Рабочая программа элективного курса "Психология человека" для проекта "Новый педагогический класс в московской школе"
рабочая программа по психологии (10, 11 класс)

Костюшина Екатерина Викторовна

Программа курса создана на основе рекомендаций Московского городского педагогического университета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №_____»

(ГБОУ Школа №________)

 

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

ГБОУ Школа №______

(протокол от «__»________20__ г. №____)

УТВЕРЖДЕНО

директор ГБОУ Школа №______

__________________________

« ___» ____________ 20____   г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

элективного курса

«Психология человека»

на 2020-2021 учебный год

Автор:

педагог-психолог

Костюшина Е.В.

Москва, 2021 г.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса        6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        8

Первый год обучения (10 класс)        8

Примерное годовое планирование 10 класс        11

Календарно-тематическое планирование        12

10 класс        12

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        17

Второй год обучения (11 класс)        17

Примерное годовое планирование 11 класс        19

Календарно-тематическое планирование        20

11 класс        20

Итоговая диагностика по результатам прохождения программы        25

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ        26

Литература основная        26

Литература дополнительная        27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа представляет собой курс занятий по психологии с обучающимися 10-11 классов. Создание эффективных организационно-педагогических и психологических условий для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования приобретает особую значимость.

В России начинает создавать такая система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой должна стать целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору педагогических специальностей.

Создание профильных классов, в том числе и классов педагогической направленности в рамках данной системы, призвано привлечь к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования.

По целевой направленности программа курса развивающая. Форма общения – диалог. Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, художественных и документальных фильмов, передач и т.д. Широко используются различные методики изучения личности обучающегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т.д.

Органичное сочетание теории и практики помогает более успешно усвоить учебный материал.

В рамках элективного курса для обучающихся профильных классов педагогической направленности должны быть созданы благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности.

Занятия по программе «Психология человека», направленные на развитие у обучающихся мотивации к педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной компетентности, психологической культуры, будут способствовать формированию личности, ориентированной на освоение профессионально-значимых компетенций, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию. Кроме того, эти занятия дадут возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей.

Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.

Задачи:

мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих способностей;

развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;

создавать условия для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;

способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;

развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;

создавать условия для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.

Место курса в образовательном процессе.

Программа является модифицированной – адаптирована к условиям общеобразовательной школы.

Курс предназначен для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Специфической особенностью данной дисциплины выступает ее ориентированость на развитие личности старшеклассников в ответственный период социального взросления, формирование у них социальной компетентности, нравственной культуры, познавательных интересов, развитие способности к творчеству.

Содержание программы включает темы, актуализирующие поиск старшеклассниками ответов на ряд вопросов: Что такое педагогическая профессия? Каково ее место в мире других профессий? Как и когда возникла педагогическая профессия? В чем ее специфика? Что такое педагогическая деятельность? Какие требования предъявляются к учителю? Что должен уметь учитель? Какими качествами должен обладать учитель? Могу ли я быть учителем? Есть ли у меня нужные профессионально важные качества? Что необходимо сделать, чтобы развить эти качества? Могу ли я уже сегодня попробовать себя в роли учителя? и др.

Программа реализуется с опорой на следующие авторские технологии и методическую литературу:

- И.В. Журанова курс «Психология человека»,

- Е.Н. Ларина «Методика преподавания специальных дисциплин»,

- Г.Н. Губайдуллина «Методика преподавания педагогики»,

- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология,

- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов,

- Шиман О.А. «Педагогический класс»,

- Скульбедина Н.А. «Школа юного педагога»,

- Учебная программа факультативных занятий в Белоруссии «Введение в педагогическую профессии».

Методы обучения и формы организации занятий

Предлагаемая программа факультативных занятий основывается на субъектно-деятельностном подходе, реализация которого позволяет рассматривать учебную активность обучающихся как необходимое условие формирования мотивации педагогической деятельности, профессионального самоопределения. С этой целью могут использоваться методы активного обучения, интерактивные методы, методы дидактической эвристики (открытые эвристические задания, эвристические образовательные ситуации), дискуссии, метод проектов, методы когнитивно-рефлексивной работы с учебной информацией, игровые методы, информационно-коммуникационные технологии и др.

Рекомендуемые формы организации обучения: сочетание фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм обучения.

Программа предоставляет педагогам и психологам возможность творчески подойти к планированию занятий в зависимости от психологических особенностей обучающихся, организационных и кадровых ресурсов учреждения общего среднего образования.

Психолого-педагогические принципы построения программы

1. Принцип развивающего обучения позволяет опираться на зону ближайшего развития обучающихся.

2. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

3. Принцип комплексности и интерактивности - включает решение педагогических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип доступности предполагает подачу знаний в легкой и понятной форме.

