Программа курса ПРОФЕССИЯ И Я 9 класс
рабочая программа по психологии

Гринько Татьяна Викторовна

Программа психологического курса "Профессия и я" для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_professiya_i_ya_9_klass.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ»

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Этот курс может изучаться самостоятельно, но может быть дополнен следующими программами: «Когда общение становится профессией», «Техника без тайн», «С любой информацией на «ты», «Создание красоты», «Гармония природы», которые предусматривают проведение профессиональных проб.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Общая характеристика курса

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.
  • На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

  • Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

  • Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. (Большая часть практических заданий представлена в «Дневнике профессионального самоопределения старшеклассника» по курсу «Человек и профессия», На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
  • Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.

Программа  рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Содержание курса

I. Введение

  • Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
  • Учащиеся должны знать:
  • определение понятия «личный профессиональный план»;
  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.
  • Учащиеся должны уметь:
  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
  • перечислять основные разделы программы курса;
  • составлять личный профессиональный план.
  • Учащиеся должны иметь представление:
  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

  • Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
  • Учащиеся должны знать:
  • определения понятий «память», «внимание»;
  • виды памяти и внимания;
  • качества внимания;
  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
  • виды мышления;
  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
  • основные операции мышления;
  • основные качества мышления;
  • определение понятия «способности»;
  • основные виды способностей;
  • особенности интеллектуальной сферы;
  • типы интеллекта.
  • Учащиеся должны уметь:
  • называть основные процессы памяти;
  • перечислять основные виды памяти;
  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;
  • определять особенности своей памяти;
  • перечислять основные приемы и методы запоминания;
  • перечислять основные качества и виды внимания;
  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
  • определять особенности своего внимания;
  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;
  • перечислять формы чувственного познания;
  • перечислять типы мышления;
  • определять свой преобладающий тип мышления;
  • называть формы логического мышления и определять их сущность;
  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
  • определять тип своего интеллекта;
  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

  • Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
  • Учащиеся должны знать:
  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • определение понятия «потребности»;
  • виды потребностей;
  • особенности делового общения;
  • определение понятия «конфликт»;
  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;
  • особенности своей личности;
  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
  • Учащиеся должны уметь:
  • называть типы нервной системы и их различия;
  • определять свой тип нервной системы;
  • выявлять свой ведущий тип темперамента;
  • определять наиболее типичные черты своего характера;
  • исследовать формы проявления характера;
  • выявлять уровень самооценки;
  • называть отличительные признаки видов мотивации;
  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
  • называть различные виды потребностей;
  • указывать основные признаки делового общения;
  • перечислять способы разрешения конфликтов;
  • определять свой уровень конфликтности;
  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

  • Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
  • Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
  • Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
  • Учащиеся должны знать:
  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
  • Учащиеся должны уметь:
  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • выявлять тип своей будущей профессии;
  • определять свои профессиональные предпочтения;
  • выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
  • виды профпригодности;
  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
  • называть мотивационные факторы выбора профессии;
  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

  • Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
  • Учащиеся должны знать:
  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
  • Учащиеся должны уметь:
  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
  • определять цели собственной будущей карьеры.
  • Учащиеся должны иметь представление:
  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

VII. Обобщение

  • Построение личного профессионального плана. Зачет.
  • Учащиеся должны знать:
  • определение понятия «личный профессиональный план».
  • Учащиеся должны уметь:
  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
  • В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.
  • При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
  • Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
  • Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
  • Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:
  • программа;
  • методическое пособие для учителя;
  • «Дневник профессионального самоопределения»;
  • дидактический материал на электронных носителях.

Критерии оценивания знаний по предмету

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Календарно-тематический план на 2021 - 2022 учебный год по курсу «Человек и профессия» (17 часов)

Тема урока

Кол-во час

Тип урока, его форма

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

класс

9 а

9 б

1. Введение (1 час)

1.1

Самоопределение личности

1(6)

Урок усвоения новых знаний.

Самоопределение личности. Виды самоопределения

Знать:

- определение понятий «самоопределение личности»;

- виды самоопределения.

Уметь:

- называть свои ценностные ориентации

2. Познавательные процессы и способности личности (3 часа)

2.1

Типы нервной системы. Темперамент.

1(5)

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы. Практическая работа

Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента.

Знать:

- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;

- типы нервной системы и их различия;

Типы темперамента

2.2

Формы чувственного познания

1(3)

Урок усвоенных знаний. Практическая работа

Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение

Знать:

- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение».

Уметь:

- объяснять, как происходит познание окружающего мира.

