ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ к ОПОП ППССЗ специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования группа ПДО 21 2 с
рабочая программа по психологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. № 998.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании, в том числе при организации физкультурно-спортивной деятельности;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- основы психологии творчества;
- психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
- механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности;
- психологические основы обучения двигательным действиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ | ||||||||
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ | ||||||||
«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» (ГАПОУ ТО «ТКПСТ») | ||||||||
Приложение № 22 | ||||||||
к ОПОП ППССЗ по специальности | ||||||||
44.02.03 Педагогика дополнительного образования | ||||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | ||||||||
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||||||||
ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ | ||||||||
Тюмень 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. № 998.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий»
Разработчики:
Усольцев Игорь Геннадьевич, преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий»
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО |
на заседании ПЦК физкультурно-педагогического направления |
Протокол № 10 от 23 июня 2020 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины обеспечивает освоение части профессиональных и общих компетенций:
Изучение дисциплины обеспечивает формирование части профессиональных и общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
5.2.2. Организация досуговых мероприятий.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.
5.2.3. Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании, в том числе при организации физкультурно-спортивной деятельности;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- основы психологии творчества;
- психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
- механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности;
- психологические основы обучения двигательным действиям.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часа;
консультации – 1 час;
самостоятельной работы обучающегося – 29 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
практические занятия | 22 |
консультации | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 29 |
в том числе: | |
работа с опорным конспектом и литературой, составление кроссворда, схем, таблиц овладение техниками, анализ деятельности и состояний, составление программ, дневников написание сочинения-миниатюры, составление психологического портрета | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Психология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1 |
| |||
Введение в психологию | ||||
Тема 1.1. Предмет, задачи, строение психологии как науки и ее связь с педагогической наукой и практикой. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Определение психологии как науки. | 2 | ||
Основные этапы истории психологии. Рефлекторная природа психического как свойства нервной системы. Объективный характер психологических закономерностей. Основные принципы отечественной психологической науки. Мозг психика. | ||||
2. | Психика и сознание. | 2 | ||
Структура сознания и его основные психологические характеристики. Сознательное и бессознательное. Критики интроспективной трактовки сознания и иррациональной трактовки бессознательного | ||||
3. | Задачи и место психологии в системе наук. | 2 | ||
Задачи психологии в учебно-воспитательном процессе, взаимосвязи психологии с педагогикой, физиологией, философией, правоведением | ||||
Практические занятия | ||||
Строение психологической науки. Принципы классификации отраслей психологии в структуре современной психологической науки. Возникновение «стыковых» областей психологии. Общая психология, психология спорта, социальная, возрастная и педагогическая психология | 2 | |||
Работа с опорным конспектом по теме. Составление терминологического словаря по теме. | ||||
Тема 1.2. Методы психологии и основы спортивной диагностики |
| Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Классификация методов психологии. Методы изучения и методы психологического воздействия. Организационная, эмпирическая, обработки данных, интерпретационная. | |||
2. | Группы методов изучения психических явлений. Организационная, эмпирическая, интерпретационная обработки данных. Наблюдение, его виды и общая характеристика организации изучения психических явлений этим методом. Опрос, его виды и типы вопросов. Содержательный анализ документов и анализ продуктов деятельности. Эксперимент, его виды, преимущества и недостатки. Психологические тесты, их виды. Этапы психологических исследований | 2 | ||
3. | Группы методов психологического воздействия. Методы прямого и косвенного воздействия. Общая характеристика методов внушения, убеждения, примера, ориентирующей ситуации, изменение элементов профессии, использование символов, соревнование. Понятие о психологическом тренинге его видах и их общая характеристика | 2 | ||
Практические занятия | ||||
Методики изучения психомоторики и сенсомоторики обучающихся. | 2 | |||
Раздел 2. Общая психология личности и деятельности | ||||
Тема 2.1. | Содержание учебного материала | 1 | ||
Личность, ее структура и проявления. Особенности личности педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности | 1. | Индивид и личность. | 2 | |
Краткая характеристика учения о личности в зарубежной и отечественной психологии. Определение понятия «личность». Понятие «индивид», «индивидуальность» в отечественной психологической науке. Личность как объект психологических исследований. Структура личности. | ||||
2. | Биологическое и социальное в структуре личности. | 2 | ||
Представление о роли наследственности и среды в развитии личности в отечественной ncихологии, бихевиористские и персоналитические теории. Установка как неосознаваемые побуждения | ||||
3. | Активность личности. | 2 | ||
Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей и их виды. Мотивация как проявление значимых потребностей личности области физкультурно-оздоровительной деятельности. Взаимосвязь стимулов и мотивов / в активности человека. | ||||
