ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группы АФК 191, АФК 192
рабочая программа по психологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическая культура,
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 977 от 11.08.2014г.
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная физическая культура
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Главной целью дисциплины является создание условий способствующих приобретению знаний и умений по организации и документальному оформлению своей профессиональной деятельности специалистом по работе с детьми, имеющими нарушения в развитии (в учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения, образования и др.).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современных проблемах образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
- использовать терминологию коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
- анализировать факторы и условия развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с характером дефекта развития или патологии;
- анализировать опыт работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении;
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития учителя общеобразовательной организации
знать:
- основные этапы истории коррекционной педагогики, коррекционной психологии и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- понятийный аппарат коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
- этиологию нарушений психофизического развития;
- классификации нарушений в развитии и поведении детей и подростков;
- общие и специфические закономерности социального, психического и физического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических нарушениях;
- возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- цели, задачи и структуру современной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и зарубежных странах, перспективы ее развития;
- психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, тяжелыми нарушениями речи, тяжелыми и множественными нарушениями здоровья;
- педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Освоение дисциплины позволяет формировать компоненты общих и профессиональных компетенций
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение ___
к ООП ППССЗ по специальности
49.02.02 Адаптивная физическая культура
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 977 от 11.08.2014г.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»
Разработчик:
Перевалов Сергей Валерьевич, преподаватель, ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная физическая культура
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Главной целью дисциплины является создание условий способствующих приобретению знаний и умений по организации и документальному оформлению своей профессиональной деятельности специалистом по работе с детьми, имеющими нарушения в развитии (в учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения, образования и др.).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современных проблемах образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
- использовать терминологию коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
- анализировать факторы и условия развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с характером дефекта развития или патологии;
- анализировать опыт работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении;
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития учителя общеобразовательной организации
знать:
- основные этапы истории коррекционной педагогики, коррекционной психологии и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- понятийный аппарат коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
- этиологию нарушений психофизического развития;
- классификации нарушений в развитии и поведении детей и подростков;
- общие и специфические закономерности социального, психического и физического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических нарушениях;
- возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- цели, задачи и структуру современной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и зарубежных странах, перспективы ее развития;
- психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, тяжелыми нарушениями речи, тяжелыми и множественными нарушениями здоровья;
- педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Освоение дисциплины позволяет формировать компоненты общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида адаптивного спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 1.2. Мотивировать лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 1.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения занятий.
ПК 1.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.
ПК 2.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.
ПК 2.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде адаптивного спорта.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
ПК 2.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.
ПК 2.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию в избранном виде адаптивного спорта.
ПК 2.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.
ПК 2.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде адаптивного спорта.
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___96___часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __64___ часов;
самостоятельной работы обучающегося _32____ часов.
1.5. Использование вариативной части ООП