5. Принцип индивидуализации включает в себя индивидуальным подход к каждому обучающемуся, согласно его образовательным потребностям.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся в усвоении знаний и их реализации предполагает в структуре занятий использование практических занятий, трениговую работу.

7. Принцип связи с жизнью включает в себя возможность использование полученных знаний в реальной жизни, на практике или при поступлении в университет.

8. Принцип научности предполагает подкрепление всех педагогических мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

9. Принцип успешности заключается в том, что на этапе формирования профессиональных предпочтений позиции ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

10. Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация обучения.

11. Принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.

12. Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга.

Новизна данной программы в том, что обучение организовано согласно возрастной периодизации обучающихся, по законам проведения лекционных часов и что теоретические часы сочетаются с нестандартными практическими приемами закрепления материала. Все вместе организует профессиональный самостоятельный творческий поиск у обучающихся. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать,пробудить жажду познания. Ведущей является – общение с профессиональным выбором, так что прямое участие в занятиях, как теоретических, так и практических, учит старшеклассников таким навыкам как: личностная позиция, самоорганизация, профессиональный выбор, уверенность и самостоятельность. Таким образом, занятия по данной программе помогают обучающимся выбрать в дальнейшем педагогическую профессию в качестве дальнейшей ступени обучения.

Условия, необходимые для реализации программы

Педагогический класс – кабинет, где есть возможность для показа видеороликов, презентаций, достаточно просторный, с партами и стульями для обучающихся.

Материалы и оборудование:

  1. Оборудование: компьютер, звуковоспроизводящее оборудование, видеовоспроизводящее оборудование.
  2. Материалы: бумага для записей, ручки и карандаши, ластики, раздаточный материал с тестами, анкетами.
  3. Электронные материалы: созданные презентации, электронные варианты текстов, видеоролики, короткометражные фильмы, обучающие фильмы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

К важнейшим образовательным достижениям в обучении психологии в 10 – 11 классах относятся:

Личностные результаты:

  • опыт самоопределения в жизненной перспективе, определения иерархии целей, реалистичности намерений и др.;
  • опыт построения рефлексивного отношения к действительности психологического содержания;
  • умение замечать и признавать расхождение в декларации целей личного действия и реальных результатах, опыт ответственного отношения к индивидуальной активности;
  • обретение привычки «обдумывать свое житье», опыт ценностного отношения к саморефлексии в пространстве межперсонального взаимодействия;
  • опыт формулирования (публикации) личной позиции в контексте общегрупповой дискуссии психологического содержания.

Метапредметные результаты:

  • умение вычитывать научный текст психологического содержания;
  • умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
  • умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
  • умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
  • получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.

Предметные результаты:

  • опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
  • получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
  • получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в процессе развития и социализации;
  • опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы самоопределения.
  • опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку;
  • умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
  • умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
  • умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения (10 класс)

1. Я – человек. Кто я?

Индивидуальная работа «Я сам о себе» и/или «Я глазами других людей». Проблематизация. Психология практическая и научная. Методы научной и практической психологии.

Основная цель — актуализация значений (объяснительных схем), определяющих содержание психологического знания обучающихся о человеке (подростке).

Используются приемы изучения внутреннего мира человека. Работа проводится в формате мини-групп и общегрупповой дискуссии.

В данной теме формулируются учебные задачи курса, обозначаются его ожидаемые результаты, проектируются стратегии их получения и формы презентации достижений.

2. Что такое психика и как она устроена

Психика как особое образование, существующее у животных и человека. Механизмы психики. Психические явления. Нужда и потребность. Как возникают потребности? Как потребности начинают диктовать стратегию активности? Откуда берутся цели активности животного и человека? Место эмоций в схеме поведения животного и человека. Кто думает: мозг или человек (животное)? Интеллектуальное поведение животных. Психологическое изучение животного и человека. Познаваема ли психика? Что имеют в виду, когда говорят о развитии психики?

Главная цель: изучить основания психологического подхода к определению природы активности животных и человека; определить место эмоций в общей структуре психической активности.

Обобщить житейские представления обучающихся о нормативной психической активности человека и факторах, вызывающих нарушения поведения человека.

Учить вычитыванию (чтению и комментированию) авторских научных текстов психологического содержания, объясняющих. Определение критериев для различения текстов научного содержания по стилистике (научный, научно-популярный, псевдонаучный).

3. Как работает сознание

Когда мы говорим, что человек обладает сознанием? Деятельность и сознание. Неосознаваемые процессы в психической активности человека, их природа и проявления. Синонимичны ли термины подсознательно, бессознательно, неосознанно… Механизмы психологической защиты. Защитное поведение. Что можно считать нарушением психики? Человек знает больше, чем может об этом сказать. Как формируются образы сознания? Психологические образования, определяющие принадлежность к роду человеческому.

