Коррекционно - развивающие занятия педагога-психолога
план-конспект по психологии
Конструкты занятий, занятие с использованием сказкотерапии, занятие с элементами арт-терапии, релаксационное занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_55.docx | 38.54 КБ |
zanyatie_4.docx | 277.74 КБ |
zanyatie_15.docx | 20.02 КБ |
zanyatie_11.docx | 267.35 КБ |
zanyatie_6.docx | 37.26 КБ |
Занятие с элементами сказкотерапии | 45 КБ |
Занятие с элементами арт-терапии | 51 КБ |
Релаксационное занятие | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДАТА: 20.05.2021
КЛАСС: 7 А
Педагог – психолог: Ямщикова Т.А.
ТЕМА: Я отвечаю за свое решение
Групповое занятие.
Задачи:
Образовательные: знакомство учащихся с формулой успешного выбора профессии, правилами и ошибками в выборе профессии
Коррекционные: корректирование адекватных представлений о будущей профессии в соответствии с индивидуальными желаниями и возможностями
Воспитательные: привитие чувства ответственности к выбору профессии
Формируемые базовые учебные действия (буд):
- Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
- Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
- Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы
Оборудование: бумага, цветные карандаши.
КОНСТРУКТ УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
Организационный момент, (мотивационно – побудительный) |
- Здравствуйте, ребята! «Рефлексия настроения» - Нарисовано дерево. Нарисуйте листочки разных цветов: оранжевый – радостное, тёплое; жёлтый – светлое, приятное; зелёный – спокойное; синий – неудовлетворённое, синее; фиолетовый – напряжённое, тревожное; чёрный – упадок, уныние. Задача обучающихся: с помощью листочков выразить настроение и своё эмоциональное состояние |
| Р.Л. |
Основная часть | - Мы продолжаем тему «Я в мире профессий», и тема нашего занятия звучит так «Я отвечаю за свое решение» 2. Беседа - Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. - Профессия как одежда, она должна быть впору именно Вам, соответствовать Вашим внутренним склонностям. К примеру, Вы же не будете ходить в туфлях на 2 размера больше. Конечно, Вы их сначала примерите. Тем более надо тщательно выбирать себе профессию. Давайте разберемся, с чего надо нужно начинать выбор профессии. Первое – это, конечно, Ваши желания. Но, когда, мы говорим о желаниях, это не значит, что имеется в виду зарплата. В зарплате измеряется количество и качество труда, то насколько Вы эффективны работодателю, как профессионал. Нужно иметь интерес к самой работе. Интерес, мы называем словом ХОЧУ. - Достаточно ли иметь лишь интересы? Этого недостаточно, ведь существуют наши профессиональные. возможности. Н-р, Вы хотите водить велосипед, Вам это интересно, но Вы это не умеете делать. Отсюда вытекает следующее требование к правильному выбору профессии – МОГУ. Круги хочу и могу должны совпасть. Но достаточно ли этого? Например, Вы хотели бы и наверняка смогли бы собирать кокосовые орехи, но они в России не растут. Соответственно, нужно но также исходить из спросов рынка труда. Это круг НАДО. Соответственно, профессию надо выбирать, где совпадают круги ХОЧУ-МОГУ-НАДО. Это и есть формула успешного выбора профессии. - Ребята, теперь вы знаете формулу успешного выбора профессии. Надеюсь, вы ее сохраните у себя в памяти и примените ее в жизни. - Несмотря на то, что вы знаете формулу выбора профессии, вам не избежать влияния определенных людей, предметов на ваши личный выбор профессии. Предлагаю совместно составить схему КТО/ЧТО может влиять на выбор профессии. Ученики на доске в схематичной форме записывают, кто/что влияет на выбор профессии. - Ребята, хотите вы этого или нет, на вас постоянно кто-то будет влиять. Главное, чтобы влияние не было негативным и не сказалось плачевным образом на выборе вашей профессии. - Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: “Доволен ли ты избранной профессией?” И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге. - Давайте мы с вами вместе подумаем, какие ошибки совершают молодые люди, выбирая профессию? Опрос учащихся | Заканчивают предложение | ПРК |
