ОП.06 ПСИХОЛОГИЯ специальности 49.02.01 Физическая культура группа УФВ 21 3 с
рабочая программа по психологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 976 от 11.08.2014 г.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию, возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании, в том числе при организации физкультурно-спортивной деятельности;
- психологическое значение возрастно-половых факторов в физической культуре и спорте;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- основы психологии творчества;
- психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
- механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности;
- влияние спортивной деятельности на психологическое состояние личности и коллектива (команды);
- основы психологии тренировочного процесса;
- основы спортивной психодиагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
р УФВ 21 3 с ОП.06 ПСИХОЛОГИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.01 Физическая культура | 476.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ледованиеДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ | ||||||||
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ | ||||||||
«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» (ГАПОУ ТО «ТКПСТ») | ||||||||
Приложение № 14 | ||||||||
к ОПОП ППССЗ по специальности | ||||||||
49.02.01 Физическая культура | ||||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | ||||||||
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||||||||
ОП.06 ПСИХОЛОГИЯ | ||||||||
Тюмень 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 976 от 11.08.2014 г.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий»
Разработчики:
Усольцев Игорь Геннадьевич, преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий»
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО |
на заседании ПЦК физкультурно-педагогического направления |
Протокол № 10 от 23 июня 2020 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины обеспечивает освоение части профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.
ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.
ПК 1.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.
ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию, возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании, в том числе при организации физкультурно-спортивной деятельности;
- психологическое значение возрастно-половых факторов в физической культуре и спорте;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- основы психологии творчества;
- психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
- механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности;
- влияние спортивной деятельности на психологическое состояние личности и коллектива (команды);
- основы психологии тренировочного процесса;
- основы спортивной психодиагностики.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 153 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часа;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
1.5. Использование часов вариативной части ОПОП
Дисциплина, МДК | Обоснование | Объем часов | ||
максимальной аудиторной нагрузки | обязательной аудиторной нагрузки | |||
ТЗ | ПЗ | |||
ОП.06 Психология | Углубленное изучение в области психологии | 54 | 18 | 18 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 153 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 102 |
практические занятия | 46 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: | |
работа с опорным конспектом и литературой, составление кроссворда, схем, таблиц овладение техниками, анализ деятельности и состояний, составление программ, дневников написание сочинения-миниатюры, составление психологического портрета | |
Консультации | 1 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Психология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел 1. Введение в психологию |
| ||||
Тема 1.1. Предмет, задачи, строение психологии как науки и ее связь с педагогической наукой и практикой | Содержание учебного материала | 4 |
| ||
1. | Определение психологии как науки. | 2 | |||
Основные этапы истории психологии. Рефлекторная природа психического как свойства нервной системы. Объективный характер психологических закономерностей. Основные принципы отечественной психологической науки. Мозг психика. | |||||
2. | Психика и сознание. | 2 | |||
Структура сознания и его основные психологические характеристики. Сознательное и бессознательное. Критики интроспективной трактовки сознания и иррациональной трактовки бессознательного | |||||
3. | Задачи и место психологии в системе наук. | 2 | |||
Задачи психологии в учебно-воспитательном процессе, взаимосвязи психологии с педагогикой, физиологией, философией, правоведением | |||||
4. | Строение психологической науки. | 2 | |||
Принципы классификации отраслей психологии в структуре современной психологической науки. Возникновение "стыковых" областей психологии. Общая психология, психология спорта, социальная, возрастная и педагогическая психология | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
| |||
Работа с опорным конспектом по теме. Составление терминологического словаря по теме. | |||||
Тема 1.2. Методы психологии |
| Содержание учебного материала | 2 |
| |
1. | Классификация методов психологии. Методы изучения и методы психологического воздействия. Организационная, эмпирическая, обработки данных, интерпретационная. | 2 | |||
2. | Группы методов изучения психических явлений. Организационная, эмпирическая, интерпретационная обработки данных. Наблюдение, его виды и общая характеристика организации изучения психических явлений этим методом. Опрос, его виды и типы вопросов. Содержательный анализ документов и анализ продуктов деятельности. Эксперимент, его виды, преимущества и недостатки. Психологические тесты, их виды. Этапы психологических исследований | 2 | |||
3. | Группы методов психологического воздействия. Методы прямого и косвенного воздействия. Общая характеристика методов внушения, убеждения, примера, ориентирующей ситуации, изменение элементов профессии, использование символов, соревнование. Понятие о психологическом тренинге его видах и их общая характеристика основы спортивной психодиагностики | 2 | |||
Практическое занятие | 4 |
| |||
Методики изучения психомоторики и сенсомоторики спортсмена. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Овладение техникой наблюдения и индивидуальной беседы: по схеме | 2 |
| |||
Раздел 2. Общая психология личности и деятельности |
| ||||
Тема 2.1. Личность, ее структура и проявления | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1. | Индивид и личность. | 2 | |||
Краткая характеристика учения о личности в зарубежной и отечественной психологии. Определение понятия "личность". Понятие "индивид", "индивидуальность" в отечественной психологической науке. Личность как объект психологических исследований. Структура личности. | |||||
2. | Биологическое и социальное в структуре личности. | 2 | |||
Представление о роли наследственности и среды в развитии личности в отечественной ncихологии, бихевиористские и персоналитические теории. Установка как неосознаваемые побуждения | |||||
3. | Активность личности. | 2 | |||
Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей и их виды. Мотивация как проявление значимых потребностей личности. Взаимосвязь стимулов и мотивов / в активности человека. | |||||
4. | Формирование личности. | 2 | |||