Название учебной дисциплины | Количество часов | Обоснование | |
Максимальной нагрузки | Обязательной нагрузки | ||
ОП.07 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии | 24 | 16 | Углубленное изучение возрастных особенностей занимающихся различных нозологических групп |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 | |
в том числе: | ||
лабораторные занятия | - | |
практические занятия | 20 | |
контрольные работы | 4 | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 | |
в том числе: | ||
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - | |
Промежуточная аттестация в форме экзамен | ||
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Коррекционная педагогика и психология как наука о закономерностях психического развития аномальных детей. История развития коррекционной педагогики и психологии как науки. Основные категории коррекционной психологии: декомпенсация, коррекция, адаптация. Научная база коррекционной педагогики - наука о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий аномальных детей. Основные теоретические положения коррекционной педагогики: - оптимистический подход к развитию личности ребенка с отклонениями в развитии; - ребенок с дефектами в развитии - существо развивающееся; - специальное обучение - мощный двигатель развития; - необходимость учета сензитивных периодов развития и ведущего типа деятельности; - амплификация развития (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев). | 2 | 1,2 |
Раздел 1. Предмет коррекционной педагогики и коррекционной психологии. | |||
Тема 1.1. Методологические основы коррекционной педагогики и психологии | 1.Основные цели, задачи, содержание, принципы и методы коррекционной педагогики и психологии. | 2 | 1,2 |
Практическое занятие «Методологические основы коррекционной педагогики и психологии» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов на темы: - Л.С. Выготский - выдающийся психолог. Краткий обзор работ. - Этапы становления специального образования в России и за рубежом. - Социальное значение специальной педагогики и специальной психологии. | 4 | ||
Раздел 2. Особенности психофизического развития ребенка. | |||
Тема 2.1. Понятие о развитии в коррекционной педагогике и психологии. | Зона актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъяков). Аномальное развитие, характер его протекания. Органические (функциональные) нарушения нервной системы и периферические поражения отдельного анализатора - основа развития аномального ребенка. Критические периоды в психофизическом развитии детей. Первичный и вторичный дефект развития. Влияние социальных последствий на развитие аномального ребенка, его социально-психологическая реализация. Разработка Л. С. Выготским теории сложной структуры аномального развития ребенка. | 2 | 1, 2 |
Практическое занятие: «Учения Л.С. Выготского о развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья » | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: сообщения на темы « Психофизическое развитие дошкольников», «Профилактика нарушений психического здоровья». | 4 | ||
Тема 2.2. Категории и классификации нарушений, отклонений в развитии человека. | Категории аномальных детей в зависимости от вида дефекта, его структуры, степени выраженности, времени возникновения. Характеристика детей с различными аномалиями: дети с нарушением (полным или частичным) слуха, зрения; дети со специфическими речевыми отклонениями; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети со специфическими проблемами в развитии; дети с нарушением интеллекта (разные степени) и личности в целом: дети с задержкой психического развития (запаздывание) эмоциональными нарушениями (амбивалентность, двойственность эмоциональных состояний, детская агрессивность, комплексные эмоциональные состояния, их проявления в общении и поведении); дети риска (как новое педагогическое понятие). Понятие о степени риска: высокая, низкая, средняя степень риска. Педагогическая типология детей группы риска: дети с дефицитом психофизических функций (функциональная незрелость), речевыми проблемами; педагогически запущенные; с недостатками характера; дети группы риска по здоровью - ослабленные, часто болеющие, с хроническими заболеваниями, нервные дети; дети с комплексными проблемами: особая группа риска детей - одаренные; социально депривированные дети и др. | 8 | 1 |
Практические занятия: 1.Особенности психофизического развития ребенка с психическими отклонениями в развитии. 2. Особенности психофизического развития ребенка с физическими отклонениями в развитии. 3. Типология детей «группы риска» 4. Составление схемы: нарушения развития, их виды. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: сообщения на тему «Характерные особенности поведения детей с особыми образовательными потребностями». | 4 | ||
Раздел 3. Диагностика и коррекция психофизического развития ребенка. | |||
Тема 3.1. Необходимость своевременного выявления отклонений в развитии ребенка. | Возрастание роли медицинских знаний в решении коррекционно-педагогических проблем в образовании. Необходимость контроля за состоянием психического и физического здоровья детей с эмбрионального возраста. Потенциальные возможности коррекционной помощи: пластичность мозга ребенка, сензитивные периоды формирования эмоций, речи, интеллекта и личности. Создание системы раннего выявления детей с подозрением на те или иные отклонения – задача современного этапа коррекционной помощи детям. Скрининговое обследование детей первого года жизни на выявление факторов риска в развитии ребенка, дифференциальная диагностика в целях выявления отклонений, уточнения структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции в развитии ребенка. Формы помощи детям: консультативно-диагностическая; коррекционно-педагогическая; психологическая; реабилитационная. | 4 | 1 |