2.3

Мышление

Интеллектуальная сфера

Уровень

развития интеллекта

1(4)

Урок усвоение новых знаний. Лекция с элементами беседы

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления

Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта

Диагностика интеллекта (по Г.Айзенку)

Знать:

- определение понятия «мышление»;

- формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение);

- основные операции мышления;

- основные качества мышления

- определение понятий «интеллектуальная сфера» , «интеллект»;

- типы интеллекта.

3. психология личности (2 часа)

3.1

Память

Внимание

1(2)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. Практическая работа.

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти.

Приёмы запоминания

Внимание. Качества внимания. Виды внимания

Знать:

- определение понятия «память»;

- процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);

- виды памяти

- определение понятия «внимание»;

- качества внимания;

- виды внимания.

3.2

Уровень внутренней свободы

1(7)

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков

Свойства нервной системы

Знать:

- определение понятий «внутренняя свобода», «уровень внутренней свободы».

Уметь:

- выявлять свои уровень внутренней свободы

4. Мир профессий (4 часа)

4.1

Характеристика труда

Квалификация профессий

1(9)

Урок усвоения новых знаний.

Беседа

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

Квалификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову

Знать:

- определения понятий «характеристика труда», «процесс труда», «условия труда»

- определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»

- структуру и содержание таблицы Е.А.Климова

Уметь:

- объяснять сущность «характеристика труда», «процесс труда», «условия труда»

- объяснять сущность «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»

4.2

Характеристика профессий

«Человек-человек»

«человек-техника» «Человек- знаковая система» «человек – природа» «человек – художественный образ»

1

(11)

Урок усвоения новых знаний.

Семинар

Характеристика профессий

Понятия «профессионально важные качества»

Знать:

-характеристику профессий всех типов

- профессионально важные качества этих типов

4.3

Формула профессий Профессиограмма

Типы профессий.

Матрица выбора профессии

1

(10)

Урок усвоения новых знаний.

Практическая работа

Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова

Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии

Знать:

- определение понятия «профессиограмма»

- основные типы профессий;

- ведущий предмет труда каждого типа профессии

Уметь:

- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова

- определять профессии, наиболее близкие своим интересам с помощью «матрицы выбора профессии»

4.4

Профессия, специальность, специализация, квалификация

1(8)

Урок усвоения новых знаний.

Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация

Знать:

- этапы профессионального самоопределения;

- определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

Уметь:

- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;

- объяснять сущность понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».

5. Профессиональное самоопределение (5 часа)

5.1

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу)

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)

1

(12)

Урок усвоения новых знаний.

Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «склонности», «интересы».

Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной деятельности

Анализ учащимися собственных склонностей, интересов влияющих на проф. выбор

Знать:

- определение понятий «интересы», «склонности», «специальные способности», «профессиональная пригодность»

- виды профессиональной пригодности, их сущности

Уметь:

- пояснять сущность видов профессиональной пригодности

5.2

Мотивационные факторы выбора профессии

1

(15)

Уроки обобщения и систематизации и новых знаний.

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.

Рекомендации по выбору профессии

Знать:

- мотивационные факторы выбора профессии

Уметь:

- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии

- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал

5.3

Современный рынок труда (надо)

1

(13)

Уроки усвоения новых знаний навыков и умений.

Деловая игра

Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»

Потребности рынка труда в кадрах

Знать:

- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «социальный заказ»

- компоненты и субъекты рынка труда

5.4

Стратегия выбора профессии

1

(14)

Уроки обобщения и систематизации и новых знаний. Решение ситуационных задач

Взаимосвязь содержания (хочу, могу, надо) и их роль в оптимальном выборе профессии

Знать:

- - Взаимосвязь содержания (хочу, могу, надо) и их роль в оптимальном выборе профессии

Уметь:

- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда

5.5

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих (хочу, могу, надо

Уроки обобщения и систематизации и новых знаний. Решение ситуационных задач

Взаимосвязь содержания (хочу, могу, надо) и их роль в оптимальном выборе профессии

Знать:

- - Взаимосвязь содержания (хочу, могу, надо) и их роль в оптимальном выборе профессии

Уметь:

- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда

6. Подготовка к будущей карьере (1 час)

6.1

Карьера

Профессиональный рост

1

(16)

Урок усвоения новых знаний.

Беседа

Понятие «карьера» Виды карьеры

Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования Цели собственной будущей карьеры

Знать:

- определение понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»

- отличительные признаки различных видов карьеры»

- определение понятий «должность», внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры»

Уметь:

- давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры

7. Обобщение (1 час)

7.1

Построение личного профессионального плана

1

(17)

Урок обобщения и систематизации и знаний

Итоговая диагностика

Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса, и нового варианта

Уметь:

- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и в конце изучения курса «Человек и профессия»

- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии

Итого: 17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...