Условия формирование личности. Роль обучения и воспитания в процессе формирования личности. Мотивационные аспекты управления формированием личности как субъекта образовательного процесса влияние спортивной деятельности на психологическое состояние личности и коллектива (команды) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Сочинение-миниатюра «Мой идеал личности учителя физической культуры». Составить психологический портрет выдающегося спортсмена, тренера. | 2 |
| |||
Тема 2.2. Общая характеристика деятельности и психологические особенности деятельности педагога по физической культуре и спорту | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1. | Понятие о деятельности. | 2 | |||
Особенности деятельности как социального человеческого типа активности. Принцип единства сознания и деятельности. Основные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, общение. Понятие о ведущей деятельности. | |||||
2. | Строение деятельности человека. | 2 | |||
Основные компоненты структуры деятельности. Цель как регулятор активности. Понятие действия и его виды. Психомоторика. Сенсомоторные, идеомоторные и эмоциональные процессы. Этапы развития деятельности | |||||
3. | Психологические особенности профессиональной деятельности педагога физической культуре. Факторы, обуславливающие своеобразие педагогической деятельности и их представленность в профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту .. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд, используя основные понятия по теме. Проанализировать конкретную спортивную деятельность. | 2 |
| |||
Тема 2.3. Речевая деятельность | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1. | Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Значение речевой деятельности педагога по физической культуре и спорту . в процессе обучения и воспитания учащихся . | 2 | |||
2 | Понятие о речи и физиологические механизмы речевой деятельности. Понятие о языке. Основные функции языка, Виды речевой деятельности и их особенности. Роль звукового и грамматического анализа в усвоении языка. Риторические методы доказательства. Групповая . дискуссия, этапы ее развития и психологические средства повышения эффективности групповой дискуссии. Речь и познавательная деятельность личности | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с опорным конспектом, учебной и специализированной литературой по теме, знакомство с новыми методиками скорочтения и восприятия учебного материала. Программа «Доминанта» | 2 |
| |||
Тема 2.4. Внимание | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
| Понятие о внимании и его физиологические механизмы | 2 | |||
1. | Определение внимания. Функции внимания. Физиологические механизмы внимания. Связь механизма внимания с ориентировочным рефлексом. Внимания и механизмы доминанты. | ||||
2. | Структура внимания | 2 | |||
Качества внимания... Устойчивость внимания и проблемы "колебания" внимания. Зависимость устойчивости внимания от значимости объекта и организации деятельности. Переключение внимания. Объем и концентрация внимания. Распределение внимания и принципы, его вызывающие. Рассеянность и ее виды. Методы изучения качеств внимания | |||||
3. | Виды внимания. Непроизвольное внимание и принципы, способы его вызывать и поддерживать. Произвольное и непроизвольное внимание. Коллективное внимание, групповое и индивидуальное внимание. | 2 | |||
4. | Развитие внимания у учащихся. в ходе организации учебного процесса и занятиями физической культурой и спортом. Воспитание внимательности как свойства личности спортсмена. Влияние мотивации спортсмена на развитие внимания. Поэтапное формирование функции психологического контроля как важнейший способ формирования внимание у учащихся и занимающихся спортом. | 3 | |||
Практическое занятие: Диагностика качеств внимания Тренинг внимания спортсмена 1. Изучение качеств устойчивости и распределения внимания с помощью методики корректурной пробы (тест Бурдона) и звуковых сигналов, подающихся с диктофона. 2. Изучение продуктивности внимания с помощью методики двухцветной таблицы (тест Шульте). Психотренинг «Изучение способности к переключению внимания с помощью методики наблюдения при организации физкультурно-спортивной деятельности. Корректировка причин вызывающих состояние растерянности спортсмена | 4 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Ознакомление с новыми ключевыми понятиями. Тренировка качеств внимания (концентрация, распределение). Упражнение «Точка» | 2 | ||||
Раздел 3. Познавательная деятельность личности |
| ||||
Тема 3.1. Сенсорно-перцептивные процессы | Содержание учебного материала. | 2 | 2 | ||
1 | Понятие об ощущения и рефлекторная природа. | 2 | |||
Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Рефлекторная природа ощущений. Рецепторы и анализаторы. Контактные и безконтактные рецепторы. Строение анализатора. | |||||
2. | Общие свойства и виды ощущений. Качество, интенсивность, длитетельность ощущения. Чувствительность и ее измерение. Абсолютный и относительный пороги чувствительности. Закон Вебера-Фехнера. Адаптация. Явление сенсибилизации. Синестезия.. Методы измерения ощущений. Классификация ощущений. Экстероцентивные, интероцентивные и проприоцентивные ощущений. Ощущения зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, кожные, кинестетические | 2 | |||
3. | Совершенствование ощущений в процессе упражнения. Примеры влияния пТребование к упражнениям проводимым с целью повышения определенной чувствительности у обучаемых. Формирование системы чувствительности и ее компенсаторные возможности | 2 | |||
4. | Понятие о восприятии и его физиологических основах. Определение восприятия. Физиологические основы восприятия. Восприятие как действие. Роль моторных компонентов в восприятии. Основные качества восприятия: предметность, целостность, константность, избирательность, структурность и осмысленность. Апперцепция объекты и фон восприятия. Объем восприятие. Виды восприятия. Классификации восприятия; зрительные, слуховые, осязательные , кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия | 2 | |||
5. | Виды восприятия и методы его изучения в спортивной деятельности. Восприятия пространства: формы, величины, глубины и удаленности предметов в спортивной деятельности. Восприятия направления. Иллюзии восприятия пространственных свойств предметов в спортивной деятельности. Восприятие времени и движения в спортивной деятельности. Иллюзии восприятия движения. Методы изучения восприятия. | 3 | |||
Практическое занятие: Диагностика сенсорно-перцептивных процессов. Тренинг сензитивности 1. Исследование сенсомоторных реакций при организации физкультурно-спортивной деятельности. 2. Исследование двигательной проприоцептивной чувствительности 3. Измерение вестибулярной реакции при организации физкультурно-спортивной деятельности. | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1. Изучение наблюдательности с помощью теста "Сюжетные картинки" 2. Изучение тактильного восприятия, сенсорной чувствительности. (Методика Фалькельта). | 2 | ||||
Тема 3.2. Мнемические процессы | Содержание учебного материала. | 2 |
| ||
1 | Понятие о памяти и ее физиологических основах. Общественно-историческая природа памяти человека. Теория памяти Память и деятельность личности. Физиологические основы памяти. Физические, химические и биохомические теории механизмов памяти. | 2 | |||
2. | Виды памяти. Двигательная, эмоционально-образная и словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Взаимосвязь различных видов памяти. Представление памяти. Виды представлений. | 2 | |||
