Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».
презентация к уроку

Безручкина Ольга Васильевна

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции.  Социальные риски могут приводить к психологическим или иным проблемам, в том числе проявляющимся в

•          Социально-психологической дезадаптации

•          Разных видах отклоняющегося поведения

Социально-психологическая дезадаптация –это состояние, осложняющее приспособление к социальной среде. Может предшествовать проявлениям отклоняющегося поведения или быть его следствием.

Развитие компетенций у  педагогов и специалистов в области оказания эффективной помощи детям и подросткам  с помощью современных  подходов, в применении различных  алгоритмов действий на основе  методических материалов,  с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем является важным направлением  профилактической работы по предупреждению рисков возникновения отклоняющегося поведения у подростков. 

 

В рамках реализации Плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовательных организаций Министерства просвещения Российской Федерации (ранее Министерства образования и науки Российской Федерации) коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций разработаны памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий  - «Методических материалов по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся» (Навигатор профилактики".  На основе данных материалов,  был разработан  мастер -класс  с педагогами  и  специалистами образовательных организаций  по  теме: «Современные подходы в организации профилактической работы  по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе  применения «Навигатора профилактики». Действия специалистов в системе образования в ситуации социальных рисков»  с целью повышение психолого- педагогической компетентности специалистов в осуществлении работы по профилактике  отклоняющегося  поведения несовершеннолетних в образовательной организации на основе применения современных подходов,  методических материалов («Навигатора профилактики»), а также  расширения  понимания участников ( через  совместный анализ и  обсуждение) основных факторов риска и угроз  психологической безопасности, жизни детей и подростков  в  ситуациях социального риска. Результаты данного опыта я представляю в виде презентации.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» Тема презентации Семинар-практикум с элементами тренинга с педагогами и специалистами образовательных организаций по теме: «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики ». Действия специалистов в системе образования в ситуации социальных рисков». Ведущий семинара: педагог-психолог ГАУ КО « ЦДиК детей и подростков» Безручкина Ольга Васильевна Калининград, 2020 г.

Слайд 2

Цель семинара: повышение психолого- педагогической компетентности специалистов в осуществлении работы по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних в образовательной организации на основе применения современных подходов, методических материалов ( «Навигатора профилактики»).

Слайд 3

Задачи семинара - практикума: Систематизация представлений участников семинара –практикума о причинах возникновения социально-психологической дезадаптации и раннего проблемного (отклоняющегося) поведения, об основных признаках и видах отклоняющегося поведения подростков Расширение понимания участников через совместный анализ и обсуждение основных факторов риска и угроз психологической безопасности, жизни детей и подростков в ситуациях социального риска. Развитие компетенций участников в области оказания эффективной помощи детям и подросткам с помощью современных подходов, различных алгоритмов действий на основе применения методических материалов, с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем.

Слайд 4

План семинара: 1.Введение участников в тему. Постановка цели, актуальности рассматриваемой проблемы. 2 . Знакомство участников семинара. 3 . Правила работы в условиях семинара –практикума (с элементами тренинга). 4 . Упражнение -разминка «Гора с плеч». 5 .Информационный блок: представление «Методических материалов по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся». 6.Работа участников семинара по подгруппам с использование методических разработок «Навигатора профилактики» по разрешению проблемных ситуаций в поведении подростков. Обобщение опыта групповой работы. 7.Завершение семинара-практикума . Подведение итогов работы. Обратная связь участников семинара.

Слайд 5

1. Введение участников в тему семинара. Ведущий представляется, знакомит участников с темой и целью семинара. Раскрывает актуальность рассматриваемой проблемы. Подростковый возраст – важнейший этап жизни, во многом определяющий судьбу человека . Его можно сравнить с распутьем, где Иван –Царевич остановился в раздумье около камня с надписью: «Налево пойдешь.. Направо пойдешь…». В одну сторону –путь к реальной взрослости, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. В другую – к взрослости иллюзорной, инфантильной или асоциальной с множеством проблем ». «… Но особенно трудно приходится подростку, когда его взросление проходит в условиях нестабильности в экономической и культурно-ценностной сферах развития современного общества, кризиса семьи».

Слайд 6

2 . Знакомство участников семинара. Цель : снятие напряжения, снятие барьеров общения, создание условий для продуктивного взаимодействия. 3.Правила работы в условиях семинара –практикума (с элементами тренинга). Примерные правила, которые ведущий может обсудить с участниками: А ктивного участия; П равило поднятой руки ; Уважение друг к другу. Я – высказывание, говорить от своего имени; Безоценочный подход ( принимается любая идея); П равило безопасности (принятие, уважение, понимание ) 4 . Упражнение –разминка «Гора с плеч» Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Слайд 7

5. Информационный блок –представление участникам «Методических материалов по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся». В рамках реализации Плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовательных организаций Министерства просвещения Российской Федерации (ранее Министерства образования и науки Российской Федерации) коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций разработаны памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий.