4. | Формирование личности в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельности. | 2 | ||
Условия формирование личности. Роль обучения и воспитания в процессе формирования личности. Мотивационные аспекты управления формированием личности образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Сочинение-миниатюра «Мой идеал личности педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности ». Составить психологический портрет выдающегося тренера. | ||||
Тема 2.2.Общая характеристика деятельности и психологические особенности деятельности педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Понятие о деятельности. | 2 | ||
Особенности деятельности как социального человеческого типа активности. Принцип единства сознания и деятельности. Основные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, общение. Понятие о ведущей деятельности. | ||||
2. | Строение деятельности человека. | 2 | ||
Основные компоненты структуры деятельности. Цель как регулятор активности. Понятие действия и его виды. Психомоторика. Сенсомоторные, идеомоторные и эмоциональные процессы. Этапы развития деятельности | ||||
3. | Психологические особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности . Факторы, обуславливающие своеобразие педагогической деятельности и их представленность в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности .. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Составить кроссворд, используя основные понятия по теме. | ||||
Проанализировать конкретную спортивную деятельность. | ||||
Тема 2.3. Речевая деятельность педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Значение речевой деятельности педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности . в процессе обучения и воспитания учащихся . | 2 | ||
2 | Понятие о речи и физиологические механизмы речевой деятельности. : .Понятие о языке. Виды речевой деятельности и их особенности. Риторические методы доказательства. Групповая . дискуссия, этапы ее развития и психологические средства повышения эффективности групповой дискуссии. Речь и познавательная деятельность личности | 2 | ||
Тема 2.4. Внимание | Содержание учебного материала | 2 | ||
| Понятие о внимании и его физиологические механизмы | 2 | ||
1. | Определение внимания. Функции внимания. Физиологические механизмы внимания. Связь механизма внимания с ориентировочным рефлексом. Внимания и механизмы доминанты. | |||
2. | Структура внимания | 2 | ||
Качества внимания… Устойчивость внимания и проблемы «колебания» внимания. Зависимость устойчивости внимания от значимости объекта и организации деятельности. Переключение внимания. Объем и концентрация внимания. Распределение внимания и принципы, его вызывающие. Рассеянность и ее виды. Методы изучения качеств внимания | ||||
3. | Виды внимания. Непроизвольное внимание и принципы, способы его вызывать и поддерживать. Произвольное и непроизвольное внимание. Коллективное внимание, групповое и индивидуальное внимание. | 2 | ||
4. | Развитие внимания у учащихся. В ходе организации процесса образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Воспитание внимательности как свойства личности занимающегося физкультурно-спортивной деятелтностью.. Поэтапное формирование функции психологического контроля как важнейший способ формирования внимание у личности занимающегося физкультурно-оздоровительной деятелтностью. . | 3 | ||
Практические занятия | ||||
Изучение продуктивности внимания с помощью методики двухцветной таблицы (тест Шульте). Психотренинг «Изучение способности к переключению внимания с помощью методики наблюдения при организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Корректировка причин вызывающих состояние растерянности личности занимающегося физкультурно-оздоровительной деятелтностью. | 2 | |||
Раздел 3. Познавательная сфера личности занимающегося физкультурно-оздоровительной деятелтностью. | ||||
Тема 3.1. Сенсорно-перцептивные процессы и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. | Содержание учебного материала. | 2 | 2 | |
1 | Понятие об ощущения и их рефлекторная природа. | 2 | ||
Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Рефлекторная природа ощущений. Рецепторы и анализаторы. Контактные и безконтактные рецепторы. Строение анализатора. | ||||
2. | Общие свойства и виды ощущений. Качество, интенсивность, длитетельность ощущения. Чувствительность и ее измерение. Абсолютный и относительный пороги чувствительности. Закон Вебера-Фехнера. Адаптация. Явление сенсибилизации. Синестезия.. Методы измерения ощущений. Классификация ощущений. Экстероцентивные, интероцентивные и проприоцентивные ощущений. Ощущения зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, кожные, кинестетические | 2 | ||
3. | Совершенствование ощущений в процессе упражнения. Требование к упражнениям проводимым с целью повышения определенной чувствительности у обучаемых. Формирование системы чувствительности и ее компенсаторные возможности | 2 | ||
4. | Понятие о восприятии и его физиологических основах. Определение восприятия. Физиологические основы восприятия. Восприятие как действие. Роль моторных компонентов в восприятии. Основные качества восприятия: предметность, целостность, константность, избирательность, структурность и осмысленность. Апперцепция объекты и фон восприятия. Виды восприятия. Классификации восприятия; зрительные, слуховые, осязательные , кинестетические, восприятия | 2 | ||
5. | Виды восприятия и методы его изучения в физкультурно- оздоровительной деятельности. Восприятия пространства: формы, величины, глубины и удаленности предметов в в физкультурно-оздоровительной деятельности . Восприятия направления. Иллюзии восприятия пространственных свойств предметов в физкультурно-оздоровительной деятельности. Восприятие времени и движения в спортивной деятельности. Иллюзии восприятия движения.. Методы изучения восприятия. | 3 | ||
Практические занятия | ||||
Тренинг сензитивности. Исследование сенсомоторных реакций при организации физкультурно-оздоровительной деятельности. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
1. Изучение наблюдательности с помощью теста «Сюжетные картинки» | ||||
Тема 3.2. | Содержание учебного материала. | 2 | ||
Мнемические процессы и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью | 1 | Понятие о памяти и ее физиологических основах. Память и деятельность личности. Физиологические основы памяти. Физические, химические и биохимические теории механизмов памяти. | 2 | |