Основная цель связана с актуализацией представлений подростков (содержания обыденного сознания) о том, как строится образ реальности:

- выявление схем интерпретации подростками активности живых существ, объяснение оснований научного анализа этих явлений в разных психологических школах;

- способа научного анализа собственного поведения; выявление трудностей исследования неосознаваемых процессов активности;

- объяснение механизма психологической защиты, анализ видов защитного поведения.

- схематизация соотношения понятий потребности, желания, действия;

- определение содержания понятия самосознания, описание форм существования Я в структуре самосознания.

4. «Человек привычки»

«Привычка свыше нам дана …» или о чем написал поэт? Управление поведением как управление образами нашего сознания. «Человек привычки» как сила, которая нами управляет. Сколько у человека привычек? Вредные и полезные привычки. Кому и зачем нужны вредные привычки? Привычки общения: о стереотипах и аттитюдах в восприятии людьми друг друга. Выявление ресурсов коммуникации и коммуникативных барьеров – феноменология общения «по привычке». Как быть с плохими привычками: борьба с самим собой или … ? Как происходит отучивание от привычек? Конструктивное и защитное поведение.

Основная цель связана с определением содержания проблемы управления человеком собственным поведением, в получении опыта осознания связи физиологического и психического в природе человеческих действий. Дополнительная цель определяется необходимостью организации возможности для практического изучения подростком природы типичных форм поведения в различных проекциях собственной жизни.

5. «Человек воли»

Высшая психическая функция как функциональный орган человека (А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин). Воля умная и тупая. Как мы научаемся управлять собою и другими людьми. Насильственное и ненасильственное управление. Насилие явное и скрытое. Слабоволие и способы его понимания или о чем мы спрашиваем , задавая вопрос: «У тебя есть сила воли?» Сила воли как способность управлять своим умом.

Основная цель состоит в изучении родовых способностей человека. В рамках занятия предполагается разработка диагностического инструмента для исследования активности человека различной направленности, освоение тренингового упражнения «волевое действие».

6. «Человек нравственный»

Человек как индивид, как субъект, как индивидуальность и как личность. Зачем так много слов? Быть или не быть личностью? Что такое нравственный выбор? «Хороший человек с плохим характером» – кто это? Личность и подвиг. Личность и нравственное подвижничество.

Основная цель состоит во введении участников в философско-психологический контекст понимания того, что такое «личность», в обнаружении и рефлексии связи личностного и нравственного в человеке. Дополнительная цель – развести понимание «личное» и «личностное» и попытаться ответить на вопросы: «Каждый ли человек личность?» и «Всегда ли я личность?». Различение утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку (И. Кант).

Ожидаемый результат состоит в пересмотре обыденных представлений о человеческой личности как о «мешке со способностями, эмоциями, мотивами и чертами характера». Предполагаемый итог – понимание интенциональности личности: «Человек, чтобы оставаться человеком, должен превосходить самого себя» (А.С. Арсеньев).

7. Защита итоговых индивидуальных работ на тему «Я – человек. Кто я?»

Основная цель занятий состоит в определении образовательных достижений в освоении материала учебного курса.

Примерное годовое планирование 10 класс

Месяц

Мероприятие

Форма работы

Сентябрь

Знакомство с обучающимися. Составление соглашений с родителями (законными представителями) на проведение диагностического и коррекционного сопровождение детей

Диагностика, беседы, входное тестирование

Октябрь

Проведение вводного занятия. Работа по теме «Я – человек. Кто я?»

Проведение лекционных занятий с применением различных педагогических методик. Проведение тренинга «Кем я хочу быть?». Обучение навыку рефлексии.

Ноябрь

Начало работы  по модулю «Как устроена психика человека»

Проведение лекционных занятий с элементами экспериментирования по теме «Восприятие», «Речь» и «Память».

Декабрь

Работа по теме «Как работает мое сознание». Промежуточное тестирование

Проведение тренинговых занятий «Развитие эмоционального интеллекта», лекционных занятий. Беседы, рефлексия

Январь

Работа по теме «Человек привычки» (Привычка свыше нам дана …)

Тренинги «Личностный рост» и «Самопознание». Решение кейсов и работа в парах. Лекционные часы

Февраль

Продолжение работы по теме: «Человек привычки», начало работы по теме «Человек воли»

Беседы и лекционные часы, проведение сравнительного анализа

Март

Продолжение работы по теме: «Человек воли». Начало изучения темы «Человек нравственный».

Тренинг самооценки. Практикум и лекционные часы

Апрель

Работа по модулю «Человек нравственный»

Лекционные часы. Обсуждение по теме «Я тогда, я сейчас, и я в завтра»

Май

Окончание работы по программе в 10 классе. Заключение модуля «Человек нравственный», защита проектов.

