Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
рабочая программа (алгебра, 11 класс) по теме
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс предлагается к изучению в 11 классе общеобразовательной школы.. Для успешного освоения содержания курса учащимся достаточно владеть базовым уровнем математической подготовки.
Программа применима для различных категорий школьников, что достигается обобщенностью включённых в неё знаний, их отбором от простого к сложному и модульным принципом построения. Согласно стандартам математического образования уравнения и неравенства в школьном курсе изучаются на уровне «простейших», чего совершенно недостаточно для поступления выпускников в ВУЗы на технические специальности.
Основная идея курса состоит в информировании учащихся о возможных подходах к решению задач, встречающихся на вступительных испытаниях в ВУЗы.
В связи с этим целью курса является:
- Расширение и углубление знаний учащихся по одному из фундаментальных разделов математики – решение уравнений и неравенств.
- Усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
- Повышение уровня математической подготовки выпускников за курс полной средней школы.
- Развитие интересов и склонностей учащихся к математике.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- Помочь учащимся оценить себя, свои знания и силы в ходе решения задач, выходящих за рамки школьной программы;
- Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей учащихся на уровне, необходимом для обучения в высшей школе;
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
- Осуществление работы с дополнительной литературой.
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы.
- Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Разработана на основе государственной программы по математике для 5 – 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Дрофа, 2004г. А также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов Ш.А. Алимова и Л.С Атанасяна.
Курсу отводится 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
Планируемые формы организации занятий – практикумы по решению задач, зачетные работы, лекции, беседы, деловые игры.
Виды деятельности учащихся –
- поиск информации, заданий в ресурсах Интернет, в печатных изданиях,
- выполнение домашних заданий / по выбору учащихся /,
- создание собственного «рукописного» сборника задач по изучаемым темам,
-участие в деловой игре.
Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:
- Навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
- Составление алгоритмов решения типичных задач;
- Умения решения всех видов уравнений и неравенств, изучаемых в программе средней школы.
Данный элективный курс «Решение уравнений и неравенств» даёт примерный объём знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. В этот объём, безусловно, входят те знания, умения и навыки, обязательное приобретение которых предусмотрено требованиями программы общеобразовательной школы, однако предполагается более высокое качество их сформированности. К слову сказать, в зависимости от уровня подготовки учащихся и времени, отводимому на изучение некоторых видов уравнений на уроках, в теоретической части проведения занятий предусматриваются:
лекция / если объёмный материал занятия – новинка для слушателя/,
мини-лекция / если новый материал небольшой по объёму/,
консультация / если материал изучался в урочное время/,
занятие-обсуждение / работа над проблемной ситуацией/.
Учащиеся должны научиться решать задачи более высокого уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования. Следует отметить при этом, что требования к знаниям и умениям ни в коем случае не должны быть завышены. Чрезмерность требований порождает перегрузку и ведёт к угасанию интереса. Одна из целей преподавания ориентированная – помочь осознать старшекласснику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности, поэтому интерес и склонность учащегося к занятиям на курсе должна всемерно подкрепляться и развиваться.
В методической литературе решению уравнений и неравенств уделяется много времени, однако наблюдения и проводимые в последние годы в нашей школе среди учащихся старших классов анкетирования, говорят о том, что задания вступительных экзаменов в технические ВУЗы по теме решения уравнений и неравенств вызывают у учащихся затруднения, они допускают ошибки, чувствуют себя неуверенными (в особенности при решении задач с параметрами ).
В каждой теме курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. На занятиях можно использовать фронтальный метод работы / практикум /, который охватывает большую часть учащихся группы. Эта форма работы развивает точную, лаконическую речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Можно применять комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придаёт уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Проверочные / самостоятельные / работы рассчитаны на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава слушателей курса, их подготовленности.
Работа в группах / парах / выполняется в сотрудничестве с учителем, выполняют различные задания в соответствии с познавательными интересами в каждой группе, приоритетами и возможностями, с обязательным обсуждением результатов работы.
Предлагаемая программа мобильна, т.е. даёт возможность уменьшить количество задач по данной теме при установлении степени достижения результатов.
Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше, так как курс строится на базе школьной программы с постепенным усложнением заданий. Для таких ребят предназначаются такие формы работы как игры «Слалом», математический марафон и эстафеты, подборка заданий для товарища /см. список литературы: 8,9,11/ .
Содержание курса
- Многочлены и алгебраические уравнения. Представление о многочленах и алгебраических уравнениях. Делимость и деление с остатком. Теорема Безу. Общая теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Уравнения третьей и четвёртой степени.
учащийся должен знать/понимать/уметь:
делить многочлен на многочлен, использовать при решении алгебраических уравнений теоремы Безу и общую теорему Виета.
- Рациональные алгебраические уравнения и неравенства. Уравнения, имеющие
рациональные корни. Симметрические уравнения. Возвратные уравнения. Однородные уравнения. Уравнения вида (х+а1)(х+а2)(х+а3)(х+а4)=в, где а1+а2=а3+а4.