Практическое занятие: Показ и анализ студентами элементов диагностики в условиях классной аудитории. | 2 | ||
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подбор методик обследования различных функций детей дошкольного возраста (возраст на выбор студента) | 4 | ||
Тема 3.2. Диагностика и коррекция познавательной сферы ребенка. | Диагностика и коррекция сенсорных процессов, памяти, речи, мышления, несформированности учебных мотивов. Типичные причины трудностей познавательной деятельности. Направления педагогической коррекции недостатков развития познавательной деятельности: расширение сферы познавательного общения ребенка, стимулирование его активности в различных видах деятельности. Изучение готовности ребенка к школьному обучению. Оценка объективных данных состояния здоровья, социальной зрелости, психолого-педагогической готовности к обучению. Методы изучения готовности к школьному обучению. | 4 | 1,2 |
Практическое занятие: 1. Тематическое составление заданий для тестирования готовности детей к обучению в школе. 2.«Коррекция сенсорных процессов, памяти, речи, мышления, несформированности учебных мотивов» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подбор диагностических методик для выявления готовности ребенка к школьному обучению. | 4 | ||
Тема 3.3. Диагностика и коррекция межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. | Диагностика и коррекция межличностных отношений в группе детей дошкольного образовательного учреждения. Общая характеристика межличностного взаимодействия в группе сверстников и в разновозрастной группе, диагностика общения детей в группе. Динамика и роль различных видов общения со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения ребенка с педагогами, сотрудниками. Влияние взрослых на развитие личности ребенка. Изучение и коррекция семейной микросреды ребенка. Семья как важный фактор психического развития. Диагностика семейной микросреды ребёнка. Коррекция нарушений семейного воспитания. | 4 | 2 |
Практическое занятие: Составления плана диагностики и моделирование коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушениями в развитии. | 2 | ||
Контрольная работа: «Диагностика и коррекция межличностных отношений детей дошкольного возраста» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подбор диагностических методик для выявления межличностных отношений ребенка дошкольного возраста с нарушениями в развитии. | 4 | ||
Раздел 4. Педагогические условия, приемы и особенности коррекционно-педагогической работы с ребенком, имеющим отклонения в развитии в разных видах деятельности. | |||
Тема 4.1. Специфика воспитательно-оздоравительной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. | Создание условий для охраны и укрепления здоровья: физического, интеллектуального, социально-нравственного, эстетического развития, обеспечение детям эмоционального благополучия. Использование комплекса психолого-педагогических приемов в воспитании и обучении детей: создание особого стиля отношений педагога с каждым ребенком; понимание проявления отдельных отрицательных качеств характера и поведения «трудных детей» (капризных, упрямых, гиперактивных, трусливых, неправдивых, неуверенных, агрессивных, эгоистических, склонных к бессмысленному воровству, бродяжничеству; имеющих внешние физические недостатки. Специфические трудности развития одаренных детей. Включение детей в разнообразные виды детской деятельности. Воспитание потребности в общении с окружающими людьми - сверстниками, взрослыми. Организация общения в процессе содержательной деятельности. Воспитание умений проявлять свои эмоциональные состояния, принятыми в обществе средствами, адекватно реагировать на происходящее вокруг. Преодоление ситуации неуспешности, выбор деятельности, в которой ребенок может достичь определенных успехов. Акцентирование внимания на достижениях ребенка, позитивное реагирование на них. Создание перспективы на успешность выполнения других видов деятельности. Предоставление ребенку возможности самореализовываться, обеспечивая себе реальный, а не иллюзорный успех у окружающих. Поддержка детского творчества, фантазирования как источника содержательной художественной деятельности. Необходимость дифференцированного объединения детей в коллективы, группы, сохранение определенной условности при объединении и последующем введении ребенка в другие объединения. Использование современных дидактических пособий, музыки, игры, средств изобразительного искусства, фольклора, технических средств в педагогической работе с детьми. Создание развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей детей группы риска; отбор содержания, адекватных форм и методов работы с ними. | 4 | 1,2 |
Практическое занятие: «Специфика воспитателыю-одраювателъной работы с детьми, имеющим проблемы в развитии» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подбор игр-заданий для работы с дошкольниками по темам практикумов; составление перспективного индивидуального плана на месяц по включению дошкольника с отклонениями в развитии в различные виды деятельности. | 4 | ||