Релаксационная пауза | Релаксация «Шум моря» - Сядьте удобно: «Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы – отдыхаете на море (включается релаксационная музыка). Послушайте шум моря. | ||
Основная часть |
- Давайте разделимся на две команды. - По очереди, каждой команде я буду говорить профессию. Вы должны иначе назвать представителей предложенных вам профессий. • педагог – (ответ: учитель, преподаватель) • врач – (доктор, лекарь) • стоматолог – (дантист, зубной врач) • портной, портниха – (швец, швея) • сторож – (охранник) • воспитатель – (наставник) • летчик – (пилот) • шофер – (водитель) • голкипер – (вратарь) • солдат – (боец, воин) • торговец – (продавец) • фокусник – (факир, иллюзионист) • экскурсовод – (гид) • адвокат – (защитник). 4. Упражнение «Он – она» - Нужно назвать профессию в соответственно мужском или женском роде. • Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик) • Она - стюардесса, он - … (стюард) • Он - доктор, она - … (доктор) • Он - водолаз, она - … (водолаз) • Он - гимнаст, она - … (гимнастка) • Он - поэт, она - … (поэтесса) • Он - штукатур, она - … (штукатур) • Он - повар, она - … (повар) • Он - портной, она - … (портниха) | ||
Итог урока | - Наш урок подходит к концу. На этом уроке мы выяснили формулу успешного выбора профессии, мы выяснили, какие ошибки совершают молодые люди в выборе профессии. На следующем занятии мы продолжим разговор на эту тему. | Рефлексия: -отвечают на вопросы -оценивают себя |
Предварительный просмотр:
ДАТА:
КЛАСС: 0, 1 б, 2
Педагог – психолог: Ямщикова Т.А.
ТЕМА: Основные цвета: красный, желтый
Групповое занятие.
Задачи:
Образовательные: развитие зрительного восприятия
Коррекционные: коррекция восприятия; развитие фантазии, воображения
Воспитательные: умение работать в группе
Формируемые базовые учебные действия (буд):
- Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
- Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
- Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы
Оборудование: бумага, ручки.
КОНСТРУКТ УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
Организационный момент, (мотивационно – побудительный) |
- Сегодня прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим в окно и улыбнемся солнышку. Какое теплое солнышко, оно согревает своими лучиками каждого из нас.
|
| Р.Л. |
Основная часть | 3. Различение цвета. - Посмотрите у меня в руках круг. Какого цвета круг? Молодец Алеша. Алеша знает, что это круг красного. - Давайте повторим все вместе хором, красный. - давайте посмотрим вокруг себя и назовем предметы красного цвета. Молодцы… 4. Практическое задание. - Возьмем в руки красный карандаш и раскрасим листочек красным цветом. 5. Различение цвета. - Посмотрите у меня в руках квадрат. Какого цвета квадрат? Молодец Кира. Квадрат желтого цвета. - Давайте повторим все вместе хором, желтый. - Посмотрите вокруг себя и назовите предметы желтого цвета. Молодцы… 6. Практическое задание. - Возьмем в руки желтый карандаш и раскрасим листочек желтым цветом. 7. Различение цветов. - Я раздаю вам листочки на которых нарисованы круг и квадрат. Перед вами лежат 2 карандаша: красный и желтый. Возьмите в руку красный карандаш. Молодцы. - Раскрасьте круг красным цветом. Молодцы, все справились с заданием. - Возьмите в руку желтый карандаш. Хорошо. - Раскрасьте квадрат желтым цветом. - Все справились с заданием. - А теперь посмотрим мультфильм о цветах. | 1. Отвечают на вопросы. 2. Раскрашивают листья | ПРК |
Итог урока | - Сегодня все занимались хорошо. Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке. - Чем мы занимались на занятии? - Правильно. Мы изучали красный и желтый цвет. | Рефлексия: - отвечают на вопросы | ЛР |
Предварительный просмотр:
ДАТА:
КЛАСС: 0, 1 б, 2
Педагог – психолог: Ямщикова Т.А.
ТЕМА: «Найди отличия»
Групповое занятие.
Задачи:
Образовательные: учить определять сходства и различия предметов, по разному расположенных в пространстве;
Коррекционные: развитие восприятия;
Воспитательные: умение работать в группе
Формируемые базовые учебные действия (буд):
- Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
- Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
- Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы
Оборудование: бумага, ручки.