учащийся должен знать/понимать/уметь:
распознавать симметричные и возвратные уравнения, решать все виды алгебраических уравнений и неравенств.
- Иррациональные алгебраические задачи. Способы решения иррациональных уравнений. Уравнения, содержащие переменную под корнем третьей степени. Иррациональные неравенства.
учащийся должен знать/понимать/уметь:
решать иррациональные уравнения и неравенства.
- Показательные уравнения и неравенства. Способы решения показательных уравнений и неравенств.
учащийся должен знать/понимать/уметь:
решать показательные уравнения и неравенства.
- Логарифмические уравнения и неравенства. Способы решения логарифмических уравнений и неравенств. Использование монотонности при решении уравнений. Использование области определения при решении уравнений. Метод рационализации при решении неравенств.
учащийся должен знать/понимать/уметь:
решать логарифмические уравнения и неравенства.
- Тригонометрические уравнения и неравенства. Способы решения тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства.
учащийся должен знать/понимать/уметь:
решать тригонометрические уравнения и неравенства.
- Рациональные алгебраические системы. Представление о рациональных алгебраических системах. Уравнения с несколькими переменными. Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными. Сведение уравнений к системам.
учащийся должен знать/понимать/уметь:
составлять системы уравнений по условию задачи, решать задачи с помощью систем уравнений.
- Уравнения с параметрами. Линейные уравнения с параметрами. Квадратные уравнения с параметрами. Графо - аналитический метод решения задач с параметрами.
учащийся должен знать/понимать/уметь:
решать линейные и квадратные уравнения с параметрами.
- Уравнения с модулем. Модуль числа. Свойства модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля. Решение уравнений с двумя модулями. Решение неравенств, содержащих модуль. Решение систем уравнений с модулем. Метод интервалов на плоскости.
учащийся должен знать/понимать/уметь:
решать уравнения и неравенства определённых видов с модулем
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ | К-ВО ЧАСОВ /теория/ | К-ВО ЧАСОВ /практика/ | ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ | ФОРМЫ ПОДВЕД. ИТОГОВ |
1. | Представление о многочленах и алгебраических уравнениях | 0,5 | 1 | Лекция Практикум | Проверка письм.работ |
2. | Делимость и деление с остатком. | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция Практикум | Самопроверка |
3. | Теорема Безу. | 1 | 1 | Лекция Комментир. решение | Проверка письм.работ |
4. | Общая теорема Виета. | 0,5 | 1 | Лекция Комментир. решение | Самопроверка |
5. | Квадратный трёхчлен. | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция Занятие-обсуждение | Самопроверка |
6. | Уравнения третьей и четвёртой степени. | 1 | 1 | Лекция Комментир. решение | Выполнение д/з /по выбору уч-ся/ |
7. | Уравнения, имеющие рациональные корни | 0,5 | 1 | Лекция Практикум Создание подборки з-ч по теме | Проверка письм. работ |
8. | Симметрические уравнения | 0,5 | 1 | Мини-лекция Занятие-обсуждение | Наблюдение |
9. | Возвратные уравнения | 0,5 | 1 | Консультац. Работа в группах | с/р |
10. | Однородные уравнения | 0,5 | 1 | Лекция Комментир. решение | Выполнение д/з /по выбору уч-ся/ |
11. | Уравнения вида (х+а1)(х+а2)(х+а3)* (х+а4)=в ,где а1 +а2=а3+а4 | 1 | 1 | Консультац. Работа в группах | Проверка письм.работ |
12. | Способы решения иррациональных уравнений | 1 | 3 | Лекция Практикум Комментир решение | с/р |
13. | Уравнения, содержащие переменную под корнем третьей степени | 0,5 | 1 | Объясн-е Практикум Подборка з-ч по теме | Проверка подобранных задач |
14. | Иррациональные неравенства | 0,5 | 2 | Беседа Мини-лекция Практикум,работа в парах | Самопроверка Взаимопроверка в парах |
15. | Способы решения показательных уравнений и неравенств | 1 | 3 | Консультация Практикум Подборка задач по теме | с/р |
16. | Способы решения логарифмических уравнений и неравенств | 0,5 | 1,5 | Беседа Практикум Подборка задач по теме | с/р Проверка подборка задач Наблюдение |
17. | Использование монотонности при решении уравнений | 1 | 1 | Лекция Практикум Домашняя работа /по выбору уч-ся/ | Проверка д/з |
18. | Использование области определения при решении уравнений | 0,5 | 1,5 | Лекция Практикум | Проверка д/з |
19. | Метод рационализации при решении неравенств | 1 | 2 | Лекция Практикум | Проверка д/з |
20. | Способы решения тригонометрических уравнений | 1 | 3 | Лекция Практикум | Взаимопроверка в парах |
21. | Тригонометрические неравенства | 1 | 1 | Лекция Математический бой | Проверка д/з |