Тема 4.2. Сотрудничество образовательных учреждений с семьей ребенка, имеющего отклонения в развитии. | Специальная организация взаимодействия педагогов и специалистов с семьей: отслеживание динамики и особенностей развития, уточнение роли образовательного учреждения и семьи в становлении межличностных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, изучение трудностей в отношениях между детьми и родителями, между детьми в семье. Разработка способов и методов психолого-педагогической помощи семье (первичная и последующая). Помощь ребенку и семье в период адаптации к дошкольному учреждению, подготовке поступления в школу и образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, и в период систематического посещения. Использование традиционных и разработка специальных методик, тестов оказания помощи семье. Разъяснительная, консультационная и рекомендательная помощь. Создание банка данных о типологии семьей воспитанников, портрета семьи и ребенка по научно разработанным параметрам. Формы работы с семьей: индивидуальные, групповые; дискуссионные встречи, круглые столы специалистов с родителями. Использование в работе с семьей методик психотерапии, опросников, анкет, тестов, тематических выставок, аудиовидеозаписей, фотосъемок, видеотеки и др. вовлечение родителей в оказание действенной помощи в развитие индивидуальности ребенка Учет потребностей родителей в образовательных услугах. Этика и культура общения педагога с родителями по поводу проблем ребенка. | 2 | 1,2 |
Практическое занятие: проведение в классной аудитории мероприятия для родителей (собрания, круглого стола, беседы, распространение семейного опыта воспитания и т.д. – на выбор студентов), студенты работают в подгруппах. | 2 | ||
Контрольная работа: «Сотрудничество образовательных учреждений с семьей» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: составление консультаций для родителей по развитию индивидуальности у детей. | 2 | ||
Раздел 5. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения. | |||
Тема 5.1. Проблемы социализации человека с отклонениями в развитии. . | Отношение общества к детям с ограниченными возможностями. Общечеловеческие позиции коррекционной педагогики и формировании личности ребенка, гуманный подход к определению путей развития. Социализация детей с отклонениями в развитии как процесс взаимодействия с окружающей действительностью. Двусторонний характер процесса социализации: особенность усвоения социального опыта и активное воспроизводство его и развитие. Социальная реабилитация как включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизиологических возможностей. Факторы, влияющие на процесс социализации личности: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Благоприятные условия социализации; правильно организованная система воспитания и обучения; целесообразно организованное общение со взрослыми и сверстниками; правильная организация режима; использование разнообразных технических средств; широкое применение системы специального оборудования. | 4 | 1,2 |
Тема 5.2. Система социальных институтов для оказания помощи детям с отклонениями в развитии. | Цивилизованный путь развития системы специального образования - обучение. Система специальных учебно-воспитательных учреждений с соответствующими планами и программами воспитания и обучения, трудовой подготовки. Принципы организации и комплектования специальных учреждений. Создание новых реабилитационных учреждений: психолого-медико-педагогических консультаций; центров медико-педагогической и социально-трудовой реабилитации; центров специальной диагностики и интегрированного обучения; служб социально-педагогической и психологической помощи и поддержки; центров реабилитации детей раннего возраста; специальные учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, и другими нарушениями; оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии в массовых образовательных учреждениях. Проблемные дети в дошкольном образовательном учреждении; в классах и группах компенсирующего вида, специальных группах и классах в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста). | 4 | 1,2 |
Практическое занятие: 1. Составление схемы коррекционно-педагогической помощи детям. 2.«Организация коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системах» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Обзор педагогической печати по проблемам организации коррекционно-педагогической работы с детьми. | 2 | ||
Итого: | 96 |
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
- Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.
- Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места студентов,
- рабочее место преподавателя.
- Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 295 с. - (Серия: Профессиональное образование).
- Богданова, Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология : учебник для среднего профессионального образования / Т. Г. Богданова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
Дополнительная литература
- Фуряева, Т. В. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с.
- Речицкая, Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха) : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.
- Петрушин, В.И. Психология здоровья : учебник для СПО / В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 431 с. - (Серия "Профессиональное образование").
- Волков, Б.С.Психология общения : педагогическое общение : учебник для СПО / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова ; под общ. ред. Б.С. Волкова. - М. : Юрайт, 2018. - 333 с.
Интернет-источники
- lib.pomorsu.ru›bibkop/korped.htm
- school.edu.ru›catalog.asp…
- elective.ru Книги, главы из книг Специальная (коррекционная) педагогика.
