Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"
календарно-тематическое планирование по алгебре (11 класс) по теме
В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiva_11_klass.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____ /_______________/ ФИО Протокол № _1__ от «_27_» _августа_ 20 12г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № _1_» ______ /______________/ ФИО «_29_» _августа_ 20 12г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № _1_» ______ /_Кузнецов А.С._/ ФИО Приказ № _____ о/д__ от «_31_» _августа_ 20 12г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Универсальные математические методы решения задач»
___________________МБОУ СОШ №1__________________
наименование ОУ
Харина Татьяна Павловна, первая ___________________________________________________
Ф.И.О. учителя, категория
по _______________математике__________________________________
предмет
_________________________11___________________________
класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __1_____ от «_31_» __августа___ 20 12г. |
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Умение решать задачи – один из основных показателей математического развития учащихся, глубины усвоения ими учебного материала, четкости в рассуждениях, понимании логических аспектов различных вопросов.
Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса различных задач.
Решение уравнений и неравенств рассматриваемое в старшей школе, усваивается учащимися хуже, чем в среднем звене. Объяснить это можно недостатком в арсенале знаний учащегося методов, необходимых для решения уравнений и неравенств.
Речь идет о темах, выходящих за пределы базовых общеобразовательных программ или требующих углубления. К таким темам относятся темы «универсальные задачи и универсальные методы» и «нестандартные задачи и нестандартные методы». Необходимость формирования целого ряда специальных математических навыков требует частого привлечения образца работы в учебных ситуациях, называемых стандартными. В этих условиях организация работы учащихся достаточно сложна, жестко ограничена рамками учебного времени, нередко затруднена наличием психологической инерции, возникающей при частом и необходимом повторе задач и упражнений. Между тем, наряду с усвоением основ математических знаний, школа должна обеспечить формирование у учащихся умений активно применять эти знания, прививать им умение трудиться творчески.
Под нестандартными мы будем понимать задачи, которые традиционными преобразованиями и методами не решаются. Исчерпать все типы просто невозможно. Зато возможно набраться опыта в решении подобных задач и, по крайней мере, спокойно отнестись к наличию такой задачи на экзамене.
В настоящее время текстовые задачи являются обязательными в курсе основной школы. Текстовые задачи повышенной сложности входят в перечень вопросов содержания школьного курса математики.
Роль текстовых задач обусловлена тем, что практические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны и для повседневной жизни в современном цивилизованном обществе, и для продолжения образования практически во всех сферах человеческой деятельности.
В настоящее время, когда наблюдается ориентация научно-технического прогресса на интеграцию наук и внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности человека, на первый план выступает задача формирования нового стиля мышления- операционного. Формирование операционного стиля мышления следует организовать при взаимосвязанном обучении математике и информатике, при этом используя специальные методические средства. Таким средством являются процессуальные задачи, задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели при определенных условиях.
Решение геометрических задач часто вызывает трудности у учащихся. Это в первую очередь связано с тем, что редко какая задача в геометрии может быть решена с использованием определенной формулы. При решении большинства задач не обойтись без привлечения разнообразных фактов теории доказательств тех или иных утверждений. Но и при хорошем знании теории приобрести навык в решении задач можно лишь решив достаточно много задач, начиная с простых и переходя к более сложным задачам.
Задачи по стереометрии вызывают большие затруднения у учеников. Это связано с тем, что для успешного решения пространственных задач требуется не только знание основных определений и теорем, но и развитое геометрическое воображение, умение выполнять необходимые построения. Эффективно использовать алгебру и тригонометрию.
Пространственные представления учащихся развиваются в процессе решения большого числа задач, при этом часто приходится вычислять расстояния между различными точками, плоскостями и расстояния между скрещивающимися прямыми.
Учащиеся испытывают большие затруднения особенно при вычислении расстояния между скрещивающимися прямыми. Поэтому в данный курс входят дополнения к учебнику Л.С Атанасяна «Геометрия 10-11» углубляя и расширяя его. Зная определения расстояния между любыми элементами геометрии, легко можно справиться с комбинированными задачами на вычисления объемов, площадей и задачами, связанными с нахождением экстремальных значений.