2. | Виды памяти. Двигательная, эмоционально-образная и словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Взаимосвязь различных видов памяти. Представление памяти. Виды представлений. | 2 | ||
3. | Процессы памяти. Запоминание и действие. Кратковременное и долговременное запоминание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Место непроизвольного т произвольного запоминание в усвоении знаний. Смысловое и механическое запоминание. Условия сохранения в памяти заучиваемого материала. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминание. Забывание. Темпы забывания. Методы изучения памяти. | 3 | ||
4. | Индивидуальные различия в процессах памяти и условия формирования и развития памяти у занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью. Индивидуальные особенности памяти у занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью. Типологические особенности памяти. Общие правила формирования и развитие памяти учащихся заучивание и приемы его организации в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. | 3 | ||
Практические занятия | ||||
Исследование кратковременной памяти на числа (тест А.П. Нечаев.) Исследование моторной памяти у занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью. | 2 | |||
Тема 3.3. Процессы мышления и воображения и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. | Содержание учебного материала. | 2 | 2 | |
1 | Понятие о мышлении о его физиологических основах. Определение мышления. Социальная природа мышления. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Мышление и личность. Проблемность мышления. Обобщенность и опосредованность мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация. Качества ума: любознательность и пытливость, глубина ума, гибкость и подвижность ума, логичность, доказательность и критичность. Физиологические основы мышления. Роль скрытых речевых реакций в процессе мышления. Практическое мышление. | |||
2. | Формы и виды мышления ..Формы мышления :понятие, суждение, умозаключение. Основные признаки понятия. Связь понятия с представлениями. Виды мышления:наглядно-действднное, наглядно-образное и словесно-понятийное. Взаимосвязь видов мышления в организации физкультурно-оздоровительной деятельностью. | 2 | ||
3. | Мышление и решение задач. Основы психологии творчества | 3 | ||
Формирование у учащихся понятий и логического мышления. Этапы мыслительного действия. Роль проблемного обучения в развитии мышления учащихся. Требования по организации занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью и развития у них мышления. Закономерности формирования понятий в процессе, обучения Типы мышления. Условия формирования различных типов мышления. Пути обучения мышлению Творческое мышление; его особенности и пути формирования. Профиль мышления обучающегося. | ||||
4. | Виды воображения. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Пассивная фантазия и грезы. Мечты и идеалы как основные формы воображения. | 2 | ||
5 | Способы синтезирования обеспечивающие возникновение воображения Комбинирование, Агглютинация Гиперболизация. Типизация. Творческий синтез. | 3 | ||
Практические занятия | ||||
Индивидуальные качества воображения и пути его формирования обучающегося Черты личности и особенности процесса воображения. Мечтательность и фантазерство как черты личности. Роль специальных приемов (рассказы, сомнения по картинам и т.д.), творческих кружков для развития воображения у учащихся. Роль эстетического воспитания в развитии воображения в процессе обучения | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Применить один из способов синтезирования информации для решения практической творческой задачи.. Тест «IQ» (электронный вариант) | ||||
Раздел 4. Эмоционально-волевые характеристики личности занимающегося физкультурно-оздоровительной деятельностью | ||||
Тема 4.1. Эмоции и чувства и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие об эмоциях и.чувствах и их физиологической основе. Чувства как отражение действительности. Сигнальная и регулятивная функции чувств. Роль чувств в практической и познавательной деятельности человека занимающегося физкультурно-оздоровительной деятельностью Содержание чувств и их внешнее выражение. | 2 | ||
2. | Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции. Эмоции напряжения и возбуждения. Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. Увлечения и страсти. Эмоциональное состояние .Настроения. Аффекты, эйфория, напряженность. Фрустрация. Методы и методики для определения эмоционального состояния при организации физкультурно-оздоровительной деятельности. | 2 | ||
3. | Эмоциональные состояния и их виды. .Настроения. Аффекты, эйфория, напряженность. Фрустрация. Методы и методики для определения эмоционального состояния спортсменов. Влияние спортивной деятельности на психологическое состояние личности и коллектива (команды); Технологии работы с агрессией. Техника «Прощение». Самодиагностика симптомов неуверенности в себе. Психотехнологии формирования уверенности в себе.. Техника «Ощущения уверенности». Техника «Модели уверенного поведения» | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Эмоциональные черты личности и развитие чувств эмоций у членов команды. Эмоциональная стабильность членов команды. Отзывчивость. Эмпатия. Роль чувств в самосознании и самопознании спортсмена. Саморегулирование в сфере чувств при организации физкультурно-спортивной деятельности | ||||
Тема 4.2. Воля и ее роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью . | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие о воли. Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Важнейшие особенности волевой деятельности. Общественно-историческая обусловленность воли. Физиологические основы волевых действий | 2 | ||
2. | Волевой акт и его структура. Звенья волевого акта. Принятие решения и его психологическая характеристика. Волевое усилие. Простые и сложные волевые действия | 2 | ||
3. | Волевые качества личности и их формирование. Понятия волевых качеств личности: целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка и самообладание, упрямство, мужество, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, импульсивность, внушаемость. | 2 | ||