КОНСТРУКТ УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
Организационный момент, (мотивационно – побудительный) |
- Сегодня прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим в окно и улыбнемся солнышку. Какое теплое солнышко, оно согревает своими лучиками каждого из нас. Упражнение «Солнышко» Солнце утром рано встало, (поднимают руки вверх, тянутся). Всех детишек приласкало (обнимают себя за плечи) Гладит грудку (массируют дорожку на груди снизу вверх), Гладит шейку (поглаживают шею большими пальцами сверху вниз), Гладит носик (кулачками растирают крылья носа) Гладит лоб (проводят пальцами от середины к вискам Гладит ушки, (растирают ладонями уши) Гладят ручки (растирают ладони) Загорают дети – вот! (поднимают руки вверх).
|
| Р.Л. |
Основная часть | 3. Разноцветные ряды - Внимательно рассмотрите картинку, на которой изображено три ряда самых разнообразных предметов. Затем перечислить эти предметы. Назвать, какой цвет имеет каждый ряд. Затем сходства и различия предметов. Например, чашка и помидор – красного цвета, а чайник и огурец – зеленого. Именно определение такого свойства, как цвет помогут понять, в чем сходство или различие между представленными предметами. Затем психолог задает детям вопросы: Что общего у шапки и матрёшки? Чем отличается чайник от чашки? 4. Измени цвет и форму - Посмотрите на картинки с изображенными на них геометрическими фигурами. В первом случае (измени цвет) необходимо нарисовать точно такую же геометрическую фигуру рядом, но другого цвета (например, фиолетовый круг). Во втором случае (измени форму) необходимо цвет фигуры оставить прежним, а рядом нарисовать другую геометрическую фигуру (например, зеленый квадрат). 5. Упражнение «Соедени» - Внимательно рассмотрите картинки. На картинке слева необходимо соединить предметы схожие по цвету (в данном случае цыпленка и лимон и т.д.), а на картинке справа необходимо соединить геометрические фигуры схожие по форме, но отличающиеся по цвету и размеру (прямоугольник с прямоугольником и т.д.). 6. Упражнение «найди сходства и отличия» - Посмотрите на картинки, чем похожи и чем различаются предметы на картинках. Примерные ответы: (цвет ствола, форма кроны. У ели иголочки короткие, а шишки большие. У сосны иголочки длинные, а шишки маленькие; подосиновик и мухомор - грибы. У них красные шапочки, подосиновик - съедобный гриб, а мухомор – ядовитый; автобус и троллейбус - это транспорт, перевозит людей, у них похожая форма , автобус может ехать по любому маршруту, а троллейбус по определенному и пр.). | ПРК | |
Итог урока | - Сегодня все занимались хорошо. Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке. - Чем мы занимались на занятии? - Правильно. Мы учились дорисовывать фигуры | Рефлексия: - отвечают на вопросы | ЛР |
Предварительный просмотр:
ДАТА: 07.10.2021
КЛАСС: 1 а
Педагог – психолог: Ямщикова Т.А.
ТЕМА: Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм
Групповое занятие.
Задачи:
Образовательные: развивать умение группировать предметы и их изображения по форме
Коррекционные: коррекция восприятия формы
Воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии
Формируемые базовые учебные действия (буд):
- Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
- Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
- Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы
Оборудование: бумага, ручки.
КОНСТРУКТ УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
Организационный момент, (мотивационно – побудительный) |
- Отгадайте загадку: «Пусть она – как есть плутовка, От макушки до хвоста. Шубка, рыжая головка, А зовут её …(лиса). 2. Психогимнастика (выполняется в положении стоя на ковре; коррекция общей моторики, пространственного восприятия; развитие положительных эмоций) - Сегодня лисичка приглашает всех вместе с ней порадоваться новому дню и сделать несложные упражнения – разминку (упражнения с речевым сопровождением). «Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась – Солнышку улыбнулась. В кулачки все пальцы сжала, Растирать все лапки стала. Руки, ноги и бока – Вот какая красота! - Ребята, у вас у всех на лице появилась улыбка. Приступаем к работе. 3. Повторение пройденного - У лисички есть мешочек, в котором она принесла что – то. Хотите узнать, что в нем лежит? (Ребята по - очереди достают из мешочка плоскостные геометрические фигуры, называют их). 4. Сообщение темы занятия: Сегодня мы научимся объединять предметы одной и той же формы в группы |
| Р.Л. |
Основная часть | 5.Упражнение «Магазин» - Сейчас мы отправимся в магазин, чтобы купить необходимые товары. Ребята, что нужно иметь покупателю, прежде чем идти в магазин? У вас вместо денег будут геометрические фигуры, которые вы достали из волшебного мешочка лисы. Сейчас каждый должен купить в магазине товар той формы, какая «монета» у вас в руках (с каждым обговариваем, товар какой формы ему нужно будут «купить в магазине»). 6. Работа предметными картинками (соотнесение формы и изображения предмета) 7. Упражнение «Соедини линией предметы нужной геометрической формы» | Выполняют упражнение, подбирая блюдца к чашкам Выполняют упражнение Выполняют упражнение | ПРК |
Итог урока | - Сегодня все поработали хорошо. Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке. - Чем мы занимались на занятии? - Что вам больше всего понравилось? | Рефлексия: - отвечают на вопросы | ЛР |
Предварительный просмотр:
ДАТА: 23.09.2021
КЛАСС: 5
Педагог – психолог: Ямщикова Т.А.