22. | Представление о рациональных алгебраических системах | 0,5 | 2 | Лекция Практикум | Проверка письменных работ |
23. | Уравнения с несколькими переменными | 1 | 1 | Лекция Практикум | Проверка письменных работ |
24. | Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными | 1 | 1 | Лекция Практикум | Проверка д/з |
25. | Сведение уравнений к системам | 0,5 | 1 | Подборка задач по теме | с/р |
26. | Линейные уравнения с параметрами | 0,5 | 1,5 | Беседа «Эстафета» «Вопрос другу»- подборка задач для товарища | «Вопрос другу»- взаимопроверка задач с товарищем |
27. | Квадратные уравнения с параметрами | 0,5 | 2,5 | Игра «Слалом» Домашняя работа /по выбору уч-ся | Проверка д/з |
28. | Графо - аналитический метод решения задач с параметрами | 0,5 | 2,5 | Консультация Работа в группах Математический марафон Домашняя работа /по выбору уч-ся/ | Проверка д/р |
29. | Модуль числа. Свойства модуля. | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция Занятие-обсуждение | «Вопрос другу»- взаимопроверка задач с товарищем |
30. | Решение уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля. | 0,5 | 1,5 | Лекция Практикум | Проверка д/р |
31. | Решение уравнений с двумя модулями. | 0,5 | 0,5 | Лекция Практикум | Проверка д/р |
32. | Решение неравенств, содержащих модуль. | 0,5 | 0,5 | Лекция Практикум | Проверка письменных работ |
33. | Решение систем уравнений с модулем. | 0,5 | 0,5 | Лекция Практикум | с/р |
34. | Метод интервалов На плоскости | 0,5 | 1,5 | Консультация Работа в парах Домашняя работа /по выбору уч-ся/ |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Ожидаемые результаты: учащиеся раскроют свой творческий потенциал, обогатят себя знанием методов исследовательской деятельности, приобретут твердые и прочные знания по решению уравнений и неравенств..
Учащиеся должны научиться решать задачи более высокого уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования.
Стоит отметить, что навыки решения математических задач с помощью уравнений и неравенств совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
учащийся должен знать
знать/понимать/уметь:
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
- решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ (части В и части С)
иметь опыт (в терминах компетентностей):
- работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- Васильева В.А. , Кудрина Т.Д. , Молодожникова Ф.Н. «Методическое пособие по математике для поступающих в ВУЗы» - Молсква : МАИ , 1992
- Васильева Н.И. , Жарковская Н.А. , Крымская Л.Д. , Васильев А.Е. « 2000 конкурсных задач по математике с решениями для поступающих в ВУЗы Санкт-Петербурга» - Санкт-Петербург : Петрополис , 1999
- Говоров В.М. , Дыбов П.Т. , Мирошин Н.В. , Смиронова С.Ф. «Сборник конкурсных задач по математике» - Москва : Наука , 1996
- Горнштейн П.И. , Поляк Н.Н. , Тульчинский В.К. «Решение конкурсных задач по математике / из сб-ка под ред.М.И.Сканави. Группа В» - Москва : Инфолайн , 1995
- Зив Б.Г. «Задачи по алгебре и началам анализа от простейших до более сложных» - С-Пб : Мир и семья , 1997
- Козина М.Е. , Фадеева О.М. «Математика 5-11: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках» - Волгоград: Учитель , 2006
- Корянов А. Г., г. Брянск, akoryanov@mail.ru, Прокофьев А.А., г. Москва, aaprokof@yandex.ru. МАТЕМАТИКА ЕГЭ 2011(типовые задания С3). Методы решения неравенств с одной переменной.
- Материалы реальных вариантов ЕГЭ последних двух лет.
- Некрасов В.Б., лекции / годичные курсы АППО , 2004-05 уч.г./
- Потапов М.К. , Олехник С.Н. , Нестеренко Ю.В. «Конкурсные задачи по математике : справочное пособие» - Москва : Наука , 1992
- Саакян С.М. , Гольдман А.М. , Денисов Д.В. «Задачи по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов» - Москва : Просвещение , 1990
- Сергеев И.Н., Панфёров В.С. ЕГЭ 2010. Математика. Задача С3. – М.: МНЦМО, 2010. – 72 с.
- Студенецкая В.Н. , Сагателова Л.С. «Математика 8-9. Сборник элективных курсов» - Волгоград : Учитель , 2006
- Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2010. Математика. Задача С1. – М.: Наука –120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"
Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый курс « Задачи на проценты » своим содержанием сможет...
Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к реше...
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Пояснительная записка.СодежаниеКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»...
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»
Программа рассчитана на 34 часа ...
Рабочая программа элективный курс по алгебре 10 класс
Данный элективный курс изучается один час в неделю....