Слайд 8

Методическое пособие «Навигатор профилактики»

Слайд 9

6.Работа участников семинара по подгруппам с использование методических разработок «Навигатора профилактики» по разрешению проблемных ситуации в поведении подростков методом мозгового штурма. Задания по подгруппам: 1.На основе практического опыта, анализа участникам необходимо сформулировать причины социально-психологической дезадаптации ребенка, подростка в школе (внешние, внутренние). 2. Используя практический опыт, описать критерии, которые помогут определить , что это серьезные проблемы в поведении несовершеннолетнего, т.е. девиантное поведение. Как выявить его отличие от нормативного кризиса? 3.В каких формах проявляется трудное поведение, поведение ненадлежащего характера? Что необходимо учитывать педагогам в случае возникновения проблемного поведения ? 4. Разработать различные алгоритмы действий, с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем ребенка, на основе конкретного случая из опыта работы.

Слайд 10

Обобщение опыта работы каждой группы. Выступление группы 1. Причины социально-психологической дезадаптации ребенка, подростка в школе (внешние, внутренние ): -Поступление в школу; -Переход на другую ступень образования; -Смена классного руководителя - Трудности в адаптации в школе/ классе; - Экзаменационные ситуации - Опасные или кризисные ситуации в жизни ребенка

Слайд 11

Выступление группы 2. Как определить , что это серьезные проблемы в поведении несовершеннолетнего, т.е. девиантное поведение. Как выявить его отличие от нормативного кризиса?

Слайд 12

Выступление группы 3. В каких формах проявляется трудное поведение, поведение ненадлежащего характера? Что необходимо учитывать педагогам в случае возникновения проблемного поведения?

Слайд 13

Выступление группы 4. Представление алгоритма оказания помощи ребенку в случае возникновения проблемного поведения, с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем ребенка, на основе конкретного случая из опыта работы: -Поговорить с ребенком, при этом поддерживать контакт с ним на основе доверия. - Поговорить с родителем (законным представителем ребенка. - Обратиться к администрации школы, специалистам (психологу, социальному педагогу). - Инициировать психолого-педагогический консилиум, с целью разработки необходимых мер и оказания комплексной помощи ребенку. - Рекомендовать родителям обратиться за помощью в специализированные центры (центры ППМС помощи), центры социального обслуживания, в службу Детского телефона доверия и др. - Привлечь специалистов из других учреждений ( ПДН, КДН) для работы с ребенком или его семьей.

Слайд 14

7. Завершение семинара-практикума . Подведение итогов работы. Обратная связь участников семинара.

Слайд 15

Литература: Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. ––М.: Институт практической психологии, 1996. – 224 с . Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб: «Ривьера», 1994. – 178 с . Змановская , Е.В. Девиантология : (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений. - 2-е изд., испр . / Е.В. Змановская . - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с . Интернет –ресурсы/ сайт: При разработке и публикации семинара-практикума использовались "Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся» (Навигатор профилактики) с сайта: Московский государственный психолого-педагогический университет: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour Министерство просвещения РФ ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»: http .//www.fcprc.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации

Социализация личности является сложным непрерывным процессом взаимодействия человека и общества. Мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включаемся во все новые виды деятельно...

Мастер класс для педагогов и специалистов ДОУ по теме: «Эбру – рисование на воде, нетрадиционная техника»

Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития фантазии, воображения.Задачи:- Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисовани...

Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

   В рамках  проведения курсов повышения квалификации педагогических работников  Калининградской области, организуемых специалистами  Государственного автономного...

Программа тренинга с педагогами «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних».

Программа тренинга с педагогами  «Профилактика конфликтов, как фактор предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних»....

Тренинговое занятие по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению осознанного поведения в любых жизненных ситуациях.Задачи:·  формирование у учащихся...

Классный час по профилактике и предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних «Жизнь прекрасна» (для 8-11 классов)

Классный час по профилактике и предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних «Жизнь прекрасна» (для 8-11 классов)Цель: - предупреждение суицидального поведения несовершеннолетн...

Мастер-класса для педагогов и специалистов школы «Создание интерактивных упражнений для дистанционного обучения в программе Learningapps.org»

Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся. Существующи...