ТЕМА: Восприятие пространства и времени
Групповое занятие.
Задачи:
Образовательные: формировать пространственно-временные представления
Коррекционные: коррекция восприятия пространства и времени
Воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии
Формируемые базовые учебные действия (буд):
- Регулятивные учебные действия: принимать оценку деятельности на основе упражнений, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
- Познавательные учебные действия: использовать усвоенные знания на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
- Коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его на основе ответов на вопросы
Оборудование: бумага, ручки.
КОНСТРУКТ УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
Организационный момент, (мотивационно – побудительный) |
- Сегодня прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим в окно и улыбнемся солнышку. Какое теплое солнышко, оно согревает своими лучиками каждого из нас. 2. Сообщение темы занятия: сегодня мы будем учиться ориентироваться в пространстве и времени |
| Р.Л. |
Основная часть | 3. Упражнение на ориентировку в пространстве - Ваня, тебе задание: подойти к квадрату. Повернуться лицом к окну. Сделать 4 шага назад. Задание на верхней полке под синей машиной. Дети по инструкции находят задание. - А здесь два задания. Первое от Симки. Она приготовила для вас загадки. Солнышко проснулось, Деткам улыбнулось: «Умывайтесь, одевайтесь, В детский садик собирайтесь» - Когда это происходит? (утро) Солнышко на небе светит, Веселятся наши дети. Час обеда подошел, Сели дети все за стол. - Какое это время суток? (день) Солнышко уже садится. Оно тоже спать ложится. Сказку мама прочитает, И детишки засыпают. - Какая часть суток? (вечер) Солнце спит. Луна взошла И в природе тишина. Даже сказка спать ложится, Чтобы детям всем присниться. - Когда это происходит? (ночь) - На загадки ответили. Еще одно задание. У меня четыре картинки с частями суток. Нужно к каждой подобрать карточки: чем занимаются дети в разное время суток. Дети подбирают картинки. - Что делают дети утром? Днем? Вечером? Ночью? - Молодцы! Задание Симки выполнили. - А теперь задание от Нолика. Его интересует, как вы знаете дни недели. На столе лежат цифры. Вы должны взять любую и встать на свое место. Если сделаете все правильно, у вас получится «живая неделька». Дети выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. - Молодцы! Справились с заданием. Дни недели вы знаете. - А для вас уже приготовлено задание от ДимДимыча. На экране изображение ДимДимыча. Инструкция: подойти к треугольнику. Встать спиной к окну. Сделать 2 шага вперед. Задание на второй полке между цветами. Дети находят задание. - ДимДимыч приготовил задание по временам года. Перед вами картинки. Вы должны определить время года. - Ничего странного не заметили? ДимДимыч решил вас проверить и добавил лишнюю картинку. Какая лишняя? Почему? На экране картинки. Дети определяют время года, находят лишнюю картинку. Рассуждения детей. - Молодцы! И с этим заданием справились. - Ну что устали? Давайте с вами немного отдохнем. Эй, ребята, становитесь. Справа – друг, и слева – друг, Вместе все в веселый круг! Топни правою ногой, Топни левою ногой, Вправо, влево головой. Шаг – вперед, два – назад, Отвернемся, повернемся, Снова за руки возьмемся! Три шага вперед дружок – Станет тесным наш кружок. Покружились, потолкались, Отвернулись, разбежались. - Вот и отдохнули. А для вас уже спрятано задание от Папуса и Маси. На экране изображение Папуса и Маси. Инструкция: подойти к кругу. Повернуться лицом к читательскому уголку. Сделать 6 шагов вперед. Задание на третьей полке за первой книгой. Дети находят задание. - А здесь тоже два задания. Первое от Папуса. Он хочет узнать, как вы ориентируетесь в пространстве. Артем, сделай 5 шагов вперед. Максим встань перед Артемом, Вероша слева от Артема и т.д. Все дети выстраиваются по заданию. - Лиза, кто стоит впереди тебя, сзади? Алина, кто стоит справа от тебя, слева? И т.