Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike_6_klass_fakultativ.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Программа

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ:

 (факультативный курс по математике для учащихся 6 класса)

                                                                                                               Автор программы

                                                                                      Учитель математики школы № 9

                                                                                      Юрченко Лариса Рустановна

Учитель   ___________________           _________________________     ______________

                        (подпись)                               (расшифровка подписи)                  (дата)

Проверено ___________________           _________________________     ______________

                        (подпись)                               (расшифровка подписи)                  (дата)

2011 г.

ВВЕДЕНИЕ.

        Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника.

        Так, например, сегодня факультативный курс направлен на достижение следующих целей:

  • развитие логического мышления;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • привитие интереса к предмету.

Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:

  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления учащихся, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой стороны удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

 Программа факультативного курса по математике для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету, разработан в соответствии с интересами учащихся 6 класса, их возможностями. Программа курса включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 6, так и в 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Цели данного курса:

  • Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
  • Развитие математических, интеллектуальных способностей учащих.

Задачи факультативного курса по математике определены следующие:

  • развитие у учащихся логических способностей;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • выявление одаренных детей;
  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.

Основные принципы отбора материала:

  • принцип доступности;
  • принцип дифференцированности;
  • принцип активности (разные виды деятельности: интеллектуальная, эмоциональная, игры);
  • принцип наглядности.

Методы и формы обучения:

  • личностно-ориентированный подход;
  • самостоятельное добывание знаний;
  • тренировка в применении приобретённых знаний;
  • парная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа.

Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности.

Итоговое занятие провести в форме игры с элементами занимательной математики.

 Программа рассчитана на 34 учебных часа.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате изучения факультативных занятий у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • уметь составлять занимательные задачи;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п\п

Изучаемый материал

кол-во часов

1

Свойства сложения, вычитания, умножения.

3

2

Развитие вычислительной культуры. Методы устных и письменных вычислений.

3

3

Признаки делимости. Принцип Дирихле.

2

4

Десятичная запись натурального числа. Алгоритм Евклида.

3

5

Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений.

3

6

Решение задач на взвешивание с помощью уравнений.

3

7

Целые числа. Диафантовы уравнения.

4

8

Удивительные равенства.

3

9

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

3

10

Олимпиадные задачи различного уровня.

3

11

Математические игры.

3

12

Итоговое занятие.

1

Итого

34

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Все задачи "Кенгуру"», С-Пб,2010г.
  2. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
  3. Б.П. Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
  4. Балаян Э.Н. Готовимся к олимпиадам по математике : 5–6 классы / Ростов на Дону: Феникс, 2010. —180 с.
  5. Е.В. Смыкалова. Математика. Дополнительные главы. Учебное пособие к учебнику математики для 5-го класса. – СПб, СМИО Пресс, 2007. – 88 с.  
  6. Е.В. Смыкалова. Математика. Дополнительные главы. Учебное пособие к учебнику математики для 6-го класса. – СПб, СМИО Пресс, 2007. – 88 с.  
  7. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
  8. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
  9. Е.И. Игнатьев В царстве смекалки/Е.И. Игнатьев. – М.: Наука, 1978. – 190 с.
  10. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи,   игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
  11. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
  12. Л.М. Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
  13. М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 222 с.
  14. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике «Построение графиков функций, уравнений и соответствий», 9 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи элективного курса, требования к знаниям и умениям учащихся, формы и методы, используемые в преподавании, учебно-тематический план....

Рабочая программа элективного курса по математике "Путешествие в страну Уравнений", 9 класс

Программа содержит цели ,задачи, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля".10 класс

Данный материал помогает овладеть методикой выбора более удобного способа решения уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля, пользуясь предварительным анализом, производить вычисления, гр...

Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения"

Предлагаемый элективный курс «Уравнения» позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 34 часа. Данный элективный курс направлен, прежде всего...

Рабочая программа элективного курса 10-11 класса «Уравнения, неравенства и их системы повышенной сложности».

Материалы Единого государственного экзамена, конкурсные задания в вузы содержат уравнения, неравенства и их системы, методы решения которых не рассматриваются в основном курсе обучения математике. Спо...

Рабочая программа элективного курса по математике "Нестандартные способы решения уравнений и неравенств"

       Государственной программой изучения математики в 9 – 11 классах предусматривается изучение стандартных методов решения уравнений и неравенств, однако, на практи...