3. | Процессы памяти. Запоминание и действие. Кратковременное и долговременное запоминание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Место непроизвольного т произвольного запоминание в усвоении знаний. Смысловое и механическое запоминание. Условия сохранения в памяти заучиваемого материала. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминание. Забывание. Темпы забывания. Методы изучения памяти. | 3 | |||
4. | Индивидуальные различия в процессах памяти и условия формирования и развития памяти у спорсменов и занимающихся спортом. Индивидуальные особенности памяти спорсменов. Типологические особенности памяти. Общие правила формирования и развитие памяти учащихся заучивание и приемы его организации в процессе занятий физической культурой и спортом. | 3 | |||
Практические занятия: 1.Исследование кратковременной памяти на числа (тест А.П. Нечаев.) 2.Исследование моторной памяти у спортсменов. | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с опорным конспектом, учебной и специализированной литературой. Составление развернутого плана ответа. Ознакомление с новыми ключевыми понятиями. | 2 |
| |||
Тема 3.3. Процессы мышления и воображения. | Содержание учебного материала. | 2 | 2 | ||
1 | Понятие о мышлении о его физиологических основах. Определение мышления. Социальная природа мышления. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Мышление и личность. Проблемность мышления. Обобщенность и опосредованность мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация. Качества ума: любознательность и пытливость, глубина ума, гибкость и подвижность ума, логичность, доказательность и критичность. Физиологические основы мышления. Роль скрытых речевых реакций в процессе мышления. | 3 | |||
2. | Формы и виды мышления. Формы и виды мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Основные признаки понятия. Связь понятия с представлениями. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-понятийное. Взаимосвязь видов мышления | 2 | |||
3. | Мышление и решение задач. Основы психологии творчества Формирование у учащихся понятий и логического мышления. Этапы мыслительного действия. Роль проблемного обучения в развитии мышления учащихся. Требования по организации деятельности учащихся на уроке физической культуры для развития у них мышления. Закономерности формирования понятий в процессе, обучения и спортивной деятельности учащихся. Типы мышления. Условия формирования различных типов мышления. Пути обучения мышлению Творческое мышление; его особенности и пути формирования. Профиль мышления спортсмена. | ||||
4. | Виды воображения. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Пассивная фантазия и грезы. Мечты и идеалы как основные формы воображения. | 2 | |||
5. | Способы синтезирования обеспечивающие возникновение воображения Комбинирование, Агглютинация Гиперболизация. Типизация. Творческий синтез. | 3 | |||
6. | Индивидуальные качества воображения и пути его формирования будущего профессионала. | 2 | |||
Черты личности и особенности процесса воображения. Мечтательность и фантазерство как черты личности. Роль специальных приемов (рассказы, сомнения по картинам и т.д.), творческих кружков для развития воображения у учащихся. Роль эстетического воспитания в развитии воображения | |||||
Практическое занятие 1.Изучения профиля мышления спортсменов. 2.Тренинг «Творческое мышление спортсменов в ходе подготовки к соревнованиям» | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение теста «IQ» (электронный вариант) | 2 |
| |||
Раздел 4. Эмоционально-волевые характеристики личности |
| ||||
Тема 4.1. Эмоции и чувства | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Понятие об эмоциях и чувствах и их физиологической основе. Чувства как отражение действительности. Сигнальная и регулятивная функции чувств. Роль чувств в практической и познавательной деятельности человека занимающегося физкультурой и спортом.. Содержание чувств и их внешнее выражение. | 2 | |||
2. | Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции. Эмоции напряжения и возбуждения. Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. Увлечения и страсти. Эмоциональное состояние .Настроения. Аффекты, эйфория, напряженность. Фрустрация. Методы и методики для определения эмоционального состояния при организации спрортивно-физкультурной деятельности. | 2 | |||
3. | Эмоциональные состояния и их виды. .Настроения. Аффекты, эйфория, напряженность. Фрустрация. Методы и методики для определения эмоционального состояния спортсменов. Влияние спортивной деятельности на психологическое состояние личности и коллектива (команды); Технологии работы с агрессией. Техника «Прощение». Техника «Мысленное планирование». Техника «Три ступени защиты» Самодиагностика симптомов неуверенности в себе. Психотехнологии формирования уверенности в себе. Техники развития уверенности в себе. Техника «Ощущения уверенности». Техника «Биоэнергетическая медитация». Техника «Модели уверенного поведения» | 2 | |||
4. | Эмоциональные черты личности и развитие чувств эмоций у членов команды. Эмоциональная стабильность членов команды. Отзывчивость. Эмпатия. Роль чувств в самосознании и самопознании спортсмена. Саморегулирование в сфере чувств при организации физкультурно-спортивной деятельности. | 3 | |||
Практическое занятие 1.Измерение ситуативной тревожности спортсменов 2.Изучать предсоревновательного состояния спортсменов. 3Измерение личностной тревоги спортсмена. 4.Тренинг «Аутогенная тренировка» | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Самоанализ эмоциональных состояний. Записать и проанализировать случаи эмоционального срыва в спортивной или игровой деятельности. Подобрать упражнения по саморегуляции психических состояний.. «Дневник гнева» при организации физкультурно-спортивной деятельности | 2 |
| |||
Тема 4.2. Воля | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Понятие о воли. Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Важнейшие особенности волевой деятельности. Общественно-историческая обусловленность воли. Физиологические основы волевых действий | 2 | |||
2. | Волевой акт и его структура. Звенья волевого акта. принятие решения и его психологическая характеристика. Волевое усилие. Простые и сложные волевые действия | 2 | |||
3. | Волевые качества личности и их формирование. Понятия волевых качеств личности: целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка и самообладание, упрямство, мужество, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, импульсивность, внушаемость. | 2 | |||
Воспитание воли. Педагогические требования к организации процесса взаимодействия с учащимися, направленность на воспитание воли. Самовоспитание как важнейший путь развития волевых качеств личности. | |||||
Практические занятия. 1.Волевое регулирование (методика «Лабиринт»). 2. Изучение индивидуальных особенностей волевой регуляции в управлении мнестических процессов (методика воспроизведения числовых рядов) 3. Волевое усилие при физическом напряжении (опыт с динамометром). 4. Анализ проявлений волевой активности личности по материалам спортивных соревнований, литературных произведений, кино- или видеофрагментам. 5. Изучение психомоторного волевого усилия спортсмена | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сочинение «Что я думаю о развитии своих волевых качеств(решительность, настойчивость, целеустремленность)» Самоанализ волевых качеств. Составление программы «Тренировка моих волевых усилий». | 2 | ||||
