Рабочая тетрадь по дисциплине ОП 02 Психология с методическими указаниями для выполнения самостоятельных и практических работ для студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
учебно-методический материал по психологии

Усольцев Игорь Геннадьевич

 

Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины ЩП 02 Психология» и предназначено для студентов, обучающихся по специальности СПО44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Цель учебного пособия – формирование, закрепление и систематизация теоретических и практических знаний по дисциплине ОП 02 «Психология».      Задания и упражнения, содержащиеся в пособии, направлены на развитие  у студентов самостоятельности, гибкости мышления, навыков работы с учебной литературой,  формирование умения применять полученные знания в практической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_po_psihologii_2.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

(ГАПОУ ТО «ТКПСТ»)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По дисциплине ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ   

Практическое пособие для студентов
специальности

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Тюмень 2020

Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины ЩП 02 Психология» и предназначено для студентов, обучающихся по специальности СПО

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

      Задания и упражнения, содержащиеся в пособии, направлены на развитие  у студентов самостоятельности, гибкости мышления, навыков работы с учебной литературой,  формирование умения применять полученные знания в практической деятельности.

Цель учебного пособия – формирование, закрепление и систематизация теоретических и практических знаний по дисциплине ОП 02 «Психология».


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

 Тема 3.1. Сенсорно-перцептивные процессы и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью        6

Тема 3.2 Мнемические процессы и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью        13

 2.4.ТемаВнимание…………………………………………….………………………………..........16

Тема 3.3. Процессы мышления и воображения и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью……………………………………………………………………13

психологии…...………………………………………………………………………………………..15

 Тема 6.2.  Психологическое развитие и обучение занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью………………………….…………………….…………………...28

Литература для самостоятельной работы студентов        33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие «Рабочая тетрадь» по дисциплине ОП 02 Психология предназначено для студентов, обучающихся по специальности СПО

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

 Раздел «Познавательная сфера человека» является одной из основных в дисциплине ОП 02 психология. Ее важность и значимость обусловлены несколькими моментами. Во-первых, знание основных характеристик психических процессов и закономерностей их функционирования позволит наиболее оптимальным образом организовать учебную деятельность студента. Во-вторых, изучение особенностей психического развития в онтогенезе невозможно, если студент не овладел в полной мере основными понятиями темы «Познавательная сфера личности».

Тетрадь может быть использована студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателя, а также при самостоятельном изучении раздела «Познавательная сфера личности» и темы «Психологическое развитие и обучение занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью» Использование тетради на аудиторных занятиях существенно сокращает время, затрачиваемое на конспектирование материала. Использование тетради в ходе самостоятельного изучения темы помогает студентам увидеть главное в содержании темы и не оставить без внимания обязательные для рассмотрения вопросы. Студентам предлагаются упражнения репродуктивного и творческого характера, поэтому работа с тетрадью в процессе усвоения темы способствует закреплению, систематизации и осмыслению изучаемого материала.

Пособие состоит из шести глав, каждая из которых включает список вопросов, подлежащих рассмотрению, перечень терминов и понятий обязательных для усвоения, задания на установление соответствия и набор заданий открытого типа разного уровня сложности. В конце некоторых глав, там, где это возможно приводятся экспериментальные методики диагностики психических процессов, которыми следует овладеть для психодиагностики наличного уровня развития рассматриваемых психических процессов.

Все задания пособия условно можно разделить на три группы.

– задания, обязательные для выполнения. Сюда включены вопросы, составляющие обязательный минимум усвоения темы (!!!);

 задания желательные (рекомендованные) для выполнения. Как правило, это задания, позволяющие осмыслить теоретический материал и сформировать умение использовать его в собственном житейском опыте (!!);

– задания, которые выполняются по желанию студента. Это дополнительные вопросы, которые могут быть рассмотрены в разделе «Познавательная сфера человека» и позволяют расширить представления по данному вопросу (!).

В процессе и результате изучения темы «Познавательная сфера человека» студенты должны знать основные характеристики психических познавательных процессов личности, ознакомиться с некоторыми методами диагностики познавательных процессов и сформировать понимание места, роли и значения познавательной сферы в структуре психики человека.