Воспитание воли. Педагогические требования к организации процесса взаимодействия с учащимися, направленность на воспитание воли. Самовоспитание как важнейший путь развития волевых качеств личности. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Сочинение « Что я думаю о развитии своих волевых качеств(решительность, настойчивость, целеустремленность)» Самоанализ волевых качеств. Составление программы «Тренировка моих волевых усилий». | ||||
Раздел 5. Индивидуально-психологические характеристики личности занимающегося физкультурно-оздоровительной деятельностью | ||||
Тема 5.1. Темперамент и и его роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие о темпераменте и его физиологических основах. | 2 | ||
Понятие темперамента. Историческое содержание терминологии в учении о темпераментах. Учение И.П. Павлова, об основных свойствах нервной системы. Происхождение типов нервной системы и темперамента. Многозначность связей между типом нервной системы и типом темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Понятие о типе темперамента. Психологическая характеристика темперамента. Методы изучения особенностей темперамента. | ||||
2. | Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Понятие о типе темперамента. Психологическая характеристика темперамента. Изучение особенностей темперамента занимающегося физкультурно-оздоровительной деятельностью методом наблюдения | 2 | ||
3. | Учет темперамента занимающегося физкультурно-оздоровительной деятельностью . Проблема изменчивости темперамента. Темперамент и состояние личности. Темперамент и отношения. Темперамент и культура поведения. Четыре пути приспособления темперамента к требованиям физкультурно-оздоровительной деятельности деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить диагностическое портфолио по изучаемой теме. Подобрать из художественной литературы, видеофильмов психологические портреты и характеристики основных типов темперамента. | 2 | |||
Тема 5.2. Направленность личности и ее роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие о направленности личности •Определение направленности личности. Направленность и отношения. Направленность и системы мотивации личности занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью. Качества направленности личности: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность личности. | 2 | ||
2. | Формы направленности личности. Понятие о потребностях. Виды потребностей. Установка как форма направленности. Влияние и их роль в мотивации поведения обучающегося. Понятие об интересе как форме направленности. Интерес к физической культуре . Виды интересов. Понятие о мировоззрении как форме направленности. Идеал как одна из форм направленности личности . Понятия об убежденности. | 2 | ||
3. | Типы направленности личности и условия формирование направленности обучающегося. Морально-политическая, профессиональная и бытовая направленность. Типы эмоциональной направленности. Условия формирования демократической направленности личности у учащихся | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:. | 2 | |||
Тест «Анкета интересов». Проанализировать результаты теста. Разработать конкретные рекомендации развития направленности обучающегося | ||||
Тема 5.3. Характер и особенности его формирования в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Понятие о характере и его физиологических основах. Сущность характера. Природное и приобретенное в характере. Выразительные признаки характера. Физиологические основы характера. Динамический стереотип и характер. Общий тип высшей нервной деятельности и характера. | 2 | ||
2 | Свойства характера и симптомокомплексы его свойств. Характер как целостная система свойств. Структурные свойства характера. Четыре системных свойств характера, определяемых различными отношениями. Характер и темперамент. Характер и направленность: убеждений, чувств, потребности, интересы, идеалы и мировоззрение в структуре характера. Черты характера, выражающие общий психологический склад Психологические типы акцентуированных характеров. Методы изучения характера | 2 | ||
3 | Свойства характера и симптомокомплексы его свойств. Типы характеров. Характер как целостная система свойств. Структурные свойства 1 характера. Четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями. Характер и темперамент. Характер и направленность: убеждений, чувств, потребности, интересы, идеалы и мировоззрение в структуре характера. Черты характера, выражающие общий психологический склад. Психологические типы акцентуированных характеров (Гипертимный, циклоидный, лабильный,и т.д.). Методы изучения характера. | 2 | ||
4. | Формирование характера в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью деятельности и в учебно-воспитательном процессе. Характер и деятельность стадии формирования характера. Учет особенностей характера в индивидуальной учебно-воспитательной работе педагога. Влияние социального окружения (группы учащихся, родителей, референтных групп по месту жительства) на процесс воспитания и перевоспитания учащегося . Самовоспитание как возможный путь изменения | 2 | ||
Тема 5.4. Способности и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью . | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Понятия о способностях и их –природе. Определение способностей. Способности и деятельность, Теория наследственности способностей и теория приобретенных способностей. Задатки и способности. Способности в связи с общими и парциальными типами высшей нервной деятельности. Возможности компенсации способностей. Склонности | 2 | ||
2 | Виды способностей, методы их выявления и оценка уровня развития. Классификация способностей. Общие элементарные и сложные способности. Специальные, элементарные и сложные способности. Коммуникативные и организаторские способности. Творческие способности, профессиональные способности. Характеристика и уровни развития способностей. Одаренность. Талант. Гениальность. Методы, выявления, способностей и оценка уровня их развития. | 2 | ||
3 | Формирование способностей учащихся. Зависимость развития способностей от воздержания, методы и организации обучения. Роль педагога и семьи в развитии способностей детей. Возможности бригадных форм обучения в профессиональных учебных заведениях для развития профессиональных способностей учащихся. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Заполнить таблицу «Мои способности». Тестирование общих способностей личности. | ||||
Раздел 6. Возрастная и педагогическая психология и ее роль в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности | ||||