д. Дети определяют место соседа по отношению к себе. - Молодцы! С этим заданием справились. - Посмотрим, что хочет узнать Мася. Она предлагает поиграть в магазин. Перед вами три полки с игрушками. Вы должны выбрать игрушку по заданию. - Максим возьми игрушку, которая стоит на второй полке между куклой и машинкой. И т.д. Дети выбирают игрушку по заданию. - Ну и последнее задание от Дедуса. Кто найдет? На экране изображение Дедуса. Инструкция: подойти к прямоугольнику. Встать лицом к стене. Сделать 5 шагов вперед. Задание на стуле. Дети находят задание. - Дедус предлагает поработать за столами. - Перед вами квадрат и математические пеналы. Нужно выложить геометрические фигуры п заданию. В центр положите круг. Над кругом овал, справа треугольник и т.д. Дети за столами выкладывают геометрические фигуры в соответствии с заданием. - А теперь проверим. У вас должно получиться так, ка на экране. На экране появляется квадрат с фигурами. Дети проверяют себя. - А теперь другое задание. Перед вами квадрат с игрушками. Расскажите, где находится юла, машина, самолет и т. д. Дети рассматривают картинку и определяют позицию игрушки. - Молодцы! - Вот вы и выполнили все задания фиксиков. Вам понравились задания? Что больше? Ответы детей. - Фиксики видят, что вы много знаете и умеете. Они приготовили для вас сюрприз, который тоже спрятан в группе. Дети находят медальки «Знаток математики». | Выполняют упражнение, повторяя цвета Выполняют упражнение | ПРК |
Итог урока | - Сегодня все поработали хорошо. Педагог анализирует деятельность обучающегося на уроке. - Чем мы занимались на занятии? - Что вам больше всего понравилось? | Рефлексия: - отвечают на вопросы | ЛР |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с элементами сказкотерапии в 1 классе «Мы все такие разные»
Задачи:
Оказание помощи детям в формировании навыков позитивного общения.
Повышение самооценки детей.
Гармонизация внутреннего состояния.
Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Развитие эмпатии.
Предшествующая работа: коммуникативные игры, рассказывание терапевтических сказок, направленных на повышение самооценки и снятие зажатости, скованности, игровая деятельность.
Оборудование к занятию: музыкальное сопровождение, камешки, солнышко большое и маленькие по количеству детей, кляксы, ведро для мусора.
Ход занятия:
- Здравствуйте, я рада вас видеть. Какое у вас сегодня настроение? (Высказывания детей). Давайте подарим улыбки друг другу, гостям.
Сейчас я расскажу вам сказку «Роза и Ромашка». Текст сказки из книги О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. Лабиринт души. - М. : Академический проект, 2010.
«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от нее росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной головке была большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, - думала ромашка. – Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.
Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок! ». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».
Обсуждение сказки.
1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?
2. Что значит «все цветы хороши по-своему»?
3. Можно ли эту фразу сказать про людей?
Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как … ., нет такого веселого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.
Давайте сейчас попробуем сказать друг другу комплимент.
- А что такое комплимент? (ответы детей). Да, вы совершенно правы, комплимент – это любезные, приятные слова сказанные кому-нибудь. Когда делают комплимент стараются сказать о положительных чертах человека. Какие положительные качества есть у человека?
Коммуникативная игра «Подари камешек»
Возьмите из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый. » Тем детям, которым ничего не осталось, камешки дарит ведущий, но, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.
Психогимнастика «Клеевой дождь»
- Ребята, вы любите гулять под теплым дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождь. (Дети радостно под музыку прыгают под воображаемым дождем). Музыка останавливается.
- Дождь оказался не простым, а клеевым. Он нас склеил. Садитесь в круг на ковер и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я нежно пожму Саше руку, он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает.