«Я подозреваю, что мир не только более удивителен, чем мы предполагаем, но еще удивительнее, чем мы даже можем предположить»

Д.Б.С. Холдейн «Возможные миры» 1927 год

!!! Укажите стрелками определение следующих понятий:

 Тема 3.1. Сенсорно-перцептивные процессы и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью

 ОЩУЩЕНИЯ

Основные вопросы, подлежащие рассмотрению:

  • Классификация ощущений
  • Свойства ощущений
  • Адаптация
  • Взаимодействие ощущений

!!! Укажите, из каких частей состоит анализатор

1.

2.

3.

4.

!!! Укажите стрелками места расположения рецепторов:

!!! Дайте определение следующих разновидностей ощущений:

Интерорецептивные ощущения ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проприорецептивные ощущения _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экстерорецептивные ощущения ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


!!! Систематизируйте перечисленные экстерорецептивные ощущения на дистантные и контактные.

Вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, кожные.

Экстерорецептивные ощущения

Дистантные

Контактные

!! Приведите собственные примеры дистантных и контактных ощущений

Дистантные ощущения

Контактные ощущения

- запах, аромат

-

-

-

- ощущение горечи

-

-

-

! Заполните таблицу, указав описанные свойства ощущений

Количественная характеристика ощущений. Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора

_______________________________

Основная особенность ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.

_______________________________

Временная характеристика ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

_______________________________

!! Прочитайте и объясните описанные ниже феномены.

  1. Если в полной темноте зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы видим яркий свет лампы. С каким явлением это связано? ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Кадры кинофильма предъявляются человеческому глазу последовательно один за другим. Объясните, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма? __________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Представьте, что вам на руку положили, а затем убрали горячий или холодный предмет. Некоторое время вы ощущаете жжение или холод, даже если предмета на руке нет. С чем это связано? ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Адаптация – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

!!! Укажите разновидности адаптации и раскройте их содержание

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Опираясь на изученный теоретический материал, объясните следующие феномены:

  1. Явление адаптации говорит о том, что при длительном фиксировании на объекте рецепторы утомляются и ощущение угасает. Тогда при фиксировании взгляда на объекте, объект должен исчезать. Но он не исчезает. Почему?

____________________________________________________________________________

  1. Легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Почему так происходит?

____________________________________________________________________________

  1. Шум, доносящийся с улицы, сначала может отвлекать нас. Но, через некоторое время, человек перестает обращать на него внимание. Почему?

____________________________________________________________________________

  1. Когда вы из темной комнаты попадаете в ярко освещенное пространство, то сначала бываете ослеплены и теряете способность различать детали вокруг. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора снижается и вы начинаете нормально видеть. Почему?

____________________________________________________________________________

  1. Попав в темное помещение, мы сначала не различаем предметов, но затем начинаем видеть. Почему?

____________________________________________________________________________

Взаимодействие ощущений

!!! Укажите стрелками определение следующих понятий.

Синестезия

Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Сенсибилизация

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения

!!! Укажите разновидности сенсибилизации и раскройте их содержание

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Прочитайте и, опираясь на изученный теоретический материал, объясните описанные ниже феномены:

  1. С некоторыми из слепоглухих удаётся разговаривать с другого конца комнаты с помощью азбуки Морзе, стуча ногой по полу; они ощущают вибрации и понимают всё, что им передают.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Глухие люди способны слушать оркестр и, посещая концерты, садятся спиной к эстраде, так как спиной они лучше всего воспринимают колебания воздуха.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Слепоглухие с помощью вибрационных ощущений воспринимают стук в дверь, узнают, когда в комнату к ним кто-нибудь входит, могут даже по походке узнавать знакомых людей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опытные летчики по слуху способны определить количество оборотов двигателя, а дегустаторы вин способны точно указать, из какого сорта винограда сделано вино и место, где виноград вырос.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему при простуде человек плохо чувствует вкус еды?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Термины и понятия для запоминания

Ощущение, пороги ощущений, сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация, экстерорецепторы, интерорецепторы, проприорецепторы, анализатор, качество ощущений, интенсивность ощущений, длительность ощущений.