- Labirint.ru
- fictionbook.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знания | |
педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков. | Текущий контроль: Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работах Промежуточная аттестация в форме экзамена |
умения | |
| Текущий контроль: Оценка результатов выполнения самостоятельных работ, устного опроса, тестирования Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Формы и методы контроля позволяют проверять развитие у обучающихся общих и формирование профессиональных компетенций:
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии; - понимание социальной значимости будущей профессии; | - интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| - оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий; |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | - демонстрация умений выбора метода решения в зависимости от ситуации, принятия стандартных и нестандартных решений профессиональных задач в области адаптивной физической культуры; | - оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических заданий; - оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - демонстрация умений использования методической литературы и др. источников информации, включая электронные, необходимой для организации деятельности в области адаптивной физической культуры; | -оценка результативности подготовки докладов, использования электронных источников, оценка эффективности работы с различными источниками информации. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков работы на ПК; выбора компьютерной программы в соответствие с решаемой задачей; - демонстрация умений применения компьютерных программ для решения профессиональных задач; | - наблюдение и интерпретация результатов деятельности в информационных сетях, оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. | - демонстрация навыков взаимодействия с занимающимися, преподавателями; - демонстрация умения работать в команде, демонстрация понимания общих целей; | -наблюдение и интерпретация результатов деятельности обучающегося в процессе совместной деятельности при решении задач; |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. | - демонстрация понимания целей профессиональной деятельности; - демонстрация умений целеполагания, контроля и оценивания собственной деятельности; - демонстрация умений самоанализа и коррекция результатов работы; | - оценка результативности выполнения практических заданий; - интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - демонстрация интереса к обучению; демонстрация умений использования знаний на практике; определения задач своего профессионального и личностного развития; демонстрация умений планирования своего обучения; | - оценка результативности выполнения практических заданий; - оценка результативности участия в семинарах, диспутах, научно-практических конференциях и т.д. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. | - демонстрация понимания целей и содержания профессиональной деятельности; - демонстрация умений использования решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности; | - оценка результативности участия в семинарах, диспутах, научно-практических конференциях и т.д. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. | - демонстрация способности и готовности к работе по профилактике травматизма, обеспечению охраны жизни и здоровья занимающихся; | - интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы. - оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических заданий. |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. | - понимание правовых норм в профессиональной деятельности; - демонстрация соблюдения правовых норм; их применение в организации профессиональной деятельности; | - интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе моделирования педагогических ситуаций. |
ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида адаптивного спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности. | - демонстрация умений владения профессионально- значимыми двигательными действиями, базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. | - интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе моделирования фрагментов занятий и мероприятий; - оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических заданий. |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия. | - демонстрация умений выбора цели и задач, планирования физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; - демонстрация умений определения методов, приемов, средств для проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; - демонстрация умений составления плана-конспекта/технологической карты/сценария физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 1.2. Мотивировать лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в физкультурно-спортивной деятельности. | - демонстрация умений определения способов и приемов мотивации занимающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в физкультурно-спортивной деятельности; - демонстрация умений планирования и проведения педагогически целесообразной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья к участию в физкультурно-спортивной деятельности. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 1.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия. | - демонстрация умений разработки детализированного конспекта/технологической карты физкультурно-спортивных занятий; - демонстрация умений проведения фрагмента (основной, части) физкультурно-спортивных занятий; - демонстрация умений разработки сценариев физкультурно-спортивных мероприятий: -демонстрация умения проведения фрагмента физкультурно-спортивного мероприятия; - демонстрация умений выбора спортивного оборудования и инвентаря для физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения занятий. | - демонстрация умений определения форм и методов педагогического контроля на физкультурно-спортивных занятиях; - демонстрация умений оценивания результатов деятельности на физкультурно-спортивных занятиях. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 1.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. | - демонстрация умения планирования обустройства спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся; - демонстрация умения создания предметно-развивающей среды с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 1.