Практикумы, защита проектов «Я - человек. Кто я?».  Итоговая диагностика.

Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Разделы программы

Содержание

Количество часов

Теория – ауди-торные часы

Практика (самопод-готовка)

1

«Я-человек. Кто я?». Тема: «Введение»

Знакомство с понятиями «педагогика» и «психология». История вопроса. Зачем и почему появилась такая профессия. Персоналии. Обучение работы с научным текстом.

1

0

2

«Я-человек. Кто я?». Тема: «Я в мире»

Индивидуальная работа «Я сам о себе» и/или «Я глазами других людей». Социальная значимость труда педагога. Особенности педагогической профессии. Спектр педагогических специальностей.

1

0

3

«Что такое психика и как она устроена». Тема: «Грани психического»

Знакомство с понятиями «методы психологии», «инроспекция», «наблюдение», психика», «бытие» и «сознание».

1

0

4

«Что такое психика и как она устроена». Тема: «Психика человека и психика животного»

Проведение экспериментов. Просмотр научно-популярного фильма BBC «Человек». Обучение приемам анализа и самоанализа.

1

0

5

«Что такое психика и как она устроена». Тема: «Интеллектуальное поведение животных».

Психологическое изучение животного и человека. Познаваема ли психика?

1

0

6

«Что такое психика и как она устроена». Тема: «Психические процессы и функции»

Тренинг с элементами лекции «Высшие психические функции. Как устроен человек». Обучение в микрогруппах.

1

0

7

«Что такое психика и как она устроена». Тема: «Высшие психические функции».

Лекционные занятия. Внимание, память, мышление и речь. Практика – как проверить уровень внимания, памяти, что будет, если эти процессы нарушены.

1

0

8

«Что такое психика и как она устроена». Тема: «Психические процессы и функции».

Учение о трех блоках мозга. Вклад российских ученых в мировую науку в области психологии и педагогики.

1

0

9

«Что такое психика и как она устроена». Тема: «Нужда и потребность».

Как возникают потребности? Описание процесса мотивации, основные понятия и законы. Практика – изучение уровня мотивации обучающихся.

1

0

10

«Что такое психика и как она устроена». Тема: «Эмоции, чувства и ощущения».

Как различать: ощущение, аффект, эмоцию и чувство. Базовые эмоции, как понимать свои эмоции и эмоции других.

1

0

11

«Что такое психика и как она устроена». Тема: «Развитие психики».

Развитие психики в онтогенезе и филогенезе. Какие бывают нарушения в развитии психики.

1

0

12

«Как работает сознание». Тема: «Бытие и сознание»

История вопроса «Сознание». Различные определения.

1

0

13

«Как работает сознание» Тема: «Три уровня сознания»

Знакомство с понятием «Динамические теории личности». Игра «Сознание как айсберг». Обучение методу самонаблюдения.

1

0

14

«Как работает сознание» Тема: «Психологические защиты»

Введение понятий «психологические защиты», «совладающее поведение», «копинг-стратегии».  Диагностика «Какие у меня механизмы психологической защиты». Начало работы над проектом «Я – человек. Кто я?».

1

0

15

«Как работает сознание» Тема: «Я в структуре самосознания»

Схематизация соотношения понятий потребности, желания, действия; определение содержания понятия самосознания, описание форм существования Я в структуре самосознания.

1

0

16

«Человек привычки». Тема: «Привычка свыше нам дана …»

Актуализация темы, обсуждение художественного творчества про привычки. Беседа «Я и мои привычки. Принятие себя».

1

0

17

«Человек привычки». Тема: «Привычка и поведение».

Исследовательская работа – обучение обучающихся скринингу среды, методу анкетирования. Подведение итогов по темам: «Полезные привычки», «Вредные привычки», «Привычки будущего», «Привычки прошлого».

1

0

18

 «Человек привычки». Тема: «Привычки общения»

Стереотипы в коммуникации. Обучение навыкам эффективного общения. Тренинг по развитию навыков конструктивного общения «Я сообщаю». Занятие арт-тренинг «Вербальное и невербальное общение».

2

0

19

«Человек привычки». Тема: «Полезные и вредные привычки».

Понятия «хороших» и «вредных» привычек. Объяснение, как формируется зависимость различного свойства. Кому и зачем нужны вредные привычки?

1

0

21

Тема: «Привычка как способ работы над собой».

Как происходит отучивание от привычек? Обсуждение последних данных, полученных в ходе отечественных и зарубежных. исследований Конструктивное и защитное поведение. Обзор инновационных методик работы над привычками.

1

0

22

«Человек воли». Тема: «Воля и психика»

Высшая психическая функция как функциональный орган человека (А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин).

