Программа курса ПРОФЕССИЯ И Я 9 класс
рабочая программа по психологии
Программа психологического курса "Профессия и я" для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_professiya_i_ya_9_klass.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ»
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Этот курс может изучаться самостоятельно, но может быть дополнен следующими программами: «Когда общение становится профессией», «Техника без тайн», «С любой информацией на «ты», «Создание красоты», «Гармония природы», которые предусматривают проведение профессиональных проб.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
Общая характеристика курса
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, виды карьеры;
- личный профессиональный план;
- общение;
- самооценка;
- профпригодность;
- компенсация способностей;
- рынок труда.
- На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
- Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
- обучение через опыт и сотрудничество.
- Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. (Большая часть практических заданий представлена в «Дневнике профессионального самоопределения старшеклассника» по курсу «Человек и профессия», На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
- Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Содержание курса
I. Введение
- Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
- Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
- Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- перечислять основные разделы программы курса;
- составлять личный профессиональный план.
- Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
- Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
- Учащиеся должны знать:
- определения понятий «память», «внимание»;
- виды памяти и внимания;
- качества внимания;
- определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
- определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
- виды мышления;
- формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
- основные операции мышления;
- основные качества мышления;
- определение понятия «способности»;
- основные виды способностей;
- особенности интеллектуальной сферы;
- типы интеллекта.
- Учащиеся должны уметь:
- называть основные процессы памяти;
- перечислять основные виды памяти;
- указывать отличительные особенности различных видов памяти;
- определять особенности своей памяти;
- перечислять основные приемы и методы запоминания;
- перечислять основные качества и виды внимания;
- объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
- определять особенности своего внимания;
- объяснять, как происходит познание окружающего мира;
- перечислять формы чувственного познания;
- перечислять типы мышления;
- определять свой преобладающий тип мышления;
- называть формы логического мышления и определять их сущность;
- перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
- определять тип своего интеллекта;
- объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
- Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
- Учащиеся должны знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- определение понятия «потребности»;
- виды потребностей;
- особенности делового общения;
- определение понятия «конфликт»;
- пути предотвращения и разрешения конфликтов;
- особенности своей личности;
- определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
- Учащиеся должны уметь:
- называть типы нервной системы и их различия;
- определять свой тип нервной системы;
- выявлять свой ведущий тип темперамента;
- определять наиболее типичные черты своего характера;
- исследовать формы проявления характера;
- выявлять уровень самооценки;
- называть отличительные признаки видов мотивации;
- использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
- называть различные виды потребностей;
- указывать основные признаки делового общения;
- перечислять способы разрешения конфликтов;
- определять свой уровень конфликтности;
- объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
- Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
- Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
- Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
- Учащиеся должны знать:
- определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
- подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
- Учащиеся должны уметь:
- называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- выявлять тип своей будущей профессии;
- определять свои профессиональные предпочтения;
- выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
- виды профпригодности;
- компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
- называть мотивационные факторы выбора профессии;
- называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
- Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
- Учащиеся должны знать:
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
- Учащиеся должны уметь:
- указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
- высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
- определять цели собственной будущей карьеры.
- Учащиеся должны иметь представление:
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
- Построение личного профессионального плана. Зачет.
- Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план».
- Учащиеся должны уметь:
- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
- В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.
- При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
- Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
- Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
- Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:
- программа;
- методическое пособие для учителя;
- «Дневник профессионального самоопределения»;
- дидактический материал на электронных носителях.