 ВОСПРИЯТИЕ

!!! Дайте определение следующих свойств восприятия:

Целостность _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Константность _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предметность ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осмысленность ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Апперцепция ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Опираясь на изученный теоретический материал, ответьте на вопросы:

  1. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, но определяем мы эти предметы по-разному. Какое свойство восприятия помогает нам в этом? _________________________________________________________
  2. Из каких ощущений складывается образ яблока? Благодаря какому свойству восприятия мы воспринимаем образ, а не отдельные ощущения? _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. При восприятии ритма в каждый отдельный момент можно услышать всего 1 удар, однако ритм – это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма. Какое свойство восприятия помогает нам в этом? _______________________________________________________________________
  2. Человеку была проведена операция по восстановлению зрения (зрение было утеряно в детстве, а операция проведена в зрелые годы). Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 – 12 метров от земли. Т.е. объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие. Какое свойство восприятия нарушено у больного? ___________________________________________________________________
  3. Посмотрите на ваши пальцы: одни – на расстоянии вытянутой руки, другие – на расстоянии вдвое ближе; пальцы будут казаться одинаковыми, в то время как изображение пальцев дальней руки не сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки. Благодаря какому свойству восприятия пальцы кажутся нам одинаковыми? _________________________________________________________________________________________________________________________

! Изучите некоторые особенности восприятия.

Установка восприятия. Что вы видите на центральной картинке – мужчину, играющего на саксофоне, или женское лицо? Предварительное рассмотрение двух других картинок, безусловно, будет влиять на ваше восприятие.

Постоянство формы. Открываясь, двери создают несколько трапециевидных образов на сетчатке глаз, однако мы воспринимаем их как прямоугольные объекты (константность восприятия).

Верить – значит видеть. Что вы видите на этой фотографии? Лохнесское чудовище Неси или обыкновенное бревно? Мы часто видим то, что ожидаем увидеть.

Влияние контекста. Выглядит ли преследующий монстр агрессивным? Кажется ли испуганным преследуемый монстр? Если ответы положительные, то вы находитесь под влиянием контекста. Два монстра совершенно одинаковые.

Влияние культуры и контекста. Что над головой женщины? В этом эксперименте почти все его участники, жители Восточной Африки, считали, что женщина держит над головой металлическую банку или ящик, а семья сидит под деревом. Жители Западной Европы, для которых углы и квадратные архитектурные формы являются более привычными, в большинстве случаев считали, что семья находится в помещении, а женщина сидит под окном.

Термины и понятия для запоминания

Восприятие, предметность, целостность, константность, осмысленность восприятия, апперцепция.

Тема 3.2 Мнемические процессы и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью        

Основные вопросы, подлежащие рассмотрению:

  • Процессы памяти
  • Виды памяти
  • Теории памяти

!!! Перечислите процессы памяти:

1.

2.

3.

4.

!!! Ниже приведены описания основных видов памяти. В каждом случае укажите название вида.

  1. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем ____________________________________________________________________________
  2. Память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на этом виде памяти

____________________________________________________________________________

  1. Память на представления, картины, а также на звуки, запахи, вкусы. Бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой

____________________________________________________________________________

  1. Содержанием этого вида памяти являются наши мысли.

____________________________________________________________________________

  1. Когда человек выполняет какое-либо сложное действие, то осуществляет его по частям. При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться

____________________________________________________________________________

!!! Дайте определение следующим видам памяти

Кратковременная память ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Долговременная память _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! В каждом приведенном случае укажите разновидность образной памяти:

1. Человек может по виду блюда или по его названию описать вкус ________________________

2. Человек «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей __________________

3. Прослушав мелодию или цепочку слов, повторить услышанное _________________________

4. Хранить в памяти ощущения от прикосновения к какому-либо предмету _________________

5. Помнить запах хорошо знакомых цветов ____________________________________________

Теории памяти

Ассоциативные теории. Предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних из них ведет за собой воспроизводство других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации.

!!! Какие разновидности ассоциаций выделяют в рамках данного направления?

!! Ассоциации – это (по И.П.Павлову) _______________________________________________

__________________________________________________________________________________

Гештальтизм. Основное понятие этой теории – понятие гештальта – обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

!! Создатели рекламы широко используют основную идею гештальтизма. Например, группируют цифры номера телефона с тем, чтобы последний легче запоминался
(320-2-320). Приведите собственные примеры приемов запоминания, основанные на теории гештальтизма.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностика памяти

Оцените объем и точность кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили»

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 чисел и больше.