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. | - демонстрация умений ведения документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; - демонстрация умений ведения документации, обеспечивающей функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия. | - демонстрация умений выбора цели и задач, планирования учебно-тренировочных занятий; - демонстрация умений выбора методов, приемов, средств для реализации учебно-тренировочных занятий; - демонстрация умений составления плана-конспекта/технологической карты учебно-тренировочных занятий. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 2.2. Проводить учебно-тренировочные занятия. | - демонстрация умений выбора цели и задач учебно-тренировочных занятий; - демонстрация умений определения технологий, методов, приемов, средств для реализации учебно-тренировочных занятий; - демонстрация умений проведения фрагмента (основной части) учебно-тренировочного занятия. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 2.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде адаптивного спорта. | - демонстрация умений анализа учебно-тренировочных занятий в избранном виде адаптивного спорта. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. | - демонстрация умений определения форм и методов педагогического контроля на учебно-тренировочных занятиях; - демонстрация умений оценивания результатов деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 2.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью. | - демонстрация умений анализа учебно-тренировочных занятий, - демонстрация умений разработки предложений и рекомендаций по их совершенствованию и коррекции. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 2.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию в избранном виде адаптивного спорта. | - демонстрация умений проводить спортивную ориентацию в избранном виде адаптивного спорта, опираясь на знание индивидуальных, возрастных, поколенческих особенностей, особенностей физического развития и уровня физической подготовленности. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 2.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь. | - демонстрация умения организовывать обустройство спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом с учетом особенностей лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 2.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов. | - демонстрация умений ведения учебной документации, обеспечивающей учебно-тренировочный процесс; - демонстрация умений ведения учебной документации, обеспечивающей соревновательную деятельность спортсменов. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде адаптивного спорта. | - демонстрация умения выбора учебно-методического комплекта с учетом направленности дополнительной программы и избранного вида адаптивного спорта, особенностей группы и отдельных обучающихся. - демонстрация умений анализа образовательных программ избранного вида адаптивного спорта; - демонстрация умений анализа учебно-тематических планов, разработки рекомендаций по их совершенствованию. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. | - демонстрация умений разработки методического обеспечения организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья; - демонстрация умений анализа дополнительных образовательных программ; - демонстрация умений разработки спортивных мероприятий с учетом различных групп населения, имеющих ограниченные возможности здоровья. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий. |
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области адаптивной физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - демонстрация умений систематизации и оценивания педагогического опыта и образовательных технологий в области адаптивной физической культуры и спорта; - демонстрация умений использования профессиональной литературы, необходимой для систематизации педагогического опыта, анализа деятельности педагогов и самоанализа. | Текущая оценка результатов выполнения практических заданий, исследовательских и творческих работ. Оценка результативности участия в семинарах, диспутах, научно-практических конференциях и т.д. Оценка эффективности работы с профессиональной литературой. |
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | - демонстрация умений подготовки, оформления и презентации отчетов, докладов; - демонстрация умений использования профессиональной литературы и др. источников информации, необходимой для подготовки отчетов, выступлений. | Оценивание результативности выполнения отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. | - демонстрация умений определения цели, задач, планирования исследовательской и проектной деятельности в области образования, адаптивной физической культуры и спорта с помощью руководителя; - демонстрация умений выбора и использования методов и методик педагогического исследования и проектирования, подобранных совместно с руководителем; - демонстрация умений оформления результатов исследовательской и проектной работы в области адаптивного физического воспитания, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. | Оценка результативности защиты индивидуальных и групповых проектов. Оценивание результативности выполнения курсового проекта. Оценка результативности участия в семинарах, диспутах, научно-практических конференциях и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная физическая культура в коррекционной школе VIII вида.
Предлагаю использовать составленное мною календарно-тематическое планирование (2011 г.) по адаптивной физ-ре, в качестве третьего часа уроков физической культуры. Материал представлен для 5 клас...
Особенности преподавания адаптивной физической культуры в младших и средних классах в коррекционной школе для детей с нарушением слуха и речи»
Данная работа посвящена особенностям физического развития слабослышащих школьник...
ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 182 д
Программа учебной дисциплины Психология общения является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная физическая культура.Д...
ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2 с
1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная фи...
ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическ...
Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....