Раздел 5. Индивидуально-психологические характеристики личности |
| ||||
Тема 5.1. Темперамент. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Понятие о темпераменте и его физиологических основах. | 2 | |||
Понятие темперамента. Историческое содержание терминологии в учении о темпераментах. Учение И.П. Павлова, об основных свойствах нервной системы. Происхождение типов нервной системы и темперамента. Многозначность связей между типом нервной системы и типом темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Понятие о типе темперамента. Психологическая характеристика темперамента. Методы изучения особенностей темперамента. | |||||
2. | Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Понятие о типе темперамента. Психологическая характеристика темперамента. Методы изучения особенностей темперамента | 2 | |||
3. | Учет темперамента в спортивной деятельности и учебно-воспитательной работе. Проблема изменчивости темперамента. Темперамент и состояние личности. Темперамент и отношения. Темперамент и культура поведения. Четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. | 2 | |||
Практические занятия Изучение индивидуальных особенностей темперамента. 1. Определение типа темперамента посредством тестовых методик (Г.Ю.Айзенк. Белов А.С.) 2. Определение типа темперамента методом экспертных оценок в результате анализа поведенческих особенностей спортсменов в специально подобранных и видеофрагментах спортивных соревнований, и литературных произведениях. | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить диагностическое портфолио по изучаемой теме. Подобрать из художественной литературы, видеофильмов психологические портреты и характеристики основных типов темперамента. | 2 |
| |||
Тема 5.2. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
Направленность личности | 1 | Понятие о направленности личности. Определение направленности личности. Направленность и отношения. Направленность и системы мотивации личности спортсмена. Качества направленности личности: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность спортсмена. | 2 | ||
2. | Формы направленности личности. Понятие о потребностях. Виды потребностей. Установка как форма направленности. Влияние и их роль в мотивации поведения спортсмена. Понятие об интересе как форме направленности. Интерес к физической культуре и спорту. Виды интересов. Понятие о мировоззрении как форме направленности. Идеал как одна из форм направленности личности спортсмена. Понятия об убежденности. | 2 | |||
3. | Типы направленности личности и условия формирование направленности спортсмена. Морально-политическая, профессиональная и бытовая направленность. Типы эмоциональной направленности. Методы изучения направленности. Типы эмоциональной направленности. Методы изучения направленности личности. Условия формирования демократической направленности личности у учащихся | 2 | |||
Практическое занятие 1.Изучение интересов личности при организации физкультурно-спортивной деятельности как проявлений направленности с помощью "Анкеты интересов". 2.Диагностика направленности личности спортсмена и тренера. | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Тест «Анкета интересов». Проанализировать результаты теста. Разработать конкретные рекомендации развития профессиональной направленности обучающегося | 2 |
| |||
Тема 5.3. Характер | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Понятие о характере и его физиологических основах. Сущность характера. Природное и приобретенное в характере. Выразительные признаки характера. Физиологические основы характера. Динамический стереотип и характер. Общий тип высшей нервной деятельности и характера. | 2 | |||
2 | Свойства характера и симптомокомплексы его свойств. Характер как целостная система свойств. Структурные свойства характера. Четыре системных свойств характера, определяемых различными отношениями. Характер и темперамент. Характер и направленность: убеждений, чувств, потребности, интересы, идеалы и мировоззрение в структуре характера. Черты характера, выражающие общий психологический склад Психологические типы акцентуированных характеров. Методы изучения характера | 2 | |||
3 | Свойства характера и симптомокомплексы его свойств. Типы характеров. Характер как целостная система свойств. Структурные свойства 1 характера. Четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями. Характер и темперамент. Характер и направленность: убеждений, чувств, потребности, интересы, идеалы и мировоззрение в структуре характера. Черты характера, выражающие общий психологический склад. Психологические типы акцентуированных характеров (Гипертимный, циклоидный, лабильный,и т.д.). Методы изучения характера. | 2 | |||
4. | Формирование характера в спортивной деятельности и в учебно-воспитательном процессе. Характер и деятельность стадии формирования характера. Учет особенностей характера в индивидуальной учебно-воспитательной работе педагога. Влияние социального окружения (группы учащихся, родителей, референтных групп по месту жительства) на процесс воспитания и перевоспитания учащегося . Самовоспитание как возможный путь изменения | 2 | |||
Практические занятия. Изучение индивидуальных особенностей характера. 1.Определение типа характера.( А.Е.Личко). 2. Изучение самооценки личности спортсмена. 3. Определение сформированности черт характера спортсмена методом экспертных оценок. 4.Изучение агрессивности личности в спорте | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся:. Проанализировать характер литературного героя, известного спортсмена по заданной схеме. Разработать личностно-ориентированную программу «Коррекция моего характера» | 2 |
| |||
Тема 5.4. Способности. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Понятия о способностях и их -природе. Определение способностей. Способности и деятельность, Теория наследственности способностей и теория приобретенных способностей. Задатки и способности. способности в связи с общими и парциальными типами высшей нервной деятельности. Возможности компенсации способностей. Склонности | 2 | |||
2 | Виды способностей, методы их выявления и оценка уровня развития. Классификация способностей. Общие элементарные и сложные способности. Специальные, элементарные и сложные способности. Коммуникативные и организаторские способности. Конструктивно-технические творческие способности, профессиональные способности. Характеристика и уровни развития способностей. Одаренность. Талант. Гениальность. Методы, выявления, способностей и оценка уровня их развития. | 2 | |||
3 | Формирование способностей учащихся. Зависимость развития способностей от воздержания, методы и организации обучения. Роль педагога и семьи в развитии способностей детей. Возможности бригадных форм обучения в профессиональных учебных заведениях для развития профессиональных способностей учащихся. | 2 | |||
Практические занятия 1.Изучение некоторых общих и специальных способностей 2.Изучение коммуникативно-организаторских способностей педагога, тренера. 3. Семинарское занятие. 1. Сознание и самосознание личности спортсмена как факторы развития способностей. 2. Подходы к трактовке задатков и способностей в истории развития психологической мысли. 3. Формирование способностей учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом и в процессе развития личности, 4.Роль характерологических особенностей личности (самоконтроль, уровень притязаний, организованность и др.) в развитии профессиональных способностей будущего учителя физической культуры. | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицу «Мои способности». Тестирование общих способностей личности. | 2 |