Термины и понятия для запоминания

Память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, ассоциация, гештальт, двигательная память, эмоциональная память, образная память, оперативная память, кратковременная и долговременная память.

ГЛАВА 4. ВНИМАНИЕ

Основные вопросы, подлежащие рассмотрению:

  • Виды внимания
  • Свойства внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

!!! Под направленностью следует понимать __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Сосредоточенность (углубленность) – это _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н.Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме внимания.

! Заполните таблицу, указав название подхода к проблеме внимания.

№ п/п

Название подхода

Содержание подхода

1.

Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

2.

Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

3.

Эта теория особенно развита в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж.Миль указывал: «»Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же».

4.

Данная теория пытается объяснить основной факт внимания  - преобладание одного представления над другими – тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

5.

И.Гербарт и У.Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.  

6.

Внимание рассматривается как результат жизненного опыта индивида

7.

Внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.  

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, т.к. оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.

Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Ряд психологов выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное.

!! Перечислите причины возникновения непроизвольного внимания

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Раскройте содержание понятия «Послепроизвольное внимание».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Укажите стрелками определение основных свойств внимания

Устойчивость

Данное свойство внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно

Концентрация

Умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами

Распределение

Общая направленность внимания в процессе деятельности

Переключение

Степень сосредоточения на объекте

Объем внимания

Перестройка внимания. Перенос его с одного объекта на другой

!! Какие свойства внимания лежат в основе успешного выполнения следующих заданий?

«Игры индейцев» – двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит арбитру, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать большее число предметов. _________________

«Печатная машинка» – каждому человеку дается 1–2 буквы алфавита, ведущий называет слово и участники должны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок. Затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово. Затем хлопок учителя – вторая буква, хлопок ученика и т.д. __________________________________________________

«Кто быстрее? –   участникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву. Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок. ___________________________________________________________________________

«Кто быстрее? –   задание несколько изменяется: одну букву зачеркивать; другую – подчеркивать; третью – обводить кружком. _____________________________________________

«Наблюдательность» – студентам предлагается по памяти подробно описать то, что они видели сегодня утром. Свои описания можно записать, а затем сравнить с реальной действительностью. __________________________________________________________________________________

«Корректура»  ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Учащемуся разрешают прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму учащемуся, который исправляет ошибки карандашом другого цвета. _______________________

«Первый класс» – испытуемый называет по порядку буквы алфавита и после каждой из них – число, прибавляя при следующей букве по 3, т.е.: «А – 1», «Б – 4», «В – 7 и т.д.», пока не дойдет до конца алфавита. Затраченное время (измеряется в секундах) записывают. __________________________________________________________________________________

«Китайская грамота» – испытуемый записывает свою фамилию и одновременно вслух называет буквы, входящие в это слово, в обратном порядке. При первой попытке это сделать не удается. ___________________________________________________________________________

Диагностика внимания

Умеете ли Вы быть внимательным? Выполните упражнение всего за две минуты.

  1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
  2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу.
  3. Обведите Ваше имя.
  4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратиков.
  5. В каждом квадрате поставьте крестик.
  6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
  7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если его нет, напишите номер 100.
  8. Обведите этот номер.
  9. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
  10. Обведите этот знак треугольником.
  11. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером четыре.
  12. В Верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три маленькие дырочки.
  13. Теперь, когда Вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

Термины и понятия для запоминания

Внимание, направленность внимания,  сосредоточенность внимания, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, концентрация, устойчивость, распределение, объем внимания.

Тема 3.3. Процессы мышления и воображения и их роль в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью 

МЫШЛЕНИЕ

Основные вопросы, подлежащие рассмотрению:

  • Виды мышления
  • Слово как основная единица языка
  • Понятие
  • Основные мыслительные операции

!!! Внутренняя речь _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Заполните таблицу, указав виды мышления в зависимости от различных признаков классификации

Признаки классификации

Виды мышления

С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач

1.

2.

По характеру решаемых задач

1.

2.

В зависимости от содержания решаемой задачи

1.

2.

3.

Для того, чтобы лучше узнать законы, лежащие в основе вербально-логического мышления, следует ближе познакомиться с тем, как построен язык, на основе которого протекает мышление.