Тема 6.1. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии. | 2 | ||
Предмет возрастной и педагогической психологии и ее роль в в процессе организации физкультурно-массовой работы. Связь возрастной и педагогической психологии с другими науками. Теоретические и практические задачи современной возрастной и педагогической психологии. Роль возрастной и педагогической психологии в подготовке квалифицированного педагога. | ||||
Практические занятия | 2 | |||
Методы возрастной и педагогической психологии. Наблюдение. Роль дневников наблюдений. Эксперимент в возрастной и педагогической психологии. Тесты и условия их применения. Анкетные исследования как прием предварительного ознакомления | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Сделать сравнительный анализ различных психологических методов возрастной и педагогической психологии. | ||||
Тема 6.2. Психологическое развитие и обучение занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Учение о развитии личности. Ведущая роль общественного обучения и воспитании в психологическом развитии ребенка. Социально-организованная и стимулированная деятельность как основа, средство и условия развития психологических процессов и способностей человека. Движущие силы психологического развития личности. Проблема генетической и средовой обусловленности развития психики Обучение и освоение опыта и знаний. Диалектическая взаимосвязь обучения и развитие человека. | 2 | ||
Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подростка, психология ранней юности, геронтопсихология. Основные разделы педагогической психологии: психология обучения и воспитания, психология педагога | ||||
2. | Основные линии психологического развития учащихся в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности; Условия оптимизации обучения (учет уровня и своеобразие достигнутого психологического развития, приуроченность обучения к «сенситивным» периодам развития психики ребенка). Проблема расширения возрастных возможностей усвоения знаний. Превращение внешнего во внутреннее в процессе психического развития. Интериоризация и интеллектуализация осваемых типов и структур деятельности в процессе развития. Идеи А.С.Выготского об овладении знаками как условии психологического развития человека. Превращение внешних средств воздействия на личность в средства внутреннего управления и оценки. Принцип ведущей деятельности Эльконина. Периодизация возрастного развития. Категории «возраст» Неравномерность психического развития ребенка и ее причины. Временные задержки в психическом развитии. | 2 | ||
Тема 6.3. Психологические особенности преддошкольного и дошкольного возраста занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Особенности психологического развития в младенческом возрасте | 2 | ||
Стадия новорожденности. Безусловно-рефлекторные формы поведения(сосательный, оборонительный, ориентировочный) хватательный, опорный рефлексы. Условия нормального созревания мозга в период новорожденности, активная работа анализаторов «Комплекс оживления» к 2-3 месяцам. | ||||
2. | Младенческая стадия (от 2 мес. До 1 года)Младенец и взрослый, их совместная деятельность. Предпосылки речи. Развитие движений. Ориентировочные действия приспособление положения рук к свойствам предмета. Предметность и константность восприятия. Обучение мышлению в действии. Непосредственно-эмоциональное общение. | 2 | ||
3. | Раннее детство от 1год.до 3 лет. Овладение прямой походкой, ориентировка в пространстве развитие предметных действий. Игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Предметная деятельность и развитие речи. Потребность в общении и ее развитие 2 и 3 года. Слушание и понимание сообщений (1500 слов). Усвоение грамматического строя. Автономная речь 1-2 года предметно –манипулятивная. Развитие мышления в раннем возрасте, его наглядно-действенный характер. Начальный этап формирования личности ребенка. Самообслуживание. Научение отделять свои действия от себя. Кризис З х лет 3-4 лет. | 2 | ||
4. | Игра – как ведущий вид, деятельности Особенности общения детей.Игровая форма освоения мира. Игра – ведущий вид деятельности Влияние игры на развитие речи, овладение социальными знаками. Переход мышления к представлениями. Продуктивная деятельность –рисование, лепка, конструирование Овладение элементами учебной деятельности. Чувственный опыт ребенка и физкультурная деятельность. Интеллектуальное развитие дошкольников. Конкретность данного мышления Развитие наглядно-образных форм мышления. Формирование эмоционально-волевой сферы личности. | 3 | ||
5. | Готовность дошкольника к обучению: 7 лет. Развитие познавательных интересов (желание* учиться). Произвольное управление своим поведением. Смысловые запоминания, основные логические операции, смысловое запоминание, планомерное расчлененное восприятие. Зачатки теоретического подхода к действительности. Особенности общения детей. | 2 | ||
Тема 6.4. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Психологические особенности младшего школьника. Учебная деятельность – как ведущий вид деятельности Особенности начального периода школьной жизни ребенка (7-10 лет) 1-3 классы. Анатомо-физиологические особенности личности. Психологическая перестройка младшего школьника. Ведущая деятельность учения. Основные виды трудностей первоклассников (режим, характер взаимоотношений, насыщение учением). | 3 | ||
2. | Строение учебной деятельности младшего школьника. Понятие учебной деятельности (учебная ситуация, учебные действия, контроль, оценка). Особенности учебных действий Особенности действия контроля. Особенности действия оценки, .формирование учебной деятельности. Психологические особенности общения. | 2 | ||
3. | Психологические новообразования младшего школьного возраста. Развитие познавательной деятельности младшего школьника. Восприятие, внимание, памяти, воображения, мышления Резервы умственного развития. Развитие личности. Общение Эмоции. Центральное новообразование. Произвольность, внутренний план действия и рефлекса | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: составление диагностического портфолио «Диагностика психического развития детей в младшем школьном возрасте». | 2 | |||
