЛАНЕТА ЧУВСТВ»
Время: 15 минут.
Материалы: лист ватмана с изображением четырех «материков» любой формы, который заранее прикрепляется к доске; цветные стикеры 4-х цветов и маркер для ведущего.
Инструкция: когда мы хотим рассказать о своих переживаниях, мы говорим: «Я чувствую...» Мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.
Ощущения – это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно. (Ведущий прикрепляет стикеры одного цвета к материку «Ощущения».)
Драйвы – это напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность. Например: голод, желание спать, желание двигаться. (Ведущий прикрепляет стикеры другого цвета к материку «Драйвы» (3-4 шт.).
Эмоции – это то, что мы переживаем. Например: радость, страх, гнев. (Прикрепляет стикеры к соответствующему материку). Эмоции – это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплетаются, соединяются, мы называем это чувствами.
Чувства – это тоже переживания, но они сложнее эмоций. Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств – и радость, и тревогу, иногда страх. Ревность – тоже сложное чувство. Когда мы ревнуем, мы боимся потерять человека, обижаемся, сердимся. Или враждебность – мы часто одновременно переживаем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями. (Ведущий приклеивает стикеры с надписями.)
Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать? Вы называйте, а я буду писать на стикерах и приклеивать к «материкам» чувств.
(Участники отвечают с места. Ведущий определяет, что названо, и помещает стикер на соответствующий «материк».)
Ощущения | Драйвы | Эмоции | Чувства |
Горячо Щекотно Холодно Колется Больно Мягко Жестко Приятно пахнет Прохладно | Голод Желание спать Желание двигаться Стремление избежать опасности Стремление избежать неприятного, отвратительного Азарт | Радость Огорчение Удовольствие Негодование Тревога Страх Гнев Печаль Вина Стыд | Любовь Ревность Враждебность Ненависть Обожание Надежда Обида Недоверие Доверие Счастье |
Примеры заполнения «материков»
Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях. (Вопросы задаются в круг, и после 2-3 ответов (правильных или ошибочных) ведущий сообщает правильный ответ).
- Чем отличается гнев от агрессии? (Гнев – это эмоция, а агрессия – это действия, наносящие вред кому-либо или чему-либо.)
- Чем отличается радость от удовольствия? (Радость – это очень активная эмоция или чувство, она тонизирует, сердце бьется сильнее, хочется двигаться, смеяться. А удовольствие – это переживание спокойное, расслабленное).
- Чем отличается грусть, печаль от тоски или горя? (Грусть, печаль – это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием.)
- Чем отличается вина от стыда? (Вина – это чувство, которое мы ощущаем, когда нарушаем внутренние правила, те, которым мы внутренне следуем. Нам могут говорить: «Ты ни в чем не виноват!» А мы все равно чувствуем вину. А стыд всегда связан с тем, что подумают о нас другие люди. Мы можем не чувствовать вины, но нам все равно бывает стыдно, если мы знаем, что нарушили правила, которые установили люди. Эти чувства часто переплетаются так, что трудно их разделить).
Обсуждение: не требуется.
Подведение итогов: не требуется.
Комментарии для ведущего: это упражнение носит информативный характер, его нужно проводить быстро, динамично, иначе участники заскучают.
4. УПРАЖНЕНИЕ «ЗОЛОТИСТЫЙ ПОТОК»
Время: 20 минут.
Материалы: не требуются.
Инструкция: сядьте удобно, руки свесьте вниз, пусть они висят свободно. Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох...
Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется...
Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь... Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее... Он лечит там, где болит, и вымывает все лишнее, что там накопилось...
Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку...
Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту...
Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют... Вот золотистый поток спускается по вашим рукам... Они тяжелые... И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное... Это - то лишнее, что накопилось в вас... Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это... И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается вниз такой же чистый, золотистый...
Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким... И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются плечи...
Поток льется по позвоночнику, и тот будто освобождается от чего-то... Распрямляется... Затем поток устремляется вниз... Он очищает таз...
Теперь он стекает по ногам... Очень медленно он продвигается от бедер к коленям... Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги...
От коленей – к стопам... По стопам он вытекает наружу... вы видите вытекающий мутный поток... И золотистый поток продолжает вымывать все лишнее... До тех пор, пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света...
Медленно откройте глаза... Здравствуйте, очень чистые, золотисто-светящиеся люди!
Обсуждение: поделитесь впечатлениями.
Подведение итогов: это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены или обижены либо вы напряжены, сердитесь, тревожитесь, вы можете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимете излишнее напряжение и не успокоитесь. Для этого можно использовать это упражнение и другие упражнения. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать его все с более приятными ощущениями. А если надо, вы сможете проделывать его очень быстро.
Комментарии для ведущего: голос ведущего должен звучать спокойно, приглушенно и при этом совсем обычно. Не стоит произносить слова «загробным» голосом. Это смешит. На каждую следующую зону нужно переходить секунд через 10.
5. Просмотр и обсуждение позитивного мультика «Про добро» [Позитивный] [мультик] [про] [добро] - Xem Video Clip HOT Nhất 2017.
РЕФЛЕКСИЯ ПРОШЕДШЕГО ЗАНЯТИЯ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.:Речь,2006
2. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. М.:Центр-полиграф, 2001.
3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге.-М.:Генезис, 2015.
4. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998.
5. Прихажан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"
Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"
Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...
Занятие направленное на профилактику отклоняющегося поведения подростков.
Хочу поделиться занятием из профилактическойой психолого-педагогической программы социального и личностного развития подростка «СВОЙ ВЫБОР!»...
Программа занятий для подростков по профилактике отклоняющегося поведения «Преодоление»
Поиск эффективности мер профилактики предполагает определение сущности понятия «отклоняющееся поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся,...
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Мой путь» по предупреждению суицидального поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Актуальность программы связана с ростом числа суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одн...
программаРеспубликанский межведомственный научно-практический семи "Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. Межведомственные подходы к организации психолого-педагогической, медицинской и социально-психологической помощи несовершеннолетним".
Пагбаева Билигма ЦыренжаповнаОператор СПТО результатах социально-психологического тестирования...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Теперь я знаю..." (профилактика девиантного поведения)
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Теперь я знаю..." (профилактика девиантного поведения)...