- Ну, вот дождик закончился, и мы можем свободно двигаться. Пока мы гуляли под дождем, мы оказались на поляне. Здесь собрались грубые, сердитые, гневные люди, которые всегда ругаются, спорят, дерутся и обзываются. Они превратились в страшные физиономии и кляксы. Давайте поможем этим людям стать добрее и веселее, а для этого научим их ругаться весело.
Игра «Ругаемся овощам и фруктами»
Детям предлагается встать в круг и ругать стоящих рядом овощем или фруктом (ты-помидор, а ты- апельсин). Желательно произносить эти слова гневно, сердито. Эти действия вызывают смех. «Вот видите, мы начали смеяться, и говорить плохие слова уже не хочется. »
Игра «Мусорное ведро»
-Давайте избавимся от воплощения жестокости и гнева.
Детям предлагается порвать на мелкие кусочки, листы бумаги с изображением страшных физиономий и грязных клякс. Затем растоптать гнев ногами, а клочки сложить в мусорный пакет, завязать пакет, выбросить в мусорное ведро.
-Ребята, мы с вами потратили столько сил с грубостью, гневом, злостью, поэтому давайте отдохнем.
Релаксационная игра: «На полянке»
«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.
Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко.
Солнышко дарит вам подарки (маленькие солнышки) .
-Что можно сделать с солнышком? (ответы детей: «Подарить другу. Нарисовать улыбающееся лицо. Привязать ниточку – будет игрушка для котенка или медальон. Сделать аппликацию.) А мы давайте вместе сделаем картину и назовем ее "Наши солнышки".
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с элементами арт-терапии
Цель: развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста возраста средствами игровой деятельности.
Задачи:
• Развитие познавательной сферы (внимания, мышления, памяти);
• Развитие произвольного поведения;
• Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
• Развитие групповой сплочённости и положительного эмоционального отношения участников друг к другу.
Ход занятия:
- Приветствие: "Здравствуй, друг!"
Дети стоят в кругу, психолог достает коробочку и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках карточка с животным (либо мама, либо детеныш). Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.
Здравствуй друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (похлопывание по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимают друг друга). - Игра «Хлопни - топни»
Цель: развитие внимания
Узнаем, кто из вас самый внимательный. Я называю слова. Когда вы услышите слово, обозначающее животное – хлопаете, любое другое слово – топаете.
Заяц, дерево, пчела, стул, пирог, машина, кот, сапоги, волк, доска, медведь, попугай, коза, пальма, страус, корова, слон, трава, лягушка, яблоко, лось, цветок, обезьяна.
В конце игры, самым внимательным детям все аплодируют.
3. . Упражнение «Назови одним словом»
Цель: развитие когнитивной сферы
Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)
- Вера, Надежда, Елена, Любовь
- Январь, март, июль, сентябрь
- А, Б, С, В, Н
- Понедельник, воскресенье, четверг
- Стол, диван, кресло, кровать
- Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки
- Вол, медведь, ёж, лиса
- Курица, цапля, голубь, ласточка
- Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер
- Молоток, шуруп, пила, отвёртка
4. Загадки для разминки
• Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
• Сели птицы на страницы, Знают быль и небылицы (буквы)
• Весной вырастают, а осенью опадают (листья)
• Конь стальной, хвост льняной (иголка и нитка)
5. Пальчиковая гимнастика
• Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
• Напряжение – расслабление пальцев.
Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.
• Потягивание.
Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
6. Упражнение-игра «Рукавички»
Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе.
Проведение: для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, непохожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета), и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.
7. Игра «Воздух-земля-огонь-вода»
Психолог:
-Узнаем, кто из вас самый внимательный. Вы передвигаетесь по залу (кабинету). Когда я скажу, «Воздух»- машите руками, как птицы -крыльями, «Земля»- приседаете, «огонь»- вращаете руками вперёд-назад, «Вода» - изображаете, что вы плывёте. Кто ошибается, садится на стульчик. В конце игры, самым внимательным детям все аплодируют.
8. «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце (включается музыка «стук сердца»). Стук – шаг вперед, стук –шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
9. Заключительная часть.
Стоя в кругу, взявшись за руки рефлексия занятия. Дети отвечают на вопросы:
Что вам на занятии больше всего понравилось?
Какое у вас на данный момент настроение?
Чему вы научились сегодня?
Что узнали нового о своих товарищах?