В школьной программе понятие модуля вводится с шестого класса, последствии учащиеся лишь эпизодически встречаются с заданиями, содержащими модуль. Часто ученики такое задание воспринимают как новое и неожиданное и не знают, с какой стороны к нему подступиться. На базовом уровне учащиеся должны уметь выполнять задания стандартного вида (одношаговые)
В процессе изучения курса старшеклассники смогут познакомиться с различными приемами построения графиков функций, решениями уравнений и неравенств с модулем, приобретут навыки рационального поиска решения задач и построения алгоритмов, а в дальнейшем применят полученные знания и умения при подготовке к экзаменам.
Основу данного курса составляют решения разных по степени важности и трудности задач, поэтому занятия элективного курса способны повысить познавательный интерес учащихся к математике.
Цели:
1.Формирование представлений об универсальных и нестандартных уравнениях и неравенствах и универсальных и нестандартных методах их решения, углубление знаний учащихся по теме «Решение уравнений и неравенств», овладение универсальными и нестандартными методами решения задач.отнестись к наличию такой задачи на экзамен
2.Закрепить и систематизировать теоретические и практические навыки решения задач;
Научить выделить из общего количества геометрических задач опорные, ключевые задачи; научить решать задачи несколькими способами.
3.Одна из целей курса найти оптимальные способы решения геометрических задач и найти универсальные и нестандартные поиски решения.
Познакомить с основными методами и приемами решения геометрических задач, выискивать новые приемы. Расширить пространственное воображение.
4.Прочное и осознанное овладение учащимися системы математических знаний и умений по теме «модуль», которые ученики могли бы применить в нестандартных ситуациях.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с понятием универсальных и нестандартных задач и универсальными и нестандартными методами их решения. Формировать практические навыки и умения при применении универсальных и нестандартных методов решения уравнении и неравенств на основании знаний свойств функции.
2.Ознакомить учащихся с видами текстовых задач.
Расширить знания и умения в решении различных задач, подробно рассмотреть возможные или более универсальные методы их решения. Формировать умения и навыки решения различных типов задач. Привить умение правильно анализировать содержание задач. Расширить теоретический и практический материал школьного курса геометрии.
Научить использовать для контроля обратное решение
3.Систематизация теоретических знаний учащихся, связанных с понятием абсолютная величина. Формирование практических навыков и умений у учащихся при построении графиков функций, решении уравнений и неравенств, содержащих модуль, с использованием различных методов и приемов.
Литература для учащихся:
1. Клово А.Г. Сборник тестов по плану ЕГЭ 2012
2. Ф.Ф.Лысенко Тематиченские тесты.
3. Т.Дорофеев, М.Потапов «Математика для поступающих в вузы»
4. М.И.Сканави «Сборник задач по математике для поступающих в вузы»
5. С.Л. Евсюк «Решение задач повышенной сложности»
6. И.В. Пархимович «Математика для поступающих в вузы»
7. Г.Г.Мамонтова «Математика»
8. О.Ю.Чернышев, В.Т.Якушев «Математика для поступающих в вузы»
9. Ф.Ф.Лысенко «Математика для абитуриентов»
10. А.Г. Мерзляк и др. «Алгебраический тренажер»., Москва «Илекс», 2005г.
11. А.Г. Корянов 2012, задания С1-С2. Методы решения (электронный ресурс)
Литература для учителя:
- С.И.Колесникова «Решение сложных задач ЕГЭ» 300 задач с подробным решением. Издательство Москва Айрис пресс 2009 год.
- Г.А.Воронина Практическое руководство для учителя «Элективные курсы»
Издательство Москва Айрис пресс 2008 год
- Ю.Н.Макаров, Н.Г.Миндюк «Дополнительные главы к школьному учебнику»
9 класс, Москва Просвещение, 1997г.
- КИМы ЕГЭ за 2012-2013 года.
- А.Г. Мерзляк и др. «Алгебраический тренажер»., Москва «Илекс», 2005г.
- А В Ефремов «Универсальные математические методы», Казань БФ КГТУ, 2010 год.