1

0

23

«Человек воли». Тема: «Человек и воля»

Просмотр документальных фильмов про волю. Воля умная и тупая. Как мы научаемся управлять собою и другими людьми.  Просмотр фильма «Нарушение воли», обсуждение. Проработка плана, как работать над укреплением воли. Как мы научаемся управлять собою и другими людьми. Соотнесение характеристик личности с волевыми качествами. Что является волей, а что безволием?

2

1

24

Тема: «Сила воли»

Слабоволие и способы его понимания, или, о чем мы спрашиваем, задавая вопрос: «У тебя есть сила воли?» Сила воли как способность управлять своим умом. Диагностика своих волевых качеств. Воля, как высшая психическая функция.

2

0

25

«Человек воли». Тема: «Воля, как способ управления людьми».

Насильственное ненасильственное управление. Насилие явное и скрытое. Тренинг навыков управления своим поведением и поведением других.

1

0

26

«Человек нравственный». Тема: «Человек как индивид, как субъект, как индивидуальность и как личность».

Сравнительная характеристика понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».  Гуманистическая концепция личности. Просмотр фрагментов видеофильмов, сравнение мнений. Обучение навыкам анализа поведения и характера

2

0

27

«Человек нравственный». Тема: «Быть личностью»

Метапредментный урок: «Личность в истории». Обсуждение моральных и нравственных норм. Практическое занятие: «Изучаем характер», «Изучаем ценности», «развитие культуры личности»

1

0

28

«Человек нравственный». Тема: «Хороший человек с плохим характером – кто это?»

Вопрос субъективной оценки характера другого человека. Типология черт личности. Практическое применение навыков диагностики и умения интерпретировать полученные результаты.

1

0

29

«Человек нравственный». Тема: «Личность и подвиг»

Работа над проектом «Я-человек. Кто я?». Обсуждение вопроса: «Хороший человек с плохим характером» – кто это? Личность и подвиг. Личность и нравственное подвижничество.

1

0

30

Защита итоговых индивидуальных работ на тему «Я – человек. Кто я?»

Подготовка к выступлению, обучение навыкам построения презентаций, оценка работы над собой. Итоговая диагностика.

2

0

Итого: 36 часов

35

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения (11 класс)

1. Возрасты жизни человека

Хронотоп жизни человека. Периоды (возрастные ступени) жизненного цикла: научный подход к определению возраста. Нужно ли обычному человеку знание периодизации развития.

Чем измеряется возраст людей, живущих в различные исторические эпохи, в различных формациях? Возраст биологический и психологический.

Как понимать переходы от одного возраста к другому? Для чего в племени (общине) устраивается инициация?

Основная цель занятий в этой теме связана с обнаружением культурных оснований для выделения возрастных периодов и выявлением житейских показателей для характеристики границ возрастов, с определением места подросткового возраста в общем цикле жизни человека.

2. Люди обычные и необычные: одаренность, умственное инобытие, расстройства поведения

От чего зависит развитие ребенка. Физиологическое созревание и целенаправленное воспитание: что важнее. Психологически гармонический путь развития.

Гении, одаренные, «умственно отсталые»: кто они. Чем человек наделен от природы и что формируется в нем прижизненно. Интеллектуальный коэффициент как показатель одаренности.

Как послушный малыш превращается в «трудного ребенка». Может ли «трудный» стать «девиантом». Девиантное поведение человека, научное объяснение его природы. Что известно об умственной отсталости, как понимать умственное инобытие.

Основная цель занятий: расширить осведомленность подростков в области нетипичного развития человека, сформулировать основания корректного отношения к людям, которые отличаются от большинства.

3. Подросток в книге и жизни

Что известно о подростке? Гормональный бунт подросткового возраста: о чем говорят физиологи. Психологический потенциал подростка: итоги предыдущих этапов развития. Задачи возраста: почему самоопределение становится проблемой. Потребность в смысле жизни и жизненная перспектива. Я - вчера», Я – сегодня, Я – завтра: привычка «обдумывать свое житье». Как научиться рефлексии.

Подросток глазами взрослых людей и подросток сам о себе: о чем рассказывают самоописания. Личные границы человека в отношениях с другими. Чем определяются психологические границы подростка в отношениях с Миром.

Управляемость поведения в подростковом возрасте. Тренинг управления чувствами и эмоциями.

Основная цель состоит в конструирования опыта обретения подростками способности рефлексивного отношения к реальности собственной психической жизни, осознания подростком возможностей и ограничений в отношениях с Миром, в получении опыта осознанного проектирования перспективы самоопределения.

4 Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними

«VUCA-мир» как метафора современной жизни. Виртуальная реальность – продукт культурного развития человека. Электронный мир: современная трактовка искусственной реальности жизни. Ценности цифровой эпохи.