| |||
Раздел 6. Возрастная и педагогическая психология |
| ||||
Тема 6.1. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии. Предмет возрастной и педагогической психологии и ее роль в в процессе организации физкультурно-массовой работы. Связь возрастной и педагогической психологии с другими науками. Теоретические и практические задачи современной возрастной и педагогической психологии. Роль возрастной и педагогической психологии в подготовке квалифицированного педагога. | 2 | |||
2. | Методы возрастной и педагогической психологии. Наблюдение. Роль дневников наблюдений. Эксперимент в возрастной и педагогической психологии. Тесты и условия их применения. Анкетные исследования как прием предварительного ознакомления | 2 | |||
Практическое занятие 1.Схема организации и проведения психологического исследования в группе. | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Сравнительный анализ различных психологических методов возрастной и педагогической психологии. | 2 |
| |||
Тема 6.2. Психологическое развитие и обучение | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1. | Учение о развитии личности. Ведущая роль общественного обучения и воспитании в психологическом развитии ребенка. Социально-организованная и стимулированная деятельность как основа, средство и условия развития психологических процессов и способностей человека. Движущие силы психологического развития личности. Проблема генетической и средовой обусловленности развития психики Обучение и освоение опыта и знаний. Диалектическая взаимосвязь обучения и развитие человека. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подростка, психология ранней юности, геронтопсихология. Основные разделы педагогической психологии: психология обучения и воспитания, психология педагога | 2 | |||
2. | Основные линии психологического развития учащихся в процессе обучения и воспитания в ходе тренировочного процесса; Условия оптимизации обучения (учет уровня и своеобразие достигнутого психологического развития, приуроченность обучения к "сенситивным" периодам развития психики ребенка). Проблема расширения возрастных возможностей усвоения знаний. Превращение внешнего во внутреннее в процессе психического развития. Интериоризация и интеллектуализация осваемых типов и структур деятельности в процессе развития. Идеи А.С.Выготского об овладении знаками как условии психологического развития человека. Превращение внешних средств воздействия на личность в средства внутреннего управления и оценки. Принцип ведущей деятельности Эльконина. Периодизация возрастного развития. Категории "возраст" Неравномерность психического развития ребенка и ее причины. Временные задержки в психическом развитии. Основы психологии тренировочного процесса; | 2 | |||
Практические занятия Семинарское занятие. Психологическое развитие и обучение. 1. Основные направления в развитии поведения и психики ребенка. 2.3начение решения проблемы генотипической (наследственность) и средовой обусловленности психики для обучения и воспитания детей. 3. Периодизация психологического развития детей (Д.Б.Эльконин). | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить взгляды К. Роджерса, А. Адлера на психологическое развитие ребенка. | 2 |
| |||
Тема 6.3. Психологические особенности преддошкольного и дошкольного возраста | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1. | Особенности психологического развития в младенческом возрасте Стадия новорожденности. Безусловно-рефлекторные формы поведения(сосательный, оборонительный, ориентировочный) хватательный, опорный рефлексы. Условия нормального созревания мозга в период новорожденности, активная работа анализаторов "Комплекс оживления" к 2-3 месяцам. | 2 | |||
2. | Младенческая стадия (от 2 мес. до 1 года)Младенец и взрослый, их совместная деятельность. Предпосылки речи. развитие движений. Ориентировочные действия приспособление положения рук к свойствам предмета. Предметность и константность восприятия. Обучение мышлению в действии. Непосредственно-эмоциональное общение. | 2 | |||
3. | Раннее детство от 1год.до 3 лет. Овладение прямой походкой, ориентировка в пространстве развитие предметных действий. Игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Предметная деятельность и развитие речи. Потребность в общении и ее развитие 2 и 3 года. Слушание и понимание сообщений (1500 слов). Усвоение грамматического строя. Автономная речь 1-2 года предметно -манипулятивная. Развитие мышления в раннем возрасте, его наглядно-действенный характер. Начальный этап формирования личности ребенка. Самообслуживание. Научение отделять свои действия от себя. Кризис З х лет 3-4 лет. | 2 | |||
4. | Игра - как ведущий вид, деятельности Особенности общения детей.Игровая форма освоения мира. Игра - ведущий вид деятельности Влияние игры на развитие речи, овладение социальными знаками. Переход мышления к представлениями. Продуктивная деятельность -рисование, лепка, конструирование Овладение элементами учебной деятельности. Чувственный опыт ребенка и физкультурная деятельность. Интеллектуальное развитие дошкольников. Конкретность данного мышления Развитие наглядно-образных форм мышления. Формирование эмоционально-волевой сферы личности. | 3 | |||
5. | Готовность дошкольника к обучению: 7 лет. Развитие познавательных интересов (желание* учиться). Произвольное управление своим поведением. Смысловые запоминания, основные логические операции, смысловое запоминание, планомерное расчлененное восприятие. Зачатки теоретического подхода к действительности. Особенности общения детей. | 2 | |||
Практические занятия 1. Диагностика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста (двигательная активность, сенсорная активность, познавательные процессы, взаимодействие со взрослыми в процессе общения) 2. Тест «Психологическая готовность ребенка к школе» 3. Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Подготовка к школе». | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Наблюдение и анализ дневников «Мой ребенок» с позиции реализации принципов психологического развития ребенка и его общения. Подбор собственных примеров для иллюстрации каждого из принципов психического развития. Составление диагностического портфолио по теме. | 2 |
| |||
Тема 6.4. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Психологические особенности младшего школьника. Учебная деятельность – как ведущий вид деятельности Особенности начального периода школьной жизни ребенка (7-10 лет) 1-3 классы. Анатомо-физиологические особенности личности. Психологическая перестройка младшего школьника. Ведущая деятельность учения. Основные виды трудностей первоклассников (режим, характер взаимоотношений, насыщение учением). | 3 | |||
2. | Строение учебной деятельности младшего школьника. Понятие учебной деятельности (учебная ситуация, учебные действия, контроль, оценка). Особенности учебных действий Особенности действия контроля. Особенности действия оценки, формирование учебной деятельности. Психологические особенности общения. | 2 | |||
3. | Психологические новообразования младшего школьного возраста. Развитие познавательной деятельности младшего школьника. Восприятие, внимание, памяти, воображения, мышления Резервы умственного развития. Развитие личности. Общение Эмоции. Центральное новообразование. Произвольность, внутренний план действия и рефлекса | 3 | |||