!!! Объясните следующие функции слова:

Предметная отнесенность ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Значение слова _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смысл слова _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Объясните смысл и значение следующих слов:

Уголь _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лук ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Театр _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждым словом развитого языка скрывается система связей и отношений, в которые включен обозначенный словом предмет (растение – дерево – сосна, ель, береза). Таким образом, каждое слово обобщает и является средством формирования понятий. Иначе говоря, оно выводит этот предмет из сферы чувствительных образов и включает его в систему логических категорий, позволяющих отражать мир глубже, чем это делает наше восприятие. Переход от более наглядных обозначений («береза», «сосна») к более общим понятиям («дерево», «растение») не только не обедняет, но существенно обогащает наши представления.

!!! Понятие – это ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Во всяком слове – носителе понятия можно выделить:

– эмоционально-образные наглядные компоненты;

– систему логических связей

!! Объясните на собственных примерах каждый из указанных компонентов:

эмоционально-образные наглядные компоненты __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

система логических связей

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Приведите собственные примеры житейских и научных понятий

Житейские понятия

Научные понятия

!! Укажите системы связей, образующие следующие понятия:

Природа __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мебель ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Животное _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логические отношения

!!! Логические отношения – это _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раскройте содержание основных видов логических отношений:

! Конструкции, отражающие события (коммуникация события) ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! Конструкции, отражающие отношения (коммуникация отношения) _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Суждение _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Умозаключение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Обоснование ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Определите разновидность логического отношения:

! Дом гори т________________________________________________________________________

! Брат отца ________________________________________________________________________

!!Сократ – человек __________________________________________________________________

!!Все металлы проводники; медь – металл, следовательно медь – проводник _________________

!!! Дайте определение основных мыслительных операций

 Анализ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синтез ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Абстракция ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конкретизация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Термины и понятия для запоминания

Мышление, обобщение, конкретизация, абстракция, сравнение, анализ, синтез, понятие, суждение, умозаключение, обоснование, внутренняя речь, продуктивное и репродуктивное мышление, теоретическое и практическое мышление, предметно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление.

 ВООБРАЖЕНИЕ

Основные вопросы, подлежащие рассмотрению:

  • Виды воображения
  • Способы создания образов  воображения

!! Приведите признаки процесса воображения в отличии от мышления:

1.

2.

3.

4.

!! Приведите жизненные примеры, подтверждающие связь воображения с органическими процессами:

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Укажите стрелками способы создания образов воображения

Предполагает «склеивание различных качеств, свойств, частей»

Типизация

Характеризуется увеличением или уменьшением предмета, изменением количества частей предмета

Агглютинация

Выделение существенных признаков и воплощение их в конкретном образе

Гиперболизация

!!! Дайте определение следующим видам воображения:

Пассивное воображение _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воссоздающее воображение _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое воображение ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мечта ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Греза _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Что следует понимать под выражением «аналитико-синтетический характер воображения»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Прочитайте отрывок из произведения В.Набокова «Другие берега». Какой тип (вид) воображения помогает вам представить описание? ___________________________________

«…мать, в гостиной, читает мне английскую сказку перед сном. Подбираясь к страшному месту, где Тристана ждет за холмом неслыханная, может быть роковая опасность, она замедляет чтение, многозначительно разделяя слова, и, прежде чем перевернуть страницу, таинственно кладет на нее маленькую белую руку с перстнем, украшенным алмазом и розовым рубином…»

! Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества (представьте эти процессы):

Г.С. Альтшуллер разработал теорию творческих задач. В общем виде им выделено 5 уровней творчества.

! Представьте содержание уровней творчества (по Г.С. Альтшуллеру):

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Термины и понятия для запоминания

Воображение, типизация, гиперболизация, агглютинация, аналитико-синтетический характер воображения, мечта, греза, пассивное воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение.

Тема 6.2.  Психологическое развитие и обучение занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью .

Задание № 1. Выпишите из психологических словарей краткое толкование понятий:

        Онтогенез, филогенез, сензитивность, ведущая деятельность, рост, развитие, возраст, социализация, акселерация, декселерация.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание № 2. Тест  «Закономерности психического развития».

1.Задание: установите соответствие между понятиями и их признаками.

Понятия:        

  1. Ведущий вид деятельности.
  2. Соподчинение мотивов.
  3. Зона ближайшего развития.
  4. Социальная позиция.