Тема 6..5. Психологические особенности формирование личности девочек и юношей подростков занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Психологические особенности подростка .Интимно-личностное общение – как ведущая деятельность. • Место и значение подросткового периода в развитии ребенка. Анатомно-физиологическая перестройка организма у подростка. Центральное новообразование – чувства взрослости. Уровень притязания личности подростка. Обострение потребности в общении и самоутверждении. Дружба подростков. Половые различия. Противоречия между возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления. Кризисы переходного возраста. Психологические особенности девочек и юношей подростков | 2 | ||
2. | Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения. Самооценка и самосознание Формирование познавательных и общественных интересов Отношения к учению. Стимулы и мотивы учения 5 -8 классы (11 -15 лет). Девиантное поведение в подростковом возрасте и его особенности. | 2 | ||
3. | Спортивная и трудовая деятельность и ее значение для формирования личности подростка. Роль общения в подростковом возрасте | 3 | ||
Спорт и его роль в жизни подростка. Значение спортивных соревнований для воспитания личности подростка. Труд и его значение для воспитания и самовоспитания подростка. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
Составить «копилку» форм воспитательной работы для воспитания детей в подростковом возрасте, опираясь на работы Н.Е. Щурковой и И.П. Иванова. | ||||
Подготовить форму психологического дневника «Самовоспитание подростка» | ||||
Тема 6.6. Психология ранней юности и особенности развития юношей и девушек занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Понятие юности. Возрастные границы юношеского возраста Физическое развитие Социальное образование. Осознание и самооценка личных качеств. Самоуважение. Юношеские дневники. | 2 | ||
2. | Физкультурно-массовая работа и взаимоотношения в коллективе и со взрослыми.. Общественно-полезный труд. Взаимоотношения в коллективе с родителями, преподавателями и их роль в развитии самосознания юноши и девушки. Общение. Стремление к автономии. Групповая жизнь. | 3 | ||
3. | Дружба и любовь, взаимоотношения полов. Юношеский максимализм. Ценностные ориентации. Этические и эстетические нормы.. Условия преодоления нереалистичности мышления, поспешность обобщений, поверхностного критицизма. Формирование личности. Стратегии психологического воздействия в отношении учащихся занимающихся физической культурой и спортом с учетом возраста. | 3 | ||
4. | Выбор профессии. Психологические интересы, склонности в юношеском возрасте. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в период ранней юности. | 2 | ||
Тема 6.7. Психология обучения и ее роль в деятельности педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности . | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Сущность процессов обучения. | 2 | ||
Психология обучения как отрасль педагогической психологии, ее взаимосвязь с педагогикой. Задачи психологии обучения .Понятие об обучении .Обучение как общественно-историческое явление и психолого-педагогический процесс.. Психологические теории деятельности учения, концепция обучения (Л.В.Занков), концепция учебной деятельности (Д.Б.Эльконин) (В.В. Давыдов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Система понятий психологической теории учения. Факторы, влияющие на успешность, темп и направление обучения. | ||||
Учение. Научение. Общее понятие о научении.. Показатели умстсвенного развития. Главные формы деятельности, лежащие в основе научения (игры, подражания, труд, повторение и заучивание, пробы и ошибки, упражнения, решение учебных задач). Мотивация учебной деятельности.. Закономерности развития основных психологических процессов в условиях обучения при организации физкультурно-спортивной деятельности.. . Убеждение – упражнение – приучение – обучение – стимулирование –контроль – оценка при организации физкультурно-спортивной деятельности. | ||||
2. | Основные модели и типы обучения | 2 | ||
Традиционная модель школьного обучения. Развивающие модели обучения –личностная, развивающая, активизирующая Попутные научения и целенаправленное учение. Программированное обучение. Критерии обученности и способы ее выявления. Факторы влияющие на процесс обучения. Факторы влияющие на успешность процесса обучения. Внутренние факторы заучивания(внимание, установка, мотивация). Внешние факторы заучивания ( содержание и форма учебного материала). Организация заучивания. Обратная связь в обучении. | ||||
3. | Сенсорное обучение и закономерности формирования навыков при организации физкультурно-спортивной деятельности… | 3 | ||
Сенсорное обучение – формирование наблюдательности, Закономерности формирования умственных действий и интеллектуальных операций. Проблема усвоения приемов и операций. Интеллектуальная деятельность в отечественной психологии. Условия формирования умений и навыков. Понятие умения. Виды умений. Этапы формирования умений при организации физкультурно-спортивной деятельности.. | ||||
4 | Формирование у учащихся научных понятий и логического мышления. Способы формирования научных понятий. Управления формированием понятий. Обучение мышлению. Типы мышления Операциональные структуры мышления… | 2 | ||
5. | Субьекты образовательного процесса. | 2 | ||
Субъект образовательного процесса – как человек осознающий и разделяющий его цели, задачи \ установки. Овладение логическим, системным мышлением и умением самостоятельно добывать знания, а не готовые истины. Творческое мышление. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей. Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания информации детей. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний. | ||||
Тема 6.8. Психология воспитания в процессе занятий занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельности. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Общее понятие о психологии воспитания. Предмет психологии воспитания. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности учащегося. Задачи психологии воспитания. | 2 | ||
2. | Психология воспитания – органическая часть психологии развития. | 2 | ||
Сущность и психологические механизмы воспитания. Мотивационная сфера. Критерии воспитанности. Значение личности воспитателя. Деятельность основа формирования человека как личности. Организация ведущих типов деятельности как средство целенаправленного влияния на формирование личности. Учет психологических новообразований при построении УВР Учет возраста. Изменение иерархии мотивов как основа формирования личности в процессе воспитания. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема. Основные концепции и модели воспитания в семье: Адлеровская модель (А. Адлер)., Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер), Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон). Модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс,Д. Джонгард). Модель групповой терапии (X. Джинот). Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И.В. Гребенников). | ||||
