Педагогика дополнительного образования
материал на тему
Рефераты, разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_vozmozhnosti_razvitiya_neformalnogo_i_informalnogo_obrazovaniya_v_regionah.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
МИНИ РЕФЕРАТ
по программе повышения квалификации (ПК)
«Обновление деятельности преподавателя-организатора ОБЖ
в соответствии с требованиями ФГОС»
Тема:
«Возможности развития неформального и информального образования
в регионах России»»
Реферат подготовил: Турченко Светлана Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Новое поколение»
Номер и дата договора: №216/03-574-09 от 29.09.2016.
20 ноября 2016 г.
г. п.Приобье, ХМАО-Югра
Российская Федерация
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
- Инфраструктура неформального и информального образования.
1.1 Формальное и неформальное образование…………………………4 стр.
1.2 Информальное образование…………………………………………5 стр.
Заключение………………………………………………………………..8 стр.
Литература………………………………………………………………..9 стр.
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе образование становится одним из важнейших, если не сказать главным, фактором развития, что приводит к поискам новых направлений и путей, позволяющих стать человеку конкурентоспособным, быть готовым обучаться в течение всей жизни, и не только поглощать информацию и знания, но и трансформировать ее, направлять на благо себя и общества.
«Становление информационного общества неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновление знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования».
Меняется парадигма, введены профстандарты, требующие спецобразования и постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности. Проблема в том, что этих видов — образования — становится всё больше и больше. Если с формальным более-менее понятно, то категория «неформальное» и «информальное» требует некоторого осмысления и разъяснения. Попробуем разобраться, что к чему и нужно ли оно нам.
- Инфраструктура неформального и информального образования
Сегодня конкурентоспособность стран зависит не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество навыков, используемых в экономике и в социальной жизни. Люди, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики. Более того, освоение новых навыков и знаний становится для многих людей (особенно молодых) самостоятельной потребностью, а для экономики – растущим сектором услуг. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и всё более значимым элементом современных образовательных систем. Поэтому все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде.
1.1 Формальное и неформальное образование
Формальное образование – происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата установленного образца, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.
Неформальное образование – происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа (и не требует этого документа!), чаще всего носит целенаправленный и систематический характер.
Развитие неформального образования (НО) станет возможным только при резком расширении круга поставщиков. Это расширение будет включать активизацию внутрифирменного образования через налоговые льготы (отнесение расходов на внутрифирменное обучение к себестоимости). Поддержка частно-государственного партнерства в области НО может осуществляться в форме софинансирования услуг НО, оказываемых образовательными организациями бизнесу и гражданам. Например, может быть эффективной грантовая программа для повышения качества программ НО, оказываемых успешными образовательными организациями.
Расширится использование НКО для реализации государственных функций в области образования. НКО уже играют немалую роль в системе дополнительного образования детей и молодежи. Вместе с тем, до сих пор они работают почти исключительно на платной основе, хотя вполне могли бы эффективно оказывать услуги в форме частно-государственного партнерства. Государство может распределять среди негосударственных организаций государственный заказ на услуги дополнительного образования молодежи, на летние программы.
Ваучерное финансирование программ повышения квалификации в бюджетной сфере и программ переобучения безработных (с возможностью использования этих ваучеров в негосударственных образовательных организациях) позволит разрушить монополию институтов повышения квалификации и существенно расширить выбор потребителей.
Многообразие услуг неформального образования потребует формирования корпуса образовательных консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты.
Завершающим элементом сферы НО станут независимые центры присвоения квалификаций, которые будут аккредитовываться работодателями.
1.2 Информальное образование
Информальное образование — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры»[2].
С периферии в центр образовательной политики переместится задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Эта задача будет решаться через: создание общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов, модернизацию работы библиотек, гсударственную поддержку услуг дистанционного самообразования через формирование общедоступных сервисов самообразования через Интернет на основе новых технологий работы со знаниями и с сознанием.
Развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая будет включать центры консультирования по получению дополнительного образования при службах занятости и организации, предоставляющие услуги карьерного консультирования (профессиональной и образовательной ориентации) в школах и других учебных заведениях.
В России понятия неформального и информального образования только входят в обращение и еще мало кому известны. Эти новые формы образования – неформальное и информальное — были заимствованы из европейской концепции. Самоцель — непрерывность образования индивида в течение всей жизни. А Министерство образования и науки РФ внесло эти понятия в проект «современной модели образования» до 2020 года, увязав их с необходимостью перехода к концепции непрерывного обучения, которое в свою очередь напрямую связано с неформальны и информальным образованием. Основными постулатами непрерывного образования или «образования через всю жизнь» стали принципы: « научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [1;c.16].
Такая трехступенчатая модель современного образования направлена не только на развитие профессиональных качеств. Ведущую роль играет личностный интерес, активная социальная позиция, ответственность за результат, развитие мобильности и коммуникативности, предоставление возможности каждому человеку раскрыть потенциал, талант, реализовать себя.
На современном этапе неформальное образование считается особо ценным типом, опирающимся на свободный выбор видов деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что общество стремительно обновляется и наша профессия требует специалистов, готовых и способных, в том числе, и к неформальному образованию. Сфера социального обслуживания уже не может базироваться на традиционных концепциях и знаниях социальной работы. Требуются новые, интересные социальные практики, адаптированные как для работы с конкретной личностью, так и с различными сообществами. Кому как не нам знать потребности людей? Кому как не нам предлагать продукты и услуги, отвечающие этим потребностям? Кому как не нам активно развивать идеи неформального образования и в собственной профессиональной жизни и в работе с получателями социальных услуг.
Сутью системы дополнительного (неформального) образования является переход от централизованных и жестко организованных траекторий профессиональной подготовки к свободной встрече широкого предложения образовательных услуг и многообразных потребностей в повышении квалификации, в освоении новых знаний и технологий.
Традиция заставляет нас думать о будущем в терминах финансирования, структур, организаций. Нам трудно даже поставить вопрос и представить, что изменится в будущем для отдельного человека. Однако разворачивание дискуссии о будущем невозможно без взгляда со стороны ученика, студента, учителя, родителей и работодателей. Какой будет их будущая образовательная реальность? Это особенно важно в контексте опоры на креативность, мотивацию, интерес как на главные ресурсы развития инновационной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Поволяева М.Н., Попова И.Н., Дубовик И.М. Развитие неформального образования в современной России и за рубежом. Монография. – М., OOO «НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», 2015. – 120 с. (БИБЛИОТЕЧКА для учреждений дополнительного образования детей). http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/06/Bibliotechka-%E2%84%96-12015.pdf
2.Чекалова Н.В., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых. Март 2012 http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm
3.Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г./ под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)
Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...
Фрагмент рабочей программы профессионального модуля ПМ.04 специальности Педагогика дополнительного образования "Организация отдыха детей"
Предствален фрагмент рабочей программы профессилнального модуля специальности Педагогика дополнительного образования, куда входят МДК "Педагогическое сопровождение разновозрастных групп детей" ,...
программа по английскому языку 2-4 курс для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
программа по английскому языку 2-4 курс для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.01 Иностранный язык (немецкий) для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 49.02.01 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специа...
Военно-исторические клубы, как направление педагогики дополнительного образования
Рассказ об истории военно-исторического движения, об особенностях военно-исторических клубов в России и за границей, а также педагогические аспекты деятельности военно-исторических клубов....
ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ к ОПОП ППССЗ специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования группа ПДО 21 2 с
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 Педаго...
Рабочая тетрадь по дисциплине ОП 02 Психология с методическими указаниями для выполнения самостоятельных и практических работ для студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины ЩП 02 Психология» и предназначено для студентов, обучающихся по специальности СПО44.02.03 Педагогика дополнительно...