(мы научились понимать чувства других, научились взаимодействовать друг с другом, договариваться друг с другом по поводу общего дела).
Прощание "До свидания, милый друг!"
Ребята снова встают в пары с тем, с кем они здоровались вначале занятия и прощаются:
До свиданья, милый друг!
Очень рады встрече!
Может встретимся еще?
Давай же как-то вечером!
В конце все ребята вместе с психологом складывают друг на друга ладошки и говорят "Мы друг друга любим!!!"
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающее занятие педагога – психолога
Цель: снятие психоэмоционального напряжения; снятие мышечных зажимов; отработка навыка рефлексии
Возраст участников: 5 – 8 лет
Временной регламент: 40 мин.
Оборудование: магнитофон, диск с записью релаксационной музыки.
Педагог - психолог: Дети, мы с Вами оказались в знакомой нам долине. Представьте, что вы лежите на мягкой, нежной траве... Посмотрите вверх: над вашими головами голубое небо с белыми, пушистыми, мягкими облаками... (напоминаю для педагогов - психологов, что речь должна быть размеренной, плавной, с паузами - чтобы дети имели время на представление, создание визуальных образов) Каждое облако, дети, посмотрите, похоже на что - то... Найдите рыбку..., корабль..., черепаху... А это какое интересное облако... Что оно вам напомнило?... Запомните его... Вам очень приятно лежать на мягкой..., душистой траве... Вдох (через нос), выдох (через рот)... (повторение 3 раза). Вставайте...
Посмотрите вокруг... Как много красивых порхающих бабочек, как много вокруг звуков... Не торопитесь... понаблюдайте... прислушайтесь...
Предлагаю вам немного прогуляться... вы идёте медленно..., рассматриваете всё вокруг... По краю долины течёт река, впадающая в глубокое синее море..., оглянитесь вокруг..., какие высокие, красивые горы... Вы идёте медленно, ваши ноги и руки лёгкие... Каждый шаг приносит удовольствие... Вы идёте по тропинке... И там, вдали, вы видите красивый, величественный лес... Вы идёте по направлению к лесу... медленно..., вы дышите свежим, чистым воздухом: вдох (через нос), выдох (через рот)... (повторение 3 раза). Пока вы шли по тропинке, лес становился всё ближе и ближе... пока высокие кроны деревьев на его опушке не закрыли небо над головой... Посмотрите наверх... Как красиво сквозь листву пробиваются солнечные лучи... Оглянитесь вокруг себя... сколько жучков, птичек... А вот и Лисёнок Фред с Маленьким гномом, который любит шоколадные конфеты. Они вам приветливо улыбаются, машут вам, предлагая отправиться на прогулку по лесу... Подойдите к ним, улыбнитесь... улыбка делает мир вокруг ярче, помогает дружбе быть крепче... Лисёнок Фред приглашает вас на прогулку в глубь леса... Возьмите его за лапку... Маленький гном, который любит шоколадные конфеты, тоже рад погулять по лесу с вами... Вы идёте по заколдованному лесу, вокруг вас столько интересного... И вот вы оказываетесь возле маленького пруда.... Вода в нём чистая - чистая и немного светится... Вы заглянули туда и вдруг увидели нечто удивительное... Запомните это... Вы идёте по тропинке в самую глубину чудесного леса... И видите перед собой пещеру, увитую зелёным плющом... Лисенок Фред и Маленький гном, который любит шоколадные конфеты, предлагают вам зайти в пещеру... и разгадать её тайны и загадки... И вам предстоит пойти туда одним, так как загадка откроется только самым - самым смелым... Вы уже были здесь, а потому вам совсем не страшно... Но чтобы страх совсем прошёл, зажгите у себя в ладошках волшебный огонёк... заставьте его гореть настолько ярко, чтобы он помог осветить вам путь... Окрасьте его в любимый цвет... Прикоснитесь этим волшебным огоньком к груди, там, где у нас бьётся сердце... Почувствуйте, как смелость, сила, храбрость наполняют вас... А теперь сделайте первый уверенный, смелый шаг в пещеру... Тёплый воздух окутал вас, словно пуховым одеялом...