Критерии оценивания знаний по предмету
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Календарно-тематический план на 2021 - 2022 учебный год по курсу «Человек и профессия» (17 часов)
№ | Тема урока | Кол-во час | Тип урока, его форма | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | класс | |
9 а | 9 б | ||||||
1. Введение (1 час) | |||||||
1.1 | Самоопределение личности | 1(6) | Урок усвоения новых знаний. | Самоопределение личности. Виды самоопределения | Знать: - определение понятий «самоопределение личности»; - виды самоопределения. Уметь: - называть свои ценностные ориентации | ||
2. Познавательные процессы и способности личности (3 часа) | |||||||
2.1 | Типы нервной системы. Темперамент. | 1(5) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы. Практическая работа | Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. | Знать: - определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»; - типы нервной системы и их различия; Типы темперамента | ||
2.2 | Формы чувственного познания | 1(3) | Урок усвоенных знаний. Практическая работа | Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение | Знать: - определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение». Уметь: - объяснять, как происходит познание окружающего мира. | ||
2.3 | Мышление Интеллектуальная сфера Уровень развития интеллекта | 1(4) | Урок усвоение новых знаний. Лекция с элементами беседы | Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта Диагностика интеллекта (по Г.Айзенку) | Знать: - определение понятия «мышление»; - формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение); - основные операции мышления; - основные качества мышления - определение понятий «интеллектуальная сфера» , «интеллект»; - типы интеллекта. | ||
3. психология личности (2 часа) | |||||||
3.1 | Память Внимание | 1(2) | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. Практическая работа. | Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приёмы запоминания Внимание. Качества внимания. Виды внимания | Знать: - определение понятия «память»; - процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение); - виды памяти - определение понятия «внимание»; - качества внимания; - виды внимания. | ||
3.2 | Уровень внутренней свободы | 1(7) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков | Свойства нервной системы | Знать: - определение понятий «внутренняя свобода», «уровень внутренней свободы». Уметь: - выявлять свои уровень внутренней свободы | ||
4. Мир профессий (4 часа) | |||||||
4.1 | Характеристика труда Квалификация профессий | 1(9) | Урок усвоения новых знаний. Беседа | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда Квалификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову | Знать: - определения понятий «характеристика труда», «процесс труда», «условия труда» - определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда» - структуру и содержание таблицы Е.А.Климова Уметь: - объяснять сущность «характеристика труда», «процесс труда», «условия труда» - объяснять сущность «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда» | ||
4.2 | Характеристика профессий «Человек-человек» «человек-техника» «Человек- знаковая система» «человек – природа» «человек – художественный образ» | 1 (11) | Урок усвоения новых знаний. Семинар | Характеристика профессий Понятия «профессионально важные качества» | Знать: -характеристику профессий всех типов - профессионально важные качества этих типов | ||
4.3 | Формула профессий Профессиограмма Типы профессий. Матрица выбора профессии | 1 (10) | Урок усвоения новых знаний. Практическая работа | Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии | Знать: - определение понятия «профессиограмма» - основные типы профессий; - ведущий предмет труда каждого типа профессии Уметь: - составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова - определять профессии, наиболее близкие своим интересам с помощью «матрицы выбора профессии» | ||
4.4 | Профессия, специальность, специализация, квалификация | 1(8) | Урок усвоения новых знаний. | Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация | Знать: - этапы профессионального самоопределения; - определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» Уметь: - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии; - объяснять сущность понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация». | ||
5. Профессиональное самоопределение (5 часа) | |||||||
5.1 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу) Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) | 1 (12) | Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических заданий | Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной деятельности Анализ учащимися собственных склонностей, интересов влияющих на проф. выбор | Знать: - определение понятий «интересы», «склонности», «специальные способности», «профессиональная пригодность» - виды профессиональной пригодности, их сущности Уметь: - пояснять сущность видов профессиональной пригодности | ||
5.2 | Мотивационные факторы выбора профессии | 1 (15) | Уроки обобщения и систематизации и новых знаний. | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | Знать: - мотивационные факторы выбора профессии Уметь: - называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии - осуществлять выбор профессии, используя изученный материал | ||
5.3 | Современный рынок труда (надо) | 1 (13) | Уроки усвоения новых знаний навыков и умений. Деловая игра | Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ» Потребности рынка труда в кадрах | Знать: - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «социальный заказ» - компоненты и субъекты рынка труда | ||
5.4 | Стратегия выбора профессии | 1 (14) | Уроки обобщения и систематизации и новых знаний. Решение ситуационных задач | Взаимосвязь содержания (хочу, могу, надо) и их роль в оптимальном выборе профессии | Знать: - - Взаимосвязь содержания (хочу, могу, надо) и их роль в оптимальном выборе профессии Уметь: - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда | ||
5.5 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих (хочу, могу, надо | Уроки обобщения и систематизации и новых знаний. Решение ситуационных задач | Взаимосвязь содержания (хочу, могу, надо) и их роль в оптимальном выборе профессии | Знать: - - Взаимосвязь содержания (хочу, могу, надо) и их роль в оптимальном выборе профессии Уметь: - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда | |||
6. Подготовка к будущей карьере (1 час) | |||||||
6.1 | Карьера Профессиональный рост | 1 (16) | Урок усвоения новых знаний. Беседа | Понятие «карьера» Виды карьеры Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования Цели собственной будущей карьеры | Знать: - определение понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера» - отличительные признаки различных видов карьеры» - определение понятий «должность», внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры» Уметь: - давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры | ||
7. Обобщение (1 час) | |||||||
7.1 | Построение личного профессионального плана | 1 (17) | Урок обобщения и систематизации и знаний Итоговая диагностика | Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса, и нового варианта | Уметь: - провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и в конце изучения курса «Человек и профессия» - делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии |
Итого: 17 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)
Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...
Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)
Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...
Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...