Практические занятия 1.Диагностика психического развития и отношения ребенка (7-9 лет) к роли школьника. 2.Анализ и решение психолого-педагогических ситуаций «Адаптация к школе». | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: составление диагностического портфолио «Диагностика психического развития детей в младшем школьном возрасте». | 2 |
| |||
Тема 6.5. Психологические особенности формирование личности подростка. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1. | Психологические особенности подростка. Интимно-личностное общение – как ведущая деятельность. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка. Анатомно-физиологическая перестройка организма у подростка. Центральное новообразование – чувства взрослости. Уровень притязания личности подростка. Обострение потребности в общении и самоутверждении. Дружба подростков. Половые различия. Противоречия между возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления. Кризисы переходного возраста. Психологические особенности девочек и юношей подростков | 2 | |||
2. | Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения. Самооценка и самосознание Формирование познавательных и общественных интересов Отношения к учению. Стимулы и мотивы учения 5 -8 классы (11 -15 лет). Девиантное поведение в подростковом возрасте и его особенности. | 2 | |||
3. | Спортивная и трудовая деятельность и ее значение для формирования личности подростка. Роль общения в подростковом возрасте | 3 | |||
Спорт и его роль в жизни подростка. Значение спортивных соревнований для воспитания личности подростка. Труд и его значение для воспитания и самовоспитания подростка. | |||||
Практические занятия 1. Решение психологических задач. 2. Составление индивидуальной характеристики на учащегося по материалам наблюдения и экспертного опроса (методика сравнительного изучения учащихся). 3.Тренинг для подростка «Психология общения в подростковом возрасте» | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить «копилку» форм воспитательной работы для воспитания детей в подростковом возрасте, опираясь на работы Н.Е. Щурковой и И.П. Иванова. Подготовить форму психологического дневника «Самовоспитание подростка» | 2 |
| |||
Тема 6.6. Психология ранней юности | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Понятие юности. Возрастные границы юношеского возраста Физическое развитие Социальное образование. Осознание и самооценка личных качеств. Самоуважение. Юношеские дневники. | 2 | |||
2. | Физкультурно-массовая работа и взаимоотношения в коллективе и со взрослыми.. Общественно-полезный труд. Взаимоотношения в коллективе с родителями, преподавателями и их роль в развитии самосознания юноши и девушки. Общение. Стремление к автономии. Групповая жизнь. | 3 | |||
3. | Дружба и любовь, взаимоотношения полов. Юношеский максимализм. Ценностные ориентации. Этические и эстетические нормы. Условия преодоления нереалистичности мышления, поспешность обобщений, поверхностного критицизма. Формирование личности. Стратегии психологического воздействия в отношении учащихся занимающихся физической культурой и спортом с учетом возраста. | 3 | |||
4. | Выбор профессии. Психологические интересы, склонности в юношеском возрасте. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в период ранней юности. | 2 | |||
Практические занятия. 1. Решение психологических задач по данной теме 2. Сравнительный анализ материалов, содержащихся в индивидуальных характеристиках, для группы учащихся 3.Составление психолого-педагогических ситуаций. Ролевые игры. 4.Тренинг "Трудные ситуации в процессе занятий физической культурой и спортом". Решение конфликтных ситуаций в системе «педагог – группа», «педагог – ученик», «обучающийся – группа», «ученик – ученик». | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление доклада на тему: " Социально-психологические проблемы современных старшеклассников" Сравнительный анализ материалов, содержащихся в индивидуальных характеристиках старшеклассников. | 2 |
| |||
Тема 6.7. Психология обучения. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Сущность процессов обучения. | 2 | |||
Психология обучения как отрасль педагогической психологии, ее взаимосвязь с педагогикой. Задачи психологии обучения. Понятие об обучении .Обучение как общественно-историческое явление и психолого-педагогический процесс. Психологические теории деятельности учения, концепция обучения (Л.В.Занков), концепция учебной деятельности (Д.Б.Эльконин) (В.В. Давыдов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Система понятий психологической теории учения. Факторы, влияющие на успешность, темп и направление обучения. | |||||
Учение. Научение. Общее понятие о научении. Показатели умстсвенного развития. Главные формы деятельности, лежащие в основе научения (игры, подражания, труд, повторение и заучивание, пробы и ошибки, упражнения, решение учебных задач). Мотивация учебной деятельности. Закономерности развития основных психологических процессов в условиях обучения при организации физкультурно-спортивной деятельности. Убеждение - упражнение - приучение - обучение - стимулирование -контроль - оценка при организации физкультурно-спортивной деятельности. | |||||
2. | Основные модели и типы обучения | 2 | |||
Традиционная модель школьного обучения. Развивающие модели обучения –личностная, развивающая, активизирующая Попутные научения и целенаправленное учение. Программированное обучение. Критерии обученности и способы ее выявления. Факторы влияющие на процесс обучения. Факторы влияющие на успешность процесса обучения. Внутренние факторы заучивания (внимание, установка, мотивация). Внешние факторы заучивания (содержание и форма учебного материала). Организация заучивания. Обратная связь в обучении. | |||||
3. | Сенсорное обучение и закономерности формирования навыков при организации физкультурно-спортивной деятельности. | 3 | |||
Сенсорное обучение – формирование наблюдательности, Закономерности формирования умственных действий и интеллектуальных операций. Проблема усвоения приемов и операций. Интеллектуальная деятельность в отечественной психологии. Условия формирования умений и навыков. Понятие умения. Виды умений. Этапы формирования умений при организации физкультурно-спортивной деятельности. | |||||
4 | Формирование у учащихся научных понятий и логического мышления. Способы формирования научных понятий. Управления формированием понятий. Обучение мышлению. Типы мышления Операциональные структуры мышления. | 2 | |||
5. | Субьекты образовательного процесса. | 2 | |||
Субъект образовательного процесса - как человек осознающий и разделяющий его цели, задачи \ установки. Овладение логическим, системным мышлением и умением самостоятельно добывать знания, а не готовые истины. Творческое мышление. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей. Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания информации детей. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний. Факторы, обусловливающие специфическое отставание по учебному предмету. Одаренные дети в школе: обучение и развитие детской одаренности | |||||
Практические занятия 1. Решение психологических задач 2. Наблюдение за путями и способами оптимизации процесса обучения на уроке физкультуры. 3. Заполнение диагностической карты обучаемости | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Провести самодиагностику овладения ключевыми понятиями по проблемам психологии обучения. Измерить уровень учебной мотивации у учащихся. | 2 |