«Цифровой разрыв» между родителями и детьми. Проблема межпоколенческих отношений. «Цифровой образ жизни» современного подростка. «Цифровые аборигены»: мифы и реальность. Становятся ли современные дети умнее или глупее предыдущего поколения.

Безопасность как потребность человека. Риски, угрозы и опасности онлайн-среды и совладание с ними. Индивидуальное восприятие риска.

Основная цель: конструирование рефлексивного отношения к цифровым реалиям жизни современного подростка, определение потенциала развития в условиях электронного мира, формулирование личной позиции в отношении рисков и угроз онлайн-среды.

5. Защита итоговых индивидуальных работ.

Основная цель занятий состоит в определении образовательных достижений в освоении материала учебного курса.

Примерное годовое планирование 11 класс

Месяц

Мероприятие

Форма работы

Сентябрь

Повторение пройденного материала, разбор дневниковых записей.

Диагностика, беседы, входное тестирование

Октябрь

Проведение вводного занятия. Работа по теме «Возрасты жизни человека»

Проведение лекционных занятий с применением различных педагогических методик. Проведение тренинга «Возрастные периоды». Обучение навыку рефлексии развитие эмпатии к людям различных возрастов.

Ноябрь

Продолжение работы  по модулю «Возрасты жизни человека»

Проведение лекционных занятий с элементами экспериментирования по теме «Возрастная периодизация», «История детства» и «Возрастные кризисы».

Декабрь

Работа по теме «Люди обычные и необычные: одаренность, умственное инобытие, расстройства поведения». Промежуточное тестирование

Проведение тренинговых занятий «Такая разная одаренность», лекционных занятий. Беседы, рефлексия

Январь

Работа по теме «Люди обычные и необычные: одаренность, умственное инобытие, расстройства поведения»

Тренинги «Люди с особенностями» и «Партнерское общение». Решение кейсов и работа в парах. Лекционные часы

Февраль

Работа по теме: «Подросток в книге и в жизни»

Беседы и лекционные часы, проведение сравнительного анализа

Март

Продолжение работы по теме: «Подросток в книге и в жизни»

Тренинги «Жизненная перспектива» и «Личностные границы». Практикум и лекционные часы

Апрель

Работа по модулю «Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними»

Лекционные часы. Обсуждение по теме «Цифровая жизнь и цифровая безопасность»

Май

Окончание работы по программе в 11 классе. Заключение модуля «Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними», защита итоговых индивидуальных работ.

Практикумы, защита проектов «Мои перспективы».  Итоговая диагностика.

Календарно-тематическое планирование

11 класс

№ п/п

Разделы программы

Содержание

Количество часов

Теория – ауди-торные часы

Практика (самопод-готовка)

1

«Возрасты в жизни человека». Тема: «Введение»

Знакомство с возрастной периодизацией в советской школе психологии, и в зарубежной школе.

1

0

2

«Возрасты в жизни человека». Тема: «Тема возраста в истории человечества»

Возраст и эпоха. Чем измеряется возраст людей, живущих в различные исторические эпохи, в различных формациях? Возраст биологический и психологический. . Проведение тренинга «Возрастные периоды».

2

0

3

«Возрасты в жизни человека». Тема: «Возраст биологический и психологический»

Виды возрастов. Актуализация знаний по психологии, педагогики, биологии и обществознанию. Определение своего психологического возраста.

1

1

4

«Возрасты в жизни человека». Тема: «Возрастные кризисы»

Знакомство с понятиями «кризис 3-х лет», «возрастной кризис», «кризис младшего школьника», «подростковый кризис». Как справиться с кризисами? Нормативное и ненормативное протекание кризисов.

3

0

5

«Люди обычные и необычные: одаренность, умственное инобытие, расстройства поведения» Тема: «Одаренность»

Тренинг «Такая разная одарённость».  Что мы понимаем под термином «гениальность», «высокий интеллект», «одаренность». Примеры одаренных  людей в истории. Подготовка презентаций и докладов на заданную тему.

2

0

6

«Люди обычные и необычные: одаренность, умственное инобытие, расстройства поведения» Тема: «Особые образовательные потребности или Умственное инобытие»

Тренинг с элементами лекции «Партнёрское общение». Подходы к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Беседа: «Обучение особого ребенка. А что дальше?!». Обучение в микрогруппах. Лекционные занятия.

3

0

7

«Люди обычные и необычные: одаренность, умственное инобытие, расстройства поведения» Тема: «Различия в поведении»

Знакомство с понятиями «девиантность», «расстройство поведения», «деликвентное поведение», «асоциальное поведение», «агрессивное поведение», «ювенальная юстиция».

2

0

8

«Люди обычные и необычные: одаренность, умственное инобытие, расстройства поведения» Тема: «Гармоничный путь развития или Нормальность»

История вопроса «Гармоничное развитие». Различные определения. Понятие «норма». Знакомство со стратегиями развития. Написание работы «От чего зависит развитие ребенка?»