- А.Г. Корянов 2012 задания С1 – С5 Методы решения (электронный ресурс)
- Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- универсальные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- выполнять построения и проводить исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале, выполнять расчеты практического характера, использовать математические формулы и самостоятельно составлять формулы на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- добывать нужную информацию из различных источников;
- проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы;
- обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
Иррациональные уравнения | 4 | ||||||
1 | Основные понятия и определения. | УИНМ | Фронтальный | Уметь находить одз уравнений | |||
2 | Основные понятия и определения. | УПЗУ | Фронтальный | Зналть алгоритм решения уравнений | |||
3 | Решение иррациональных уравнений с помощью векторов. | УИНМ | Фронтальный | Уметь решать уравния введением векторов. | |||
4 | Решение иррациональных уравнений с помощью подстановки. | УПЗУ | Фронтальный индивидуальный | Знать способ подстановки. | |||
Иррациональные неравенства. | 3 | ||||||
5 | Основные понятия и определения. | УИНМ | Фронтальный | Уметь находить одз неравенств | |||
6 | Решение иррациональных неравенств. | УПЗУ | Фронтальный | Уметь решать иррациональные неравенства | |||
7 | Решение двойных неравенств. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать двойные иррациональные неравенства | |||
Функциональные уравнения. | 3 | ||||||
8 | Решение функциональных уравнений. | УИНМ | Фронтальный | Уметь решать функциональные уравнения | |||
9 | Решение функциональных уравнений. | УПЗУ | Фронтальный | Уметь решать функциональные уравнения | |||
10 | Решение систем функциональных уравнений. | УПЗУ | индивидуальный | Уметь решать функциональные уравнения | |||
Уравнения-следствия | 3 | ||||||
11 | Возведение уравнения в четную степень | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать иррациональные уравнения высших степеней | |||
12 | Потенцирование уравнений | комбинированный | Фронтальный | Решать логарифмические уравнения с помощью потенцирования | |||
13 | Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать уравнения комбинированным способом | |||
Тригонометрические уравнения. | 10 | ||||||
14 | Решение тригонометрических уравнений с помощью формул суммы и разности. | комбинированный | Фронтальный | Уметь делать отбор корней тригонометрического уравнения | |||
15 | Решение тригонометрических уравнений с помощью формул суммы и разности. | комбинированный | Фронтальный | Уметь делать отбор корней тригонометрического уравнения | |||
16 | Решение тригонометрических уравнений с помощью формул суммы и разности. | комбинированный | индивидуальный | Уметь делать отбор корней тригонометрического уравнения | |||
17 | Решение неоднородных тригонометрических уравнений. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать неоднородные уравнения различными способами | |||
18 | Решение тригонометрических уравнений с помощью формул понижения степени. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать уравнения с помощью формул понижения | |||
19 | Решение тригонометрических уравнений с помощью формул понижения степени. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать уравнения с помощью формул понижения | |||
20 | Решение неоднородных тригонометрических уравнений второй степени. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать неоднородные уравнения второй степени. | |||
21 | Решение неоднородных тригонометрических уравнений второй степени. | комбинированный | индивидуальный | Уметь решать неоднородные уравнения второй степени. | |||
22 | Решение тригонометрических уравнений способом оценки. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать уравнения способом оценки | |||
23 | Решение тригонометрических уравнений способом оценки. | комбинированный | индивидуальный | Уметь решать уравнения способом оценки | |||
Тригонометрические неравенства. | 5 | ||||||
24 | Решение тригонометрических неравенств, сводящихся к квадратным. | УИНМ | Фронтальный | Уметь решать тригонометрические неравенства | |||
25 | Решение тригонометрических неравенств, сводящихся к квадратным. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать тригонометрические неравенства | |||
26 | Решение тригонометрических неравенств методом интервалов. | УИНМ | Фронтальный | Уметь решать тригонометрические неравенства | |||
27 | Решение тригонометрических неравенств методом интервалов. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать тригонометрические неравенства | |||
28 | Решение тригонометрических неравенств методом интервалов. | комбинированный | индивидуальный | Уметь решать тригонометрические неравенства | |||
Показательные уравнения и неравенства. | 10 | ||||||
29 | Решение показательных уравнений с помощью вынесения общего множителя за скобки. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать показательные уравнения | |||
30 | Решение показательных уравнений с помощью вынесения общего множителя за скобки. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать показательные уравнения | |||
31 | Решение показательных уравнений с помощью подстановки.. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать показательные уравнения | |||
32 | Решение показательных уравнений с помощью подстановки. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать показательные уравнения | |||
33 | Решение показательных уравнений с помощью подстановки. | комбинированный | индивидуальный | Уметь решать показательные уравнения | |||
34 | Решение показательных неравенств. | УИНМ | Фронтальный | Уметь решать показательные неравенства | |||
35 | Решение показательных неравенств. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать показательные неравенства | |||
36 | Решение показательных неравенств. | комбинированный | Уметь решать показательные неравенства | ||||