3. | Психологическая структура и содержание общественного полезного труда.» | 2 | ||
Труд и его функции в формировании личности при организации физкультурно-спортивной деятельности.. . Роль коллектива в процессе воспитания. Требования к организации коллектива при организации физкультурно-спортивной деятельности.. . Формы и методы выявления эффективности воспитательных воздействий при организации физкультурно-спортивной деятельности. | ||||
Практические занятия | ||||
Механизмы корректирования асоциального поведения трудного учащегося. Типология трудновоспитуемых детей. Их характеристика. Создание правильного сочетания «понимаемых» и реально действующих мотивов включение учащегося в специальную организованную деятельность. Целенаправленное введение норм и правил поведения. Сочетание мер наказания и поощрения. | 2 | |||
Тема 6.9. Роль педагога дополнительного образования в организации физкультурно-оздоровительной деятельности . | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Психология педагогической деятельности в процессе организации физкультурно-массовой деятельности. Особенности спортивной деятельности и ее отличие от других видов деятельности. | |||
Функции педагога – руководство приобретением и реализацией социального опыта учащимся и передача накопленных человечеством знаний. Педагог как субъект педагогической деятельности | ||||
2. | Педагогические способности, их структура. | 2 | ||
Компоненты педагогических способностей: дидактические, речевые, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные, педагогическое воображение, организаторские. | ||||
Педагогические умения и навыки: информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные. Методы выявления педагогических способностей. | ||||
3. | Влияние личности педагога на результаты физкультурно-массовой деятельности. | 2 | ||
Пять стихий руководства при организации физкультурно-массовой деятельности. Психологические основы педагогической оценки и влияние оценки на систему отношения учащегося к коллективу, педагогу, родителям. Психологические основы такта. | ||||
4. | Психологический «климат» в команде. Факторы влияющие на него создание благоприятного психологического «климата» в коллективе педагогов | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |||
1. Разработка мини программы для педагогов «Психофизическая культура педагога» | ||||
2. Овладение методикой специальной психологической гимнастики. | ||||
Тема 6.10. Психотехнологии внутренних состояний спортсмена | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Понятие о психотехнологии внутренних состояний. | 2 | ||
Психотехнологии работы с концентрацией внимания. Психотехнологии работы с внутренней тревогой . Психотехнологии работы со страхами. | ||||
2. | Самодиагностика симптомов неуверенности в себе. Психотехнологии формирования уверенности в себе. Техники развития уверенности в себе. Техника «Ощущения уверенности». Техника «Биоэнергетическая медитация». Техника «Модели уверенного поведения» | 2 | ||
3. | Технологии формирования творческого отношения к процессу самообучения и самовоспитания. Техника «Алмаз». Техника десять доказательств эксклюзивности. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Технологии работы с агрессией. Техника «Прощение». Техника «Мысленное планирование». Техника «Три ступени защиты» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 5 | |||
Отработка конкретной психотехники по выбору. Составление психологического дневника для дальнейшей работы. | ||||
Тема 6.11. Основы психологии тренировочного процесса | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1. | Понятие о психологически тренировочного процесса. Понятие о психологических методах тренировочного процесса. | |||
2. | Психологические основы эффективности тренировочного процесса. Принцип сознательности тренировочного процесса. Принцип активности. Принцип эмоциональности тренировочных занятий Использование игрового и соревновательного методов. Принцип систематичности (регулярности Принцип прогрессирования и оптимальной трудности заданий. Принцип подкрепления. Принцип индивидуализации обучения и тренировки. Принцип моделирования соревновательной деятельности | 3 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Психологические вопросы формирования умений (навыков). Сущность понятий «умение» и «навыки» в сорте. Компоненты двигательного умения. Формирование двигательных умений (навыков) Стадии формирования двигательного умения (навыка) Аналитический. Синтетический. Автоматизация. Идеомоторная тренировка. | ||||
Консультации | 1 | |||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | ||||
Всего: | 90 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к практическим работам
Технические средства обучения: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска, видеокамера.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Иванников, В.А. Психология : учебник для СПО / В.А. Иванников. - М. : Юрайт, 2018. - 480 с. - (Серия: Профессиональное образование)
- Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 295 с. - (Серия: Профессиональное образование).
- Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для СПО / под ред. А.Е. Ловягиной. - М. : Юрайт, 2018. - 338 с. - (Серия "Профессиональное образование").
- Петрушин, В.И. Психология здоровья : учебник для СПО / В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 431 с. - (Серия "Профессиональное образование").
- Волков, Б.С.Психология общения : педагогическое общение : учебник для СПО / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова ; под общ. ред. Б.С. Волкова. - М. : Юрайт, 2018. - 333 с.
Интернет-ресурсы:
- Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azps.ru.
- Материалы по психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psychology-online.net.
- Место, где живет психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psydom.ru/articles.
- Мир психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.net.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущей и промежуточной аттестации.