2

0

9

«Подросток в жизни и книге». Тема: «Классические знания о подростковом возрасте»

Знакомство с понятием «подростковый возраст», какой бывает подростковый кризис, новообразования возраста. Размышления на тему: «А что будет, когда закончится подростковый возраст?»

1

0

10

«Подросток в жизни и книге». Тема: «Особенности возраста»

Анатомо–физиологические особенности подростков, психологические особенности подросткового возраста, поведенческие особенности подросткового возраста.

1

1

11

«Подросток в жизни и книге». Тема: «Потребность в смысле жизни и жизненная перспектива».

Концепции смысла жизни. Смысл жизни и подростковый возраст. Что такое жизненная перспектива?

1

0

12

«Подросток в жизни и книге». Тема: «Психологический потенциал подростка»

Итоги предыдущих этапов развития. Задачи возраста: почему самоопределение становится проблемой.

1

0

13

«Подросток в жизни и книге» Тема: «Потенциал подростка»

Я-сейчас, Я-тогда и Я-в будущем. Планы относительно жизни, какие задачи решает современный подросток. Рефлексия и управляемое поведение, развитие навыка самопрезентации.

2

0

14

«Подросток в жизни и книге» Тема: «Подросток глазами взрослых людей и подросток сам о себе»

Поднятие темы «подросток глазами взрослых людей», чего от него ждут окружающие и чего он хочет сам. Развитие навыка «самоописания». Метапредметный урок. Знакомство с литературными произведениями о подростках

1

0

15

«Подросток в жизни и книге» Тема: «Личные границы человека в отношениях с другими».

Личные границы человека в отношениях с другими, проведение тренинга «Личностные границы». Чем определяются психологические границы подростка в отношениях с Миром.

1

0

16

«Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними» Тема: «Современные гаджеты»

Лекционные занятия на актуализацию темы, обсуждение своременных тенденций в жизни людей, новые технологии. Раскрытие темы: «Цифровая жизнь: польза или вред для человека?»

1

1

17

«Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними». Тема: «Электронный мир и виртуальная реальность»

Виртуальная реальность – прошлое настоящее и будущее, представление о виртуальной реальности в литературе. Изучение современных тенденций развития рынка электроники и попытка спрогнозировать будущее с их учетом.

1

0

18

«Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними». Тема: «Цифровая жизнь: польза или вред для человека?»

Продолжение обучения работы с научной литературой: чтение и анализ данных. Практическая работа: выдвижение гипотез, сбор данных, подтверждение или опровержение гипотез, подведение итогов.

1

0

19

«Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними». Тема: «Ценности новой эпохи»

Исследовательская работа – обучение обучающихся анализировать данные статистики. Работа с ресурсами ВЦИОМ, РосСтат электронной статистки и т.п.  Проведение анализа ценностей в жизни каждого человека.

1

0

20

Тема: «Мифы и реальность».

Становятся ли современные дети умнее или глупее предыдущего поколения? Дискуссии, просмотр документального фильма про современный мир и будущее «Большой скачок» (2016).

1

0

21

 «Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними». Тема: «Риски эпохи компьютеризации»

Стереотипы в коммуникации в рамках цифрового общение. Сочинение на темы «Если бы реальность была виртуальной?». Обсуждение книги А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее», как примера того, что может быть, если мир образования будет цифровым. навыкам эффективного общения.

1

0

22

«Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними». Тема: «Проблема межпоколенческих отношений».

Характеристика различных аспектов в отношениях между поколениями; классификация межпоколенных отношений в семье. Функции, которые выполняет современная семья. Виды отношений, формируемые в семье при взаимодействии разных поколений, а также проблема участия представителей старшего поколения семьи в воспитании детей.

1

0

23

«Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними». Тема: «Безопасность как потребность человека»

Повышение цифровой компетентности, расширение представлений о возможностях Интернета, образе жизни и особенностях цифрового поколения, влиянии онлайн-рисков на развитие.

1

0

14

«Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с ними» Тема: «Совладание с угрозами интернета».

Безопасность как потребность человека. Риски, угрозы и опасности онлайн-среды и совладание с ними. Индивидуальное восприятие риска.