37 | Решение систем показательных уравнений . | комбинированный | индивидуальный | Уметь решать показательные неравенства | |||
38 | Решение систем показательных неравенств.. | комбинированный | индивидуальный | Уметь решать показательные неравенства | |||
Текстовые задачи: | 12 | ||||||
39 | Задачи на движение. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на движение в одну сторону. | |||
40 | Задачи на движение. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на встречное движение. | |||
41 | Задачи на работу | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на совместную работу. | |||
42 | Задачи на работу | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на совместную работу. | |||
43 | Основные задачи на проценты: прямо-пропорциональные величины, обратно-пропорциональные величины. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на проценты | |||
44 | Задачи на сложные проценты | УИНМ | Фронтальный | Уметь решать задачи на проценты | |||
45 | Задачи на сложные проценты | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на проценты | |||
46 | На десятичную форму записи числа | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на проценты | |||
47 | На концентрацию смеси и сплава. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на проценты | |||
48 | На концентрацию смеси и сплава. | комбинированный | самоконтроль | Уметь решать задачи на проценты | |||
49 | Комбинированные задачи на геометрическую и арифметическую прогрессию. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи па прогрессии | |||
50 | Комбинированные задачи на геометрическую и арифметическую прогрессию. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи па прогрессии | |||
Задачи по планиметрии: | 7 | ||||||
51 | Многоугольники. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на многоугольники | |||
52 | Задачи на отыскание геометрических мест с экстремальными значениями элементов. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на применение производной. | |||
53 | Задачи на отыскание геометрических мест с экстремальными значениями элементов. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на применение производной. | |||
54 | Взаимное расположение окружностей и общие касательные. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи с окружностью | |||
55 | Радикальная ось и радикальный центр окружностей. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи с окружностью | |||
56 | Вневписанные окружности. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи с окружностью | |||
57 | Применение тригонометрии для решения геометрических задач в планиметрии. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи с применением тригонометрии | |||
Стереометрические задачи: | 4 | ||||||
58 | Определение расстояния между точками в пространстве. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на нахождение расстояний между точками методом координат | |||
59 | Расстояние между скрещивающимися прямыми. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на нахождение расстояний между скрещивающимися прямыми методом координат | |||
60 | Определение расстояния между параллельными плоскостями. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на нахождение расстояний между параллельными плоскостями методом координат | |||
61 | Расстояние между прямой и плоскостью | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать задачи на нахождение расстояний между прямой и плоскостью методом координат | |||
Неравенства со знаком модуля | 9 | ||||||
62 | Неравенства вида |f(x)>|g(x)| | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать неравенства с модулем | |||
63 | Неравенства вида |f(x)| | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать неравенства с модулем | |||
64 | Неравенства вида |f(x)|>g(x) | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать неравенства с модулем | |||
65 | Показательные и логарифмические неравенства с модулем. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать неравенства с модулем | |||
66 | Показательные и логарифмические неравенства с модулем. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать неравенства с модулем | |||
67 | Неравенства, содержащие модуль и параметр | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать неравенства с модулем и параметром | |||
68 | Неравенства, содержащие модуль и параметр | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать неравенства с модулем и параметром | |||
69 | Системы неравенств, содержащие модуль. | комбинированный | Фронтальный | Уметь решать системы неравенств с модулем | |||
70 | Системы неравенств, содержащие модуль. | комбинированный | индивидуальный | Уметь решать системы неравенств с модулем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"...
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Рабочая программа элективного курса по математике 10 класс "Методы решения задач с параметром".
Предлагаемый курс «Методы решения задач с параметром» предназначен для реализации в 10 классах для расширения теоретичес...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"
Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...
Рабочая программа Элективного курса по математике в 9 классе "Решение нестандартных задач"
Данный курс на современном этапе обучения является актуальным в связи с введением в российскую практику новой модели государственной итоговой аттестации и в связи с введением в старшей школе профильно...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе «Решение текстовых задач» (ЕГЭ)
Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтоб...
Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Практикум по решению задач по математике"
Программа рассчитана на 70 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 - 11 классов к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает и...