вдох (через нос), выдох (через рот)... (повторение 3 раза)... Пора в путь... Сегодня вы идёте по главному тоннелю, большому и широкому... Вы идёте спокойно, не торопясь, волшебный огонёк освещает вам путь... и, наконец, вы подходите к очень красивой двери... Попробуйте толкнуть её... Дверь легко открылась и, о, чудо... какая же красота открылась перед вами... Высокие шкафы, столики, на которых стоят, лежат книги, вазы, древние карты, маски индейцев, большой глобус, картины... Оглядитесь вокруг себя... Найдите самую красивую вещь в комнате... То, что вам больше всего понравилось... Запомните её... Обратите внимание, сколько в комнате книг, они собраны со всего света... Прочитав их, можно открыть столько тайн и загадок, которые есть во вселенной... В самом центре комнате стоит стол... Подойдите к нему... Вы видите? На столе лежит огромная книга заклинаний... Добрый волшебник оставил её здесь... Вам интересно? Тогда загляните в неё... Перед собой вы видите красивые листы в обрамлении затейливых узоров, каждая буква словно маленькая картина, написанная рукой художника... Буквы складываются в слова... а слова в заклинание... Прочитайте его: (здесь психолог читает стихотворные строки об уме, я выбрала на своё усмотрение стихотворные строки Юсуфа Баласагуни, XI век, из поэмы «Наука быть счастливым») Хороший ум, старанье мастеров... Мир создают – мир счастья и даров! Кто волю закаляет и умён, ... Трудиться любит – мир им покорён! ... Теперь вы стали ещё смелее, ещё умнее, ещё трудолюбивее... Как бы не было интересно в комнате, но пора возвращаться, возле пещеры ждут Лисёнок Фред и Маленький гном, который любит шоколадные конфеты... Вы проходите по тоннелю и выходите из пещеры... Волшебный огонёк тихонько прижмите к сердцу, пусть он и дальше согревает вас своим волшебным теплом и освещает вам путь к добрым и смелым поступкам... Лисёнок Фред и Маленький гном, который любит шоколадные конфеты, провожают вас до самой опушки... Им немного грустно расставаться с вами, но вы им обязательно улыбнитесь..., ведь улыбка делает мир вокруг ярче, помогает дружбе быть крепче... Поблагодарите их за интересное путешествие... И вот настала пора выйти из зачарованного леса и отправиться в путь по тропинке к тому месту, откуда началось ваше путешествие... Вы идёте легко, свободно... Горный воздух долины такой свежий, прохладный...вдох (через нос), выдох (через рот)... (повторение 3 раза)...Вот вы и пришли... Ложитесь на мягкую, душистую траву... Сейчас я посчитаю до 5, и вы вернётесь обратно в детский сад... Играем в игру "Замедленное кино", чтобы "не растерять" состояние спокойствия. Садимся в круг и я задаю вопросы: о том, какие облака видели, что интересного увидели в пруду, в какой цвет сегодня окрасили волшебный огонёк, что интересного было в пещере, насколько большую книгу увидели, почувствовали ли, что стали умнее, трудолюбивее, для чего им эти качества, и самое главное: догадались ли дети о том, на что похожа комната, если сравнивать пещеру с нашим телом. Обычно рефлексия проходит оживлённо, даже весело. Всем воспитанникам хочется высказаться, рассказать о своих фантазиях, поэтому мы сидим на ковре в кругу и говорим по цепочке.
В заключении я напоминаю детям, что когда они вечером будут ложиться спать, то можно, закрыв глаза, придумать свои путешествия с Лисёнком Фредом и Маленьким гномом, который любит шоколадные конфеты.
Источник: psychologistsgarden.blogspot.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с обучающимися в начальных классах «Путешествие в страну «Знаний»
коррекционно-развивающее занятие, направленно на развитие у обучающихся в начальных классах познавательных способностей и формирование положительного психоэмоционального благополучия....
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога "Подари улыбку миру"
Занятие способствует развитию навыка выражать свои эмоции, формированию навыков межличностного общения....
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы
Методические разработки коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 6-7 лет по формированию дружеских взаимоотношений и развитию у них коммуникативных навыков (вербальных и нев...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с учащимися 1-4 классов
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога "В гостях у сказки"(1класс)
В системе развивающих занятий с психологом закладываются основы учебной деятельности ребенка,активное развитие познавательных способностей....
Индивидуальная программа из цикла коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для детей 7-10 лет, имеющих сложности в освоении школьной программы....
п.1.7 Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с ОВЗ
п.1.71) Приказ № 168/3-У от 13.09.2022 г.2) Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) «Какие...