1

0

20

Защита итоговых индивидуальных работ на тему «Мое будущее. Я - педагог»

Подготовка к выступлению, обучение навыкам построения презентаций, оценка работы над собой. Итоговая диагностика

1

0

Итого: 36 часов

33

3

Итоговая диагностика по результатам прохождения программы

  1. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши(модификация Г.В. Резапкиной)Методика направлена на выявление склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной   деятельности: работе   с   людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.
  2. Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.Благодаря методике «Тест-опросник коммуникативных умений» каждый, начиная с подростковоговозраста, может определить степень сформированности своих коммуникативных умений в общении:1) со сверстниками и 2) со взрослыми людьми.
  3. «Мотивы выбора профессии»(Р.В. Овчарова)Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).
  4. Методика Дембо– Рубинштейн. Простая в использовании, методика - в соединении с беседой и другими методиками - помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого. Методика предложена С.Я. Рубинштейн в 1970 г.В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.
  5. Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу(адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева). Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
  6. 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

Литература основная

1. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

2. Глинский, А.А. Кто и что формирует имидж педагога современной школы? / А.А. Глинский // Народная асвета. – 2012. – № 9. – С. 20–26.

3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие / Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2005. – 640 с.

4. Казимирская, И.И. Общие основы педагогической профессии: практикум / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. – Молодечно, 2002. – 82 с.

5. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: книга для учащихся / Я.Л. Коломинский. – Минск,1998.

6. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит / Д.Г. Левитес. – М.; Воронеж, 2001. – 256 с.

7. Лобанов, А.П. Практикум по общей и когнитивной психологии: практикум / А.П.Лобанов. – Минск, 2014. – 144 с.

8. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб. пособие / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Просвещение, 2004. – 246 с.

9. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост. И.И. Цыркун [и др.]; под ред. Ж.Е. Завадской, Т.А. Шингирей. – Минск: БГПУ, 2005. – 195 с.

10. Орлова, Л.В. Психологические особенности создания профессионального имиджа учителя / Л.В. Орлова // Народная асвета. – 2012. – № 9. – С. 26–29.

11. Сергейко, С.А. Общие основы педагогической профессии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / С.А. Сергейко, Л.М. Тарантей. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 250 с.

12. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. – СПб., 1997. – 288 с.

13. Пономаренко, Л.П. Психология для старшеклассников: пособие для педагога / Л.П. Пономаренко, Р.В.Белоусова. – М., 2003. – 222 с.

14. Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. – М., 1998. – 176 с.

15. Тесова, Е.Г. Выполни себя: программно-методические рекомендации по подготовке подростков к самовоспитанию/ Е.Г. Тесова. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям», 1999. – 100 с.

16. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие для педагогов и подростков; часть I / К.Фопель. – М, 1998.

17. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд. – СПб., 2002. – 272 с.

Литература дополнительная

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. – 496 с.

2. Анин, Б. Учитель моей жизни: кн. интервью / Б. Анин. – М.: Сов. Россия, 1982. – 172 с.

3. Блага, К. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя / К. Блага, М.Я. Шебек; пер. с чеш. Д.М. Прошуниной. – М.: Просвещение, 1991. – 140 с.

4. Вершловский, С.Г. Учитель о себе и профессии / С.Г. Вершловский. – М.: Педагогика, 1988. – 265 с.

5. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностногоподхода : учеб. пособие / О.Л.Жук, С.Н.Сиренко ; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2007. – 192 с.

6. Зимняя, И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности : учеб. пособие / И.А.Зимняя. – Ростов н/Дону : Феникс, 1997. – 480 с.

7. Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А.Иванов // Школьные технологии. – 2007. – № 6. – С. 77 – 82.

8. Керножицкая, И.Е. Педагогика в ситуациях, вопросах, заданиях / И.Е. Керножицкая. – Витебск, 2001. –234 с.

9. Колосова, Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия / Е.Б. Колосова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 30 с.

10. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб., 2003. – 416 с.

11. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: учеб. пособие. – 2-е изд. – Минск; М., 2012. – 376 с.

12. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М.Митина. – М.: Просвещение, 1998. – 346 с.

13. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов и родителей. – 2-е изд., доп. – СПб: Питер, 2008. – 280 с.

14. Савенко, Т.Н. Педагогическая профессия: осмысление выбора. Введение в педагогическую профессию: курс лекций для студ. пед. университета / Т.Н. Савенко. – Мозырь: МГПУ, 2008. – 140 с.

15. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

16. Тарантей, В.П. Сборник качественных задач: общая педагога, дидактика / В.П. Тарантей, Л.М. Тарантей, М.Д. Есекешова, Э.Ш. Кочкорбаева // КазАту им. С. Сейфулина, 2015. – 197 с.

17. Тарантей, Л.М. Акмеология и основы индивидуальных и социальных достижений: учебное пособие / Л.М. Тарантей, Э.Ш. Кочкорбаева. – Астана : типография КазАту им. С. Сейфулина, 2014. – 155 с.

18. Торхова, А.В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя: монография / А. В. Торхова. – М.: Мос. гос. пед. ун-т., 2005. – 226 с.

19. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К.Фопель. – М. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая прграмма элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционния школа VIII вида...