Занятие направленное на профилактику отклоняющегося поведения подростков.
план-конспект занятия по психологии (8 класс) на тему
Хочу поделиться занятием из профилактическойой психолого-педагогической программы социального и личностного развития подростка «СВОЙ ВЫБОР!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Путь утрат.
ЦЕЛЬ: дать участникам возможность в безопасных условиях пережить опыт утрат (часто встречающийся в случае рискованного поведения).
ЗАДАЧИ:
1. Совместный анализ позиции человека, практикующего отклоняющееся поведение.
2. Информирование и систематизация имеющихся знаний о негативных последствиях отклоняющегося поведения.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.РЕФЛЕКСИЯ ПРОШЛОГО ЗАНЯТИЯ.
2. РАЗМИНКА. Упражнение «Представление имени». Участники по кругу называют свои имена.
3. УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЬ УТРАТ»
Время: 20-25 минут.
Материалы: карточки из тонкой бумаги (обычной офисной или тетрадной), размером примерно 8x5 см, по 8 карточек каждому участнику.
Инструкция. (Ведущий раздает карточки каждому участнику.) Напишите на первых двух карточках самую любимую еду или лакомство – по одному на каждой карточке.
Теперь на следующих двух карточках напишите по одному любимому занятию, увлечению, хобби.
Теперь так же заполните следующие две карточки – напишите на каждой по одной важной жизненной цели или мечте (в случае затруднений ведущий может подсказать: «Для кого-то это встреча любимого человека, для кого-то – рождение детей, для кого-то – любимая профессия, для других – достижение солидного материального положения и т.д.»).
На следующих двух карточках напишите имена самых любимых, самых значимых людей (если возникают трудности в выборе, можно на одной карточке написать «неразделимых» для участника людей, например: «родители», «братья» и т.д., в остальных случаях на каждой карточке по одному человеку).
Теперь вы держите в руках нечто очень ценное для вас. Представьте, что в вашей жизни что-то произошло, и в результате вам приходится чем-то пожертвовать. Выберите карточку, на которой написано то, чем вам легче всего пожертвовать. Скомкайте бумажку и бросьте рядом со своим стулом...
Вскоре вам снова приходится чем-то жертвовать. Снова выберите, чем вы теперь готовы пожертвовать. Снова скомкайте бумажку и бросьте рядом со стулом...
Проходит время, и жизнь снова требует жертв. Снова выберите, чем вы готовы пожертвовать. Снова скомкайте бумажку и бросьте рядом...
Кажется, вы оказались на тропе жертв. Придется снова чем-то пожертвовать. Выберите чем. Скомкайте и бросьте рядом...
И снова жертвы... Выбирайте. Комкайте. Бросайте...
Это не все. Жертвы продолжаются. Вы уже стольким пожертвовали! Но придется продолжить...
Это уже не тропа жертв, а целая прорва. Вы снова жертвуете! Выбирайте! Комкайте! Бросайте! Бросайте!!! (Голос ведущего с каждой жертвой все напряженнее. За последней жертвой он идет сам, выхватывая бумажки из рук участников, комкая их и бросая рядом, играя роль Рока.)
Упражнение вызывает сильнейшие эмоции. Ведущий делает небольшую паузу. Некоторые могут даже плакать. Некоторые гневно сопротивляются и не комкают последние бумажки, не дают ведущему выхватить их. Сильно настаивать не надо.
После этого необходимо провести реабилитационную часть. Мягким, теплым голосом (по контрасту с тем, как он приказывал комкать и выбрасывать карточки) ведущий говорит следующее:
Сейчас аккуратно соберите все свои карточки, расправьте их. Вы никого и ничего не потеряли. Представьте перед собой записанное на карточках. Подумайте, как хорошо, что все это есть у вас. Как вы думаете, где ваши близкие находятся в настоящий момент, что делают? (Выход из упражнения в реальность.)
Обсуждение. Расскажите, что вы пережили во время упражнения. Что бы вы хотели сказать вашим близким после того, как пережили все это?
Подведение итогов. Вы все знали, что это только игра, упражнение. И все-таки даже сама мысль о возможной потере вызывала сильнейшие чувства, почти горе. Теперь давайте представим, что переживает человек, который теряет все это в реальной жизни.
Например, по мере развития зависимости человек, употребляющий наркотики, теряет в жизни все больше и больше – все приносится в жертву ради получения очередной дозы. Путь наркомана – это путь утрат. И он сам выбрал этот путь.