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля |
Знания | |
| Оценка результатов тестированияпо темам № 1.1-6.11 Оценка результатов выполнения самостоятельной работы Оценка результатов промежуточной аттестации |
Умения | |
| Оценка результатов выполнения заданий на практических занятиях Оценка результатов выполнения самостоятельных работ Оценка результатов промежуточной аттестации |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только формирование профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений:
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии; - понимание социальной значимости будущей профессии; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - демонстрация умений выбора метода решения в зависимости от ситуации, принятия стандартных и нестандартных решений профессиональных задач в области адаптивной физической культуры; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - демонстрация умений использования методической литературы и др. источников информации, включая электронные, необходимой для организации деятельности в области адаптивной физической культуры; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков работы на ПК; выбора компьютерной программы в соответствие с решаемой задачей; - демонстрация умений применения компьютерных программ для решения профессиональных задач; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - демонстрация навыков взаимодействия с занимающимися, преподавателями; - демонстрация умения работать в команде, демонстрация понимания общих целей; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | - демонстрация понимания целей профессиональной деятельности; - демонстрация умений целеполагания, контроля и оценивания собственной деятельности; - демонстрация умений самоанализа и коррекция результатов работы; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - демонстрация интереса к обучению; демонстрация умений использования знаний на практике; определения задач своего профессионального и личностного развития; демонстрация умений планирования своего обучения; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - демонстрация понимания целей и содержания профессиональной деятельности; - демонстрация умений использования решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). | - демонстрация способности и готовности к работе по профилактике травматизма, обеспечению охраны жизни и здоровья занимающихся; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - понимание правовых норм в профессиональной деятельности; - демонстрация соблюдения правовых норм; их применение в организации профессиональной деятельности; | Оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях, самостоятельных работ |
ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия. | - демонстрация умений выбора цели и задач, планирования занятий. - демонстрация умений определения методов, приемов, средств для проведения занятий; - демонстрация умений составления плана-конспекта/технологической карты занятий | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 1.2 Организовывать и проводить занятия | - демонстрация умений разработки детализированного конспекта учебного занятия/технологической карты; - демонстрация умений проведения фрагмента (подготовительной, основной, заключительной части) учебных занятий; - демонстрация умений выбора и использования спортивного оборудования и инвентаря для учебных занятий. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 1.4 Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы | - демонстрация умения оценивать процесс и результаты освоения дополнительной образовательной программы занимающимися с использованием ситуации успеха и личностно-ориентированных эталонов оценивания | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 1.5 Анализировать занятия. | - демонстрация умения анализировать занятия с точки зрения эффективности используемых форм, методов, приемов, средств обучения. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 1.6 Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. | - демонстрация умения ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс: плана-конспекта/технологической карты учебных занятий. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 2.1 Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. | - демонстрация умений выбора цели и задач, планирования досуговых мероприятий - демонстрация умений определения методов, приемов, средств для проведения досуговых мероприятий; - демонстрация умений составления сценариев досуговых мероприятий | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 2.2 Организовывать и проводить досуговые мероприятия | - демонстрация умений разработки сценариев досуговых мероприятий; - демонстрация умений проведения фрагмента (подготовительной, основной, заключительной части) досуговых мероприятий; - демонстрация умений выбора и использования спортивного оборудования и инвентаря для проведения досуговых мероприятий. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 2.3 Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях | - демонстрация умений определения способов и приемов мотивации занимающихся к участию в досуговой деятельности; - демонстрация умений планирования и проведения педагогически целесообразной работы с родителями | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 2.4 Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий | - демонстрация умения анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий с точки зрения эффективности используемых форм, методов, приемов, средств обучения. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 2.5 Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. | - демонстрация умения ведения документации, обеспечивающей организацию и проведение досуговых мероприятий (сценариев, положений о проведении мероприятий, планов и т.д.) | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 3.1 Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. | - разработка фрагментов учебно-методической документации; - разработка учебно-методической документации с учетом различных возрастных групп населения. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 3.2 Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду | - демонстрация умения создавать в кабинете предметно-развивающую среду с целью формирования базовой культуры личности воспитанников | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 3.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - демонстрация умения находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования для решения профессиональных задач и самообразования. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 3.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | - демонстрация навыков подготовки, оформления и презентации отчетов, рефератов, докладов; - использование профессиональной литературы и др. источников информации, необходимой для подготовки отчетов, рефератов, выступлений. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
ПК 3.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. | - демонстрация умений определения цели, задач, планирования исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей с помощью руководителя; - выбор и использование методов и методик педагогического исследования и проектирования, подобранных совместно с руководителем; - демонстрация умений оформления результатов исследовательской и проектной работы. | Наблюдение и оценка результатов выполнения заданий на – промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.03 – государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)
Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...
Фрагмент рабочей программы профессионального модуля ПМ.04 специальности Педагогика дополнительного образования "Организация отдыха детей"
Предствален фрагмент рабочей программы профессилнального модуля специальности Педагогика дополнительного образования, куда входят МДК "Педагогическое сопровождение разновозрастных групп детей" ,...
программа по английскому языку 2-4 курс для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
программа по английскому языку 2-4 курс для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования...
Педагогика дополнительного образования
Рефераты, разработки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.01 Иностранный язык (немецкий) для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 49.02.01 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специа...
ОП.04 ПСИХОЛОГИЯ к ОПОП ППССЗ специальности 39.02.02 Организация сурдокоммуникации группа ОС 21 1 с
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 39.02.02 Организация су...
Рабочая тетрадь по дисциплине ОП 02 Психология с методическими указаниями для выполнения самостоятельных и практических работ для студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины ЩП 02 Психология» и предназначено для студентов, обучающихся по специальности СПО44.02.03 Педагогика дополнительно...