Признаки:

А. То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых.

Б. Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой.

В. Руководство собственным поведением, направленное на преодоление непосредственного побуждения ради чего-то другого.

Г. Функциональное место, которое человек может занимать по отношению к другим людям.

1 -………,  2 - ………,  3 - ………,  4 - ………

2. Задание: отметьте правильный вариант ответа.

        Понятие «зона ближайшего развития» введено:

                А. Ж. Пиаже

                Б. Д.Б. Эльконин

                В. Л.С. Выготский

                Г. А.Н. Леонтьев

3. Задание: отметьте правильный ответ.

        Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется:

                А. уровнем актуального развития,

                Б. зоной ближайшего развития

                В. зоной саморазвития

                Г. зоной неопределенности.

4. Задание: отметьте правильный ответ.

        Автором культурно-исторической теории развития высших психических функций признан:

                А. Ж. Пиаже

                Б. Д.Б. Эльконин

                В. Л.С. Выготский

                Г. А.Н. Леонтьев.

5. Задание: отметьте правильный ответ.

        Временной период, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции психики ребенка называется:

                А. сензитивным,

                Б. кризисным

                В. сенсорным

                Г. сенсибильным.

Задание № 1. На основе полученных на занятиях знаний, заполните таблицу:

Период

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Основные новообразования

Задание № 2.  «Возрастная периодизация».

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

  1. Развитие организма человека называется:

А. онтогенезом

Б. филогенезом

В. социогенезом

Г. антропогенезом.

2. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

                А. Л.С. Выготским

                Б. А.Н. Леонтьевым

                В. Д.Б. Элькониным

                Г. С.Л. Рубинштейном.

3. Задание: отметьте правильный ответ

Возрастную периодизацию по уровню развития зубов разработал ..

                А. З. Фрейд

                Б. Р. Заззо

                В. Ж. Пиаже

                Г. П.П. Блонский.

        

4.  Задание: отметьте правильный ответ

Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

                А.С.Л. Рубинштейном

                Б. Д.Б. Элькониным

                В. Л.С. Выготским

                Г. А.Н. Леонтьевым.

5. Задание: отметьте правильный ответ

 В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:

                А. предметно-манипулятивная

                Б. игровая

                В. интимно-личностная

                Г. учебная.

 

Основная литература:

  1. Иванников, В.А. Психология : учебник для СПО / В.А. Иванников. - М. : Юрайт, 2018. - 480 с.  - (Серия: Профессиональное образование)
  2. Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 295 с. - (Серия: Профессиональное образование).
  3. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для СПО / под ред. А.Е. Ловягиной. - М. : Юрайт, 2018. - 338 с. - (Серия «Профессиональное образование»).
  4. Петрушин, В.И. Психология здоровья : учебник для СПО / В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 431 с. - (Серия «Профессиональное образование»).
  5.  Волков, Б.С.Психология общения : педагогическое общение : учебник для СПО / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова ; под общ. ред. Б.С. Волкова. - М. : Юрайт, 2018. - 333 с.

Дополнительная литература:

  1. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azps.ru.
  2. Материалы по психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.psychology-online.net.
  3. Место, где живет психология [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://psydom.ru/articles.
  4. Мир психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychology.net.ru.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические указания для студентов к практическим работам по теме «Прикладные программные средства»

Данные методические указания предназначены для студентов. Цель настоящего пособия — помочь студентам при выполнении практических работ. Показать на конкретном примере ход выполнения задания, обучить н...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению выпускной квалификационной работы по специальности СПО Гостиничный сервис

В методических указаниях даны подробные указания по выполнению и написанию дипломной работы....

программа по английскому языку 2-4 курс для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

программа по английскому языку 2-4 курс для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине Информатика (для студентов второго курса специальности  23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, ...

Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ по дисциплине "Химия в профессии".

В материале даны разработки лабораторно-практических работ по профессии 38.01.02 "Продавец-контроллер, кассир" согласно календарно-тематическому планированию авторской программы "Химия ...

ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ к ОПОП ППССЗ специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования группа ПДО 21 2 с

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 Педаго...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.03 информатика специальности: 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций»

Методические указания для выполнения практических работ специальности 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций»...