А что происходит с его родными? Ведь они тоже теряют, они переживают тот же путь утрат! Наркозависимость близкого человека забирает у них одну возможность за другой. Ведь им приходится расплачиваться за долги. Они вынуждены менять свои жизненные планы, отказываться от мечты или важной цели, потому что нужно как-то выручать наркомана. А потом они переживают настоящее горе: практически на их глазах происходит медленное умирание, добровольная гибель любимого человека.
Наркоман сам выбрал свой путь. Это смертельный путь. Но это его выбор. Так он платит за нежелание что-то решать, переживать трудности. А его близкие – они вынуждены проходить путь утрат, хотя они его не выбирали, и трудностей у них прибавилось вдвое. При этом, если спросить любого наркомана, он обязательно будет строить из себя жертву, он озлоблен, и у него нет радости. Он живет во тьме. И он распространяет эту тьму вокруг себя.
Или представим себе путь утрат человека, который оказался ВИЧ-инфицированным из-за незащищенных сексуальных контактов или из-за потребления инъекционных наркотиков общим шприцем.
Из-за противоправного поведения при попадании человека в колонию он тоже проходит путь утрат, ему приходится долго ждать возвращения возможностей, которые для других людей являются обычными в их повседневной жизни.
Комментарии для ведущего: это упражнение вызывает сильные переживания. Но это НЕ вредно. Главное – проделать реабилитационную часть. В результате участники переживают всплеск любви к близким. Многие позже рассказывают, что помирились (если была ссора) или сказали родным, что любят их. Участники переосмысливают ценность того, что у них есть, и осознают, как важно беречь эти жизненные ценности.
Упражнение чрезвычайно энергозатратно, поэтому после него нужно ввести веселый, подвижный энергизатор, сделать перерыв. Может проснуться аппетит как компенсация затраченной энергии.
4. Просмотр и обсуждение позитивного мультика «Про добро» [Позитивный] [мультик] [про] [добро] - Xem Video Clip HOT Nhất 2017.
5.Упражнение «Спасибо тебе, что ты есть».
Ведущий говорит: «Сейчас мы будем перебрасывать друг другу вот этот предмет». И показывает маленький мячик (клубочек, маленькую мягкую игрушку и т.д.). «Тот, кому я дам его, должен будет поймать мячик, выбрать другого участника, бросить ему мячик и сказать: «Спасибо тебе, что ты есть. Благодаря тебе я...» – и продолжить фразу. Тот участник, которому кинули предмет и сказали фразу, отвечает: «Спасибо тебе. Мне нужно, чтобы меня кто-то ценил». Потом он кидает предмет любому другому участнику, и все повторяется. Начали!»
РЕФЛЕКСИЯ ПРОШЕДШЕГО ЗАНЯТИЯ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.:Речь,2006
2. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. М.:Центр-полиграф, 2001.
3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге.-М.:Генезис, 2015.
4. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998.
5. Прихажан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для классных руководителей "Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся"
Данное занятие предназначено для классных руководителей с целью создания условий для повышения эффективности профилактической работы педагогов с обучающимися отклоняющегося поведения.Основные задачи:1...
Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения подростков
Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка или юноши, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку,...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»
В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....
Психологическое занятие из профилактической психолого-педагогической программы «Социального и личностного развития подростка и профилактики отклоняющегося поведения «Свой выбор!»
Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения....

Программа занятий для подростков по профилактике отклоняющегося поведения «Преодоление»
Поиск эффективности мер профилактики предполагает определение сущности понятия «отклоняющееся поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся,...

Тренинговое занятие по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению осознанного поведения в любых жизненных ситуациях.Задачи:· формирование у учащихся...

Рабочая программа тренинговых занятий направленных на профилактику асоциального поведения
Данная программа адресована подросткам (5-9 класс), учащихся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А. В. Беляева, которые имеют повышенный уровень конфликтности. Рабочая прогр...