| |||
Тема 6.8. Психология воспитания | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Общее понятие о психологии воспитания. Предмет психологии воспитания. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности учащегося. Задачи психологии воспитания. | 2 | |||
2. | Психология воспитания - органическая часть психологии развития. Сущность и психологические механизмы воспитания. Мотивационная сфера. Критерии воспитанности. Значение личности воспитателя. Деятельность основа формирования человека как личности. Организация ведущих типов деятельности как средство целенаправленного влияния на формирование личности. Учет психологических новообразований при построении УВР Учет возраста. Изменение иерархии мотивов как основа формирования личности в процессе воспитания. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема. Основные концепции и модели воспитания в семье: Адлеровская модель (А. Адлер)., Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер), Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон). Модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс,Д. Джонгард). Модель групповой терапии (X. Джинот). Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И.В. Гребенников). | 2 | |||
3. | Психологическая структура и содержание общественного полезного труда.» | 2 | |||
Труд и его функции в формировании личности при организации физкультурно-спортивной деятельности. Роль коллектива в процессе воспитания. Требования к организации коллектива при организации физкультурно-спортивной деятельности.. Формы и методы выявления эффективности воспитательных воздействий при организации физкультурно-спортивной деятельности. | |||||
4. | Механизмы корректирования асоциального поведения трудного учащегося. Типология трудновоспитуемых детей. Их характеристика. Создание правильного сочетания «понимаемых» и реально действующих мотивов включение учащегося в специальную организованную деятельность. Целенаправленное введение норм и правил поведения. Сочетание мер наказания и поощрения. | 2 | |||
Практические занятия. 1. Решение психологических задач по теме. 2.Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач в ходе занятий физической культурой и спортом. 3.Изучение акцентуации характера трудновоспитуемых спортсменов с помощью методик Личко, Леонгарда и составление рекомендаций по коррекции черт характера. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Использовать опросники с целью выявления у учащихся меры выраженности отзывчивости, трудолюбия, коллективизма, любознательности, эстетического развития. Изучить методики диагностики воспитанности учащихся, предложенные Н.Е. Щурковой | 2 |
| |||
Тема 6.9. Роль педагога в организации физкультурно-массовой деятельности педагога | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Психология педагогической деятельности в процессе организации физкультурно-массовой деятельности. Особенности спортивной деятельности и ее отличие от других видов деятельности. Функции педагога - руководство приобретением и реализацией социального опыта учащимся и передача накопленных человечеством знаний. Педагог как субъект педагогической деятельности | 2 | |||
2. | Педагогические способности, их структура. Компоненты педагогических способностей: дидактические, речевые, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные, педагогическое воображение, организаторские. Педагогические умения и навыки: информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные. Методы выявления педагогических способностей. | 2 | |||
3. | Влияние личности педагога на результаты физкультурно-массовой деятельности. | 2 | |||
Пять стихий руководства при организации физкультурно-массовой деятельности. Психологические основы педагогической оценки и влияние оценки на систему отношения учащегося к коллективу, педагогу, родителям. Психологические основы такта. | |||||
4. | Психологический "климат" в команде. Факторы влияющие на него создание благоприятного психологического "климата" в коллективе педагогов | 2 | |||
Практические занятия 1.Исследование педагогической деятельности педагога 2. Тренинг творческого самочувствия педагога по физической культуре | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мини программы для педагогов «Психофизическая культура педагога» 2. Овладение методикой специальной психологической гимнастики. | 2 |
| |||
Тема 6.10. Психотехнологии внутренних состояний спортсмена | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1. | Понятие о психотехнологии внутренних состояний. Психотехнологии работы с концентрацией внимания. Психотехнологии работы с внутренней тревогой . Психотехнологии работы со страхами. | 2 | |||
2. | Самодиагностика симптомов неуверенности в себе. Психотехнологии формирования уверенности в себе. Техники развития уверенности в себе. Техника «Ощущения уверенности». Техника «Биоэнергетическая медитация». Техника «Модели уверенного поведения» | 2 | |||
3. | Технологии формирования творческого отношения к процессу самообучения и самовоспитания. Техника «Алмаз». Техника десять доказательств эксклюзивности. | 2 | |||
4. | Технологии работы с агрессией. Техника «Прощение». Техника «Мысленное планирование». Техника «Три ступени защиты» | 2 | |||
Практические занятия 1. Тренинг «Психотехнологии внутренних состояний спортсмена | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Отработка конкретной психотехники по выбору. Составление психологического дневника для дальнейшей работы. | 2 |
| |||
Тема 6.11. Основы психологии тренировочного процесса | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1. | Понятие о психологически тренировочного процесса. Понятие о психологических методах тренировочного процесса. | 2 | |||
2. | Психологические основы эффективности тренировочного процесса. Принцип сознательности тренировочного процесса. Принцип активности. Принцип эмоциональности тренировочных занятий Использование игрового и соревновательного методов. Принцип систематичности (регулярности Принцип прогрессирования и оптимальной трудности заданий Принцип подкрепления. Принцип индивидуализации обучения и тренировки. Принцип моделирования соревновательной деятельности | 3 | |||
3. | Психологические вопросы формирования умений (навыков). Сущность понятий "умение" и "навыки" в сорте. Компоненты двигательного умения. Формирование двигательных умений (навыков) Стадии формирования двигательного умения (навыка) Аналитический. Синтетический. Автоматизация. Идеомоторная тренировка. | 3 | |||
Практические занятия 1. Управление формированием простейшего двигательного навыка. 2. Отработка техники воздействия учителя физической культуры и тренера на спортсменов в процессе формирования навыка 3. Анализ проблем формирования навыков у новичков в предсоревновательный период. | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Ранжирование литературных героев (киногероев) по признаку экстраверсии-интроверсии. | 2 |
| |||
Консультации | 1 | ||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |||||
Всего: | 153 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к практическим работам
Технические средства обучения: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска, видеокамера.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литеоатура:
- Иванников, В.А. Психология : учебник для СПО / В.А. Иванников. - М. : Юрайт, 2018. - 480 с. - (Серия: Профессиональное образование)
- Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 295 с. - (Серия: Профессиональное образование).
- Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для СПО / под ред. А.Е. Ловягиной. - М. : Юрайт, 2018. - 338 с. - (Серия «Профессиональное образование»).
- Петрушин, В.И. Психология здоровья : учебник для СПО / В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 431 с. - (Серия «Профессиональное образование»).
- Волков, Б.С.Психология общения : педагогическое общение : учебник для СПО / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова ; под общ. ред. Б.С. Волкова. - М. : Юрайт, 2018. - 333 с.
Дополнительная литература:
- Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azps.ru.
- Материалы по психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psychology-online.net.
- Место, где живет психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psydom.ru/articles.
- Мир психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.net.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущей и промежуточной аттестации.
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля |
Знания | |
| Оценка результатов устного опроса, тестирования. Оценка результатов выполнения самостоятельных работ Оценка результатов промежуточной аттестации |
Умения | |
| Текущий контроль: Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах. Оценка результатов промежуточной аттестации |
Формы и методы контроля позволяют проверять формирование у обучающихся общих компетенций и обеспечивающие их умения.
Результаты освоения ОК, ПК | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Способность применять знания на практике. Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Способности к организации и планированию. Понимание сути профессиональных задач. Применение методов решения профессиональных задач и оценки их эффективности и качества. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Способности к анализу и контролю. Применение навыков принятия решений в соответствии с ситуацией, ответственность за принятое решение. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Способность извлекать и анализировать информацию из различных источников. Понимание способов поиска и анализа информации. Применение найденной информации для выполнения профессиональных задач. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | Элементарные компьютерные навыки. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Способность работать в команде. Понимание общих целей. Межличностные навыки. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. | Способности к организации и планированию. Навыки целеполагания, принятия решений, оценки результатов собственной деятельности. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Навыки целеполагания, принятия решений, оценки результатов собственной деятельности. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Способность адаптации к новым ситуациям, способности к обучению. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Способность применять знания на практике. | Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах |
Формы и методы контроля позволяют проверять формирование у обучающихся профессиональных компетенций и обеспечивающие их умения.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия. | - демонстрация умений выбора цели и задач, планирования учебно-тренировочных занятий. - демонстрация умений определения методов, приемов, средств для проведения учебно-тренировочных занятий; - демонстрация умений составления плана-конспекта/технологической карты учебно-тренировочных занятий. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия. | - демонстрация умений разработки детализированного конспекта /технологической карты учебно-тренировочных занятий; - демонстрация умений проведения фрагмента (основной части) учебно-тренировочных занятий; - демонстрация умений выбора и использования спортивного оборудования и инвентаря для учебно-тренировочных занятий. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. | - демонстрация умений определения форм и методов педагогического контроля на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях; - демонстрация умений оценивания результатов деятельности на учебно-тренировочных занятиях. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью. | - демонстрация умений анализа учебно-тренировочных занятий, разработки предложений и рекомендаций по их совершенствованию и коррекции. . | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию. | - демонстрация умений проводить спортивную ориентацию, опираясь на знание индивидуальных, возрастных, поколенческих особенностей и предпочтений. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 1.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь. | - демонстрация умений планирования занятий и мероприятий, подбора оборудования и инвентаря. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов. | - демонстрация умения ведения документации, обеспечивающей учебно-тренировочный процесс в области планирования. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения. | - демонстрация умений выбора цели и задач, планирования физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; - демонстрация умений определения методов, приемов, средств для проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; - демонстрация умений составления плана физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности. | - демонстрация умений определения способов и приемов мотивации занимающихся к участию в физкультурно-спортивной деятельности; - демонстрация умений планирования педагогически целесообразной работы с родителями. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. | - демонстрация умений организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, уровня их физической подготовленности. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. | - демонстрация умения организовывать обустройство спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом с учетом возрастных особенностей и предпочтений различных групп населения. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. | - демонстрация умения ведения учебной документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта. | - демонстрация умений выбора учебно-методического комплекта с учетом избранного вида спорта; - демонстрация умений разработки технологических карт/планов-конспектов с учетом особенностей группы и отдельных занимающихся. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения. | - демонстрация умения разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения; - демонстрация умений разработки технологических карт/планов-конспектов с учетом особенностей с учетом различных возрастных групп населения. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - демонстрация умений систематизации и оценивания педагогического опыта и образовательных технологий в области физической культуры и спорта; - демонстрация умений использования профессиональной литературы необходимой для систематизации педагогического опыта, анализа деятельности педагогов и самоанализа. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | - демонстрация умений подготовки, оформления и презентации отчетов, докладов; - демонстрация умений использования профессиональной литературы и др. источников информации, необходимой для подготовки отчетов, выступлений. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта. | - демонстрация умений определения цели, задач, планирования исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта с помощью руководителя; - демонстрация умений использования методов и методик педагогического исследования и проектирования, подобранных совместно с руководителем; - демонстрация умений оформления результатов исследовательской и проектной работы. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03, – государственной итоговой аттестации по специальности 49.02.01 Физическая культура |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 182 д
Программа учебной дисциплины Психология общения является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная физическая культура.Д...
ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 49.02.01 Физическая культура группа УФВ 20 1
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая кул...
ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2 с
1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная фи...
ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группы АФК 191, АФК 192
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическ...
ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическ...
Рабочая тетрадь по дисциплине ОП 06 Психология с методическими указаниями для выполнения самостоятельных и практических работ для студентов специальности 49.02.01 Физическая культура
Психология – одна из профилирующий дисциплин студента педагогического учебного заведения. Психология человека, которую ты сейчас изучаешь, является своего рода, введением в систему психологическ...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ГЛОССАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП 06 ПСИХОЛОГИЯ Специальность 49.02.01 Физическая культура
.Рабочая тетрадь по дисциплине ОП 06 Психология адресована студентам педагогических колледжей, обучающимся по специальности 49.02.01 Физическая культура. Тетрадь содержит разнообразные задания д...